Национальная безопасность: отечественный и зарубежный опыт

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 22:14, реферат

Описание работы

Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации. Национальная безопасность выступает как интегрирующая идея. Для этого в России есть объективные предпосылки. Так, комплексный кризис, который переживала наша страна в 1990-е гг., создавал ощущение небезопасности и выдвигал безопасность в качестве одной из главных и актуальных ценностей.

Работа содержит 1 файл

вав.docx

— 48.32 Кб (Скачать)

    В новой стратегии безопасности Франция  объявляет зоной своих национальных интересов Западную Африку и Сахару. Этот тезис мотивируется общностью  культуры, истории, языка и взаимных экономических интересов африканских  государств и Франции, необходимостью усилить общую безопасность в  формате партнерских отношений. Одновременно стратегия национальной безопасности предполагает сокращение части военных баз в Африке и численности дислоцированных  за рубежом войск с 50 до 30 тыс. человек.

    Тем не менее Франция выступает за создание «европейской обороны», «европейской оборонительной доктрины» с перспективой формирования единой «европейской армии». В качестве главного аргумента выдвигается  тезис о невозможности в национальном формате противостоять новым  вызовам и угрозам безопасности, носящими глобальный характер. Эти  идеи находят поддержку далеко не во всех государствах Евросоюза. Против французской инициативы высказалась  Великобритания, которая выступает  против дублирования командных структур НАТО. Однако США, которых устраивает факт возвращения Франции в Северный альянс, подталкивают своих британских союзников к достижению договоренности с Н. Саркози по поводу общеевропейской  системы безопасности.

    В Германии понимание проблем национальной безопасности тесно увязывается  с необходимостью изменения задач  и предназначения бундесвера.

    В октябре 2006 г. правительство ФРГ  приняло «Белую книгу по вопросам политики безопасности Германии и будущего бундесвера» (заменила документ 1994 г.), в которой названы национальные интересы страны и определены задачи бундесвера.

    Согласно  официальной позиции военно-политического  руководства ФРГ, угрозы и риски  современной Германии приобретают  комплексный характер и могут  возникнуть в любое время в  любой точке мира. При этом руководство  ФРГ считает, что «ни одно государство  в современных условиях не может  собственными силами обеспечить для  себя мир, безопасность и благополучие». Исходя из этого, стратегия национальной безопасности ФРГ предусматривает  тесное взаимодействие по вопросам международной  и национальной безопасности с союзниками и партнерами, использование комплексного подхода к обеспечению всех аспектов безопасности (внутренних и внешних, политических, экономических, экологических, социальных и др.), а также реализацию принципа превентивности, предполагающего раннее выявление кризисов и заблаговременное предотвращение их опасных последствий. Важным является также содержащееся в военно-доктринальных документах ФРГ положение о стирании границ между внутренней и внешней безопасностью.

    В целом, руководство Германии рассматривает  вооруженные силы как универсальный  инструмент государственной политики, направленной на гарантированное обеспечение  безопасности граждан и предназначенной  для парирования любых угроз, с какими только может столкнуться  страна уже в ближайшем будущем. 

    Концепция национальной безопасности Китая. 

    Среди стран, которые в перспективе  смогут оспорить превосходство США  в военной сфере, американское руководство  особо выделяет Китай. Для этого  есть все основания. Непрерывно и  динамично растет военный бюджет страны, а Народно-освободительная  армия Китая преобразуется в  вооруженные силы, отвечающие всем современным требованиям. В связи  с этим представляет интерес современная  концепция национальной безопасности КНР.

    Ее  положения излагаются в таких  программных документах, как решения  съездов коммунистической партии, постановления  пленумов и Центральной военной  комиссии ЦК КПК, а также в документах Центрального военного совета и Государственного совета КНР. Широкой общественности (в том числе и международной) основные моменты по этой теме в  их открытой официальной трактовке  представляются в Белой книге  «Национальная оборона Китайской  Народной Республики» (последняя опубликована в январе 2009 г., всего с 1998 г. опубликовано 6 книг).

    Документ  был выпущен одновременно на китайском  и английском языках и приурочен к инаугурации президента США Барака Обамы. Минобороны КНР выразило надежду, что США воспользуются возможностью улучшить военные отношения с Китаем. Одновременно Китай назвал одним из факторов нестабильности усиление присутствия США в Азиатско-Тихоокеанском регионе и оставил за собой право использовать ядерное оружие в ответ на ядерную атаку.

    Основным  принципом китайской стратегии  национальной безопасности является опора  на собственные силы, что трактуется как «использование всех имеющихся  у государства возможностей для  защиты национальных интересов, проведение независимой внешней политики, неучастие  в военно-политических блоках и отказ  от вступления в союз с великими державами, а также противодействие  гегемонизму США». По мнению китайского руководства, национальная безопасность напрямую зависит от мощи государства. Главными ее компонентами считаются  экономика, наука и техника, внутриполитическая стабильность и военная мощь. При  этом доминирующим фактором в настоящее время является экономический потенциал государства. В качестве главного условия и основы успешного экономического развития называется «создание мирного окружения» (военно-политический аспект безопасности) и «экономическая интеграция с соседями по региону» (экономический аспект). Одной из важных задач в области обеспечения национальной безопасности, как заявляют китайские руководители, является «предотвращение локальной войны в регионе». Главным средством этого, считают они, являются вооруженные силы, которые должны «повышать свою маневренность, огневую мощь и гибкость системы управления, а также добиваться более полного использования научных достижений в своей деятельности».

    Не  исключается и военная форма  экспансии в отношении Тайваня. Но после победы Гоминьдана и на парламентских, и на президентских  выборах на Тайване мирная капитуляция  острова становится практически  гарантированной.

    В новой китайской «Белой книге» говорится, что существуют шансы избежать полномасштабной  войны глобального характера  в сравнительно долгосрочной перспективе, поскольку в настоящее время  увеличивается число благоприятных  факторов для защиты мира и сдерживания  войны.

    В целом, исследование концептуальных документов ведущих зарубежных стран, освещающих взгляды их руководства на проблему обеспечения национальной безопасности, свидетельствует о том, что истинные цели государств в них, как правило, завуалированы и прикрыты высокопарной риторикой, а декларируемые положения  зачастую не соответствуют практическим действиям на международной арене. 

    Концепции национальной безопасности стран ближнего зарубежья. 

    Военная доктрина Белоруссии, принятая в 2002 г., исходит из того, что ни одна другая страна в настоящее время не является для республики потенциальным противником. Внешними угрозами Белоруссия признает, например, вмешательство в свои внутренние дела, расширение военных блоков и  союзов в ущерб военной безопасности республики, а также «целенаправленное, противоречащее интересам Республики Беларусь и ее союзников информационное (информационно-психологическое) воздействие  с использованием современных информационных технологий». Помимо этого, в документе  неоднократно упоминается, что Белоруссия занимается формированием единого  оборонного пространства с Россией.

    Украина в военной доктрине 2004 г. указывает, что не считает ни одну страну своим  противником, но будет считать потенциальным  противником государство, последовательная недружелюбная политика которого будет  угрожать военной безопасности страны. Внешними угрозами Украина считает  в числе прочих возможность втягивания в региональные войны, военно-политическую нестабильность и конфликты в  соседних государствах и незавершенность  договорно-правового оформления своей  государственной границы. Одной из базовых концепций обеспечения военной безопасности указано «предотвращение возможной вооруженной агрессии путем ее военно-силового сдерживания, в частности путем создания угрозы причинения потенциальному агрессору вреда, неадекватного ожидаемому». В документе также неоднократно упоминается намерение Украины присоединиться к НАТО.

    В 2005 г. Грузия опубликовала «Национальную  военную стратегию». Ее разработка была предусмотрена программой индивидуального  партнерства Грузии с НАТО. В документе, над которым работали специалисты  грузинского Генштаба, члены парламента и неправительственных организаций, зарубежные эксперты, одной из главных  угроз названо российское военное  присутствие на базах в Грузии (последняя из них была выведена в 2007 г.), наличие неконтролируемых территорий и присутствие в них российских контингентов и территориальная  целостность страны. В Стратегии  указано, что грузинская армия должна быть трансформирована и перевооружена  по стандартам НАТО к 2010 г. Вероятные  противники Грузии в документе не упоминаются, союзниками названы США  и другие страны НАТО. В августе 2009 г. власти Грузии объявили, что пересмотрят  национальную военную доктрину и  концепцию безопасности страны. Независимо от своих отношений с НАТО и  США, руководство Грузии пришло к  выводу, что «в интересах национальной безопасности и выживания ей необходима собственная оборона и способности  сдерживания». 


Информация о работе Национальная безопасность: отечественный и зарубежный опыт