Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 22:14, реферат
Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации. Национальная безопасность выступает как интегрирующая идея. Для этого в России есть объективные предпосылки. Так, комплексный кризис, который переживала наша страна в 1990-е гг., создавал ощущение небезопасности и выдвигал безопасность в качестве одной из главных и актуальных ценностей.
Национальные
интересы России в информационной сфере
заключаются в соблюдении конституционных
прав и свобод граждан в области
получения информации и пользования
ею, в развитии современных
Национальные интересы России в военной сфере заключаются в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства.
Национальные
интересы России в пограничной сфере
заключаются в создании политических,
правовых, организационных и других
условий для обеспечения
Национальные
интересы России в экологической
сфере заключаются в сохранении
и оздоровлении окружающей среды. Важнейшими
составляющими национальных интересов
России являются защита личности, общества
и государства от терроризма, в том числе
международного, а также от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера
и их последствий, а в военное время - от
опасностей, возникающих при ведении военных
действий или вследствие этих действий.
Угрозы
национальной безопасности
Российской Федерации.
Состояние
отечественной экономики, несовершенство
системы организации
В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены прежде всего существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости. Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России.
Негативные
процессы в экономике лежат в
основе сепаратистских устремлений
ряда субъектов Российской Федерации.
Это ведет к усилению политической
нестабильности, ослаблению единого
экономического пространства России и
его важнейших составляющих - производственно-
Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации. Этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда общественных объединений, а также неконтролируемая миграция способствуют усилению национализма, политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и создают условия для возникновения конфликтов.
Угроза
криминализации общественных отношений,
складывающихся в процессе реформирования
социально-политического
Последствия
этих просчетов проявляются в
ослаблении правового контроля за ситуацией
в стране, в сращивании отдельных
элементов исполнительной и законодательной
власти с криминальными структурами,
проникновении их в сферу управления
банковским бизнесом, крупными производствами,
торговыми организациями и
Масштабы
терроризма и организованной преступности
возрастают вследствие зачастую сопровождающегося
конфликтами изменения форм собственности,
обострения борьбы за власть на основе
групповых и
Угрозу национальной безопасности России в социальной сфере создают глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы.
Угрозой физическому здоровью нации являются кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ.
Последствиями
глубокого социального кризиса
являются резкое сокращение рождаемости
и средней продолжительности
жизни в стране, деформация демографического
и социального состава
Углубление кризиса во внутриполитической, социальной и духовной сферах может привести к утрате демократических завоеваний.
Основные
угрозы в международной сфере
обусловлены следующими факторами:
опасностью ослабления политического,
экономического и военного влияния
России в мире; расширением НАТО
на восток; возможностью появления
в непосредственной близости от российских
границ иностранных военных баз
и крупных воинских контингентов;
распространением оружия массового
уничтожения и средств его
доставки; возникновением и эскалацией
конфликтов вблизи государственной
границы Российской Федерации и
внешних границ государств-участников
Содружества Независимых
Усиливаются
угрозы национальной безопасности Российской
Федерации в информационной сфере.
Серьезную опасность
.Возрастают
уровень и масштабы угроз в
военной сфере. Возведенный в ранг стратегической
доктрины переход НАТО к практике силовых
(военных) действий вне зоны ответственности
блока и без санкции Совета Безопасности
ООН чреват угрозой дестабилизации всей
стратегической обстановки в мире. Увеличивающийся
технологический отрыв ряда ведущих держав
и наращивание их возможностей по созданию
вооружений и военной техники нового поколения
создают предпосылки качественно нового
этапа гонки вооружений, коренного изменения
форм и способов ведения военных действий.
Обеспечение
национальной безопасности
Российской Федерации.
Основными задачами в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются:
- своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации;
- реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;
- обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;
- подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;
- преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от внешних источников;
- обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;
- совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства Российской Федерации, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;
- обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;
- обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России прежде всего с ведущими государствами мира;
- подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства;
- укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;
- принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации;
-
коренное улучшение экологической ситуации
в стране.
Современные
зарубежные концепции национальной безопасности.
Опыт
США в принятии решений и концептуальных
документов в сфере национальной безопасности.
Понятие
«национальная безопасность»
В настоящее время США обладают наиболее развитой структурой системы обеспечения национальной безопасности. Эта система базируется во многом на положениях вышеупомянутого закона. Закон разрабатывался с учетом опыта ведения внешней и оборонной политики США в ходе Второй мировой войны, а также особенностей, определяющих американские подходы к обеспечению безопасности в конкретных исторических условиях. В последующие десятилетия отдельные институты были реформированы, появились новые, но в целом система сохранила свою преемственность.
В США, исходя из положений Конституции, президент является главным лицом в принятии решений в сфере национальной безопасности. Он наделен основными полномочиями в реализации политики и принятии концептуальных документов по национальной безопасности.
При
президенте США функционирует высший
орган, консультирующий его по вопросам
национальной безопасности, координирующий
политику ведомств, отвечающих за ее обеспечение,
готовящий аналитические
В СНБ входят: президент, вице-президент, государственный секретарь, министр обороны, начальник управления мобилизации. Кроме того, на заседаниях СНБ обычно присутствуют постоянные советники – директор ЦРУ и председатель Объединенного комитета начальников штабов, советник президента по национальной безопасности, а также министры финансов, юстиции, энергетики и др.
Принятию решений в сфере национальной безопасности в США предшествует подготовка соответствующими органами (военными ведомством, разведывательными организациями, госдепартаментом и т.д.) аналитических материалов сообразно ситуации и перечень рекомендуемых мер, а также их обоснование. Эти меры и рекомендации представляются членам СНБ (иногда в список рассылки включаются руководители правительственных ведомств, члены Конгресса и др.) в виде развернутых научных или аналитических докладов, к которым обычно прилагаются сопроводительные краткие обзоры их содержания с основными выводами.
Информация о работе Национальная безопасность: отечественный и зарубежный опыт