Национальная безопасность: отечественный и зарубежный опыт

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 22:14, реферат

Описание работы

Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации. Национальная безопасность выступает как интегрирующая идея. Для этого в России есть объективные предпосылки. Так, комплексный кризис, который переживала наша страна в 1990-е гг., создавал ощущение небезопасности и выдвигал безопасность в качестве одной из главных и актуальных ценностей.

Работа содержит 1 файл

вав.docx

— 48.32 Кб (Скачать)

    Национальные  интересы России в информационной сфере  заключаются в соблюдении конституционных  прав и свобод граждан в области  получения информации и пользования  ею, в развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных  информационных ресурсов от несанкционированного доступа.

    Национальные  интересы России в военной сфере  заключаются в защите ее независимости, суверенитета, государственной и  территориальной целостности, в  предотвращении военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении  условий для мирного, демократического развития государства.

    Национальные  интересы России в пограничной сфере  заключаются в создании политических, правовых, организационных и других условий для обеспечения надежной охраны государственной границы  Российской Федерации, в соблюдении установленных законодательством  Российской Федерации порядка и  правил осуществления экономической  и иных видов деятельности в пограничном  пространстве Российской Федерации.

    Национальные  интересы России в экологической  сфере заключаются в сохранении и оздоровлении окружающей среды. Важнейшими составляющими национальных интересов России являются защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе международного, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время - от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.   

    Угрозы  национальной безопасности Российской Федерации. 

    Состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной  власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и  увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных  отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны.

    В сфере экономики угрозы имеют  комплексный характер и обусловлены  прежде всего существенным сокращением  внутреннего валового продукта, снижением  инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости. Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России.

    Негативные  процессы в экономике лежат в  основе сепаратистских устремлений  ряда субъектов Российской Федерации. Это ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению единого  экономического пространства России и  его важнейших составляющих - производственно-технологических  и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем.

    Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей  способствуют усилению напряженности  во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному  устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации. Этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда общественных объединений, а также неконтролируемая миграция способствуют усилению национализма, политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и создают условия для возникновения конфликтов.

    Угроза  криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности, приобретает  особую остроту. Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной  деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной  государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного  потенциала общества являются основными  факторами, способствующими росту  преступности, особенно ее организованных форм, а также коррупции.

    Последствия этих просчетов проявляются в  ослаблении правового контроля за ситуацией  в стране, в сращивании отдельных  элементов исполнительной и законодательной  власти с криминальными структурами, проникновении их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими  сетями. В связи с этим борьба с организованной преступностью и коррупцией имеет не только правовой, но и политический характер.

    Масштабы  терроризма и организованной преступности возрастают вследствие зачастую сопровождающегося  конфликтами изменения форм собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых и этнонационалистических интересов. Отсутствие эффективной  системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая  обеспеченность деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности, правовой нигилизм, отток из органов  обеспечения правопорядка квалифицированных  кадров увеличивают степень воздействия  этой угрозы на личность, общество и  государство.

    Угрозу  национальной безопасности России в  социальной сфере создают глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу  малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы.

    Угрозой физическому здоровью нации являются кризис систем здравоохранения и  социальной защиты населения, рост потребления  алкоголя и наркотических веществ.

    Последствиями глубокого социального кризиса  являются резкое сокращение рождаемости  и средней продолжительности  жизни в стране, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление фундаментальной  ячейки общества-семьи, снижение духовного, нравственного и творческого  потенциала населения.

    Углубление  кризиса во внутриполитической, социальной и духовной сферах может привести к утрате демократических завоеваний.

    Основные  угрозы в международной сфере  обусловлены следующими факторами: опасностью ослабления политического, экономического и военного влияния  России в мире; расширением НАТО на восток; возможностью появления  в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз  и крупных воинских контингентов; распространением оружия массового  уничтожения и средств его  доставки; возникновением и эскалацией конфликтов вблизи государственной  границы Российской Федерации и  внешних границ государств-участников Содружества Независимых Государств. Серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации представляет терроризм. Международным терроризмом  развязана открытая кампания в целях  дестабилизации ситуации в России.

    Усиливаются угрозы национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере. Серьезную опасность представляют собой стремление ряда стран к  доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с  внешнего и внутреннего информационного  рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей  создание средств опасного воздействия  на информационные сферы других стран  мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним

    .Возрастают  уровень и масштабы угроз в  военной сфере. Возведенный в ранг стратегической доктрины переход НАТО к практике силовых (военных) действий вне зоны ответственности блока и без санкции Совета Безопасности ООН чреват угрозой дестабилизации всей стратегической обстановки в мире. Увеличивающийся технологический отрыв ряда ведущих держав и наращивание их возможностей по созданию вооружений и военной техники нового поколения создают предпосылки качественно нового этапа гонки вооружений, коренного изменения форм и способов ведения военных действий.   

    Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. 

    Основными задачами в области обеспечения  национальной безопасности Российской Федерации являются:

    - своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации;

    - реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;

    - обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;

    - подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;

    - преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от внешних источников;

    - обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;

    - совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства Российской Федерации, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;

    - обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;

    - обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России прежде всего с ведущими государствами мира;

    - подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства;

    - укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;

    - принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации;

    - коренное улучшение экологической ситуации в стране. 
 

    Современные зарубежные концепции национальной безопасности. 

    Опыт США в принятии решений и концептуальных документов в сфере национальной безопасности. 

    Понятие «национальная безопасность» широко вошло в международную практику с 1947 г., когда в США был принят Закон  «О национальной безопасности». В этом законе не дается однозначного определения понятия «национальная безопасность»: видимо, предполагается, что этот вопрос достаточно проработан в политологических исследованиях.

    В настоящее время США обладают наиболее развитой структурой системы  обеспечения национальной безопасности. Эта система базируется во многом на положениях вышеупомянутого закона. Закон разрабатывался с учетом опыта  ведения внешней и оборонной  политики США в ходе Второй мировой  войны, а также особенностей, определяющих американские подходы к обеспечению  безопасности в конкретных исторических условиях. В последующие десятилетия  отдельные институты были реформированы, появились новые, но в целом система  сохранила свою преемственность.

    В США, исходя из положений Конституции, президент является главным лицом  в принятии решений в сфере  национальной безопасности. Он наделен  основными полномочиями в реализации политики и принятии концептуальных документов по национальной безопасности.

    При президенте США функционирует высший орган, консультирующий его по вопросам национальной безопасности, координирующий политику ведомств, отвечающих за ее обеспечение, готовящий аналитические материалы, - Совет национальной безопасности (СНБ). СНБ – главный координационный  инструмент президента США в сфере  внешней политики и международных  отношений.

    В СНБ входят: президент, вице-президент, государственный секретарь, министр  обороны, начальник управления мобилизации. Кроме того, на заседаниях СНБ обычно присутствуют постоянные советники  – директор ЦРУ и председатель Объединенного комитета начальников  штабов, советник президента по национальной безопасности, а также министры финансов, юстиции, энергетики и др.

    Принятию  решений в сфере национальной безопасности в США предшествует подготовка соответствующими органами (военными ведомством, разведывательными  организациями, госдепартаментом и  т.д.) аналитических материалов сообразно  ситуации и перечень рекомендуемых  мер, а также их обоснование. Эти  меры и рекомендации представляются членам СНБ (иногда в список рассылки включаются руководители правительственных ведомств, члены Конгресса и др.) в виде развернутых научных или аналитических докладов, к которым обычно прилагаются сопроводительные краткие обзоры их содержания с основными выводами.

Информация о работе Национальная безопасность: отечественный и зарубежный опыт