Национальная безопасность: отечественный и зарубежный опыт

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 22:14, реферат

Описание работы

Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации. Национальная безопасность выступает как интегрирующая идея. Для этого в России есть объективные предпосылки. Так, комплексный кризис, который переживала наша страна в 1990-е гг., создавал ощущение небезопасности и выдвигал безопасность в качестве одной из главных и актуальных ценностей.

Работа содержит 1 файл

вав.docx

— 48.32 Кб (Скачать)

    В то же время в США периодически создаются группы экспертов или  органы, которые занимаются исследованием  вариантов и типологии основных концептуальных документов в этой сфере  на долгосрочную перспективу.

    СНБ обеспечивает как принятие стратегических концептуальных решений в сфере  национальной безопасности, так и  подготавливает рекомендации для решения  текущих или требующих оперативного вмешательства проблем во внешней  и оборонной политике. Тем самым  на уровне СНБ формируются основные направления внешней, внутренней и  оборонной политики государства  как текущего характера, так и  рассчитанные на перспективу, рассматриваются  конкретные позиции и подходы, подготавливаются стратегические, концептуальные документы  и решения. В штате Белого дома обеспечением работы СНБ на уровне руководящего состава занимаются: помощник президента по национальной безопасности, исполнительный секретарь СНБ (ему  подчинены четыре члена директората  СНБ, имеющие статус помощников министра, отвечающих за отдельные направления  работы и назначаемые президентом) и директор группы «ситуационного анализа». Группа ситуационного анализа включает примерно 30 - 70 сотрудников, откомандированных  на 2 года разведывательными ведомствами. Она предназначена для:

    - мониторинга и результирующей  оценки обстановки в различных  зонах и сферах интересов США,  подготовки оценочно-прогнозной  документации для президента  и членов СНБ;

    - подготовки проекта возможных  вариантов комплексной стратегической (специальной, экономической, пропагандистской, информационной, дипломатической, военной  и др.) реакции США на развитие  ситуации, угрожающей интересам  и безопасности страны;

    - селекции всех материалов, докладываемых  президенту и СНБ. Административное  управление деятельностью группы  осуществляют директор, а оперативное  – помощник президента США  по национальной безопасности.

    Базовый элемент группы – «ситуационная  комната», созданная в 1962 г. президентом  США Д. Кеннеди, когда  в ходе Карибского кризиса стали ясны трудности отсутствия единого органа экстренного аналитико-прогнозного обобщения текущей информации и оперативной координации действий различных ведомств США в чрезвычайных ситуациях. С начала 1980-х гг. с приходом к власти Р. Рейгана в подземных этажах Белого дома круглосуточно работают дежурные смены оперативного слежения за обстановкой, а в надземных помещениях – группы комплексного анализа информации и технического обеспечения.

    В чрезвычайных ситуациях на базе «ситуационной  комнаты» под руководством вице-президента США развертывается Центр по действиям  в кризисных ситуациях, к работе которого оперативно подключаются, в  том числе по телекоммуникационным каналам, специалисты и информационные ресурсы других подразделений и  ведомств. Группа готовит «утренний  доклад» по национальной безопасности для президента (ему также вручается  доклад ЦРУ), других членов СНБ, содержащий обобщенную информацию о положении  дел в кризисных точках, эффективности  работы ведомств, отвечающих за безопасность страны, реакцию СМИ и общественности на эту деятельность и т.п.

    Кроме того, аппаратом СНБ для президента готовятся конкретные доклады или   аналитические материалы, содержащие концептуальные подходы по отдельным проблемам или по совокупности проблем национальной безопасности, внешней и оборонной политики. После обсуждения докладов и рекомендаций на заседаниях СНБ (а иногда и до этого, если есть необходимость) новая концепция или позиция администрации по отдельным ключевым проблемам в общих чертах представляется широкой общественности в виде статей ведущих экспертов в сфере безопасности в академических изданиях, ведущих СМИ и т.д., причем, упор делается на  недостатках прежней позиции и преимуществах новой.

    Особое  внимание уделяется представлению  широкой общественности и экспертным кругам таких важнейших концептуальных документов, как Стратегия национальной безопасности США (она излагается в  США ежегодно, в посланиях президента Конгрессу) и Национальная военная  стратегия (разрабатывается Объединенным комитетом начальников штабов США  каждые 2 - 3 года). Важно отметить, что  Стратегия национальной безопасности США - важнейшая концептуальная база для создания документов, регулирующих военную политику США и весь блок стратегических вопросов, связанных  с обороной страны.

    Американская  военная стратегия формируется  как составная часть Стратегии  национальной безопасности США, разработка которой сопровождается корректировкой ее военного компонента – Национальной военной стратегии. Этот документ, по существу, является американской военной  доктриной и содержит:

    - трактовку предназначения вооруженных  сил США в современных условиях;

    - обобщенный анализ военно-стратегической  обстановки в мире;

    - формулировку военных целей национальной  безопасности США;

    - пути достижения этих военных  целей (элементы стратегии, стратегические  концепции строительства и боевого  применения вооруженных сил США);

    - состав сил, требуемый для достижения  целей национальной безопасности  при приемлемой степени риска.

    Структурно  Национальная военная стратегия, помимо целей и задач, решаемых для их достижения, включает три компонента: строительство, развертывание и  использование вооруженных сил  США.

    В системе обеспечения руководства  национальной безопасности США важную роль играет советник президента по национальной безопасности. Он является центральной  фигурой всего механизма разработки, принятия и реализации ключевых внешнеполитических решений, включая вопросы обеспечения  внешней безопасности. Советник назначается  президентом из числа наиболее авторитетных специалистов в этой области. Он имеет  непосредственный доступ к президенту для доклада по любому из этих вопросов и представления своей собственной  точки зрения относительно наиболее целесообразного решения.

    Представители Конгресса не входят в СНБ. Законодательная  ветвь власти в США непосредственно  не участвует в механизме выработки, принятия и реализации внешнеполитических решений. Однако Конгресс серьезно влияет на этот процесс косвенным образом: через бюджетную политику; организацию  различных слушаний «в порядке надзора» с участием представителей исполнительной власти; запросы в органы исполнительной власти; ратификацию международных  соглашений и договоров; консультации с президентом, госсекретарем, министром  обороны, советником президента по национальной безопасности; утверждение назначений на должности послов и других высокопоставленных должностных лиц внешнеполитического  ведомства и т.д. Отношения обеих  ветвей власти строятся на основе взаимного  уважения и взаимопомощи. Органы исполнительной власти неизменно ориентированы  на то, чтобы информировать Конгресс о своей работе, узнавать мнения конгрессменов и своевременно учитывать  их.

    Особенность механизма принятия решений и  концептуальных документов в сфере  национальной безопасности в США  определяется: сочетанием полномочий главы государства и главы  правительства в одном высшем должностном лице – президенте; принципом разделения властей, предполагающим тесное взаимодействие исполнительной и законодательной ветвей власти при принятии важнейших государственных  решений; широкими полномочиями президента в вопросах обеспечения стратегических национальных интересов и в принятии важнейших государственных решений  в общем законодательном процессе. В этом контексте решения главы  исполнительной власти США (президента) в сфере национальной безопасности, пройдя многоступенчатую предварительную  экспертизу специалистов, оформляются  в виде президентских директив, фактически имеющих силу закона. Вместе с тем  Конгресс США сохраняет важные и  весьма эффективные рычаги воздействия  на исполнительную власть и корректировку  решений администрации. Важнейшей  формой влияния Конгресса на решения  и политику администрации в сфере  национальной безопасности является процедура  регулярных слушаний, в ходе которых  члены Конгресса могут обсуждать  и запрашивать детальные обоснования принятых решений или положений концептуальных документов, что требует от администрации постоянного привлечения на заседания представителей министерств, ведомств, экспертных и академических кругов и подготовки соответствующих докладов, отчетов, объяснительных записок и других материалов по всему спектру внешней и оборонной политики и проблемам национальной безопасности государства.

    Существующая  в США система принятия решений  на высшем уровне в сфере национальной безопасности является достаточно гибкой и одновременно стабильной, однако с приходом к власти новой администрации  в эту систему вносятся определенные изменения, обуславливаемые конкретно  складывающейся обстановкой.

    Находящаяся у власти политическая группировка  разрабатывает концепцию национальной безопасности как доктрину, выражающую свою политическую волю и имеющую  конкретную идеологическую направленность. Готовность исполнительной ветви власти в США придерживаться положений  концепции в своей практической деятельности предусматривает и  готовность правительства нести  ответственность как за частные  результаты ее реализации, так и  за выполнение в полном объеме взятых на себя перед нацией обязательств в области обеспечения безопасности. 

    Концепции национальной безопасности европейских государств. 

    Основным  документом Великобритании в сфере  обеспечения национальной безопасности является Стратегия национальной безопасности (2008 г.). Это масштабный программный  документ, охватывающий весь спектр угроз  безопасности в современном мире: изменение климата, бедность, стихийные  бедствия, терроризм, кибератаки.

    Новая доктрина основывается не на старой концепции  «гражданской обороны» времен «холодной  войны», а на новой схеме, которая  сочетает готовность специальных служб  к чрезвычайным ситуациям с участием рядовых граждан. Стратегия предусматривает, что граждане должны уметь одинаково  эффективно отвечать на целый спектр потенциальных угроз – от природных  бедствий до терактов.

    Британская  Стратегия национальной безопасности предполагает создание «национального реестра потенциальных рисков», который будет обнародован и  доступен всему населению страны. Кроме того, этим документом санкционировано  увеличение численности сотрудников  сил безопасности до 4000 человек, создание группы гражданских специалистов из 1000 человек, которые будут направляться для работы в «горячие» регионы  по всему миру, чтобы «помогать  в налаживании нормальной жизни».

    Согласно  Стратегии на территории Великобритании образованы четыре региональные контртеррористические  подразделения и 4 разведывательных отдела, которые призваны помогать полиции в установлении террористов и предотвращении терактов.

    Реформы затронули парламентский Комитет  по разведке и безопасности (ISC), который  наблюдает за деятельностью разведки MI15  и службы контрразведки MI16. Работа Комитета стала более прозрачна для населения, некоторые его заседания проходят публично. До принятия этого документа деятельность депутатов и членов палаты лордов, входящих в Комитет, не предавалась огласке, а поступающая в этот орган информация была конфиденциальной.

    Стратегия в целом предусматривает более  открытую работу государственных ведомств, отвечающих за безопасность страны.

    Во  внешней политике страны основное направление  обеспечения безопасности направлены на сокращение ядерного оружия в мире.

    Во  внутриполитической деятельности основными  приоритетами военно-политического  руководства Великобритании являются ужесточение национального законодательства в сфере борьбы с международным  терроризмом, усиление финансового  контроля над организациями, подозреваемыми в причастности к террористической деятельности.

    Во  Франции официальные подходы  к обеспечению национальной безопасности напрямую зависят от складывающейся обстановки и тесно связаны с  официальной линией французского президента. В июне 2008 года был представлена Белая книга по обороне и национальной безопасности Франции (заменила документ 1994 г.).

    В ней названы  наиболее существенные угрозы безопасности французского государства, связанные с глобализацией: терроризм, распространение оружия массового поражения, атаки на космические и информационные системы, финансово-политические кризисы, конкуренция за доступ к водным, энергетическим  ресурсам, источникам сырья, ухудшение качества окружающей среды, пандемии, неконтролируемая миграция.

    Среди основных приоритетов стратегии  национальной безопасности Франции  следует отметить: утверждение собственного независимого статуса за счет обладания  ядерным потенциалом и значительной военной мощью; участие в формировании политики НАТО (Франция оставила за собой право быть независимым  союзником НАТО); дальнейшее укрепление Европейского союза через валютный союз (евро) и франко-германское взаимодействие. Политика России в отношении с  ближайшими соседями названа «важным  фактором», влияющим на безопасность на континенте и в мире. В то же время  документ критикует политическое и  энергетическое давление России на некоторые  страны бывшего СССР.

    Нынешний  президент Франции Н. Саркози  в качестве важнейшего внешнеполитического  приоритета также определил укрепление двусторонних отношений с США.

    Вместо  двух советов – по внутренней безопасности и по обороне – во Франции в  соответствии с новой стратегией национальной безопасности создан единый Совет обороны и национальной безопасности. Управление безопасности территории (DST) преобразовано в Центральное управление внутренней разведки (DCRI). Главная задача нового ведомства – борьба с терроризмом (международным, европейским, внутрифранцузским). Во французской  «Белой книге» дается подробный анализ международного терроризма, под которым понимается, прежде всего, терроризм исламского толка. В этой части в качестве одного из приоритетных направлений стратегии национальной безопасности выдвигается агентурная работа. Координацией деятельности спецслужб занимается специальный советник президента по информации.

Информация о работе Национальная безопасность: отечественный и зарубежный опыт