Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 01:36, доклад
Управление, как социальный феномен, известно с древних времен и является предметом изучения целого ряда наук, в том числе менеджмента, социологии, политологии, философии, кибернетики, психологии, экономики. Таким образом, теория управления как самостоятельная отрасль знания формируется и развивается как междисциплинарная система.
К концу XIX - началу XX в. появились первые работы, в которых была сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования основ науки управления. Это было ответом на потребности промышленного развития, которое все больше приобретало такие специфические черты, к
Так, по результатам одного из проведенных исследований зарубежных ученых был сформулирован вывод о том, что: «В поисках новейших механизмов повышения заинтересованности организации нельзя не видеть, что...денежные поощрения дают самые большие повышения эффективности деятельности, почти в два раза больше, чем эффекты от постановки цели и обогащения работы. Деньги - это ключевое поощрение.. .ни один другой поощрительный или мотивационный механизм даже рядом не стоит с ними»32.
Именно заработная плата
составляет важнейшую часть доходов
работников наемного труда, которая
является не только источником обеспечения
жизнедеятельности человека, но и
выступает мощнейшим
Актуальность вопроса
оплаты труда обусловлена
К определению дохода, требуемого работнику, рассмотрению источников его происхождения ученые подходили по-разному.
В настоящее время существует множество микро — и макроэкономических теорий заработной платы, развившихся в эпоху индустриального общества, глобализации и перехода на новый социум.
Нам представляется интересной
классификация экономических
Условная модель экономических теорий в последовательности усиления влияния на компенсации представлена на рис.1.233
■ I
Рис. 1.2. Модель экономических теорий заработной платы
Теории
социального заработка. Данные
теории рассматриваются в истории экономических
учений как классические теории заработной
платы и представляют собой попытку объяснить
с разных точек зрения, почему наниматели
обязаны платить своим работникам и в
каком размере, исходя либо из их нужд
на воспроизводство рабочей силы, либо
из величины накопления капитала, либо
из спроса на труд и т.д. Вместе с тем эти
теории никоим образом не принимают во
внимание и даже не упоминают об особенностях
(талантах) индивида, уровне его профессиональной
подготовки, качестве выполняемой им работы
и т.п. Краткое содержание этих теорий
представлено в таблице 3.
Таблица 3
Теория |
Основные положения |
1. Теория заработков,
обеспечивающих прожиточный |
Центром внимания теории является рассмотрение населения как такового, а не рынка труда. Предполагается, что каждый член общества должен быть обеспечен достаточным количеством продуктов питания, одеждой и жильем, чтобы существовать. Наиболее ярким представителем этой теории является Давид Риккардо. Данная теория известна также под названием Железного закона заработков. |
2. Теория справедливой цены |
Теория справедливой цены исходит из того, что каждой появившийся на свет личности предопределено обладать точно тем же положением и богатством, что и его или ее родители. Эта теория определяла роль права по рождению высшего элитного класса по сравнению с низшим классом, существовавшим на уровне прожиточного минимума. Вместе с тем, теория не затрагивала группу, находившуюся между высшим и низшим классами. |
3. Теория справедливого заработка |
Эпоха Возрождения дала мощный толчок развитию ремесел, росту спроса на интеллектуальные виды деятельности, породив спрос на рынке труда работников разных категорий. Нехватка работников дала возможность гильдиям и другим коллективным группам, вступая в переговоры с работодателем, заметно повышать заработки своих профессиональных работников. Таким образом, эта теория во многом явилась выражением интересов среднего класса. Данная теория явилась новым этапом развития идеи справедливой цены. |
4. Теория фонда заработков |
Основоположником теории является Джон Стюарт Милль39. Эта теория исходит из того, что заработки наемного работника выплачиваются из некоего фонда, который накапливается предпринимателем в результате деятельности предыдущих лет. Этот фонд в равных долях разделяется между всеми наемными работниками. |
5. Теория остаточного претендента |
Основоположником данной теории является американский экономист Френсис Амаса Уолкер. В основе его теории лежит гипотеза о том, что фонд заработков формируется не из операций предыдущих лет, а лишь из остатка суммарных |
39 Основы политической экономики, кн. И, гл. XIV, § 2
доходов после вычета из них всех легитимных издержек на операции бизнеса. Из этого следует, что если «другие издержки» поглощают весь доход, то труд, будучи «остаточным претендентом», не получает никаких заработков, и по-видимому не имеет никаких прав. | |
6. Марксистская теория заработной платы |
Карл Маркс — один из авторов классической политической экономии. К.Маркс рассматривает получение наемным работником заработной платы как результат обмена с капиталистом за продаваемую «рабочую силу», а не за сам труд, как полагали основоположники классической политической экономии. Согласно этой теории, заработная плата эквивалентна количеству товаров для поддержания жизни рабочего и его семьи, а ее уровень зависит от производительности труда, которая, в свою очередь, обусловлена степенью механизации и технологического оснащения производства. Из этого автором делается вывод о том, что механизация в конечном счете становится препятствием для роста заработной платы, поскольку технический! прогресс порождает постоянный излишек рабочей силы. |
Теории контролируемых заработков. Теории контролируемых заработков исходят из того, что могут существовать'правительства-, при любом государственном устройстве, которые честно и, открыто возьмут на себя определенную степень косвенного контроля над уровнями заработной платы. Таблица .4 Краткое содержание теорий контролируемых заработков | |
Теория |
Основные положения |
7. Теория национального дохода |
Автором теории является Джон Мейнард Кейнс. Теория Кейнса исходит из того, что полная занятость есть функция национального дохода: «Психология общества такова, что с ростом совокупного реального дохода увеличивается и совокупное потребление, однако не в такой же мере в какой растет доход»34. Кейнс, во-первых, формулирует функцию занятости как увязку эффективного спроса на продукцию промышленности с величиной предложения, при которой цена предложения этой продукции равна эффективному спросу на нее, т.е. каждому уровню заработной платы соответствует уровень занятости; во-вторых, признает заработную плату негибкой, что кардинально меняет подходы к анализу жесткой теории заработной платы как более эффективной по сравнению с гибкой; в-третьих, придает важное значение разграничению |
заработной платы на реальную и денежную. | |
8. Теория неокейнсианского распределения |
Данная теория связана с именами таких ученых как С. Харрис, Дж. Кларк, Ф. Перу, Е. Домар, Р. Хоррод. Ученые этого направления исходили из необходимости усиления или расширения теории национального дохода с тем, чтобы добиться полной занятости без конфликта с общественными стандартами жизни или стабильности цен. Авторы теории убеждены в том, что рост дохода способствует увеличению занятости, которая, в свою очередь, предотвращает возникновение недогрузки предприятий и безработицу. Тем самым подчеркивается безусловное признание кейнсианской концепции. |
9. Теория потребления |
Ее основателем является Генри Форд. Форд считал необходимым хорошо оплачивать труд каждого рабочего за тем, чтобы он работал все 48 часов в неделю, но не больше. Философия Форда состояла в том, что более высокооплачиваемые рабочие смогут покупать больше товаров, что, в свою очередь, улучшит стиль их жизни, а так же будет способствовать расширению бизнеса и получению более высоких прибылей предпринимателями, работодателями и держателями акций. |
Теории оправданных заработков. Теории оправданных заработков названы так, потому что их авторы явно делали попытку объяснить или «оправдать» уровень компенсации труда отдельного работника. С макроэкономической точки зрения первые три из этих теорий недалеки от теорий уровня заработков, тогда как в трех других используется микроэкономический подход. Таблица 5 Краткое содержание теорий оправданных заработков | |
Теория |
Основные положения |
10. Теория инвестиций |
Выразителем этой теории является Н.М. Джилтман41? Который исходит из того, что рынки труда варьируют в пределах «инвестиций работников», требующихся для получения рабочего задания в их конкретной отрасли производства. В общем случае чем шире рынок труда, тем выше заработки. Джилтман рассматривает гипотезу, существо которой состоит в том, что компенсация за труд отдельного работника определяется ставкой прибыли на инвестиции этого работника. |
s
»41 Gitelman N.M. An Investment Theory of Wages // Industrial
and labor Relations Review.-April 1968.-P. 323-352.
11. Теория учрежденческих заработков |
Важным представителем этого направления можно считать Г. Беккера. В данной теории делается попытка облечь «уровень компенсаций» в рамки какой-то «системы» или установить некий «эмпирический и количественный» базис35. Согласно этой теории, необходимо анализировать компенсации на динамической, непрерывно меняющейся базе, а не исходить из предположения, что можно принимать постоянными все факторы, влияющие на компенсацию, варьируя только какой-то один из них. |
12. Теория предложения и спроса |
Сторонником данной теории был Альфред Маршал. В основе теории предложения и спроса лежит гипотеза, существо которой состоит в том, что если рабочих мест немного, а предложение рабочих рук велико, то заработки будут падать. И наоборот, если рабочие места имеются в избытке, а рабочих недостаточно, то заработки будут расти, а в долгосрочной перспективе уровень роста заработков будет искать ту точку, в которой кривые спроса и предложения пересекаются (на графике пересечение этих двух кривых принято называть «крестом Маршала». |
13. Теория предельной продуктивности |
Основоположником данной теории являются немецкий экономист Иоган Генрих Тюнен и Джон Бейтс Кларк. Теория исходит из того, что в состоянии равновесия вклад каждого производственного фактора будет оплачен соответственно его предельной производительности, равной изменению производства совокупного продукта при добавлении или отнятии - единицы этого фактора, если количества других факторов остаются неизменными. |
14. Теория производительной эффективности |
Согласно этой
теории, каждому работнику |
15. Теория переговоров |
Теория была разработана Джоном Девидсоном в конце 1890 г.37Суть ее заключается в том, что компенсация определяется переговорами торгового толка между работодателем и наемным работником и зависит от результатов этих переговоров. Важным положением теории является утверждение о том, что работа, выполняемая любым наемным работником, представляет собой баланс первоначальных обязательств работодателя, который ведет переговоры. Теория базируется на допущении, что ни для какого конкретного рода работы не существует единственной фиксированной ставки заработков. Скорее, имеет место некоторый диапазон возможных ставок. |
Экономические
теории поведения. Экономические теории
поведения начали развиваться во второй
половине XX столетия. Исследователей,
которые разрабатывали экономические
модели поведения, стало беспокоить отсутствие
поведенческих допущений в более ранних
экономических моделях. Они поняли, что
многие из экономических теорий рисовали
организацию как «черный ящик», который
определенным образом преобразует входы
в выходы. Даже с развитием микроэкономических
теорий функциям, структуре и менеджменту
организаций уделялся минимум внимания.
Разработчики микро - и макротеорий осознавали,
что практика менеджмента может решающим
образом влиять на продуктивность организации
и что необходимо осмысление внутреннего
менеджмента.
Таблица 6
Теория |
Основные положения |
16. Модель X - эффективности |
Данная теория устанавливает влияние практики внутреннего менеджмента на организационную продуктивность. Американский экономист X. Лейбенштейн установил, что фирмы, работающие в условиях конкурентного рынка, могли бы обеспечить дополнительные объемы выработки посредством изменения внутренних рабочих процессов, не меняя масштаб операций или технологию. Лейбенштейн ввел определение неявки, или Х-неэффективности, характеризующей недоработку объема продукции фирмы, которое скорее всего является атрибутом ее внутренних операций, чем эффективности распределения ресурсов рынка38. |
17. Теория недостаточной оптимизации |
Разработанная Гербертом Симоном теория принимает во внимание факт, что менеджеры работают, ограничиваясь целесообразностью, и это их удовлетворяет. Удовлетворение целесообразностью сплошь и рядом имеет место по той причине, что менеджеры редко обладают, всеми знаниями и фактами, необходимыми для выбора наилучшего действия в конкретной ситуации. Они действуют каким-то определенным способом, который «достаточно хорош», но необязательно является оптимальным или наилучшим способом — они не достигают оптимума. |
Организационные
экономические теории. Ряд теорий
и моделей, имеющих отношение к поведенческой
экономике, центром внимания
которых является природа фирмы, могут
быть названы «организационными экономическими
теориями».
Таблица 7
Теория |
Основные положения |
18. Экономическая теория операционных затрат |
В центре внимания
теории — природа обмена товарами
и услугами между сторонами; однако,
отличие от более ранних экономических
теорий, она допускает сложность
и неопределенность процессов обмена,
ограниченность целесообразностью, асимметричность
распределения информации и не исключает
потенциальную возможность |
19. Теория агентства |
Главной темой данной теории является утверждение, что «владельцы фирмы могут утилизировать мониторные и поощрительные механизмы выравнивания таким образом, что менеджеры (и их подчиненные) ведут себя таким образом, чтобы способствовать повышению благосостояния держателей акций»39. Из всех организационных экономических теорий рамки теории агентства в наибольшей степени подходят для конструирования системы оплаты в организации. |
Теории, определяемые рамками
микро - организационной экономики;
не подменяют собой и не опровергают
значимость, ранее представленных экономических
моделей. Однако эта последняя группа
расширяет понимание
Анализ эволюции теорий заработной платы приводит нас к общему выводу, что в условиях рыночной экономики с организацией заработной платы на предприятиях связаны решения двух задач:
продукции на рынке труда и товаров возместить затраты и получить прибыль.
Тем самым через организацию
заработной платы (системы материального
вознаграждения работников) должен достигаться
компромисс между интересами работодателя
и работника, способствующий развитию
отношений социального
Хочется отметить, что для нынешней ситуации в области оплаты труда характерна возросшая дифференциация в уровне оплаты труда между отраслями, регионами и предприятиями. Значительно выше по стране уровень оплаты в топливно-энергетических отраслях, цветной металлургии, в финансовых и кредитных учреждениях.
Проблема устранения чрезмерной
дифференциации в оплате труда руководителей
предприятий и остальных
Среди ведущих научных центров, занимающихся в том числе проблемами дифференциации оплаты труда, выделяется «Всероссийский центр уровня жизни» (ВЦУЖ).
Одним из направлений деятельности ВЦУЖ является научная программа, включающая: