Мотивация персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 01:36, доклад

Описание работы

Управление, как социальный феномен, известно с древних времен и является предметом изучения целого ряда наук, в том числе менеджмента, социологии, политологии, философии, кибернетики, психологии, экономики. Таким образом, теория управления как самостоятельная отрасль знания формируется и развивается как междисциплинарная система.
К концу XIX - началу XX в. появились первые работы, в которых была сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования основ науки управления. Это было ответом на потребности промышленного развития, которое все больше приобретало такие специфические черты, к

Работа содержит 1 файл

Мотивация I.docx

— 156.98 Кб (Скачать)

Процессуальные  теории мотивации основываются в первую очередь на поведении людей с учетом их восприятия и познания. К ним относятся теории предпочтения и ожидания В. Врума, теория справедливости С. Адамса, комплексная модель Портера-Лоулера, теория «X» и «У» Дугласа МакГрегора, теория постановки целей Э. Лока, теории подкрепления Б.Ф. Скиннера.

В трудах отечественных  ученых (А.К. Гастев, С.Г. Струмилин, А.Н. Леонтьев, В А Ядов, А.Г. Здравомыслов, В.П. Рожин, Е.Д. Катульский, Ю.П. Кокин, Н.Ф. Наумова, И.Ф. Беляева и др.) рассматриваются не только потребности, но и процесс формирования и функционирования мотивации, выделяются смыслообразующие мотивы трудовой деятельности.

Большой интерес представляет подход известного отечественного социолога  В.А. Ядова, сформулировавшего диспозиционную концепциюсоциального поведения личности В.А. Ядов выделил четыре уровня потребностей, ситуаций и соответствующих им диспозиций (личных предрасположенностей):

  1. установки, обусловленные потребностями биологического характера, в простейших ситуациях, бытовых условиях;
  2. социальные установки, формируемые на основе потребностей в общении в обычных повседневных обстоятельствах;
  3. базовые социальные установки, характеризующие общую направленность интересов личности в определенную сферу труда или досуга;
  4. система ценностных ориентаций личности.

Другой концепцией, представляющей интерес, является теория деятельности выдающегося отечественного психолога  А.Н. Леонтьева, в основе которой  лежит понятие потребности, а  мотив определяется как тот предмет, который отвечает потребности, и  в силу этого побуждает поведение. «До своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета, он еще должен быть обнаружен. Только в  результате такого обнаружения  потребность  приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет — свою побудительную  и направляющую деятельность функции, то есть становится мотивом». Рассматривая трудовую деятельность в условиях социалистического строя (1972), Леонтьев указывает на различие между общественными или «смыслообразующими мотивами» и «мотивами стимулами», которые отражают функцию стимулирования и лишены главной функции труда - смыслообразования. На различия между стимулами и мотивами указывают и другие отечественные авторы, но по иным основаниям. Так, например, видные советские ученые А.Г. Здравомыслов, В.Н. Рожин и уже упоминавшийся В.А. Дцов в книге «Человек и его работа» под мотивами подразумевают внутренние побуждения, а под стимулами - внешние19.

В приведенном обзоре мотивационных  теорий автор перечислил те из них, которые получили наибольшее распространение  в  теории менеджмента. Важно отметить что, в современной практике российского  бизнеса применение всего «арсенала» теорий мотивации в силу 

организационных и культурных особенностей ограничено.

Для управления и проведения исследований мотивации труда в  российских компаниях оптовой торговли интерес для нас представляют теории мотивации, представленные в  таблице 2

 

Теории  мотивации, использующиеся в практике



российского бизнеса



 

Теории  мотивации, использующиеся в практике



российского бизнеса



 

Таблица 2.

Название теории, авторы

Основная концепция

Теория установки  целей (Эдвин А.Локе)

Сознательные  потребности сотрудника определяют его действия. Цель будет воздействовать на прилагаемые усилия и влиять па выбор поведения

Теория изменения  поведения, теория подкрепления (Беррес Фредерик Скиннер)

Поведение может  быть управляемо, уточнено и изменено благодаря определенным изменениям в системе поощрений - наказаний

Теория справедливости, равенства или беспристрастности (Дж. Стейси Адаме)

Основным источником мотивации является беспристрастность  или справедливость, которую сотрудник  ожидает встретить в трудовом коллективе. Если отношение «отдачи  — выхода», которое получает сотрудник (вознаграждения), к его «вкладу - вход» в выполнение работы оказывается  не равным с его точки зрения аналогичным  соотношениям у других сотрудников, то это признак несправедливости и соответственно предпосылка возникновения  психологического напряжения. В соответствии с этой теорией адекватность вознаграждения оценивается по соотношению «входа»  и «выхода».




 

Практика показывает, что  на мотивацию сотрудников сбытовых подразделений российских предприятий  действует наличие четко формализованных  целей, достижение которых требует  от сотрудника проявления конкретного  типа трудового поведения (теория Локе).

Вместе с тем, достигнув  поставленной цели, сотрудник всегда ожидает, что его результат будет  оценен и, если оценка будет положительной, он получит вознаграждение (теория подкрепления Скиннера), в противном  случае ему будет необходимо скорректировать свое трудовое поведение для достижения цели. И наконец, достигнув поставленной цели и получив вознаграждение, сотрудник всегда сравнивает усилия, результат и вознаграждение, полученные его коллегами за достижение стоящих перед ними целей. Если сотрудник воспринимает уровень затраченных усилий по достижению цели и вознаграждение его коллег как несправедливые по отношению к себе, то он будет немотивирован.

Именно эти три процесса: действие по достижению цели — вознаграждение — сравнение с референтной группой, по нашему мнению определяют методы управления сотрудниками сбытовых подразделений на российских предприятиях торговли в настоящее время.

Не применяя современных  технологий управления трудовым поведением сотрудников, справедливой системы  оценки достижения целей конкретно  каждым сотрудником и, соответственно, не вознаграждая справедливо труд сотрудников, во многих российских компаниях и  по сей день под страхом увольнения запрещают разглашать информацию об уровне заработной платы, субъективно  оценивают результаты труда и  определяют суммы вознаграждений.

Мы считаем, что выходом  из сложившейся ситуации может стать  формализация стратегии развития компании и политик, процедур управления. Формализованные  правила работы компании позволят соблюдать  единый подход в работе с персоналом, оценке конкретных достижений и установлении соответствующего справедливого размера  вознаграждения.

Таким образом, мы приходим к выводу, что процесс мотивации  сотрудников начинается с принятия руководством конкретного предприятия  общих и единых правил работы, которые  сотрудники будут воспринимать как  справедливые.

 

1.2. Ключевые аспекты  мотивации в процессе управления

персоналом

Как уже отмечалось ранее, существует большое количество мотивационных  теорий, из которых и складывается понятие мотивации, в той или  иной степени относящееся к любому человеку. К сожалению, четкого и  общепризнанного определения понятия  мотивации не существует. Разные авторы дают определение мотивации, исходя из своей точки зрения.

В одних отечественных  определениях мотивация рассматривается  как функция менеджмента («мотивировать» как синоним понятия управлять), в других, как внутренне побуждение человека к деятельности (работе).

По  мнению автора, мотивация — это одна из основных функций современного менеджмента, направленная на повышение эффективности труда персонала организации.

Так, Зайцев Г.Г. и Файбушевич С.И. дают такое определение: «Мотивация — это побуждение к активной деятельности личностей, коллективов, групп, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности»20.

Мишурова И.В., Кутелев П.В. определяют мотивацию как «побуждение людей к деятельности»21. Однако все определения мотивации так или иначе сходны в одном: под мотивацией понимаются активные движущие силы, определяющие поведение живых существ. С одной стороны, побуждение, навязанное извне, а с другой — самопобуждение. Следует отметить, что поведение человека всегда мотивированно.

Функция мотивации заключается  в том, что она оказывает влияние  на трудовой коллектив организации  в форме побудительных мотивов  к эффективному труду, общественного воздействия, коллективных и индивидуальных поощрительных мер. Данные формы воздействия активизируют работу субъектов управления, повышают эффективность всей системы управления организацией (рис. 1.1)22.

Рис. 1. Основные параметры трудовой деятельности с точки зрения



 

мотивации

С одной стороны, мотивация  — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации23. С другой стороны, мотивация - это процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов24.

Так Травин В.В. и Дятлов В.А. определяют мотивацию труда, как «стремление  работника удовлетворить свои потребности (получить определенные блага) посредством  трудовой деятельности»25.

Еникеев М.И. определяет мотив с точки зрения психологии, как «осознанное побуждение к достижению конкретной цели, понимаемое индивидом как личностная необходимость»26.

Кибанов А.Я., исследуя группу ведущих мотивов, определяющих поведение работника, именует ее «мотивационным ядром (комплексом), которое имеет свою структуру и зависит от конкретной трудовой ситуации»27.

Мотивы труда разнообразны. Они различаются по потребностям, которые человек стремится удовлетворить  посредством трудовой деятельности, по тем благам, которые требуются  человеку для удовлетворения его  потребностей, по той цене; которую работник готов заплатить за получение искомых благ. Общим у них является то, что удовлетворение потребностей всегда связано с трудовой деятельностью.

Так с позиции Травина  В.В. и Дятлова В.А. «благо становится стимулом труда, если оно формирует  мотив труда»28. Практические сущности понятий «мотив труда» и «стимул труда» тождественны. В первом случае речь идет о работнике, стремящемся получить благо посредством трудовой деятельности (мотив). Во втором - о субъекте управления, обладающем набором благ, необходимых работнику, и предоставляющем их ему при условии эффективной трудовой деятельности (стимул).

Важным фактором личности является система ее потребностей, мотивов, интересов, то есть то, что определяет причины поведения личности, помогает объяснить принимаемые решения29.

Некоторые авторы трактуют «потребность индивида как осознание  отсутствия чего-либо, вызывающего  у человека побуждение к действию»30. Они считают, что потребность — это состояние человека, выступающее источником его активной деятельности и создающееся нуждой, которую он ощущает по отношению к предметам, необходимым для его существования.

Потребности можно классифицировать как первичные и вторичные.

Первичные потребности вызваны физиологией человека, они врожденные. Это потребности в пище, воде, воздухе, сне, сексе, которые обеспечивают существование человека как биологического вида.

Вторичные потребности по природе своей психологические. Они вырабатываются в ходе развития и обретения жизненного опыта и намного разнообразнее первичных, так как зависят от психологической развитости* личности, условий жизни, социальных норм, принятых в обществе, группе (например, потребности в успехе, уважении, принадлежности кому-либо или чему-либо). Поскольку каждый человек имеет особый опыт, вторичные потребности людей различаются в большей степени, чем первичные.

Потребности невозможно непосредственно  наблюдать или измерять. Об их существовании  можно судить лишь по поведению людей. Потребности обнаруживаются в мотивах, побуждающих человека к деятельности и становящихся формой их проявления31. Когда потребность ощущается человеком, она пробуждает в нем стремление достичь цели.

На основе изложенного материала, мы приходим к выводу, что:

  1. Мотивация это скрытый, внутренний процесс;
  2. Результатом такого процесса является поведение человека;
  3. В основе поведения любого человека лежит удовлетворение

потребностей;

    1. Каждому человеку свойственна «уникальная» структура потребностей, характеризующаяся индивидуальным набором значимых для удовлетворения потребностей;
    2. Потребности определяют побуждения, мотивы к деятельности для их удовлетворения;
    3. Деятельность человека подчинена, как правило, не одному, а нескольким мотивам;
    4. Структура мотивов (побуждений) деятельности человека способна изменяться под воздействием внешних и внутренних факторов.

Сделанные выводы позволяют  нам дать следующее определение  трудовой мотивации: трудовая мотивация — это результат комплексного воздействия внешних и внутренних факторов на структуру мотивов человека, выражающийся в удовлетворении потребностей посредством трудовой деятельности.

Одним из важнейших компонентов  такого воздействия является заработная плата.

Информация о работе Мотивация персонала