Монопольная власть: источники,показатели и экономические последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 12:06, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является обзор монополии, её виды, последствия её деятельности, методы антимонопольного регулирования как в мировой экономике, так и в Республике Беларусь.

Актуальность работы состоит в том, что на данном этапе перехода экономики Республики Беларусь к рыночной требует развития конкуренции и рыночных отношений, а монополизм государства тормозит это развитие.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………3

1 Монополия:понятия,виды,причины возникновения………………………………….4

1.1 Сущность монополии,её виды,функции……………………………………………..4

1.2 Понятие монопольной власти,её источники………………………………………...7

2 Последствия монополии и необходимость её государственного регулирования…11

2.1 Показатели монопольной власти…………………………………………………….11

2.2 Общественные издержки монопольной власти……………………………………..15

2.3 Особенности современной монополизации экономики и антимонопольного регулирования……………………………………………………………………………..21

2.3.1 Особенности современной монополизации……………………………………….21

2.3.2 Антимонопольное регулирование………………………………………………….24

3 Особенности монополизма в Республике Беларусь…………………………………..28

3.1 Развитие монополизма в Республике Беларусь……………………………………..28

3.2 Антимонопольное регулирование в Республике Беларусь…………………….…..32

Заключение………………………………………………………………………………...36

Список использованных источников………………………………………………….....37

Приложение

Работа содержит 1 файл

МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.doc

— 540.00 Кб (Скачать)

    Развитие отечественной экономики  в течение многих лет в системе  общесоюзной специализации привело  к широкомасштабному монополизму  основных производителей на белорусском, а в ряде случаев – и на бывшем общесоюзном рынке.

    Государственный монополизм в трансформируемой экономике Республики Беларусь представляет собой монополизм особого рода. Это монополизм государственных структур, сохранение и усиление которого сказывается на развитии предпринимательства. Складывающаяся в конце 90-х годов белорусская модель переходной экономики имеет мощный государственный сектор, незначительную долю мелкого и среднего бизнеса, частного предпринимательства.

    В республике и в настоящее время доминирует монополия государственной собственности и власти. Более 80% государственной собственности распоряжается административный аппарат, принимающий экономические решения. На долю государственных предприятий приходится подавляющая часть производственных активов, 62% общего объема промышленного производства . Почти 90% земли принадлежит государству или колхозам, 3,1% — находится в частной собственности и 4.2% — в постоянном пользовании частных лиц. Иностранцам разрешено покупать или арендовать землю.

    Высока доля государства и в собственности частично приватизированных предприятий. Даже при акционировании у государства остается значительная часть собственности преобразованных предприятий, право передачи их в управление министерств и других центральных органов управления, назначения работников, прошедших специальную подготовку, представителями государства в открытых акционерных обществах. Так, в концерне «Беллегпром» 75 из 93 предприятий являются негосударственными, но на всех, где есть доля государства, имеется его представитель - проводник государственной политики. Доля государства в акционерном капитале негосударственных промышленных предприятий колеблется от 4 до 95%. В среднем государству принадлежит 40-50% акций. Следовательно, называть многие из них негосударственными было бы некорректно.   

  Сохраняются наследие административно-командной системы - ведущее положение государства как крупнейшего монопольного субъекта экономических отношений: неразрывная связь собственности и власти, разнообразие форм реализации им прав собственника, госконтроль над экономикой, не тождественный госрегулированию. Абсолютная монополия государства формирует естественную, искусственную, организационную, технологическую и экономическую монополии.

  Государственный монополизм проявляется прежде всего в сфере управления, обусловливая монополизм хозяйствующих субъектов как в сфере производства, так и в сфере обращения. Государство одновременно выступает и как монопольный собственник (производитель), и как монопольно управляющее начало. Практически все существующие в республике монополии, как естественные, так и искусственные, являются государственными.

  Государственный монополизм в республике проявляется  в работе 27 министерств, 17 госкомитетов, создании объединений (отраслевых концернов), наделенных особыми правами, часто с монопольным правом на пролажу товаров и услуг (например, «Торгэкспо», «Белагроинторг», «Белресурсы»), и полномочиями самих органов управления (например, «Белпром», «Белбуд», «Беллегпром», «Беллес-бумпром», «Белсельхозпром», «Белнефтегаз» и др.). Многие из белорусских концернов образовались на базе ликвидированных министерств, руководивших деятельностью отраслевых предприятий, производивших главным образом однотипную продукцию. Фактически сохранились искусственно созданные барьеры для выхода на рынок новых производителей и нерациональная монополистическая структура, прежние стиль, принципы и методы управления.

  Хозяйствующими  субъектами, относящимися к государственной  монополии, являются: 1) предприятия оборонной промышленности; 2) предприятия ликёро-водочной отрасли; 3) предприятия табачной отрасли; 4) предприятие фармацевтической промышленности; 5) объекты хранения государственных ресурсов; 6) предприятия по захоронению радиоактивных и промышленных отходов; 7) учреждения гидрометеорологии, картографии и геологии; 8) учреждения Госкомитета по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике; 9) предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической и ветеринарной служб;10) объекты гражданской обороны; 11) предприятия по сбору и переработке отходов, содержащих драгметаллы; 12) предприятия патентной службы, стандартизации и метрологии. За период с 1990 по 2008 гг. значительно увеличивается число предприятий лёгкой промышленности и промышленности строительных материалов, большая часть из которых находится под властью государства(пример-Таблица 2,3). Таким образом, при наращивании производства увеличивается численность населения, занятого в экономики страны (пример-Таблица 5).

  Высокий уровень монополизации экономики характерен для тех ее секторов (более 20 отраслей и подотраслей), производственный потенциал которых сосредоточен на небольшом количестве субъектов хозяйствования, концентрирующих основную массу производимой продукции (работ, услуг). (Состояние монополизации белорусской промышленности отражено (пример-Таблица 4)).

  В промышленности республики функционирует более 40 единственных производителей определенного вида товара: Оршанский льнокомбинат (пряжа льняная товарная). Гомельский химический завод (фосфатные удобрения), Солигорский «Беларуськалий» (калийные удобрения). Минский тракторный завод (пропашные тракторы). Минский «Атлант" (холодильники и морозильники).

  Особенность монополизма в ряде отраслей состоит  в том. что наряду с чисто производственной монополией на определенные виды продукции в них сохранена организационная монополия в виде концернов, включающих практически все предприятия. Несмотря на то, что в составе концернов функционирует большое количество однопрофильных предприятий, они фактически не конкурируют друг с другом из-за высокой стоимости выпускаемой продукции и ограниченного ее предложения на рынке.

    Белорусским монополиям свойственны негибкость, инерционность, низкая экономическая эффективность, однообразие принципов и методов хозяйствования. Многие из них являются отсталыми в техническом отношении и убыточными - в экономическом, находятся в крайне тяжелом финансовом положении, а некоторые - даже на грани банкротства. Наличие устаревшего оборудования, затоваривание продукцией вследствие потери рынков сбыта, не загруженность производственных мощностей (например, в легкой промышленности - от 17-25 до 50%, при необходимых для рентабельного производства 60%), отсутствие оборотных средств, низкая рентабельность (в ряде случаев в начале 90-х годов она не достигала и 1%) - таковы некоторые характеристики отечественных монополистов.

  Целевой функцией большинства белорусских  монополий является поиск способов выживания в условиях и условиях значительной неопределённости и непредсказуемости перспектив существования поставщиков и клиентов фирм, что обусловливает перепрофилирование и диверсификацию производства.

  Условия переходного периода, некоторые  негативные результаты приведенных реформ, создаваемые финансово-промышленные группы (ФПГ), региональные консорциумы, ассоциации не могут не отражаться на монополизме. Происходит его трансформация в скрытые формы. Складываются государственно-чиновничья, директорско-административная, мафиозно-клановая монополии. Нигде в мире не существует таких структур.

    В Беларуси усиливается отраслевой монополизм вследствие образования межотраслевых монопольных структур. Неплатежеспособность предприятий ускоряет их кооперацию в процессе приватизации. В настоящее время возник монополизм денежного капитала и банковских структур, а также информационный монополизм.

    В республике отсутствует рыночная конкуренция в сфере материального производства, но появились ее гипертрофированные разновидности в сферах товарного и денежного обращения, услуг, среди предприятий общественного питания, между государственным и негосударственным секторами экономики, иностранными экспортерами и белорусскими производителями.

    Опыт стран с переходной экономикой показывает необходимость демонополизации экономики, изменения характера управления предприятиями и формирования конкурентных отношений путем разгосударствления и приватизации, развития малого и среднего бизнеса, соответствующей протекционистской политики, наличия рынка земли и недвижимости, устойчивых денежной и финансовой систем.

 

  3.2 АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

  Демонополизация в Беларуси предшествововала конкурентной политике. Если на Западе сначала появились и развились рыночные монополии, а затем началось их регулирование, то в нашей экономике с самого начала акцент был сделан на становление антимонопольного регулирования в условиях отсутствия рыночных монополий и конкуренции.

  Понятие «демонополизация» в западной экономической  литературе почти не используется (применяют «антимонопольное, или антитрестовское, регулирование»), а в постсоветской - оно вошло в оборот после 1990 г. и трактуется как политика государства, направленная против злоупотреблений доминирующим положением субъектов на рынке, на снижение (ограничение) степени его монополизации, создание необходимых предпосылок для возникновения и развития конкуренции. Эта политика носит многоплановый характер и рассматривается как путь к экономической свободе путем устранения монополии государства на производство продукции и услуг (разгосударствления и приватизации) с целью формирования конкурентного рынка.

    Демонополизация включает меры по преодолению монопольных тенденций: на уровне народного хозяйства - ликвидацию тоталитаризма государственной собственности и власти; на уровне отрасли - устранение монополизма министерств, ведомств и их преемников (ассоциации, концернов и пр.), упразднение их командных функций; на уровне предприятий – пресечение диктата производителя (продавца).

  Нормы конкурентного права Республики Беларусь заложены в Конституции Республики Беларусь, Кодексе об административных правонарушениях Республики Беларусь, Гражданском кодексе Республики Беларусь, Уголовном Кодексе Республики Беларусь, а также в антимонопольном законодательстве, законодательстве в области предпринимательства и малого бизнеса, инвестиций, банковской деятельности, стандартизации, защиты прав потребителей, рекламы, внешнеэкономической деятельности.

      Основу антимонопольного законодательства составляет Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», определяющий организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в целях обеспечения необходимых условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, содействия и развития добросовестной конкуренции, защиты прав и законных интересов потребителей. В целях реализации Закона создана и постоянно совершенствуется правовая база антимонопольного контроля и регулирования, регламентирующая следующие основополагающие вопросы:

  -определение доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь;

  -порядок формирования и ведения Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и Государственного реестра субъектов естественных монополий

  -правила проведения государственного антимонопольного контроля за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов;

  -порядок согласования условий преобразования государственных, государственных унитарных, относящихся к республиканской собственности, и арендных предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, в открытые акционерные общества;

  -порядок организации и проведения проверок по соблюдению антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, доминирующими на товарных рынках;

  -порядок проведения государственного антимонопольного контроля за реорганизацией хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь;

  -порядок выявления и пресечения антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах;

  -порядок выявления монопольных цен;

  -порядок рассмотрения запросов (заявлений) об установлении соответствия положений соглашений, ограничивающих конкуренцию, антимонопольному законодательству;

  -порядок рассмотрения заявлений (обращений) о нарушении антимонопольного законодательства, в части осуществления недобросовестной конкуренции;

Информация о работе Монопольная власть: источники,показатели и экономические последствия