Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 12:06, курсовая работа
Целью моей работы является обзор монополии, её виды, последствия её деятельности, методы антимонопольного регулирования как в мировой экономике, так и в Республике Беларусь.
Актуальность работы состоит в том, что на данном этапе перехода экономики Республики Беларусь к рыночной требует развития конкуренции и рыночных отношений, а монополизм государства тормозит это развитие.
Введение……………………………………………………………………………………3
1 Монополия:понятия,виды,причины возникновения………………………………….4
1.1 Сущность монополии,её виды,функции……………………………………………..4
1.2 Понятие монопольной власти,её источники………………………………………...7
2 Последствия монополии и необходимость её государственного регулирования…11
2.1 Показатели монопольной власти…………………………………………………….11
2.2 Общественные издержки монопольной власти……………………………………..15
2.3 Особенности современной монополизации экономики и антимонопольного регулирования……………………………………………………………………………..21
2.3.1 Особенности современной монополизации……………………………………….21
2.3.2 Антимонопольное регулирование………………………………………………….24
3 Особенности монополизма в Республике Беларусь…………………………………..28
3.1 Развитие монополизма в Республике Беларусь……………………………………..28
3.2 Антимонопольное регулирование в Республике Беларусь…………………….…..32
Заключение………………………………………………………………………………...36
Список использованных источников………………………………………………….....37
Приложение
Синдикат представляет собой объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности с ликвидацией коммерческой самостоятельности этих предприятий. Сбыт продукции объединённых предприятий осуществляет синдикат через свои сбытовые конторы.
Трест предусматривает объединение собственности предприятий одной или нескольких отраслей промышленности с полной ликвидацией их производственной и коммерческой самостоятельности.
К закрытой монополии относят ту из них, которая защищена от конкуренции с помощью патентов, государственных лицензий, авторских прав. Так, в большинстве стран государство обладает исключительным правом на производство медицинских препаратов, продажу оружия.
В случае, когда фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо экономического блага, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции, её характеризуют как открытую или случайную. В такой ситуации часто оказываются фирмы, впервые появившиеся на рынке с новой продукцией.
Простая монополия- это монополия, которая продаёт в каждый конкретный момент времени свою продукцию по одной и той же цене всем покупателям.
Функции
монополии определяются их качественными
и количественными
1.2 ПОНЯТИЕ МОНОПОЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ЕЁ ИСТОЧНИКИ
Монополия и порождаемые ею структуры (олигополия, монополистическая конкуренция) характеризуются особым отношением субъекта с экономической средой и влияют на рыночное равновесие выгодным для себя образом.
Монопольная
власть (власть над рынком) определяется
как возможность
Возможностью одновременно влиять на цену и на количество поставляемой продукции обладает только абсолютная монополия, что в реальной действительности случается редко.
Монопольная (рыночная, экономическая) власть не возникает случайно. Формирование её обусловлено монопольным положением субъекта, стремящегося обладать большей мощью, получать больше прибыли, пользоваться большим престижем. Экономическая власть мощных хозяйственных групп позволяет им произвольно менять цены, сознательно регулировать ход рыночных операций в своих интересах.Монопольное положение является для монополиста своего рода фактором производства, носителем или источником дохода.
М.Фридман называет три основных источника монопольной власти:
- технические обстоятельства (когда существование всего одного производител или предприятия более целесообразно в техническом отношении);
-
прямую или косвенную
- частный сговор между отдельными лицами [1, с.25].
Сохраняются наследие административно-командной системы - ведущее положение государства как крупнейшего монопольного субъекта экономических отношений: неразрывная связь собственности и власти, разнообразие форм реализации им прав собственника, госконтроль над экономикой, не тождественный госрегулированию. Абсолютная монополия государства формирует естественную, искусственную, организационную, технологическую и экономическую монополии.
Е.Варга считал, что монопольная власть в сфере производства может быть обусловлена монопольным владением факторами производства, обладанием значительным капиталом, новой техникой, патентами, т.е. технологической монополией, объектами сферы обращения (железными дорогами, автолиниями, торговыми сбытовыми организациями) [1, с.26].
Условия монопольной власти, единичные или взятые в совокупности, трактуются как причины образования монополии. Так, они сводятся к контролю источников сырья, низким издержкам производства, позволяющим реализовывать товар по низким ценам, недоступным для конкурентов, обладанию патентом на новую продукцию или технологию, к получению от государства исключительных прав на реализацию товара или услуги.
Существуют такие обстоятельства, при которых наличие единственной фирмы в отрасли не означает, что она может обладать монопольной властью. Это относится к естественным монополиям, производящим, как правило, один продукт (услугу) в жизненно важных сферах (отраслях), т.е. там, где экономически выгоднее иметь одну фирму. Следовательно, фирма становится монополией и обладателем монопольной власти в том случае, если приобретает определённые преимущества в виде уникального владения, отсутствующего у конкурентов, также может влиять на цену своего товара, изменяя объёмы предложения. Степень использования монопольной власти зависит от наличия заменителей и от доли продукции отдельного продавца в общих продажах на рынке.
Монопольной власти присущи следующие особенности: а)рост спроса не обязательно сопровождается увеличением количества предлагаемого товара. Монополия часто просто поднимает цену. Решающим фактором, определяющим размер предложения товара, является изменение кривой предельного дохода, а не кривой спроса; б)для монополиста невозможно определить кривую спроса. Так как данное количество товара, предлагаемое монополией, может реализовываться по разным ценам в зависимости от спроса и его ценовой эластичности. В условиях монополии различные объёмы выпуска могут быть связаны одной ценой.
В современных условиях получить монопольную власть можно не только путём достижения определённых размеров производства, сколько путём обладания уникальной технологией. Если ранее такое преимущество было доступно только крупному производству, рассчитанному на массовый и стабильный спрос, то в настоящее время- также мелкому и среднему бизнесу. Монопольной властью на использование своих услуг обладают некоторые талантливые певцы, художники, спортсмены. Эту категорию людей с уникальными знаниями и способностями относят к невоспроизводимым ресурсам.
Советские экономисты источником монопольной власти предприятия (объединения) считали не полный захват рынка, дополнительные кредитные ресурсы, предоставляемые своим банком. Существование монопольной власти на товарном рынке, как полагали они, может быть обусловлено монополизацией финансового рынка.
Монопольная власть может быть также достигнута путём создания сверхкрупных предприятий, играющих значительную роль на рынке вследствие своего доминирования и влияющих на предложение товаров и ценообразование.
Специфика технологии в некоторых отраслях промышленности (автомобильной, алюминиевой, сталелитейной) требует крупных производств. Это обусловлено не только экономией издержек на масштабах производства, но и значительными размерами капитала, необходимыми для вступления в дело. Таки отрасли, как правило, состоят из небольшого количества крупных фирм, обладающих определённой степенью монопольной власти.
Экономии на масштабах производства добиваются естественные монополии, образовавшиеся в отраслях, представленных предприятиями общественного пользования (системы транспорта, связи, энерго-, водо-, газоснабжения). Было бы не выгодно и расточительно допускать дублирование подобных предприятий. Предельная степень концентрации производств в них обусловлена технологически, и рост масштабов производства пропорционально снижает издержки. К примеру, в электроэнергетике затраты на 1 кВт/час уменьшаются пропорционально росту мощности электростанции.
Исключительные привилегии этим монополиям предоставляет государство. Правительство сохраняет за собой право регулировать их действия, чтобы не допускать злоупотреблений монопольной властью: определяет географическую сферу их деятельности, контролирует качество и цены на товары и услуги. Некоторые сырьевые монополии создаются путём валоризации, т.е. системы мер, предпринимаемых при поддержке государственной власти для искусственного повышения цен путём уменьшения предложения и сокращения производства.
Факторами, способствующими усилению или ослаблению монопольной власти, являются: экономический потенциал фирмы, включающий потенциал владения и потенциал присвоения, предполагаемая прибыль, масштабы инноваций, наличие производственных секретов, высокие барьеры (препятствия) для появления конкурентов, в том числе протекционистская политика государства (установление тарифов, квот), наличие товаров-субститутов, конкуренция со стороны фирм, производящих аналогичную продукцию, и потенциальная конкуренция со стороны компаний, имеющих возможность организовать аналогичное производство, несовершенство рыночной информации, кризисы, войны, насилие.
Внутриотраслевая конкуренция существенно ограничивает власть фирм на рынке. Завышение цены всегда имеет чёткий предел, за которым оно перестаёт быть выгодным (сокращение спроса может свести на нет высокую прибыльность единицы продукции). Если бы все американские автомобилестроительные компании одновременно подняли цены на свою продукцию на 5 %, то, по расчётам экономистов, продажи отрасли сократились бы всего на 1%. Если же аналогичное повышение цен допустит одна компания, то её продажи уменьшатся на 16% в результате перераспределения спроса в пользу конкурентов. Повышение цены одной компанией может обусловить создание аналогичных производств, что лишит первую компанию рынка сбыта. Таким образом, давление потенциальной конкуренции существенно ограничивает рыночную власть.
Монопольная власть
Итак, можно сделать вывод, что
понятия «монопольная», «
Носителями монопольной власти
выступают государство,
В современных условиях
2.ПОСЛЕДСТВИЯ МОНОПОЛИИ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕЁ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
2.1 ПОКАЗАТЕЛИ МОНОПОЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Монополизация- явление многоплановое и многоуровневое. Её носителями выступают государство в лице министерств, ведомств; хозяйственные единицы, представленные субъектом или их группой, объединённых общностью интересов; различные организации.
Активизация государственного
Переход от свободной
Информация о работе Монопольная власть: источники,показатели и экономические последствия