Монопольная власть: источники,показатели и экономические последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 12:06, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является обзор монополии, её виды, последствия её деятельности, методы антимонопольного регулирования как в мировой экономике, так и в Республике Беларусь.

Актуальность работы состоит в том, что на данном этапе перехода экономики Республики Беларусь к рыночной требует развития конкуренции и рыночных отношений, а монополизм государства тормозит это развитие.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………3

1 Монополия:понятия,виды,причины возникновения………………………………….4

1.1 Сущность монополии,её виды,функции……………………………………………..4

1.2 Понятие монопольной власти,её источники………………………………………...7

2 Последствия монополии и необходимость её государственного регулирования…11

2.1 Показатели монопольной власти…………………………………………………….11

2.2 Общественные издержки монопольной власти……………………………………..15

2.3 Особенности современной монополизации экономики и антимонопольного регулирования……………………………………………………………………………..21

2.3.1 Особенности современной монополизации……………………………………….21

2.3.2 Антимонопольное регулирование………………………………………………….24

3 Особенности монополизма в Республике Беларусь…………………………………..28

3.1 Развитие монополизма в Республике Беларусь……………………………………..28

3.2 Антимонопольное регулирование в Республике Беларусь…………………….…..32

Заключение………………………………………………………………………………...36

Список использованных источников………………………………………………….....37

Приложение

Работа содержит 1 файл

МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.doc

— 540.00 Кб (Скачать)

    Развитие современных концернов  обусловлено особенностями централизации  капитала, охватившей главным образом крупный и крупнейший бизнес, а также интернационализацией. Это привело к образованию картелей концернов, которые носят, как правило, неофициальный характер. Легальными являются предпринимательские союзы, торгово-промышленные и научно-исследовательские ассоциации, консорциумы, совместные фирмы.

    Для инновационного процесса  характерна так называемая временная  кооперация. Кооперационные соглашения  крупных корпораций с мелкими  инновационными фирмами, в том числе с мелкими высокотехнологичными компаниями Японии - сравнительно новый феномен в США. Таким образом, типичной отраслевой структурой современной рыночной экономики является сочетание в одной отрасли крупнейших корпораций и массы мелких предпринимателей.

    В Западной Европе при содействии национальных правительств создаются консорциумы, т.е. объединения компаний ряда стран (особенно в электронной и аэрокосмической промышленности).

    Монополизация мирового хозяйства,  предполагающая сосредоточение  в немногих компаниях возрастающей  доли мирового выпуска продукции,  товарооборота и капитала, действует как тенденция. Последняя автоматически порождает контртенденцию, которая проявляется в деконцентрации производства и предложения товаров на отдельных мировых рынках. Причины последней многообразны. В некоторых случаях она обусловлена научно-технической революцией. В частности, уменьшение в настоящее время оптимальных размеров предприятий в ряде базовых отраслей (чёрная металлургия, промышленность строительных материалов и др.) связано с техническим перевооружением на основе использования принципиально новых технологических процессов и видов высокопроизводительного оборудования. Это позволяет наладить выпуск больших объёмов продукции на менее крупных по размерам основного капитала производственных единицах при одновременном существенном сокращении издержек производства. И хотя значительная часть высокоэффективных «мини-заводов» принадлежит ведущим монополиям, сама возможность функционирования таких предприятий привлекает в отрасль новые субъекты, в том числе средние и мелкие фирмы.

    Становление новой мировой экономики связано с деятельностью ТНК. С одной стороны, развитие её на базе складывающегося технологического способа производства в большей степени отвечает их интересам. С другой стороны, сами ТНК способствуют развитию мировой экономики, что свидетельствует о новом этапе в глобализации их деятельности. Американские, западноевропейские и японские ТНК всё более тесно переходят к операциям глобального, планетарного масштаба. Их главной целью является « максимизация» не прибыли, а рынка, т.е. объёма продаж. В результате формируется глобальная сеть производства и сбыта, поскольку корпорации не ограничиваются созданием производства с конечным циклом в отдельных странах, а стремятся специализировать предприятия глобальной сети на наиболее рациональном производстве какого-либо компонента (узла) для выпуска конечной продукции там, где это выгоднее. Таким образом проявляется глобальная мобильность производственных факторов и предприятий, перемещающихся в те страны, где доходы выше, а условия деятельности наиболее благоприятны.

    Факторами, способствующими глобализации  производства и финансовой деятельности, являются достижения в области информационной технологии, технический прогресс, обеспечивающий устойчивое снижение издержек международных перевозок, связи; достижения в области науки управления- создание управленческих структур, способных одновременно руководить работой нескольких производственных единиц, расположенных на значительных расстояниях друг от друга (в разных частях земного шара).Особую роль в процессе глобализации сыграла революция в области полупроводниковой, микросхемной технологии и технические достижения в телекоммуникационной сфере. В таких условиях фирмы могут легко обеспечить географическую диверсификацию различных стадий производства, не теряя контроля над ними. Новая технология позволяет им выйти за рамки «эффекта масштаба» и использовать «эффект простора действий», т.е. комбинировать крупномасштабное производство со специализированным, ориентирующимся на потребности конкретного рынка.

    Таким образом, стопроцентный  контроль над всем производством  определённого товара канул в  прошлое. В настоящее время монополизация обусловлена развитием науки, техники, способами организации производства, взаимодействием между отдельными организациями и странами. 
 

2.3.2 АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

      Антимонопольное движение имеет многовековую историю. В Англии в 1425 г. Был принят первый закон, запрещавший ассоциации. Так, каменщикам воспрещалось объединятся и сговариваться с целью повышения заработной платы сверх размера, установленного законом.

    История законодательной борьбы  с частнохозяйственными монополиями во всех странах продемонстрировала неэффективность и бесперспективность юридических мер, направленных на запрещение картелей, синдикатов, трестов. Несмотря на уголовное запрещение промышленных соглашений предпринимателей, монополии развивались и укрупнялись. Все закрытые общества продолжали существовать, изменив лишь формы или названия.

    В 1889 г. в штате Техас был принят закон, направленный против трестов,- он определял их как всякого рода комбинацию, решающую одну из пяти главных задач: 1) ограничение промышленности; 2) ограничение или уменьшение масштабов производства; 3) ограничение и устранение конкуренции; 4) фиксирование цен; 5) соглашение о непродаже, неперевозке.

    Уже в конце ХIХ в. на смену спорадическому антимонопольному движению пришло антимонопольное регулирование (АМР), как одна из специфических форм государственного контроля и регулирования рыночных отношений, структуры рынка, уровня и масштабов конкуренции с целью повышения эффективности экономики.

    АМР корректнее определять как реализацию государством комплекса экономических, законодательных и административных мер, направленных на обеспечение условий развития рыночной конкуренции, на недопущение чрезмерной монополизации рынка и злоупотреблений монопольной властью со стороны хозяйствующих субъектов. Антимонопольное регулирование осуществляется практически во всех странах, базируясь либо на антитрестовском законодательстве (в США, Канаде, Японии), либо на законодательстве по борьбе с ограничительной хозяйственной практикой (скандинавские страны), либо на соответствующих нормах, закреплённых крупными международными соглашениями (ст. 85, 86 Римского договора об учреждении ЕЭС- ныне ЕС; ст. VI ГАТТ- ныне ВТО).

    В практике государств с развитой  рыночной экономикой для ограничения роста масштабов производства и продаж фирмы, злоупотребляющей своим доминирующим положением, законодательно лимитируются размеры её рыночной квоты. В странах ЕС судебные иски могут быть возбуждены в случае, если фирма превышает установленный объём продаж. Современная конкуренция регулируется методами административного (законодательного) и нормативно-ориентирующего (корректирующего) воздействия. Административное регулирование конкуренции основано на принятии законодательных актов и на контроле за их соблюдением со стороны государств. Его целью является противодействие недобросовестной конкуренции, некорректной монополистической практике и чрезмерной монополизации экономики.

    Во всех развитых странах на  общегосударственном уровне существуют  антимонопольные органы, отвечающие за разработку и реализацию антимонопольной политики. В США- это ФТК и антитрестовский отдел министерства юстиции, возглавляемый помощником министра.

    В Германии действует Федеральное  управление по делам картелей. В 1957 г. в стране был принят закон, названный «Большой хартией рыночной экономики», направленный против ограничений конкуренции. Он считается самым строгим в мире законом. Его целью является защита потребителей и обеспечение свободной конкуренции. Согласно этому закону о картелях, как его кратко называют, договоры и соглашения между фирмами считаются недействительными, если они чреваты опасностью негативно влиять на конкуренцию.

    В Великобритании проблемами  антимонопольной политики занимаются  Департамент охраны интересов потребителей и цен, Комиссия по вопросам слияний и монополизации, а также Судебная палата по вопросам свободной торговли и ограничительных мер.

    Во Франции с 1987 г. действует  независимая организация- Совет  по делам конкуренции в составе не более 16 человек. Она имеет консультационные и юридические полномочия, ведёт разъяснительную работу с населением, пропагандируя принципы свободной конкуренции.

    В Швеции антимонопольные проблемы  находятся в компетенции Государственного бюро по вопросам цен и картелей, а также Антитрестовского управления.

    Антимонопольный орган в Японии  представлен Комиссией по вопросам  свободной торговли, созданной в 1948 г. для контроля за соблюдением Закона (1947 г.) о запрете частной монополии и поддержке частной торговли. Она независима и обладает широкими полномочиями.

    В странах Восточной Европы  проблема антимонопольного регулирования  возникла сравнительно недавно. Следует отметить, что монополии здесь были созданы искусственно, путём концентрации производства, приведшеё к образованию гигантских предприятий и объединений. В постсоветских странах антимонопольная политика первоначально была направлена на преодоление «командно-административного монополизма», т.е. на изменении типа экономических систем.

    В Венгрии и Югославии антимонопольное законодательство базируется на правовой независимости антимонопольных органов от государственной администрации. Право решения вопросов злоупотребления монопольной властью предоставлено обычным судам, так как специальные антимонопольные органы не созданы. В Венгрии обвинения в монопольных действиях могут быть вынесены Генеральным прокурором, Центральной комиссией народного контроля, центральными органами профсоюзов, Главным управлением контроля Министерства финансов, органами контроля качества. В Югославии таковыми выступают организации коллективного труда, отраслевые объединения, экономические палаты, потребители, другие заинтересованные органы, но ущерб возмещается только организациям коллективного труда и потребителям.

    Анализ зарубежного опыта антимонопольного регулирования показал:

  1. В конце XIX в. на смену спорадическому антимонопольному движению пришло антимонопольное регулирование, направленное не на устранение крупного производства и монополий вообще, а против монополий, создаваемых на внешнеэкономической основе, злоупотребляющих своим доминирующим положением на рынке и ограничивающих конкуренцию. Оно выполняло функцию государства в развитой рыночной экономике, нацеленную на поддержание необходимого равновесия между монополией и конкуренцией, на защиту и дальнейшее развитие последней;
  2. Современная антимонопольная политика в развитых странах представляет собой гибкую систему мобильно перестраивающихся мер и санкций, носящих запретительный, ограничительный и пропорциональный характер;
  3. Решающим условием признания виновности в злоупотреблении монопольной властью является не размер компании, не контроль за предложением на рынке и олигополистическое лидерство в ценах, а величина ущерба, наносимого их деятельностью процессу конкуренции и соперникам;
  4. Главной особенностью современного антимонопольного законодательства в развитых странах является его проолигополистический характер, т.е. защита олигополии;
  5. Всё большее значение при рассмотрении дел, связанных с нарушением антимонопольных законов, придаётся принципу «разумности», т.е. экономической целесообразности и эффективности;
  6. В странах Восточной Европы антимонопольная политика первоначально была направлена на преодоление « командно-административного монополизма», т.е. на изменение типа экономической системы, а затем- на защиту конкуренции.

    В настоящее время западные  государства проводят рациональную  экономическую политику в отношении  монополий, исходя из принципов  разумности и эффективности экономики.

    Необходимое равновесие между  монополией и конкуренцией в рыночной экономике обеспечивает антимонопольное регулирование. Анализ зарубежного опыта показал, что оно представляет собой гибкую систему постоянно действующих и мобильно перестраивающихся мер и санкций, носящий ограничительный, запретительный и поощрительный характер и основанных на принципах экономической целесообразности и эффективности

  3.ОСОБЕННОСТИ  МОНОПОЛИЗМА В  РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

      3.1. РАЗВИТИЕ МОНОПОЛИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

    В доворюлиционной Беларуси, как и в России, было развито государственное (казённое) хозяйство. После 1917 г. здесь сложилась административно-команданя модель хозяйствования.

      В командной экономике преобладал искусственный монополизм. Он пронизывал все его разновидности, имевшие место в советский период и сохранившиеся до сих пор. Проявлялся в монополии государственной собственности и центральных органов власти и управления, министерств и ведомств, в совокупности явлений, обусловленных искусственным созданием экономически привилегированного положения отдельных субъектов (государства, ведомства, предприятия), навязывающих своим контрагентам и обществу в целом собственные интересы, игнорируя их реальные потребности. Монополизация стала закономерностью командной системы хозяйствования, особой формой бюрократизма, способом реализации монопольной власти отдельных хозяйствующих субъектов или их групп.

     Белорусский народохозяйственный комплекс создавался искусственно. Он был включён в систему союзного распределения труда и специализировался на автомобилестроении, приборостроении, станкостроении, тракторостроении, химической и деревообрабатывающей промышленности, на производстве мяса, молока и птицы. Белоруссия до распада СССР выступала как сборочно-перерабатывающий цех единой общесоюзной фабрики, причём исключительно для потребления и переработки продукции в её пределах. Созданные в республике развитые отрасли обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства, крупные производства были рассчитаны на обеспечение потребностей союзного рынка и работали на базе привозного сырья и топлива. Отрасли, которые должны были работать на республику, не развивались в достаточной мере.

Информация о работе Монопольная власть: источники,показатели и экономические последствия