Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 12:06, курсовая работа
Целью моей работы является обзор монополии, её виды, последствия её деятельности, методы антимонопольного регулирования как в мировой экономике, так и в Республике Беларусь.
Актуальность работы состоит в том, что на данном этапе перехода экономики Республики Беларусь к рыночной требует развития конкуренции и рыночных отношений, а монополизм государства тормозит это развитие.
Введение……………………………………………………………………………………3
1 Монополия:понятия,виды,причины возникновения………………………………….4
1.1 Сущность монополии,её виды,функции……………………………………………..4
1.2 Понятие монопольной власти,её источники………………………………………...7
2 Последствия монополии и необходимость её государственного регулирования…11
2.1 Показатели монопольной власти…………………………………………………….11
2.2 Общественные издержки монопольной власти……………………………………..15
2.3 Особенности современной монополизации экономики и антимонопольного регулирования……………………………………………………………………………..21
2.3.1 Особенности современной монополизации……………………………………….21
2.3.2 Антимонопольное регулирование………………………………………………….24
3 Особенности монополизма в Республике Беларусь…………………………………..28
3.1 Развитие монополизма в Республике Беларусь……………………………………..28
3.2 Антимонопольное регулирование в Республике Беларусь…………………….…..32
Заключение………………………………………………………………………………...36
Список использованных источников………………………………………………….....37
Приложение
Развитие современных
Для инновационного процесса
характерна так называемая
В Западной Европе при содействии национальных правительств создаются консорциумы, т.е. объединения компаний ряда стран (особенно в электронной и аэрокосмической промышленности).
Монополизация мирового
Становление новой мировой экономики связано с деятельностью ТНК. С одной стороны, развитие её на базе складывающегося технологического способа производства в большей степени отвечает их интересам. С другой стороны, сами ТНК способствуют развитию мировой экономики, что свидетельствует о новом этапе в глобализации их деятельности. Американские, западноевропейские и японские ТНК всё более тесно переходят к операциям глобального, планетарного масштаба. Их главной целью является « максимизация» не прибыли, а рынка, т.е. объёма продаж. В результате формируется глобальная сеть производства и сбыта, поскольку корпорации не ограничиваются созданием производства с конечным циклом в отдельных странах, а стремятся специализировать предприятия глобальной сети на наиболее рациональном производстве какого-либо компонента (узла) для выпуска конечной продукции там, где это выгоднее. Таким образом проявляется глобальная мобильность производственных факторов и предприятий, перемещающихся в те страны, где доходы выше, а условия деятельности наиболее благоприятны.
Факторами, способствующими
Таким образом, стопроцентный
контроль над всем
2.3.2 АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Антимонопольное движение имеет многовековую историю. В Англии в 1425 г. Был принят первый закон, запрещавший ассоциации. Так, каменщикам воспрещалось объединятся и сговариваться с целью повышения заработной платы сверх размера, установленного законом.
История законодательной
В 1889 г. в штате Техас был принят закон, направленный против трестов,- он определял их как всякого рода комбинацию, решающую одну из пяти главных задач: 1) ограничение промышленности; 2) ограничение или уменьшение масштабов производства; 3) ограничение и устранение конкуренции; 4) фиксирование цен; 5) соглашение о непродаже, неперевозке.
Уже в конце ХIХ в. на смену спорадическому антимонопольному движению пришло антимонопольное регулирование (АМР), как одна из специфических форм государственного контроля и регулирования рыночных отношений, структуры рынка, уровня и масштабов конкуренции с целью повышения эффективности экономики.
АМР корректнее определять как реализацию государством комплекса экономических, законодательных и административных мер, направленных на обеспечение условий развития рыночной конкуренции, на недопущение чрезмерной монополизации рынка и злоупотреблений монопольной властью со стороны хозяйствующих субъектов. Антимонопольное регулирование осуществляется практически во всех странах, базируясь либо на антитрестовском законодательстве (в США, Канаде, Японии), либо на законодательстве по борьбе с ограничительной хозяйственной практикой (скандинавские страны), либо на соответствующих нормах, закреплённых крупными международными соглашениями (ст. 85, 86 Римского договора об учреждении ЕЭС- ныне ЕС; ст. VI ГАТТ- ныне ВТО).
В практике государств с
Во всех развитых странах на
общегосударственном уровне
В Германии действует
В Великобритании проблемами
антимонопольной политики
Во Франции с 1987 г. действует
независимая организация-
В Швеции антимонопольные
Антимонопольный орган в
В странах Восточной Европы
проблема антимонопольного
В Венгрии и Югославии
Анализ зарубежного опыта
В настоящее время западные
государства проводят
Необходимое равновесие между монополией и конкуренцией в рыночной экономике обеспечивает антимонопольное регулирование. Анализ зарубежного опыта показал, что оно представляет собой гибкую систему постоянно действующих и мобильно перестраивающихся мер и санкций, носящий ограничительный, запретительный и поощрительный характер и основанных на принципах экономической целесообразности и эффективности
3.ОСОБЕННОСТИ МОНОПОЛИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1. РАЗВИТИЕ МОНОПОЛИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В доворюлиционной Беларуси, как и в России, было развито государственное (казённое) хозяйство. После 1917 г. здесь сложилась административно-команданя модель хозяйствования.
В командной экономике преобладал искусственный монополизм. Он пронизывал все его разновидности, имевшие место в советский период и сохранившиеся до сих пор. Проявлялся в монополии государственной собственности и центральных органов власти и управления, министерств и ведомств, в совокупности явлений, обусловленных искусственным созданием экономически привилегированного положения отдельных субъектов (государства, ведомства, предприятия), навязывающих своим контрагентам и обществу в целом собственные интересы, игнорируя их реальные потребности. Монополизация стала закономерностью командной системы хозяйствования, особой формой бюрократизма, способом реализации монопольной власти отдельных хозяйствующих субъектов или их групп.
Белорусский народохозяйственный комплекс создавался искусственно. Он был включён в систему союзного распределения труда и специализировался на автомобилестроении, приборостроении, станкостроении, тракторостроении, химической и деревообрабатывающей промышленности, на производстве мяса, молока и птицы. Белоруссия до распада СССР выступала как сборочно-перерабатывающий цех единой общесоюзной фабрики, причём исключительно для потребления и переработки продукции в её пределах. Созданные в республике развитые отрасли обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства, крупные производства были рассчитаны на обеспечение потребностей союзного рынка и работали на базе привозного сырья и топлива. Отрасли, которые должны были работать на республику, не развивались в достаточной мере.
Информация о работе Монопольная власть: источники,показатели и экономические последствия