Монопольная власть: источники,показатели и экономические последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 12:06, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является обзор монополии, её виды, последствия её деятельности, методы антимонопольного регулирования как в мировой экономике, так и в Республике Беларусь.

Актуальность работы состоит в том, что на данном этапе перехода экономики Республики Беларусь к рыночной требует развития конкуренции и рыночных отношений, а монополизм государства тормозит это развитие.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………3

1 Монополия:понятия,виды,причины возникновения………………………………….4

1.1 Сущность монополии,её виды,функции……………………………………………..4

1.2 Понятие монопольной власти,её источники………………………………………...7

2 Последствия монополии и необходимость её государственного регулирования…11

2.1 Показатели монопольной власти…………………………………………………….11

2.2 Общественные издержки монопольной власти……………………………………..15

2.3 Особенности современной монополизации экономики и антимонопольного регулирования……………………………………………………………………………..21

2.3.1 Особенности современной монополизации……………………………………….21

2.3.2 Антимонопольное регулирование………………………………………………….24

3 Особенности монополизма в Республике Беларусь…………………………………..28

3.1 Развитие монополизма в Республике Беларусь……………………………………..28

3.2 Антимонопольное регулирование в Республике Беларусь…………………….…..32

Заключение………………………………………………………………………………...36

Список использованных источников………………………………………………….....37

Приложение

Работа содержит 1 файл

МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.doc

— 540.00 Кб (Скачать)

    Индивидуальный капитал функционировал  в форме отдельного предприятия.  Капитал- монополия представлен главным образом в форме системы предприятий, т.е. производственного комплекса, регулируемой совокупности предприятий. Отдельное предприятие выступает звеном, обслуживающим потребности этого комплекса.

    Р.Лифман считал, что для монопольной власти над рынком достаточно было контролировать 75% производства, однако в ряде случаев монопольное положение достигалось и при контроле меньшей доли производства, равной 40-50% [2, с.20].

    В 1934 г. А.Лернер предложил способ  количественного измерения монопольной власти путём определения величины, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки. Показатель монопольной власти или коэффициент (индекс степени монополизации) А.Лернера (L) рассчитывался по формуле:

                                                            L= (P-MC)/P

  где P- монопольная цена, MC-предельные издержки. Численное значение коэффициента Лернера всегда находится между 0 и 1. Чем больше коэффициент Лернера, тем больше монопольная власть исследуемого субъекта. Если предельные издержки (MC) равны цене (P), то индекс Лернера равен нулю (L=0), что означает отсутствие монополии и наличие свободной конкуренции [2, с.20].

    Американская статистика подразделяет  все фирмы на однозаводсткие  и многозаводские, что позволяет определить общую, хотя и условную картину степени концентрации производства. Это синтетический показатель, отражающий не только число и относительные размеры фирм, но и препятствия на пути к подъёму, эластичность рыночного спроса, уровень и структуру издержек, однородность или дифференцированность продукции, роль рекламы. При этом абсолютные размеры фирм определяются величиной прибыли, численностью занятых и общими активами.

    Степень монополизации общественного  производства характеризуется не  только абсолютными размерами крупнейших корпораций, но и относительной долей сосредоточения в их руках отраслевого и общего промышленного производства.

    Для контроля за соотношением  сил конкурентов и возможностями  монополизации на конкурентных рынках органы западной государственной статистики ведут постоянное наблюдение за процессами концентрации производства в промышленности как в разрезе отраслей и подотраслей, так и по основным товарным группам продукции. Выделение последних имеет важное значение при определении степени монополизации. Товарная группа представляет собой совокупность похожих, но не идентичных товаров, удовлетворяющих одну и ту же потребность. В каждой из них продавцы рассматриваются как конкурирующие фирмы в пределах отрасли. Примерами товарных групп выступают женская одежда, обувь.

    К концу 60-х гг. ХХ в. В  мировой практике сложилась система  показателей рыночной власти. Наиболее распространённым в оценке уровня монополизации является коэффициент концентрации CR (Concentration Ratios), т.е. доля фиксированного числа ранжированных по размерам предприятий в отрасли или на рынке. Он показывает процентное соотношение продаж, которое рассчитывается для определённого числа фирм. Этот показатель (коэффициент концентрации) характеризует не всю совокупность предприятий на рынке, а лишь позиции крупнейших, влияющих на рынок, регулирующих его в своих интересах. В США и во Франции- это доля 4, 8, 20, 50 и 100 крупнейших компаний. В Германии, Англии и Канаде для подобных расчётов используют данные о 3-х, 6-ти, 10-ти и т.д. предприятиях в отрасли и на рынке. С середины 80-х гг. коэффициенты концентрации стали использовать в Венгрии и Польше.

    Широкое распространение получил  индекс Харфиндела-Хиршмана (ИХХ), который определяется по формуле:

                                               

  где x- доля i-той фирмы на рынке ( в %), i=1, 2, 3,…..,n- общее число фирм.

     Индекс представляет собой сумму  квадратов удельных весов предприятий,  действующих на рынке.

    Безопасный с точки зрения  монополизации рынок (ИХХ<1000) предполагает наличие 10 и более конкурентных фирм, причём доля крупнейшей из них не может превышать 31% общего объёма продаж соответствующей продукции, двух крупнейших- 44%, трёх- 54%, четырёх-64% [2, с.22].

    В Германии доминирующее (господствующее) положение на рынке возникает, если на 1 предприятие приходится свыше 33: всего оборота, на 2-3 – свыше 50%, на 4-5 –свыше 67%. Уровень предельно допустимой монополизации во Франции составляет 25% реализации товара или от 2 до 7 млрд франков товарооборота. Главным признаком монополизации в этой стране является не столько размер монополии, сколько возможность игнорирования интересов контрагентов и связанные с этим отношения диктата и неравноправия.

     В Австрии предприятие занимает  господствующее положение, если его доля на внутреннем рынке превышает 25%, и весь внутренний рынок снабжается не более чем двумя или тремя предприятиями, или если это предприятие находится среди четырёх крупнейших, общая доля которых на рынке составляет по меньшей мере 80%.

    В Норвегии монополистом признаётся  фирма, доля продукции которой  на рынке составляет 25% и более  от общего объёма производства  или продаж рассматриваемых продуктов  в национальной экономике [2, с.23]. 

    Количественные оценки степени  концентрации производства в отрасли характеризуют позиции крупного бизнеса, но они недостаточны для вывода о том, что фирма обладает монопольной властью. Главные признаки монополизма определяются прежде всего реальным финансовым положением товаропроизводителей в отрасли, на рынке, возможностями контроля деловой активности вследствие своего превосходства.

    Кроме доминирующего размера  производства конкретного товара  фирма-монополист должна наиболее  полно удовлетворять запросы  производителей- производить лучшую продукцию, сокращать издержки, внедрять более совершенную систему сбыта. Другими словами, одним из признаков монополизации является постоянное совершенствование производственно-сбытовой деятельности фирмы. Только в этом случае последняя может не опасаться потери потенциальных покупателей в результате повышения цен на продукцию. Следовательно, принципиально важен не размер предприятия, фирмы, а их роль, обусловленная особым положением на рынке. В ряде стран оно определяется либо как монопольное, либо господствующее или доминирующее.

      В Республике Беларусь доминирующее  положение на рынке означает  исключительное положение хозяйствующего субъекта, которое даёт ему возможность самостоятельно, или действуя совместно с другими хозяйствующими субъектами, диктовать условия потребителям и конкурентам, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать конкуренцию (ст.1 Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»).

    Основным критерием определения доминирующего положения является доля хозяйствующего субъекта на рынке определённого товара, превышающая предельную величину. Раньше эта величина устанавливалась Министерством по антимонопольной политике. Сегодня- определяется Министерством предпринимательства и инвестиций. Для хозяйствующих субъектов- производителей продукции или услуг (кроме продукции производственно-технического назначения) она составляет: для одного- 30%, для двух- 54%, для трёх- 72%, для четырёх- 95%; для хозяйствующих субъектов- производителей продукции производственно-технического назначения, соответственно- 45%, 67%, 86% и 100%. Исходя из этих критериев, в республике почти все рынке являются монополизированными.

 

  

2.2 ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИЗДЕРЖКИ МОНОПОЛЬНОЙ ВЛАСТИ

    На конкурентном рынке цена равна предельным издержкам, а монопольная власть предполагает, что цена превышает предельные издержки. Так как монопольная власть приводит к повышению цен и уменьшению объемов производства, нам следует ожидать ухудшения благосостояния потребителей и увеличения благосостояния фирм. Улучшает или ухудшает монопольная власть благосостояние общества в целом?

    Последствие монополизации совершенно  конкурентной отрасли иллюстрирует рис.1. Рыночный спрос на продукцию совершенно конкурентной отрасли представлен линией спроса D, предложение- восходящей ветвью отраслевой кривой предельных затрат, SMC. Соответственно равновесный объём продукции совершенно конкурентной отрасли составит- Q1*, а цена- P1*. Легко заметить, что при монополизации отрасли объём объём выпуска и цена изменяется.

                            

                                        Рис.1 Ущерб, приносимый монополией.

                                        Примечание-Источник:[4,с.98,рис.10.9]

    Действительно монополист максимизирует прибыль при объёме выпуска Q2*, поскольку именно этот объём соответствует точке Курно E2, в которой кривые предельных затрат и предельной выручки пересекаются. Этому оптимальному для монополиста выпуску соответствует более высокая цена P2*. Ведь именно такую цену согласны уплатить за товар покупатели, если объём продаж составляет Q2*. Очевидно, что прибыль, получаемая в таком случае монополистом с каждой проданной единицы продукции, равна длине отрезка LN (P2* (Q2*)- SATC (Q2*)). А его суммарная прибыль равна площади прямоугольника CP2*LN (P2* (Q2*)Q2*- SATC (Q2*)Q2*).

    Оценим ущерб, приносимый монополией. Кривая спроса характеризует  ценность дополнительных единиц  товара для покупателя. Кривая  предельных затрат характеризует альтернативную ценность ресурсов, использованных для производства этих дополнительных единиц. Поэтому выпуск продукции целесообразно увеличивать до тех пор, пока кривая спроса остаётся выше кривой предельных затрат, т.е. до точки их пересечения. На рис.1 такой точке Е1 соответствует выпуск Q1*. Это- наилучший объём выпуска.

    Для монополиста же оптимальным  оказывается объём выпуска Q2*. Каким был бы валовой выигрыш покупателей, если бы выпуск увеличился до Q1*? Очевидно, он был бы равен площади, лежащей ниже участка кривой спроса LE1, т.е. Q2*LE1Q1*. Во что обошлось бы монополисту увеличение выпуска с Q2* до Q1*? Очевидно, в сумму, равную площади фигуры, лежащей ниже участка E2E1 кривой предельных затрат, т.е. Q2*E2E1Q1*. Таким образом, выигрыш от увеличения выпуска превышает затраты на него на сумму, равную разности двух названных величин. Однако монополист не пойдёт на увеличение выпуска сверх Q2*. Ведь каждая дополнительная (сверх Q2*) единица выпуска сулит ему прирост затрат, превышающий прирост выручки. Действительно, при увеличении выпуска с Q2* до Q1* затраты монополиста увеличатся на сумму равную площади Q2*E2E1Q1*, тогда как выручка возрастёт лишь на сумму равную площади Q2*E2Q1*, так что его чистые потери составят сумму, равную площади E2E1Q1*.

    Кроме того, монополизация совершенно конкурентной отрасли сопровождается не только уменьшением, но и перераспределением части излишка потребителей в пользу монополии. При совершенной конкуренции излишек потребителей на рис. 1 измеряется площадью треугольника P1*ME1. При монополии он, как очевидно, составит лишь сумму, равную площади треугольника P2*ML. Часть его, а именно KLE1, пропадёт в связи с сокращением выпуска с Q1* до Q2*, т.е. войдёт в состав так называемых безвозвратных потерь общества E2LE1. Другая же часть, равная площади прямоугольника P1*P2*LK, будет присвоена монополистом, поскольку линия цены, являющаяся нижней границей потребительского излишка при цене P2*, окажется выше, чем при цене P1*.

    Может возникнуть вопрос, почему  в состав безвозвратных для общества потерь не войдёт область Q2*E2E1Q1*, характеризующая сокращение затрат в связи со снижением выпуска с Q1* до Q2*. Дело в том, что ресурсы, использовавшиеся до монополизации для производства Q1*-Q2* единиц продукции, теперь найдут своё применение в других секторах экономики. Поэтому область Q2*E2E1Q1*, скорее всего, можно характеризовать как альтернативную ценность ресурсов, высвобождающихся из-за сокращения выпуска в монополизированной отрасли. В сводном виде изменения в благосостоянии в результате монополизации представлены в (пример-Таблица 1).

    Однако трудно сказать, увеличивает  или уменьшает такое перераспределение  потребительского излишка общественное благосостояние. Ведь владельцами предприятия-монополиста, в пользу которого перераспределяется часть излишка, являются акционеры, т.е. такие же потребители, теряющие эту часть излишка, а межличностное сравнение полезности невозможно. Многие экономисты утверждают, что, поскольку большинство акционеров принадлежит к высоко- и среднедоходным слоям населения, перераспределение части потребительского излишка в их пользу лишь увеличивает дифференциацию общества, разрыв в доходах разных его групп. Их оппоненты считают, что и покупателями некоторых товаров, производство которых монополизировано, являются лица с высокими средними доходами, а потому это перераспределение элиминируется (отчасти) монопольными ценами, по которым ими покупаются эти товары. Следует, однако, иметь в виду, что вопрос о социально приемлемом уровне дифференциации доходов в обществе относится скорее к нормативной, чем к позитивной экономике.

Информация о работе Монопольная власть: источники,показатели и экономические последствия