Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 19:35, курсовая работа
Борьба с недобросовестной конкуренцией велась всегда с момента зарождения ремесла и торговли, но особенно остро необходимость в противодействии ей появилась в связи научно-технической революцией, повлекшей за собой усиление специализации труда каждого человека, ускорение и удешевление транспортировки любых грузов, и как следствие развитие рыночных отношений в глобальных масштабах, рождение крупных предприятий, которые в борьбе друг с другом за рынки сбыта зачастую прибегают к методам недобросовестной конкуренции
Монополия обуславливает застой и загнивание хозяйственного механизма, тормозит конкуренцию, является угрозой для нормального рынка. Проанализировав позитивные и негативные факторы и последствия монополий, можно прийти к выводу, что монополия наносит большой вред производству.
3.2. Антимонопольное регулирование.
Основы антимонопольного законодательства были заложены в США и Канаде. В основе их лежит пакет законов, включающих законодательные акты Шермана (1890) и Клейтона (1914).30Закон Шермана был направлен в основном против монополизации торговли и коммерческой деятельности, запрещая монополизацию рынка, признавая незаконным любые объединения и сговоры, направленные на ограничение производства и торговли, на устранение конкурентов. В качестве мер наказания предлагались штрафы, возмещение убытков, тюремное заключение расформирование фирм.Закон Клейтона был предназначен для того, чтобы объявить вне закона те действия крупных фирм, которые не были охвачены законом Шермана. Он объявлял вне закона ценовую дискриминацию, запрещал исключительные или «принудительные» соглашения, приобретение акций конкурирующих фирм и т.д.
Исходным началом деятельности по антимонопольному регулированию в России стало принятие в 1991 г. Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». 31Антимонопольное законодательство России состоит из Конституции РФ, указанного выше закона, издаваемых в соответствии с ним федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений.Когда же предприниматели заключают между собой гласное (или негласное) соглашение о разделе рынка или уровня цены, то потребители вынуждены платить большую цену за товар и сокращать объем потребления. Цены в этих случаях становятся искусственно высокими, и не все покупатели могут позволить себе приобретать тот же самый товар в желаемых объемах. Важно и то, что устранение конкуренции нарушает равновесие спроса и предложения, что приводит к нерациональному использованию и без того ограниченных производственных ресурсов общества.Чтобы избежать этих негативных явлений, государство вмешивается в рыночные процессы, используя антимонопольное регулирование.Антимонопольное регулирование включает в себя: административный контроль над монополизированными рынками, организационный механизм и антимонопольное законодательство.
Административный контроль монополизированных
рынков объединяет способы воздействия
на монополизированное производство.
Можно выявить, в частности, финансовые
санкции, применяемые в случае нарушения
антимонопольного законодательства Бывают
случаи, когда фирма, уличенная в систематическом
использовании методов нечестной
конкуренции и проигравшая судебный
процесс, подвергается прямому расформированию.
экономики и различных антимонопольных мероприятий официального и неофициального характера можно достигнуть того, чего не могут обеспечить автоматически действующие в условиях свободной конкуренции факторы, противодействующие влиянию монополий или уравновешивающие их.
3.3. Способы пресечения недобросовестной
конкуренции.
1. Предписание антимонопольного
органа.Предписание представляет
собой правообразующий юридический факт
и является обязательным для исполнения
письменным требование антимонопольного
органа. Он направлен на возникновение,
изменение или прекращение правоотношений
в сфере применения антимонопольного
законодательства и защиту прав предпринимателей.
С помощью предписаний выполняются задачи
и реализуются функции антимонопольного
ведомства (ст. 11 Закона о конкуренции
на товарных рынках, ст. 22 Закона о конкуренции
на финансовых рынках).Основанием для
рассмотрения дел в антимонопольных органах
могут являться представления прокурора
либо заявления коммерческих или некоммерческих
организаций, федеральных и региональных
органов исполнительной власти, органов
местного самоуправления. Заявление, содержащее
сведения о конкретных действиях хозяйствующих
субъектов, подается в антимонопольный
орган с приложением документов, свидетельствующих
о фактах недобросовестной конкуренции.
Публично-правовая обязанность предпринимателя-
ненормативных актов. Антимонопольный орган наделен правом обращаться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании недействительными полностью или частично противоречащих законодательству о конкуренции и монополиях актов властных органов.
1 Экономическая теория: Учебник. / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечеловой - М.: Издательство “Экзамен”, 2003. С. 137-138.
2 Экономическая теория:Учебник.Борисов Е.Ф.:издательство “Юристъ”,1997.стр. 197
3 Курс микроэкономики. Учебник. Под редакцией Р. М. Нуреева. 2000 г.стр.215-218.
4 Экономическая теория (политэкономия). Под ред. В. И. Видяпина,
Г. П. Журавлевой. Москва: издательство РЭА, 2000 г. 592 стр.
6 Толкачев. С. Несовершенная конкуренция. // Российский экономический журнал. 1993. №.5.стр.156.
7 Гасанов Р.М Промышленный шпионаж на службе монополий. М.: Международные отношения. 1986.стр.124-130.
8 Гасанов Р.М Промышленный шпионаж на службе монополий. М.: Международные отношения. 1986.стр.127.
9 Закон РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" http://www.eadvokat.ru
10 Тотьев К.Ю. Конкуренция и монополии. Правовые аспекты регулирования: Учебное пособие. – М.: Юристь, 1996.стр.157.
12 «Проблемы недобросовестной конкуренции: зарубежный и отечественный опыт» http://parkhomenko.com.ua
13 «Монополии» http://usion.at.ua
14 «Развитие монополий в России» http://www.istorya.ru
15 «Развитие монополий в России» http://www.istorya.ru
16 «История монополии в России» http://www.macro-econom.ru
17 «История монополии в России» http://www.macro-econom.ru
18 «История монополии в России» http://www.macro-econom.ru
19 «Крупнейшие монополии России» http://www.macro-econom.ru
20 «Развитие монополий в России» http://www.istorya.ru
21 Д. Титов «Кто мешает конкуренции»// Экономика и жизнь, №32, 2010.стр.237-239.
22 «Реестр хозяйствующих субъектов.» http://reestr.fas.gov.ru
23 Российские естественные монополии: системные проблемы и решения. Труды Института проблем естественных монополий. Выпуск 1. Сборник статей. М.: ИПЕМ, 2006.стр.98.
24 «Реестр хозяйствующих субъектов.» http://reestr.fas.gov.ru
25 «Федеральная антимонопольная служба» http://www.fas.gov.ru
27 Парижская конвенция (1883) http://ru.wikipedia.org
28 Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» http://www.consultant.ru
29 http://www.fas.gov.ru/ - официальный сайт Федеральной Антимонопольной Службы
30 http://www.ru.wikipedia.org/ - проект свободной многоязычной энциклопедии
http://www.consultant.ru
32 Еременко В.А. Особенности пресечения недобросовестной конкуренции в РФ // Адвокат. 2000. №7;стр.268.
33 Гукасян Л.Е. Пути совершенствования отечественного законодательства по защите от недобросовестной конкуренции // Экономика и законодательство. 2004.стр.167.
34 Гукасян Л.Е. Пути совершенствования отечественного законодательства по защите от недобросовестной конкуренции // Экономика и законодательство. 2004.стр.201.
Информация о работе Монополия и недобросовестная конкуренция