Монополия и недобросовестная конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 19:35, курсовая работа

Описание работы

Борьба с недобросовестной конкуренцией велась всегда с момента зарождения ремесла и торговли, но особенно остро необходимость в противодействии ей появилась в связи научно-технической революцией, повлекшей за собой усиление специализации труда каждого человека, ускорение и удешевление транспортировки любых грузов, и как следствие развитие рыночных отношений в глобальных масштабах, рождение крупных предприятий, которые в борьбе друг с другом за рынки сбыта зачастую прибегают к методам недобросовестной конкуренции

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ!.doc

— 186.00 Кб (Скачать)

Монополия обуславливает застой и  загнивание хозяйственного механизма, тормозит конкуренцию, является угрозой для нормального рынка. Проанализировав позитивные и негативные факторы и последствия монополий, можно прийти к выводу, что монополия наносит большой вред производству.

 

3.2. Антимонопольное регулирование.

Основы антимонопольного законодательства были заложены в США и Канаде. В основе их лежит пакет законов, включающих законодательные акты Шермана (1890) и Клейтона (1914).30Закон Шермана был направлен в основном против монополизации торговли и коммерческой деятельности, запрещая монополизацию рынка, признавая незаконным любые объединения и сговоры, направленные на ограничение производства и торговли, на устранение конкурентов. В качестве мер наказания предлагались штрафы, возмещение убытков, тюремное заключение расформирование фирм.Закон Клейтона был предназначен для того, чтобы объявить вне закона те действия крупных фирм, которые не были охвачены законом Шермана. Он объявлял вне закона ценовую дискриминацию, запрещал исключительные или «принудительные» соглашения, приобретение акций конкурирующих фирм и т.д.

Исходным началом деятельности по антимонопольному регулированию  в России стало принятие в 1991 г. Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках». 31Антимонопольное законодательство России состоит из Конституции РФ, указанного выше закона, издаваемых в соответствии с ним федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений.Когда же предприниматели заключают между собой гласное (или негласное) соглашение о разделе рынка или уровня цены, то потребители вынуждены платить большую цену за товар и сокращать объем потребления. Цены в этих случаях становятся искусственно высокими, и не все покупатели могут позволить себе приобретать тот же самый товар в желаемых объемах. Важно и то, что устранение конкуренции нарушает равновесие спроса и предложения, что приводит к нерациональному использованию и без того ограниченных производственных ресурсов общества.Чтобы избежать этих негативных явлений, государство вмешивается в рыночные процессы, используя антимонопольное регулирование.Антимонопольное регулирование включает в себя: административный контроль над монополизированными рынками, организационный механизм и антимонопольное законодательство.

Административный контроль монополизированных рынков объединяет способы воздействия на монополизированное производство. Можно выявить, в частности, финансовые санкции, применяемые в случае нарушения антимонопольного законодательства Бывают случаи, когда фирма, уличенная в систематическом использовании   методов   нечестной   конкуренции   и   проигравшая судебный процесс, подвергается прямому расформированию.Организационный механизм имеет своей целью антимонопольную профилактику путем последовательной либерализации рынков. Не затрагивая монополию как форму производства, способы и методы такой политики государства нацелены на то, чтобы сделать монополистическое поведение для крупного бизнеса невыгодным. Это - снижение таможенных пошлин, отмена количественных квот - поддержка малого бизнеса, упрощение процедуры лицензирования, оптимизация производства, продукция которого может конкурировать с товарами монополий, и.т.д.Наиболее эффективной и развитой формой государственного регулирования монопольной власти является антимонопольное законодательство. Его цель - регулирование структуры отрасли через запрещение предполагаемых слияний крупных фирм, если оно ведет к существенному ослаблению конкуренции или установлению монополии. Антимонопольная практика в то же время не отрицает возможности слияния компаний на «горизонтальной» и «вертикальной» основе.Идеальной с точки зрения экономиста, была бы антимонопольная политика, нацеленная только на обеспечение благополучия потребителей путем защиты и усиления конкуренции, но никто из экономистов не стал бы утверждать, что попытка сделать все рынки совершенно конкурентными была бы реалистичной. Существующие антимонопольные законы подобно всем другим готовятся политиками, приводятся в исполнение юристами и интерпретируются судьями.С помощью государственного регулирования

экономики и различных антимонопольных мероприятий официального и неофициального характера можно достигнуть того, чего не могут обеспечить автоматически действующие в условиях свободной конкуренции факторы, противодействующие влиянию монополий или уравновешивающие их.

3.3. Способы пресечения недобросовестной конкуренции.                            При избрании способа защиты от недобросовестных конкурентных действий хозяйствующему субъекту желательно тщательно анализировать (самостоятельно или с привлечением специалистов), с какой целью и каким образом осуществляются те или иные действия, можно ли применить меры их административного пресечения или следует обратиться в суд и т.п. Следует отметить, что пресечение недобросовестной конкуренции относится к одной из основных задач федерального антимонопольного органа, которым является Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России). Осуществление защиты прав хозяйствующих субъектов от недобросовестной конкуренции в МАП России производится в соответствии с Правилами рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденными Приказом МАП России от 25.07.96 N 91.32

1. Предписание антимонопольного  органа.Предписание представляет собой правообразующий юридический факт и является обязательным для исполнения письменным требование антимонопольного органа. Он направлен на возникновение, изменение или прекращение правоотношений в сфере применения антимонопольного законодательства и защиту прав предпринимателей. С помощью предписаний выполняются задачи и реализуются функции антимонопольного ведомства (ст. 11 Закона о конкуренции на товарных рынках, ст. 22 Закона о конкуренции на финансовых рынках).Основанием для рассмотрения дел в антимонопольных органах могут являться представления прокурора либо заявления коммерческих или некоммерческих организаций, федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления. Заявление, содержащее сведения о конкретных действиях хозяйствующих субъектов, подается в антимонопольный орган с приложением документов, свидетельствующих о фактах недобросовестной конкуренции.                                                                                                                  2. Контрреклама.Это особое правовое средство, которое антимонопольный орган вправе применить для того, чтобы пресечь недобросовестную конкуренцию, осуществляемую с использованием рекламы. Данная мера в соответствии с частью 4 статьи 2 Закона о рекламе состоит в опровержении ненадлежащей рекламы, которое распространяется в целях ликвидации вызванных ею последствий.

Публично-правовая обязанность предпринимателя-нарушителя осуществить контррекламу возникает  в случае установления факта нарушения  законодательства РФ о рекламе. Срок исполнения устанавливается антимонопольным органом, вынесшим решение об осуществлении контррекламы, причем согласно пункту 1 статьи 29 Закона о рекламе расходы по контррекламе ложатся на нарушителя в полном объеме.Если контрреклама не была осуществлена в установленный срок, то федеральный антимонопольный орган, принявший решение о проведении контррекламы, вправе принять решение о полном или частичном приостановлении рекламы нарушителя до дня завершения распространения им контррекламы. При этом орган, принявший такое решение, обязан незамедлительно поставить об этом в известность все стороны договоров с нарушителем на производство, размещение и распространение его рекламы.Теперь рассмотрим каким образом должна осуществляться контрреклама. Во-первых, контрреклама должна осуществляться посредством того же средства распространения, что и опровергаемая ненадлежащая реклама; во-вторых, с использованием тех же характеристик продолжительности, пространства, места и порядка, что и опровергаемая реклама.Содержание такой контррекламы в обязательном порядке согласовывается с антимонопольным органом, принявшим решение. Надо сказать, что допускаются случаи, когда по решению федерального антимонопольного органа (территориального управления) происходит замена средства распространения, характеристик продолжительности, пространства, места и порядка осуществления контррекламы. Но законодатель не указывает критерии, по которым бы определялись такие случаи. По мнению К. Ю. Тотьева, такая неопределенность создает почву для бюрократического произвола.                                                                                                                 3. Отзыв товара от потребителя.Недобросовестная конкуренция может причинить вред не только предпринимателям-конкурентам, но и потребителям. В таких случаях применяются средства, предусмотренные законодательством о защите прав потребителей.В соответствии с пунктом 5 статьи 7 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан незамедлительно приостановить производство (реализацию), а в необходимых случаях принять меры по изъятию из оборота и отзыву от потребителя товара. Если установлено, что при соблюдении потребителем установленных правил использования, хранения и транспортировки товара (работы) он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде. Даже если причины вреда установить невозможно, изготовитель (исполнитель) обязан снять такой товар (работу, услугу) с производства. При невыполнении изготовителем (исполнителем) обязанности снять товар (работы, услуги) с производства, изъятие из оборота и отзыв от потребителейпроизводятся по предписанию соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за качеством и безопасностью товаров, работ, услуг. Убытки, причиненные потребителю в связи с таким отзывом, возмещаются за счет изготовителя, исполнителя в полном объеме.                          4.Недействительность сделок.Все сделки должны соответствовать императивным требованиям законодательства о конкуренции и монополиях. Но так как на практике это происходит не всегда, встает вопрос об особом гражданско-правовом последствии незаконных сделок - их недействительности.Согласно п.1 ст. 166 ГК РФ в зависимости от состава юридических фактов выделяют два вида недействительных сделок:33 оспоримые ( сделки становятся недействительными по решению суда), ничтожные (решение суда не входит в состав юридических фактов, влекущих недействительность сделки).В качестве ничтожных сделок следует считать договоры, заключаемые хозяйствующими субъектами, действующими на рынке одного товара. Такие договоры запрещены п. 1 ст. 6 Закона о конкуренции, как могущие повлечь негативные последствия для конкуренции.34Оспоримыми являются сделки, совершенные с нарушением порядка, установленного в ст. 18 Закона о конкуренции. Они могут быть признаны недействительными в судебном порядке по иску антимонопольного органа, если они приводят к ограничению конкуренции.                                          5. Признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.Применение данного последствия в законодательстве о конкуренции и монополиях вызвано тем, что запрещающие и обязывающие нормы в этом законодательстве адресованы федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления и иным органам (организациям), наделенным функциями или правами органов власти.Основная правовая форма их деятельности издание нормативных и

ненормативных актов. Антимонопольный орган наделен правом обращаться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании недействительными полностью или частично противоречащих законодательству о конкуренции и монополиях актов властных органов.

1  Экономическая теория: Учебник. / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечеловой - М.: Издательство “Экзамен”, 2003. С. 137-138.

2 Экономическая теория:Учебник.Борисов Е.Ф.:издательство “Юристъ”,1997.стр. 197

3 Курс микроэкономики. Учебник. Под редакцией Р. М. Нуреева. 2000 г.стр.215-218.

4 Экономическая теория (политэкономия). Под ред. В. И. Видяпина,

 Г. П. Журавлевой. Москва: издательство РЭА, 2000 г. 592 стр.

5 ,,Экономическая теория Адама Смита.,, http://forexaw.com

6 Толкачев. С. Несовершенная конкуренция. // Российский экономический журнал. 1993. №.5.стр.156.

7 Гасанов Р.М  Промышленный шпионаж на службе монополий. М.: Международные отношения. 1986.стр.124-130.

8 Гасанов Р.М  Промышленный шпионаж на службе монополий. М.: Международные отношения. 1986.стр.127.

9 Закон РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" http://www.eadvokat.ru

10 Тотьев К.Ю. Конкуренция и монополии. Правовые аспекты регулирования: Учебное пособие. – М.: Юристь, 1996.стр.157.

11 ,«Особенности недобросовестной конкуренции в хозяйственной деятельности» http://parkhomenko.com.ua

12 «Проблемы недобросовестной конкуренции: зарубежный и отечественный опыт» http://parkhomenko.com.ua

13 «Монополии» http://usion.at.ua

14 «Развитие монополий в России» http://www.istorya.ru

15 «Развитие монополий в России» http://www.istorya.ru

16 «История монополии в России» http://www.macro-econom.ru

17 «История монополии в России» http://www.macro-econom.ru

18 «История монополии в России» http://www.macro-econom.ru

19 «Крупнейшие монополии России» http://www.macro-econom.ru

20 «Развитие монополий в России» http://www.istorya.ru

21 Д. Титов «Кто мешает конкуренции»// Экономика и жизнь, №32, 2010.стр.237-239.        

22 «Реестр хозяйствующих субъектов.» http://reestr.fas.gov.ru

23 Российские естественные монополии: системные проблемы и решения. Труды Института проблем естественных монополий. Выпуск 1. Сборник статей. М.: ИПЕМ, 2006.стр.98.

24 «Реестр хозяйствующих субъектов.» http://reestr.fas.gov.ru

25 «Федеральная антимонопольная служба» http://www.fas.gov.ru

26 Д. Титов «Кто мешает конкуренции»// Экономика и жизнь, №32, 2010. стр.240.

27 Парижская конвенция (1883) http://ru.wikipedia.org

28 Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» http://www.consultant.ru

29 http://www.fas.gov.ru/ - официальный сайт Федеральной Антимонопольной Службы

30 http://www.ru.wikipedia.org/ - проект свободной многоязычной энциклопедии

31« Кодексы и наиболее востребованные законы»

http://www.consultant.ru

32 Еременко В.А. Особенности пресечения недобросовестной конкуренции в РФ // Адвокат. 2000. №7;стр.268.

33 Гукасян Л.Е. Пути совершенствования отечественного законодательства по защите от недобросовестной конкуренции // Экономика и законодательство. 2004.стр.167.

34 Гукасян Л.Е. Пути совершенствования отечественного законодательства по защите от недобросовестной конкуренции // Экономика и законодательство. 2004.стр.201.


Информация о работе Монополия и недобросовестная конкуренция