Монополия и недобросовестная конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 19:35, курсовая работа

Описание работы

Борьба с недобросовестной конкуренцией велась всегда с момента зарождения ремесла и торговли, но особенно остро необходимость в противодействии ей появилась в связи научно-технической революцией, повлекшей за собой усиление специализации труда каждого человека, ускорение и удешевление транспортировки любых грузов, и как следствие развитие рыночных отношений в глобальных масштабах, рождение крупных предприятий, которые в борьбе друг с другом за рынки сбыта зачастую прибегают к методам недобросовестной конкуренции

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ!.doc

— 186.00 Кб (Скачать)

1.Экономический шпионаж – существует также термин промышленный шпионаж, хоть эти два термина часто используют как синонимы, но между ними существует определенная разница, т.к. в принципе промышленный шпионаж является частью экономического. Экономический шпионаж сверх промышленного охватывает и такие сферы, как показатели валовой национальный продукт и т. д. и выходит за рамки данного курсовой работы.Основными объектами внимания промышленного шпионажа являются патенты, чертежи, секреты производства, технологии, структура издержек. С развитием промышленного шпионажа промышленные монополии тщательно охраняют содержание патентов, результаты научно-технических исследований, проекты и эскизы любой своей продукции.

Все промышленные монополии имеют  засекреченные лаборатории, где  по всем параметрам сравнивают уровни технически решений, качество, производительность и надежность своей продукции с аналогичной продукцией конкурентов. В этих лабораториях учитываются все недостатки или преимущества своих и чужих товаров. Все лучшее у конкурентов перенимают и приспосабливают для своих машин, механизмов и конструкций, если при этом можно обойти патентное законодательство или если это выгодно фирме. Недостатки своей продукции тщательно изучаются. Затем ищутся пути их устранения, если это оказывается выгодно. Но никогда информация о слабых сторонах своей продукции не выходит за пределы таких лабораторий и конечно никогда не доходит до обычных потребителей. Само существование таких лабораторий также не афишируется. Существуют различные способы получения конфиденциальной информации о деятельности конкурентов, как законных, так и незаконных. Законными средствами считаются сбор и анализ информации из официально публикуемых источников, докладов, отчетов, изучений продукции конкурентов и т.д.Основными законными путями сбора информации о конкурентах являются: публикации конкурентов и отчеты о деятельности фирм; сведения, данные публично бывшими служащими конкурентов; ежегодные финансовые отчеты; обзоры рынков и доклады инженеров-консультантов; выпускаемые конкурентами издания; анализ изделий конкурентов; отчеты зарубежных филиалов и др..Так как каждая ТНК знает о возможных действиях, исследований против нее со стороны конкурентов, то в официальных публикациях и отчетах каждая ТНК старается дать минимальную информацию о своей деятельности и финансовом положении, о научно-исследовательских работах. В основном, любая крупная компания составляет несколько вариантов отчета. Отчет, отражающий истинное состояние дел, в считанных экземплярах представляется высшим руководителям ТНК , которые определяют политику и стратегию корпорации. Другой вариант отчета, из которого исключена наиболее важная и личная информация, структура производственных издержек, предоставляется руководителям корпорации среднего уровня, некоторым управляющим зарубежными филиалами, некоторым лицам из среды основных акционеров.Возможен и третий - популярный вариант отчета, в котором отсутствует практически всякий смысл, но зато присутствуют отличные иллюстрации, отчет прекрасно издан и т.д. ; такой отчет предназначен для акционеров и широкой общественности. Но конкурирующие фирмы, зная о возможных способах сокрытия информации, осуществляют сбор конфиденциальной информации следующими путями:8

- различного рода вопросы, задаваемые  специалистам конкурента

- приглашение на работу специалистов конкурента

Также могут быть реализованы  следующие способы:

- тайное наблюдение за  интересующим специалистом, отделом,  лаборатории

- использование профессиональных  шпионов для получения информации

- подкуп сотрудников  из основных отделов конкурента

- подслушивание разговоров  и т.д.

- похищение чертежей, образцов, документов

- шантаж и другие способы  давления

- получение информации  от источников в государственных  структурах

- сбор информации через  зарубежные филиалы и через  общих поставщиков.                                                                                                         Еще одним из эффективных способов экономического шпионажа является внедрение "своего человека" в государственные органы, призванные регулировать деятельность промышленных монополий, что позволяет получать необходимую информацию о конкурентах, контролировать действия связанные с антимонопольной политикой и т.п. Очень часто стали использоваться различного рода микроскопические приборы на основе различных электронных схем.Специальная технология позволяет перехватывать любую информацию предаваемую устно, через телефон, телефакс, компьютер. Развитие компьютеров и компьютерных сетей с развитием компьютерного пиратства и воровства вынудило правительства многих стран применять различные меры; например, в США организована специальная группа, отвечающая за безопасность и неприкосновенность компьютерных сетей и компьютерных баз данных, т.к. любой человек, имеющий компьютер, доступ в сеть и определенный интеллект может получать доступ в такие компьютерные банки данных, которые содержат строго конфиденциальную и секретную информацию, которая не предназначена для рядового пользователя. В качестве примера можно привести случай, произошедший в США, когда один пользователь смог подключиться к сети компьютеров министерства обороны США, в результате его злого умысла была полностью уничтожена важная информация одного из пентагоновских компьютеров.

2.Угроза конкурентам исками о нарушении патентов или товарных знаков, если это делается недобросовестно и с целью противодействия конкуренции в сфере торговли –пример данного метода приведён в IT-индустрии: компания Intel подала иск на фирму VIA, обвиняя её в нарушении патента путём создания чипсета, предназначенного для нового поколения процессоров Pentium. Иск Intel был отклонён, однако это заставило VIA выпустить чипсет позже назначенного срока, благодаря чему Intel успела выйти на рынок со своими материнскими платами на собственных чипсетах раньше, чем это сумела сделать VIA.

3.Демпинг – применяется крупными компаниями для захвата новых рынков

путём продажи своих  товаров ниже себестоимости. В рамках внутреннего рынка государства  использование демпинга приводит к  разорению мелких фирм и предпринимателей, что способствует установлению монополии. Однако существует и международный демпинг, то есть захват внешних рынков. В этом случае нередко финансирование демпинга может вестись за счёт государства путём субсидирования экспортных поставок из средств государственного бюджета.Помимо основного типа демпинга выделяются ещё и следующие виды демпинга:

Валютный демпинг - экспорт  товаров по ценам ниже рыночных за счет снижения обменного курса валюты страны-экспортера. Экспортеры, приобретая товары по низким внутренним ценам, реализуют  их по демпинговым ценам на внешнем рынке за твердую валюту, которая затем обменивается на национальную валюту, что ведет к получению курсовой прибыли.

Грабительский демпинг - преднамеренный вывоз товара за границу по ценам  более низким, чем цены внутреннего  рынка, с намерением подорвать положение зарубежных поставщиков на их собственном рынке. Целью такой акции является устранение конкуренции на внешнем рынке и образование монополии.

Социальный демпинг - демпинг, вызываемый предложением импортных  товаров по низкой цене, при расчете которой учитывается низкий уровень заработной платы.

Спорадический демпинг - ситуация, при которой реализация товара за рубежом приводит к его непредвиденному  избытку на рынке.

Товарный демпинг - экспорт  товаров по ценам ниже цен внутреннего  рынка.

Устойчивый демпинг - перманентные длительные усилия по проведению демпинговой  политики с целью завоевания конкурентоспособной  позиции на внешнем рынке, являющемся более гибким в отношении цен  по сравнению с внутренним рынком продавца.

4.Намеренное копирование товаров, услуг, рекламы или других аспектов коммерческой деятельности конкурента – применяется для выпуска некачественных подделок под продукцию конкурента. Для фирм, чью  продукцию  копируют,  подделки  имеют  катастрофические последствия: резко сужается рынок сбыта, прибыль резко  снижается,  уходя  к производителям подделок, подделки подрывают авторитет фирмы,  т.к.  подделки кроме своей дешевизны имеют еще и низкое качество, поэтому  подделки  быстро выходят из строя, ухудшая тем самым доверие потребителей к фирме, чья  марка была подделана.Поощрение нарушений контрактов, заключенных конкурентами – при данном способе предприятие подвергающееся такому методу может потерять значительную часть своих клиентов, контракты будут уходить к конкурентам.

В российском законодательстве указанной проблеме посвящен Закон РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 г. в ред. от 25 мая 1995 г., который определяет недобросовестную конкуренцию как любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить (или причинили) убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации."9 Из содержания вышеназванного Закона следует, что недобросовестная конкуренция может иметь место только в отношениях между хозяйствующими субъектами (предпринимателя-ми), и ее конкретные проявления могут быть связаны как с объектами интеллектуальной собственности непосредственно (например, "прода-жа товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг), так и косвенным образом затрагивать права на те или иные результаты интеллектуальной деятельности "введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товаров", "некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов" и др.) (ст.10).

Защита против действий, представляющих собой недобросовестную конкуренцию, может осуществляться двумя способами:10 1) посредством обращения в Государственный антимонопольный комитет РФ или его территориальное управление с ходатайством о запрете (пре-сечении) актов недобросовестной конкуренции и применении соответствующих штрафных санкций в отношении нарушителя; 2) обращением в арбитражный суд с иском о запрете актов недобросовестной конкуренции и взыскании убытков с нарушителя.

Непосредственная связь между  монополиями и недобросовестной конкуренцией заключается в том, что с одной стороны использование методов недобросовестной конкуренции может привести к созданию монополий на каких-либо рынках, с другой стороны методы недобросовестной конкуренции становятся самым лёгким способом устранения нарождающихся конкурентов для монополий. Яркими примерами могут стать: становление монополии фирмы «Стандарт Ойл» Рокфеллера, имевшего даже своих бандитов для давления на конкурентов, и компания «INTEL», одним из примеров деятельности которой является блокирование начала массового производства нового процессора, созданного российскими разработчиками, путём запрета заключения контрактов с ними всем крупным предприятиям, способным начать данное производство, под угрозой разрыва контрактов заключённых между этими предприятиями и «INTEL». После безуспешных попыток внедрить свой процессор, несмотря даже на помощь мэра Москвы Лужкова, выделившего 10 млн. долларов, наши разработчики вынуждены были продать свои работы «INTEL», основные идеи которых потом были воплощены в новых процессорах «Pentium»11.Конкуренция неразрывна со своей противоположностью -- монополией, которая выступает дополнительным фактором развития рынка, усложняющим его нормальную деятельность. Этот фактор, не сумевший набрать силу на начальной ступени

капиталистического товарного хозяйства, стал в XX в. играть определяющую роль в производстве и реализации товаров.

Среди наиболее нашумевших судебных разбирательств последних лет по факту ненадлежащей рекламы можно  упомянуть следующие12:

1.Ненадлежащая, а именно вводящая  в заблуждение реклама АООТ «Феде¬ральный чековый инвестиционный фонд» в 1997-1998 годах в России. В средствах массовой информации распространялась реклама, в которой Москомимущество было упомянуто как основной акционер, которым оно на самом деле не являлось. В связи с указанными обстоятельствами у потребите¬ля укрепилось доверие к фонду, что привело к вложению ими денег в фонд и их обману последними;

2.Рекламная кампания по продвижению  на российском рынке изготовленного  на основе акульего плавника  препарата «SHARK CARTILAGE», который представлялся в рекламе как единственное доступное средство против страшного заболевания цивилизации — рака, но таковым на самом деле не являлся. В данном случае рекламодатель вводит потребителей в заблуждение посредством злоупотребления недостатком знаний в области медицины;

3.Страховое акционерное общество  «Ингосстрах» (далее — САО «Ингосстрах») вело рекламную кампанию по  продвижению своих услуг на  российском рынке. Указывая в  рекламе на безвозмездный характер  принятия на себя обязательств, САО «Ингосстрах» не сообщало часть существенной информации о том, что обязательным условием принятия обществом на себя обязательств является согласие клиента заключить на следующий год договор страхования с САО «Ингосстрах», чем ввело потребителей в заблуждение насчет условий «безвозмездного страхования»;

4.Судебное дело между компанией  «Клорокс Интернэшнл «Проктер  энд Гэмбл» о нарушении Федерального  за¬кона «О рекламе» в части  некорректного сравнения с другим  товаром (товарами);

5.Дело о нарушении АО «Мультилок» Фе¬дерального закона «О рекламе». При прочтении рекламы компании «Мультилок» потребитель вполне мог поверить в правдивость утверждений рекламодателя о том, что замок «MUL-T-LOK» гарантирует от любого распила (это заявле¬ние на деле оказалось недостоверным), и приобрести товар, не отвечающий его пожеланиям;

6.Рекламе противоугонного средства  «Клиффорд» содержалось утверждение:  «Клиффорд — 100-процентная гарантия  от угона» и обращение одного  из потребителей в суд относительно  введения в заблуждения.

В современных условиях крупные  капиталистические объединения  не уничтожили конкуренцию, а сосуществуют вместе с ней, что обостряет и  углубляет общее соперничество. В развитых капиталистических и  развивающихся странах, достигших  значительного индустриального уровня, имеет место внутриотраслевая конкуренция прежде всего между монополиями, производящие инородные продукты. В такую борьбу ввязываются сильные иностранные соперники. Конкуренция ведется и внутри каждой монополии, особенно при распределении прибыли.

Информация о работе Монополия и недобросовестная конкуренция