Монополия и недобросовестная конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 19:35, курсовая работа

Описание работы

Борьба с недобросовестной конкуренцией велась всегда с момента зарождения ремесла и торговли, но особенно остро необходимость в противодействии ей появилась в связи научно-технической революцией, повлекшей за собой усиление специализации труда каждого человека, ускорение и удешевление транспортировки любых грузов, и как следствие развитие рыночных отношений в глобальных масштабах, рождение крупных предприятий, которые в борьбе друг с другом за рынки сбыта зачастую прибегают к методам недобросовестной конкуренции

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ!.doc

— 186.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Развитие монополии и недобросовестной конкуренции в России.

2.1.История возникновения и развития монополии в России.

В России,как и в каждой стране, издавна существовали регалии, или государственные монополии, на производство важных групп товаров – соляная монополия, монополия на выделку пороха, тиражирование календарей и т. п. В 1895 г. в виде опыта в четырех сибирских губерниях была введена винная монополия, распространившаяся затем на всю Россию.13Кроме нее к началу XX в. осталась лишь специальная монополия на игральные карты.Но "недостаток" государственных монополий вполне дополнялся заботой правительства о крупном частном капитале.

Так, в начальный период развития крупной русской промышленности, когда перед правительством стояла задача создания в стране новых производств, распространенной мерой поощрения фабрикантов было предоставление им (зачастую – иностранцам) монополии производства на определенный период. Особенно характерна была подобная практика для правления Елизаветы. Например, по просьбе Чемберлина и Козенса, учредителей первой петербургской ситцевой фабрики, в 1753 г. на 10 лет было запрещено устройство ситцевых фабрик во всей Империи.14 В том же году аналогичную привилегию получил купец Федотов, устроивший в Москве фабрику сусального золота и серебра. В некоторых случаях влиятельные фабриканты добивались даже закрытия ранее устроенных фабрик,конкурировавших с их собственными.

Однако уже при Екатерине II промышленная политика значительно изменилась.15 Императрица неоднократно указывала устно и письменно на вред монополий и преимущества мелкой промышленности перед крупной. И правительственная программа уже была нацелена на поощрение кустарной промышленности и уничтожение фабричных монополий.Но с начала XIX в. со стороны российского правительства наблюдается определенная двойственность в отношении крупной промышленности: с одной стороны, резкое ее порицание в экономических трактатах и официальных документах (особо резко высказывался, например, граф Е. Ф. Канкрин, министр финансов в 1823-1844 гг.), а с другой стороны, поощрение на практике. Так, введенный при Николае I запретительный тариф (тем же самым Канкриным), крупные денежные субсидии фабрикантам, строительство дорогостоящих "образцовых заведений" и т. п. несомненно шло на пользу крупным промышленникам.16                                                                                                       С 1878 г. до конца XIX в. практически во всех основных отраслях русской промышленности наблюдалась сильная концентрация производства. К этому времени и относится образование первых отечественных монополистических объединений.Особенно заметно процесс концентрации и образования монополий проявился во время сильного кризиса 1900-1903 гг. и сразу после него. К 1905 г. в России существовало уже более 30 фактически узаконенных монополий.С 1906 г. в России существовал так называемый "Совет съездов представителей промышленности и торговли", самая сильная и влиятельная экономическая организация крупной буржуазии, имевшая обширные связи как в правительстве, так и в Государственной думе.17Вообще говоря, в российском дореволюционном законодательстве предусматривались серьезные меры против предпринимательских объединений. Так, за сговор промышленников или торговцев с целью повышения цен на предметы первой необходимости зачинщикам грозило тюремное заключение от 4 до 8 месяцев, прочим участникам – от 3 недель до 3 месяцев или штраф не свыше 200 pублей.                                                                                                                                  По существу, политика ограничения производства и роста цен, проводимая русскими монополиями, поддерживалась самим правительством. Так, в самом начале XX в. был учрежден специальный комитет по распределению заказов на железнодорожное оборудование (рельсы, вагоны и пр.), просуществовавший до 1914 г. Он устанавливал для небольшого количества наиболее крупных заводов-"фаворитов" повышенные цены на покупаемую правительством продукцию, создавая выгодные условия для этих монополистов.18                                                                                                           После Октябрьской революции отношение между государством и монополиями перешли на более высокий уровень.19 Система управления народным хозяйством периода военного коммунизма получила название "главкизма": предприятия объединялись в главки, централизованно управляющие их производственной деятельностью, снабжением, сбытом, финансами. К концу гражданской войны таких главков насчитывалось 52.     В конце XXвека при переходе России к рынку вновь возникли монополии. На современном этапе формирование крупнейших Российских естественных монополий произошло в конце XX– начале XXIвв.В 1989 г. на основе

Министерства газовой промышленности был образован Государственный  газовый концерн «Газпром». На его базе создается в 1993 г. Российское акционерное общество «Газпром» – РАО «Газпром», переименованное в 1998 г. в Открытое акционерное общество «Газпром» – ОАО «Газпром».Российское открытое акционерное общество энергетики и электрификации "ЕЭС России" было создано в 1992 году в соответствии с указами Президента Российской Федерации Бориса Ельцина от 15 августа 1992 года № 923 и от 5 ноября 1992 года № 1334. В уставной капитал Компании было передано имущество и акции тепловых электростанций и ГЭС, магистральные линии электропередачи, система диспетчерского управления, пакеты акций региональных энергетических компаний и отраслевых научно-проектных и строительных организаций.Открытое акционерное общество "РЖД" учреждено Правительством РФ – постановление Правительства РФ от 18 сентября 2003 года № 585 "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги".

Создание компании было осуществлено в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 мая 2001 года № 384 "О программе структурной реформы на железнодорожном транспорте" и является итогом первого этапа реформирования железнодорожной отрасли. Свою деятельность ОАО "РЖД" начало 1 октября 2003 года.20

2.2.Монополии в современной  России

Пожалуй, важнейшей проблемой антимонопольного регулирования является высокая степень административного монополизма, в первую очередь, монополизма центральных государственных органов управления. «…Независимые эксперты считают, что причиной монополизма в России является концентрация чиновников… вместе с тем в структуре выявленных нарушений антимонопольного законодательства явно прослеживается тенденция к увеличению антиконкурентных действий органов власти. Если в 2008 г. вклад чиновников в общий объем нарушений антимонопольного законодательства перевалил за половину (53%), то в 2009 г. их доля подскочила до 60,5%, значительно опередив все другие виды нарушений»21. Одним из специфических обстоятельств, характерных для современного периода развития России, является то, что решение задачи преодоления элементов чрезмерного государственного административного монополизма предполагает в ближайшей перспективе определённое оживление самого же этого монополизма. Так получается потому, что хотя чрезмерный административный монополизм - большое зло, но становление эффективных рыночных структур, ускоренный выход страны из состояния глубокого кризиса не могут быть осуществлены без усиления прямого вмешательства государства в экономику.

В российской промышленности существуют четыре тысячи предприятий-монополистов, и их продукция составляет 7% от общего числа. Из них естественных монополий - 500. Классическим примером естественных монополий на федеральном уровне являются электроэнергия, нефть и газ, железнодорожные перевозки, а также отдельных подотрасли связи, а на региональном уровне - коммунальные услуги - тепло- и водоснабжение, канализация. Такие отрасли либо регулируются государством, либо они находятся в его собственности. Следует заметить, что во многих странах в последние годы сфера и масштабы государственного регулирования существенно сократились в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков в связи с технологическими нововведениями.

Все предприятия, имеющие на рынке  определенного товара долю более 35% заносятся в специальный реестр (региональный и федеральный рынок). Изучая реестр можно придти к выводу, что российские монополисты федерального уровня - это, в основном, узкоспециализированные производства. Специфика их заключается в том, что они сознательно создавались государством в ходе проведения политики по усилению концентрации и углублению специализации производства, планомерного прикрепления поставщиков продукции к потребителям.

В российской экономике очень распространено такое явление как «локальный»  монополизм. Вследствие ненасыщенности рынка отдельные предприятия в регионах невольно оказываются в положении монополистов. Такие предприятия занимаются переработкой сельскохозяйственной продукции, торговлей и бытовым обслуживанием в малонаселенных отдаленных пунктах (Например: Группа лиц в составе ОАО «Калужский хлебокомбинат», ЗАО «Хлебокомбинат», ООО «Хлеб»>65%) Реестры хоз. Субъектов от 27.09.2010, в % указаны доли хоз. субъекта на рынке. Предприятия жилищно-коммунального хозяйства - также локальные       монополии (АО «Калугаоблгаз»>65%, Обнинское МП «Горэлектросети»>65%, КГУП «Хабаровскводтранс» >65%).22                                        Особое и значительное место в экономике России занимают естественные монополии. Четыре главных естественных монополиста России:23                            1)РАО «ЕЭС» (производство электроэнергии, услуги по передаче электроэнергии по высоковольтным линиям передач);                              2)ГАЗПРОМ (транспортировка газа по трубопроводам, реализация природного газа);

3)МПС (железнодорожные перевозки);

4)«Ростелеком» (услуги междугородной и международной электрической связи).                                                                                                            Предприятия-монополисты злоупотребляют своим особым положением, устанавливая либо монопольно высокие, либо монопольно низкие цены. Сейчас в России практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией - монопольно низкие, иногда демпинговые. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше 1/3 предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги.24

Помимо ценовых злоупотреблений  в российской экономике наблюдаются  примеры дискриминирующего поведения  по отношению к конкурентам. Например, «18 октября 2010 года Арбитражный суд города Москвы оставил в силе решение и предписание ФАС России, вынесенные в отношении ОАО «Косметическое объединение Свобода». Ранее Комиссия ФАС России признала действия Косметического объединения «Свобода», связанные с незаконным использованием товарного знака, правообладателем которого является Концерн «Калина» (ОАО), актом недобросовестной конкуренции. Концерн «Калина» и Косметическое объединение «Свобода» производят и реализуют косметическую продукцию: кремы для рук «Бархатные ручки» и «Бархатный». Упаковка крема для рук «Бархатные ручки», производителем которого является Концерн «Калина», охраняется свидетельством на товарный знак. Косметическое объединение «Свобода» при выборе стиля оформления упаковки кремов для рук «Бархатный» не стало разрабатывать собственный дизайн упаковки, а использовало дизайн, сходный с дизайном упаковки крема для рук «Бархатные ручки», что привело к смешению на рынке продуктов двух разных производителей»25.

Для преодоления высокой степени  монополизации российской экономики и для развития конкуренции были разработаны специальные государственные программы. Основной задачей этих программ являлось снижение концентрации производства и создание необходимых условий для развития конкуренции на рынках РФ по приоритетным группам товаров, а также диверсификация производства и увеличение выпуска конкурентоспособной продукции. Исследования показывают, что число предприятий, не ощущающих конкуренции, постепенно сокращается и во многих отраслях не превышает 10-15%, лишь в отдельных достигая 20% и выше. «Между тем именно государство несет ответственность за конкурентную среду и слабое развитие малого и среднего бизнеса, который в развитых странах производит большую часть ВВП. А без создания конкурентных условий для средних и малых предпринимателей Россия так и будет обречена на постыдную зависимость от поставок наших сырьевых ресурсов за рубеж и резкое падение ВВП во время мировых кризисов»26

2.3.Недобросовестная конкуренция на российском рынке.              Упоминания о недобросовестной конкуренции появились в начале 90-х годов, когда, как уже отмечалось, конкуренции на российском рынке не было. Поскольку проблема не была разработана, каждый понимал под этим понятием что-то свое.Парижская «Конвенция по охране промышленной собственности» 1883 года (последние изменения внесены 2 октября 1979 года) понимает под недобросовестной конкуренцией «всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах», действия или утверждения, «способные дискредитировать предприятие» (конкурента) или «ввести в заблуждение общественность».27                                                                                                    В Законе РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» данное понятие трактуется шире – «любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам, либо нанести ущерб их деловой репутации». 28В Законе под недобросовестной конкуренцией понимается не только дискредитация конкурента и незаконное использование чужой торговой марки (подделка товара), но и «получение, использование и разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия владельца», то есть промышленный шпионаж.Цель недобросовестной конкуренции – остановить конкурента, помешать ему, получить сиюминутное конкурентное преимущество. По мнению западных специалистов в области конкурентной разведки, фирмы, прибегающие к недобросовестной конкуренции и промышленному шпионажу, неконкурентоспособны, переживают трудности, не обладают достаточным интеллектуальным или финансовым потенциалом.Согласно этому мнению, большинство российских предприятий неконкурентоспособны. Думается, что это не так. В России преобладание методов недобросовестной конкуренции и промышленного шпионажа сегодня имеет свои причины.291).Недостаточное распространенность знаний о КР. Конкурентная разведка, ее методы и возможности известны достаточно узкому кругу специалистов-практиков, но не известны предпринимателям, поскольку не являлись частью ни их базового, ни бизнес-образования.                                         2).Непорицание неэтичных действий. Мнение о том, что вести предпринимательскую деятельность честно, по-закону сегодня в России невозможно, уже ни у кого не вызывает сомнений. Невнимание российских предпринимателей к нуждам и интересам наемных работников, выставляемое напоказ богатство «новых русских» на фоне обнищания значительной части населения страны закрепляют негативное отношение к бизнесменам. В итоге общественное мнение не ждет от них ничего иного, чем незаконных или неэтичных действий. Кроме того, само деловое сообщество пока не прилагает каких-либо видимых усилий к изменению негативного имиджа российского бизнеса.                                                                                                            3).Наличие опытных квалифицированных кадров. Сокращения силовых структур, «компетентных органов» и армии обеспечили бизнес достаточным контингентом, обладающим опытом оперативной и «специальной» деятельности, которая разрешена государственным структурам, но является незаконной в сфере бизнеса.4).Наличие технических средств. Рынок специальных технических средств переживает расцвет. Сегодня в России доступны самые разнообразные образцы спецтехники.Эти причины свидетельствуют скорее о подходе современного российского бизнеса к конкуренции, а не о том, что большинство отечественных предприятий неконкурентоспособны.                                                                                    Опыт Запада свидетельствует о том, что функция защиты от недобросовестной конкуренции и промышленного шпионажа остается исключительно важной и в «цивилизованном» мире, поскольку всегда есть структуры, готовые или вынужденные прибегать к незаконным или неэтичным методам. Вопрос лишь в пропорции. Отказ от недобросовестной конкуренции и промышленного шпионажа можно ожидать только тогда, когда они начнут наносить ущерб имени, деловой репутации и приводить к финансовым потерям и убыткам. Вряд ли это произойдет в ближайшем будущем. Задача состоит в том, чтобы приблизить этот момент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Антимонопольное регулирование и борьба с недобросовестной конкуренцией.

3.1.Негативные стороны  монополизма

Монополия играет противоречивую роль в экономике страны. С одной стороны, существуют весомые аргументы в пользу монополий. Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что позволило им завоевать господствующее положение на рынке. Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма обладает достаточными средствами для успешного проведения научных исследований и разработок. Кроме того, крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и в целом экономить ресурсы. Крупные монополистические объединения в случае экономического кризиса держатся дольше всех и раньше всех начинают выходить из кризиса, тем самым сдерживая спад производства и безработицу.С другой стороны, количество негативных факторов существования монополий значительно больше и первый из них — практика образования монопольных цен. Монопольные цены отклоняются от рыночных, создают дополнительные прибыли монополистам и одновременно облагают потребителя своеобразной "данью" в свою пользу. Покупатели вынуждены покупать товары по ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка. При этом рост цен наблюдается в основном на внутреннем рынке, и создается такая ситуация, когда цены на внутреннем рынке выше, чем на внешнем. Для укрепления такого положения монополисты создают искусственный дефицит на товары и услуги. Следовательно, наиболее явным внешним проявлением существования монополии является рост цен и наличие дефицита, стимулирование инфляционных процессов.Еще одним негативным фактором наличия монополий является торможение ими развития научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия создает экономические предпосылки для ограничения введения в производство новшеств. Монопольное положение и вытекающие из него выгоды сводят на нет стимулы постоянного усовершенствования производства, увеличения эффективности. Возможность обойти конкуренцию приводит к замедлению экономического развития.Монополизация также приводит к деформации хозяйственных отношений и процессов. Создается структура, которая отвечает цели монополии — оптимизации монопольных прибылей. В этом случае возникает также неправильное распределение доходов (в пользу монополиста), в результате чего осуществляется неправильное размещение ресурсов. Кроме того, монопольные соглашения могут содействовать сохранению экономически "хилых" предприятий, выделяя им соответствующие льготы и устанавливая цены на высоком уровне. Монополии фактически не дают исчезнуть нежизнеспособным предприятиям.Учитывая определенный ущерб, который наносит монополизация, и размер которого в ряде случаев превышает экономические преимущества крупного производителя, государство вынуждено принимать антимонопольные меры. Поэтому важным моментом становится рассмотрение механизма реализации антимонопольной политики государств, а именно какой рынок можно считать монополизированным, какими методами государства осуществляют регулирование и с помощью каких приемов борются с монополизацией рынков.

Информация о работе Монополия и недобросовестная конкуренция