Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 19:35, курсовая работа
Борьба с недобросовестной конкуренцией велась всегда с момента зарождения ремесла и торговли, но особенно остро необходимость в противодействии ей появилась в связи научно-технической революцией, повлекшей за собой усиление специализации труда каждого человека, ускорение и удешевление транспортировки любых грузов, и как следствие развитие рыночных отношений в глобальных масштабах, рождение крупных предприятий, которые в борьбе друг с другом за рынки сбыта зачастую прибегают к методам недобросовестной конкуренции
На сегодняшний день изучение проблемы
монополии и конкуренции
В процессе развития цивилизации и общества усиливается разделение труда, и, как следствие, усложняются конкурентные отношения. Они приобретают новые формы, такие как конкуренция между рынками, отраслями, регионами, странами, транснациональными компаниями. Однако эти процессы ведут к увеличению числа факторов, влияющих на степень несовершенства конкуренции. Например, усложняются барьеры для входа в отрасль, инструменты ведения конкурентной борьбы; увеличивается потребность в получении более сложной, многогранной информации, необходимой для выживания в постоянно меняющихся условиях. Несовершенство конкуренции негативно сказывается на эффективности всей экономики.
Характеризуя степень
Конкуренция является определяющим фактором упорядочения цен, стимулом инновационных процессов (внедрение в производство нововведений: новых идей, изобретений). Она способствует вытеснению из
производства неэффективных
Борьба с недобросовестной конкуренцией
велась всегда с момента зарождения
ремесла и торговли, но особенно
остро необходимость в
Глава 1.Монополия и недобросовестная конкуренция.
1.1.Сущность и виды монополий
Монополия – (от греч. “моно” — один, единственный и “роlео” — продаю), исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы.1
Термин "монополия" происходит от двух греческих слов: "mono" - один и "poleo" - продаю, т.е. монополия характеризуется наличием одного продавца какого-либо товара или услуги на рынке. Очевидно, что монополия представляет собой самую крайнюю форму несовершенной конкуренции.
Монополия является полным антиподом совершенной конкуренции. Здесь существует только один продавец, причем он производит товар, не имеющий близких заменителей.
Монополия - это рыночная структура,
в которой одна, фирма
является поставщиком на рынок продукта,
не имеющего близких
субститутов.2
В условиях монополии производитель способен
полностью контролировать объем предложения
товара, что позволяет ему выбирать любую
цену из возможных в соответствии с кривой
спроса, рассчитывая при этом получить
максимальную прибыль.Стремление монополиста
к максимизации прибыли путем установления
контроля над ценой и объемом продаж есть
нарушение свободной конкуренции и утверждения
особой власти на рынке. «Рыночная власть»
означает способность продавца (покупателя)
влияет на цену.
Существует три вида монополии:3
1.Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку почты первым классом. Другими вариантами
возникновения закрытой монополии является патентная защита, институт авторских прав.
2.Естественная монополия - отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб
производства товара близок (или даже превосходит) то количество, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточное для покрытие издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведет к тому, что масштабы производства каждой будут неэффективно малы. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами.
3.Открытая монополия. В этом случае фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого - либо продукта, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции, как это имеет место в случае закрытой или естественной монополии. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Их конкуренты, однако, могут появиться на рынке несколько позже.Такая классификация монополии на три категории весьма условна. Некоторые фирмы могут принадлежать сразу к нескольким видам монополии. К их числу относятся, например, фирмы, обслуживающие систему телефонной связи,, а также электрические и газовые компании. Также может быть проведена классификация, основанная на учете временного горизонта. Например, патентное свидетельство дает фирме закрытую монополию на краткосрочном временном интервале, но такая монополия моет быть открытой на долгосрочном временном интервале. Последнее происходит не только из - за ограниченности срока действия патента, но также из - за того, что конкуренты просто могут изобрести новые продукты. Фактически все монополии могут считаться открытыми.Модель монополии, предлагает действие одного дополнительного ограничения: монополист должен продавать свою продукцию по одинаковой цене всем потребителям. Монополия, при которой соблюдается это условие, называется простой монополией.Монополия в чистом виде - явление крайне редкое. Как и совершенная конкуренция, она представляет собой скорее экономическую абстракцию. Довольно часто в качестве примера чистой монополии приводят систему телефонной связи, и это почти верно. Но не следует забывать, что иные виды связи создают скрытую конкуренцию, предлагая качественные заменители телефонной связи. Кроме того, следует отметить, что монополия не может полностью устранить потенциальную конкуренцию со стороны отечественных или иностранных производителей товара. Это свидетельствует об относительно небольшом значении полных монополий.Монополия, возникающая со стороны спроса, когда на рынке имеется только один покупатель при множестве продавцов, называется монопсонией.Такая рыночная структура во всем схожа с монополией, черты которой переносятся на покупателя.Чистая монопсония не менее уникальное явление, чем монополия.
Совершенная монополия (так же, как и совершенная конкуренция)представляет собой достаточно редкое явление. Она предполагает выполнение следующих условий:4
1) монополист
является единственным
2) продукция носит уникальный характер в том смысле, что не имеет
близких заменителей;
3) проникновение в отрасль других фирм закрыто целым рядом обстоятельств, в результате чего монополист удерживает рынок всвоей полной власти и полностью контролирует объем выпускапроизводства;
4) степень влияния монополиста на рыночную цену очень высокая, но небезграничная, ибо он не может назначить любую сколь угодно высокуюцену (любая компания, в том числе и монополистическая, сталкиваетсяс проблемой ограниченности рыночного спроса и сокращения объемапродаж прямо пропорционально росту цен).
Кстати сказать, еще Адам Смит писал о ценах, устанавливаемых фирмой -монополистом за товар на рынке: «Цена монополии во всех случаях
является самой высокой из тех, которые можно выжать из покупателей или которые, как предполагается, они согласятся заплатить».5Иными словами, монополия означает потерю экономического равноправия производителя и покупателя.
Чтобы получить максимальную прибыль, монополист использует неценовые факторы воздействия на рыночный спрос, такие, как реклама, улучшение качества товара и его внешнего вида, расширение диапазонапредлагаемых услуг и дифференциацию. Возможность получения монопольных прибылей вследствие особого рыночного положения неизбежно привлекает в отрасль новых производителей, а это предполагает жесткую конкурентную борьбу между монополией и аутсайдерами.
1.2.Понятие и основные виды недобросовестной конкуренции.
Под недобросовестной
конкуренцией понимаются любые направленные
на приобретение преимуществ в предпринимательс
Информация о работе Монополия и недобросовестная конкуренция