Монополия и недобросовестная конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 19:35, курсовая работа

Описание работы

Борьба с недобросовестной конкуренцией велась всегда с момента зарождения ремесла и торговли, но особенно остро необходимость в противодействии ей появилась в связи научно-технической революцией, повлекшей за собой усиление специализации труда каждого человека, ускорение и удешевление транспортировки любых грузов, и как следствие развитие рыночных отношений в глобальных масштабах, рождение крупных предприятий, которые в борьбе друг с другом за рынки сбыта зачастую прибегают к методам недобросовестной конкуренции

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ!.doc

— 186.00 Кб (Скачать)


Введение.

На сегодняшний день изучение проблемы монополии и конкуренции является наиболее актуальным. Наиболее эффективной на современном этапе развития общества является рыночная экономика. Ее неотъемлемый элемент - конкуренция, которая, в свою очередь, является катализатором эффективности общественного производства.

В процессе развития цивилизации и  общества усиливается разделение труда, и, как следствие, усложняются конкурентные отношения. Они приобретают новые  формы, такие как конкуренция  между рынками, отраслями, регионами, странами, транснациональными компаниями. Однако эти процессы ведут к увеличению числа факторов, влияющих на степень несовершенства конкуренции. Например, усложняются барьеры для входа в отрасль, инструменты ведения конкурентной борьбы; увеличивается потребность в получении более сложной, многогранной информации, необходимой для выживания в постоянно меняющихся условиях. Несовершенство конкуренции негативно сказывается на эффективности всей экономики.

Характеризуя степень разработанности проблемы, отметим, что представленная в литературе теория конкуренции и монополии обширна. Она создавалась усилиями экономистов разных научных школ и методологических направлений. Среди зарубежных исследователей, внесших значительный вклад в общую теорию конкуренции и монополии, следует указать А. Смита, Дж. С. Милля, А. Курно, К. Менгера, А. Маршалла, Р. Лифмана, Дж. Гобсона, Дж. Коммонса, Э. Чемберлина, Дж. Робинсон, Э. Мэйсона, Дж. Хикса, Й. Шумпетера, В. Ойкена, Дж. Гэлбрейта, Дж. Стиглера, К. Эрроу, О. Уильямсона и многие другие.

Конкуренция является определяющим фактором упорядочения цен, стимулом инновационных  процессов (внедрение в производство нововведений: новых идей, изобретений). Она способствует вытеснению из

производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей (монополистов) по отношению к потребителю.Как и в любой борьбе, в конкуренции выделяются методы, не нарушающие принятых норм и принципов конкуренции, и методы, которые безусловно порицаются и зачастую вступают в противоречие с законами государства. Таким образом, экономисты стали выделять добросовестную и недобросовестную конкуренцию. Главным же отличием недобросовестной конкуренции от добросовестной является то, что она не способствует, и даже вредит экономическому росту в любой области экономики.

Борьба с недобросовестной конкуренцией велась всегда с момента зарождения ремесла и торговли, но особенно остро необходимость в противодействии  ей появилась в связи научно-технической революцией, повлекшей за собой усиление специализации труда каждого человека, ускорение и удешевление транспортировки любых грузов, и как следствие развитие рыночных отношений в глобальных масштабах, рождение крупных предприятий, которые в борьбе друг с другом за рынки сбыта зачастую прибегают к методам недобросовестной конкуренции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Монополия и  недобросовестная конкуренция.

1.1.Сущность и виды монополий

"Как природа не провела резких линий на шкале времени, так же точно "природа" не создала резкого разграничения между монополией и конкуренцией". Эдвард Чемберлен.

Монополия – (от греч. “моно” — один, единственный и “роlео” — продаю), исключительное право в определенной  области  государства, организации, фирмы.1

Термин "монополия" происходит от двух греческих слов: "mono" - один и "poleo" - продаю, т.е. монополия характеризуется наличием одного продавца какого-либо товара или услуги на рынке. Очевидно, что монополия представляет собой самую крайнюю форму несовершенной конкуренции.

Монополия является полным антиподом совершенной конкуренции. Здесь существует только один продавец, причем он производит товар, не имеющий близких заменителей.

Монополия - это рыночная структура, в которой одна, фирма 
является поставщиком на рынок продукта, не имеющего близких 
субститутов.2 В условиях монополии производитель способен полностью контролировать объем предложения товара, что позволяет ему выбирать любую цену из возможных в соответствии с кривой спроса, рассчитывая при этом получить максимальную прибыль.Стремление монополиста к максимизации прибыли путем установления контроля над ценой и объемом продаж есть нарушение свободной конкуренции и утверждения особой власти на рынке. «Рыночная власть» означает способность продавца (покупателя) влияет на цену.

Существует три вида монополии:3

1.Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку почты первым классом. Другими вариантами

возникновения закрытой монополии  является патентная защита, институт авторских прав.

2.Естественная монополия - отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб

производства товара близок (или даже превосходит) то количество, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточное для покрытие издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведет к тому, что масштабы производства каждой будут неэффективно малы. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами.

3.Открытая монополия. В этом случае фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого - либо продукта, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции, как это имеет место в случае закрытой или естественной монополии. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Их конкуренты, однако, могут появиться на рынке несколько позже.Такая классификация монополии на три категории весьма условна. Некоторые фирмы могут принадлежать сразу к нескольким видам монополии. К их числу относятся, например, фирмы, обслуживающие систему телефонной связи,, а также электрические и газовые компании. Также может быть проведена классификация, основанная на учете временного горизонта. Например, патентное свидетельство дает фирме закрытую монополию на краткосрочном временном интервале, но такая монополия моет быть открытой на долгосрочном временном интервале. Последнее происходит не только из - за ограниченности срока действия патента, но также из - за того, что конкуренты просто могут изобрести новые продукты. Фактически все монополии могут считаться открытыми.Модель монополии, предлагает действие одного дополнительного ограничения: монополист должен продавать свою продукцию по одинаковой цене всем потребителям. Монополия, при которой соблюдается это условие, называется простой монополией.Монополия в чистом виде - явление крайне редкое. Как и совершенная конкуренция, она представляет собой скорее экономическую абстракцию. Довольно часто в качестве примера чистой монополии приводят систему телефонной связи, и это почти верно. Но не следует забывать, что иные виды связи создают скрытую конкуренцию, предлагая качественные заменители телефонной связи. Кроме того, следует отметить, что монополия не может полностью устранить потенциальную конкуренцию со стороны отечественных или иностранных производителей товара. Это свидетельствует об относительно небольшом значении полных монополий.Монополия, возникающая со стороны спроса, когда на рынке имеется только один покупатель при множестве продавцов, называется монопсонией.Такая рыночная структура во всем схожа с монополией, черты которой переносятся на покупателя.Чистая монопсония не менее уникальное явление, чем монополия.

Совершенная  монополия  (так  же,  как  и   совершенная   конкуренция)представляет собой достаточно редкое явление.  Она  предполагает  выполнение следующих условий:4

1) монополист  является единственным производителем  данного товара;

2) продукция  носит уникальный характер в   том  смысле,  что  не  имеет

близких заменителей;

3)  проникновение  в  отрасль  других   фирм   закрыто   целым   рядом обстоятельств, в результате чего  монополист  удерживает   рынок  всвоей  полной  власти  и  полностью  контролирует   объем   выпускапроизводства;

4) степень влияния  монополиста на рыночную цену очень высокая,  но  небезграничная, ибо он не может назначить любую сколь угодно  высокуюцену (любая компания, в том числе и монополистическая, сталкиваетсяс проблемой ограниченности рыночного  спроса  и  сокращения  объемапродаж прямо пропорционально росту цен).

Кстати сказать, еще Адам Смит писал о ценах, устанавливаемых фирмой -монополистом за товар на рынке: «Цена монополии  во  всех  случаях

является самой высокой из тех, которые можно выжать из покупателей или  которые,  как предполагается, они согласятся заплатить».5Иными словами, монополия означает  потерю  экономического  равноправия производителя и покупателя.

Чтобы получить максимальную прибыль, монополист  использует неценовые факторы  воздействия  на  рыночный спрос,  такие,  как реклама, улучшение качества товара и  его  внешнего  вида,  расширение  диапазонапредлагаемых услуг и дифференциацию. Возможность  получения монопольных прибылей    вследствие   особого рыночного положения неизбежно привлекает в отрасль новых производителей,  а это  предполагает   жесткую   конкурентную   борьбу   между   монополией   и аутсайдерами.

 

1.2.Понятие и основные виды недобросовестной конкуренции.

Под недобросовестной конкуренцией понимаются любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям законодательства,обычаям делового оборота, требованиям   добропорядочности, разумности, справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам или нанести ущерб их деловой репутации.

Исторически сложилось так, что  вопросы недобросовестной конкуренции  регулировались в комплексе с  охраной объектов промышленной собственности (напомним, что под последними понимаются те объекты интеллектуальной собственности, которые используются в хозяйственной деятельности с целью извлечения прибыли: изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и т.д.). В зарубежных странах весьма распространенной является практика принятия нормативных актов,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          посвященных объектам промышленной собственности и вопросам недобросовестной конкуренции одновременно (например, Закон о товарных                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    знаках и недобросовестной конкуренции, принятый в Канаде в 1952 г.). Однако, несмотря на такую взаимосвязь, недобросовестная конкуренция представляет собой самостоятельное социально-экономическое и правовое явление. Легальное определение недобросовестной конкуренции на международно-правовом уровне было дано п.2 ст.10-bis Парижской Конвенции : "Актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах".П.3 этой же статьи несколько конкретизирует приведенную норму: "В частности, подлежат запрету:

- все действия, ведущие  к тому, что потребитель может  принять предприятие, товары, промышленную  или коммерческую деятельность  данной фирмы за предприятие,  товары, промышленную или коммерческую  деятельность конкурента;

- ложные заявления в  ходе коммерческой деятельности, дискредитирующие предприятие, товары, промышленную или коммерческую  деятельность конкурента;

- использование в ходе  коммерческой деятельности указаний  или обозначений, которые вводят потребителя в заблуждение относительно природы, способа изготовления, характеристик, пригодности для определенных целей или количества товаров. Еще 12 видов деятельности определяются как недобросовестная конкуренция в комментарии к Типовому закону по товарным знакам, фирменным наименованиям и актам недобросовестной конкуренции для развивающихся стран. Это следующие виды: 6

1) подкуп покупателей  конкурентов, направленный на  то, чтобы привлечь их в качестве  клиентов и сохранить на будущее  их признательность;

2) выяснение производственных  или коммерческих тайн конкурента  путем шпионажа или подкупа  его служащих;

3) неправомочное использование  или раскрытие ноу-хау конкурента;

4) побуждение служащих  конкурента к нарушению или  разрыву их контрактов с нанимателем;

5) угроза конкурентам  исками о нарушении патентов  или товарных знаков, если это  делается недобросовестно и с  целью противодействия конкуренции  в сфере торговли;

6) бойкотирование торговли  другой фирмы для противодействия  или недопущения конкуренции;

7) демпинг, т.е. продажа своих товаров ниже себестоимости с намерением противодействовать конкуренции или подавить ее;

8) создание впечатления, что  потребителю предоставляется возможность  покупки на необычайно выгодных  условиях, когда на самом деле  этого нет;

9) намеренное копирование товаров,  услуг, рекламы или других аспектов  коммерческой деятельности конкурента;

10) поощрение нарушений контрактов, заключенных конкурентами;

11) выпуск рекламы, в которой  проводится сравнение с товарами  или услугами конкурентов;

12) нарушение правовых положений,  не имеющих прямого отношения  к конкуренции, когда такое  нарушение позволяет добиться  неоправданного преимущества перед  конкурентами.Рассмотрим поподробнее  некоторые из них.7

Информация о работе Монополия и недобросовестная конкуренция