Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 12:19, контрольная работа
Количество различного рода определений монополии достаточно велико, поэтому я бы хотела ограничиться наиболее характерными определениями:
- тип отраслевого рынка, на котором существует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей. Монополист осуществляет контроль над ценой и объемами выпуска, что позволяет ему получать монопольную прибыль. При монополии существуют запретительно-высокие барьеры вхождения в отрасль. Монопольное положение на рынке может быть обеспечено искусственно: при помощи исключительных прав, патентов и авторских прав, собственности на все важнейшие источники сырья, различных методов недобросовестной конкуренции;
Вопрос 25. Монополия и конкуренция. Антимонопольное законодательство.
Вопрос 35. Свободные экономические зоны.
Вопрос 25. Монополия и конкуренция. Антимонопольное законодательство.
1. Монополия
2. Конкуренция
3.Антимонопольное законодательство
Как
правило, оффшорные центры располагаются
на территориях с выгодным географическим
положением, развитыми транспортными
и телекоммуникационными
В России в 1990-е гг. стали возникать такие сервисные зоны, как банковские оффшорные центры и эколого-экономические зоны.
Первая оффшорная зона была создана в Калмыкии в 1994 г., затем в Ингушетии была создана зона экономического благоприятствования. В 1997 г. был организован оффшорный центр «Золотое кольцо» в Угличе. Несколько позже оффшорные зоны появились в Туве, Смоленске, Эвенкии. В российских оффшорных зонах действуют значительные налоговые льготы. Например, в Калмыкии компании-нерезиденты освобождены от уплаты:
Компании, желающие получить право на льготы должны ежеквартально платить суммы, эквивалентные 1250 евро по курсу Центрального Банка РФ на день оплаты. Число российских фирм, регистрирующихся в оффшорной зоне, быстро увеличивается: на начало 1996 г. их было 1018, в 1998 – уже более 5000.
Новым
явлением в российской практике создания
СЭЗ стали туристско-
В
России первой эколого-экономической
зоной мог стать эколого-
Крупной эколого-экономической
зоной могут стать Кавказские
минеральные воды в Ставропольском
крае, которые специализируются на
развитии туризма, рекреационной сферы
и создании экологически чистой курортной
зоны. В 1999 г. в Санкт-Петербурге принято
решение о создании туристско-рекреационных
зон, которые будут вкдючать туристические
комплексы г. Пушкин, Петродворца и Курортного
района. Эти зоны получат различные льготы,
которые могут привести к расширению туризма
в регионе, увеличению валютных поступлений
в местный бюджет.
Комплексные
СЭЗ
На практике зон «чистого типа», специализирующихся на одной функции почти нет. Наиболее распространены зоны, в которых сочетаются торговые, производственные, исследовательские функции, т.е. комплексные зоны.
Отличие комплексных СЭЗ от других форм заключается в больших пространственных масштабах, более высокой концентрации производства и более широком поле деятельности. Их функции составляют единое целое: преимущественное развитие международной торговли, импортозамещающего производства, развитие финансового рынка, коммуникаций, туризма. Их функции включают развитие экспортно-ориентированного производства, финансового рынка, страхования, коммуникаций, туризма и т.д.
К комплексным зонам может быть отнесена СЭЗ «Янтарь», созданная Постановление Верховного Совета РСВСР в январе 1991 г. на территории Калининградской области.
Цели создания зоны трактовались так:
Для реализации данных целей у зоны были хорошие предпосылки. Калининградская область – западный анклав России, обладающий незамерзающим портом на Балтийском море и развитой транспортной сетью. На территории области находятся уникальное месторождение янтаря (около 90% мировых запасов), месторождения нефти, бурого угля, каменной соли, минеральной воды. На нее приходится 10% общероссийского лова рыбы и морепродуктов. Область обладает богатым лечебно-курортным потенциалом.
Историко-географические
факторы сделали СЭЗ «Янтарь»
особенно привлекательной для
Можно
отметить определенные позитивные результаты
ее деятельности. Так, за 1999-2003 гг. инвестиции
в основной капитал выросли на
406% (в среднем по России – на 154%),
а объем промышленного
Международные СЭЗ
Наконец, в шестую группу можно включить международные СЭЗ, формирование которых занимает особое место во внешнеэкономической политике России. Такие зоны создаются в приграничных районах двух или нескольких стран с участием как частных фирм, так и соответствующих государств. Наиболее ярким примером международной СЭЗ может служить создаваемая на границе России, Китая и КНДР зона Туманган.
Географически район включает провинцию Северный Хамген (КНДР), Яньбаньский автономный округ провинции Цзилинь (КНР) и южную часть Приморья. Главная цель проекта – ускорение темпов экономического развития территории и повышение благосостояния населения путем привлечения инвестиций и развития внутренней и транзитной торговли. Предполагается, что в ближайшие 20 лет в экономическое развитие региона будет инвестировано около 30 млрд долл., в том числе половину расходов составят объекты инфраструктуры. Реализация этого проекта предполагает участие Японии, Южной Кореи, Монголии, Китая, КНДР и России. В СЭЗ будет построен порт, а также будут построены промышленные предприятия с использованием китайской и корейской рабочей силы. Россия должна будет поставлять сырье для переработки на эти предприятия. Предприниматели, организовавшие производство в СЭЗ, будут пользоваться многими льготами. Проект создания СЭЗ предполагает также прокладку железной дороги через территорию Китая, государства Средней Азии и Европу, которая заметно сократить путь в Европу.
Участие России в реализации этой программы позволит ей:
Проблемы
российских СЭЗ
Несмотря на короткий срок существования российских СЭЗ, можно подвести предварительные итоги их деятельности. Они сводятся к тому, что деятельность большинства СЭЗ в России с точки зрения международных стандартов признана неэффективной.
Экспертная
оценка практики функционирования свободных
экономических зон в России, проведенная
Международной ассоциацией
При
этом специалисты говорят о
Программно-целевые проблемы:
отсутствие
государственной концепции
отсутствие
законодательной и нормативной
базы. Недостаточность
Организационные проблемы состоят в том, что отсутствует эффективная система управления зонами на федеральном и местном уровнях.
Социально-экономические проблемы:
Рассмотрев основные проблемы функционирования СЭЗ в России, очевидно, что первоочередной задачей является принятие федерального закона о свободных экономических зонах, который должен регламентировать основные положения деятельности СЭЗ, в частности порядок создания, функционирования и ликвидации зон, типы зон, порядок финансирования объектов инфраструктуры, механизм хозяйственной деятельности, включающий гарантии и льготы для иностранных инвесторов, функции управления, создание федерального ведомства по координации деятельности зон.
Важную роль может сыграть также укрепление законодательной базы, регулирующей деятельность иностранного капитала в РФ. Отсутствие прочной законодательной базы в России ограничивает приток иностранного капитала как в СЭЗ, так и в страну в целом.
Современная
ситуация в сфере свободных
Мне кажется, что проблемы свободных экономических зон могут быть решены при согласованных действиях всех заинтересованных сторон.
Создание
у нас СЭЗ может стать, как
и во многих странах мира, одним
из эффективных способов привлечения
иностранных инвестиций, катализатором
развития внешнеэкономических
связей и экономики страны в
целом. Но для этого политика
их формирования должна быть продуманной
и последовательной.
Список литературы:
1. Баликоев В. З. Общая экономическая теория
/ В. З. Баликоев. – М.: ОМЕГА-Л, 2006. – 732 с.
2. Владиславлев Д. Н. Конкуренция и монополия
на фондовом рынке / Д. Н. Владиславлев.
– М.: Экзамен, 2001. – 255 с.
3. Еременко В. И. Антимонопольное законодательство
Российской Федерации / В. И. Еременко //
Государство и право. – 2001. – №3. – с. 21-30.
4. Кирцнер И. М. Конкуренция и предпринимательство
/ И. М. Кирцнер. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 239
с.
5. Кирюшкина Г. А. Антимонопольное законодательство
– элемент госрегулирования процессов
экономической концентрации / Г. А. Кирюшкина,
А. В. Михайлов // Российский экономический
журнал. – 1998. – №11-12. – с. 42-47.
6. Князева И. В. Антимонопольная политика
в России / И. В. Князева. – М.: Омега-Л, 2006.
– 526 с.
7. Сален П. Конкуренция / П. Сален. – СПб.:
Нева, 2004. – 95 с.
8. Светуньков С. Г. Конкуренция и предпринимательские
решения / С. Г. Светуньков, А. А. Литвинов.
– Ульяновск: 2000. – 253 с.
9. Тавасиев А. М. Конкуренция в банковском
секторе России / А. М. Тавасиев, Н. М. Ребельский.
– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 303 с.
10. Франк Р. Х. Микроэкономика и поведение
/ Р. Х. Франк. – М.: 2000. – 694 с.