Монополия и конкуренция. Антимонопольное законодательство. Свободные экономические зоны

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 12:19, контрольная работа

Описание работы

Количество различного рода определений монополии достаточно велико, поэтому я бы хотела ограничиться наиболее характерными определениями:
- тип отраслевого рынка, на котором существует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей. Монополист осуществляет контроль над ценой и объемами выпуска, что позволяет ему получать монопольную прибыль. При монополии существуют запретительно-высокие барьеры вхождения в отрасль. Монопольное положение на рынке может быть обеспечено искусственно: при помощи исключительных прав, патентов и авторских прав, собственности на все важнейшие источники сырья, различных методов недобросовестной конкуренции;

Содержание

Вопрос 25. Монополия и конкуренция. Антимонопольное законодательство.
Вопрос 35. Свободные экономические зоны.


Вопрос 25. Монополия и конкуренция. Антимонопольное законодательство.
1. Монополия
2. Конкуренция
3.Антимонопольное законодательство

Работа содержит 1 файл

К.р. Экономика.docx

— 76.79 Кб (Скачать)

     Как правило, оффшорные центры располагаются  на территориях с выгодным географическим положением, развитыми транспортными  и телекоммуникационными сетями, вблизи крупных международных финансовых и торговых центров.

В России в 1990-е гг. стали возникать такие  сервисные зоны, как банковские оффшорные  центры и эколого-экономические  зоны.

     Первая  оффшорная зона была создана в  Калмыкии в 1994 г., затем в Ингушетии  была создана зона экономического благоприятствования. В 1997 г. был организован оффшорный  центр «Золотое кольцо» в Угличе. Несколько позже оффшорные зоны появились в Туве, Смоленске, Эвенкии. В российских оффшорных зонах  действуют значительные налоговые  льготы. Например, в Калмыкии компании-нерезиденты  освобождены от уплаты:

  • налога на прибыль, зачисляемого в бюджет республики и местные бюджеты;
  • сборов на нужды образовательных учреждений;
  • налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы;
  • налога на владельцев транспортных средств;
  • налога на приобретение транспортных средств.
  • Кроме того, органы исполнительной власти Калмыкии имеют право освобождать организации, пользующиеся налоговыми льготами в соответствии с законом, от уплаты местных налогов и сборов.

   Компании, желающие получить право на льготы должны ежеквартально платить суммы, эквивалентные 1250 евро по курсу Центрального Банка РФ на день оплаты. Число российских фирм, регистрирующихся в оффшорной  зоне, быстро увеличивается: на начало 1996 г. их было 1018, в 1998 – уже более 5000.

   Новым явлением в российской практике создания СЭЗ стали туристско-рекреационные  и эколого-экономические зоны. Эти  зоны специализируются на таких сферах предпринимательской деятельности, которые не разрушают и не загрязняют окружающую среду. К таким сферам относятся туризм, рекреация, валютно-финансовые операции, различного рода услуги (консалтинг, аудит, связь и телекоммуникации и др.), сфера образования, здравоохранение  и др.

   В России первой эколого-экономической  зоной мог стать эколого-экономический  регион (ЭЭР) «Алтай», созданный в 1991 г. в целях формирования экспериментальной  модели устойчивого развития в рамках общегосударственной программы  по охране окружающей среды. В ЭЭР  «Алтай» была введена система  ограничения режимов природопользования и хозяйствования, установлены экологические  нормы и стандарты, отвечающие международным  требованиям, действовала эффективная  система налоговых льгот. Однако практика зоны «Алтай» показала, что  отсутствие необходимых финансовых средств создает значительные трудности  для нормального функционирования и выполнения поставленных задач. В 2002 г. ЭЭР «Алтай» прекратил свое существование.

Крупной эколого-экономической  зоной могут стать Кавказские минеральные воды в Ставропольском крае, которые специализируются на развитии туризма, рекреационной сферы  и создании экологически чистой курортной  зоны. В 1999 г. в Санкт-Петербурге принято  решение о создании туристско-рекреационных  зон, которые будут вкдючать туристические комплексы г. Пушкин, Петродворца и Курортного района. Эти зоны получат различные льготы, которые могут привести к расширению туризма в регионе, увеличению валютных поступлений в местный бюджет. 

Комплексные СЭЗ 

     На  практике зон «чистого типа», специализирующихся на одной функции почти нет. Наиболее распространены зоны, в которых сочетаются торговые, производственные, исследовательские  функции, т.е. комплексные зоны.

Отличие комплексных  СЭЗ от других форм заключается в  больших пространственных масштабах, более высокой концентрации производства и более широком поле деятельности. Их функции составляют единое целое: преимущественное развитие международной  торговли, импортозамещающего производства, развитие финансового рынка, коммуникаций, туризма. Их функции включают развитие экспортно-ориентированного производства, финансового рынка, страхования, коммуникаций, туризма и т.д.

     К комплексным зонам может быть отнесена СЭЗ «Янтарь», созданная  Постановление Верховного Совета РСВСР  в январе 1991 г. на территории Калининградской  области.

     Цели  создания зоны трактовались так:

  • ускорение решения задач социально-экономического развития Калининградской области;
  • повышение жизненного уровня населения в области на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами:
  • обеспечение благоприятных условий для привлечения иностранного капитала, технологий и управленческого опыта, потенциала российских предприятий для увеличения экспортных возможностей региона;                         
  • развитие производства экспортной и импортозамещающей продукции, трансконтинентального транзита;
  • отработка новых форм хозяйствования в условиях перехода к рыночной экономике.      

   Для реализации данных целей у зоны были хорошие предпосылки. Калининградская  область – западный анклав России, обладающий незамерзающим портом на Балтийском море и развитой транспортной сетью. На территории области находятся  уникальное месторождение янтаря (около 90% мировых запасов), месторождения  нефти, бурого угля, каменной соли, минеральной  воды. На нее приходится 10% общероссийского  лова рыбы и морепродуктов. Область  обладает богатым лечебно-курортным  потенциалом.

Историко-географические факторы сделали СЭЗ «Янтарь» особенно привлекательной для предпринимателей из Западной Европы, в первую очередь  из Германии. СЭЗ «Янтарь» были предоставлены  значительные экономические льготы.

     Можно отметить определенные позитивные результаты ее деятельности. Так, за 1999-2003 гг. инвестиции в основной капитал выросли на 406% (в среднем по России – на 154%), а объем промышленного производства увеличился на 195% (в РФ – на 137%). В отрасли выросли новые отрасли – автомобильная (из импортных комплектующих собираются автомобили «КИА», «БМВ», «Хаммер») и мебельная, сборочные производства бытовых приборов и электроники, холодильного оборудования, видеокассет, картриджей для бытовых фильтров для очистки воды. Сформировался значительный сектор малого предпринимательства, существенно возросла роль сферы услуг, повысилась роль области в обслуживании внешнеторговых связей России. Одновременно в СЭЗ «Янтарь2 сохраняются зависимость от дотаций центра, высокие базовые ставки, введенные управлением литовских железных дорог на перевозки товаров из Калининградской области транзитом через Литву, низкий объем иностранных инвестиций на душу населения, огромный торговый дефицит, рост теневой экономики. 

Международные СЭЗ

     Наконец, в шестую группу можно включить международные СЭЗ, формирование которых занимает особое место во внешнеэкономической политике России. Такие зоны создаются в приграничных районах двух или нескольких стран с участием как частных фирм, так и соответствующих государств. Наиболее ярким примером международной СЭЗ может служить создаваемая на границе России, Китая и КНДР зона Туманган.

Географически район включает провинцию Северный Хамген (КНДР), Яньбаньский автономный округ провинции Цзилинь (КНР) и южную часть Приморья. Главная цель проекта – ускорение темпов экономического развития территории и повышение благосостояния населения путем привлечения инвестиций и развития внутренней и транзитной торговли. Предполагается, что в ближайшие 20 лет в экономическое развитие региона будет инвестировано около 30 млрд долл., в том числе половину расходов составят объекты инфраструктуры. Реализация этого проекта предполагает участие Японии, Южной Кореи, Монголии, Китая, КНДР и России. В СЭЗ будет построен порт, а также будут построены промышленные предприятия с использованием китайской и корейской рабочей силы. Россия должна будет поставлять сырье для переработки на эти предприятия. Предприниматели, организовавшие производство в СЭЗ, будут пользоваться многими льготами. Проект создания СЭЗ предполагает также прокладку железной дороги через территорию Китая, государства Средней Азии и Европу, которая заметно сократить путь в Европу.

Участие России в реализации этой программы позволит ей:

  • увеличить объем транзитных перевозок из Китая и Монголии;
  • стимулировать создание в Приморском крае новых обрабатывающих производств с участием иностранного капитала и развитие международного туризма;
  • уменьшить уровень безработицы;
  • активизировать торгово-экономические связи со странами региона;
  • усилить контроль за экономическими аспектами регионального сотрудничества;
  • получить дополнительные возможности для укрепления своих позиций в Северо-Восточной Азии.
 

Проблемы  российских СЭЗ 

     Несмотря  на короткий срок существования российских СЭЗ, можно подвести предварительные  итоги их деятельности. Они сводятся к тому, что деятельность большинства  СЭЗ в России с точки зрения международных стандартов признана неэффективной.

     Экспертная  оценка практики функционирования свободных  экономических зон в России, проведенная  Международной ассоциацией развития СЭЗ, показывает, что предполагаемые цели создания СЭЗ не достигнуты.

     При этом специалисты говорят о следующих  проблемах, связанных с функционированием  СЭЗ:

     Программно-целевые  проблемы:

отсутствие  государственной концепции создания СЭЗ

 отсутствие  законодательной и нормативной  базы. Недостаточность законодательного  обеспечения деятельности иностранного  капитала привела к низкому  объему инвестиций в СЭЗ –  в 2004 г. 2% от общего объема прямых  иностранных инвестиций в России

Организационные проблемы состоят в том, что отсутствует  эффективная система управления зонами на федеральном и местном  уровнях.

     Социально-экономические  проблемы:

  • Разрыв и перераспределение хозяйственных связей предприятий;
  • Отсутствие защиты отечественных товаропроизводителей на международном рынке со стороны государства;
  • Наличие на пути развития свободного предпринимательства препятствий бюрократического характера;
  • Проблема уровня квалификации российских кадров, как рабочих, так и управленческих, недостаток опыта;
  • Проблема доверия к власти.

   Рассмотрев  основные проблемы функционирования СЭЗ  в России, очевидно, что первоочередной задачей является принятие федерального закона о свободных экономических  зонах, который должен регламентировать основные положения деятельности СЭЗ, в частности порядок создания, функционирования и ликвидации зон, типы зон, порядок финансирования объектов инфраструктуры, механизм хозяйственной  деятельности, включающий гарантии и  льготы для иностранных инвесторов, функции управления, создание федерального ведомства по координации деятельности зон.

Важную роль может сыграть также укрепление законодательной базы, регулирующей деятельность иностранного капитала в  РФ. Отсутствие прочной законодательной  базы в России ограничивает приток иностранного капитала как в СЭЗ, так и в страну в целом.

Современная ситуация в сфере свободных экономических  зон требует изменений.

Мне кажется, что проблемы свободных  экономических  зон  могут быть решены при согласованных  действиях всех заинтересованных сторон.

     Создание  у нас СЭЗ может стать,  как  и во многих странах мира, одним  из  эффективных  способов привлечения  иностранных инвестиций, катализатором  развития  внешнеэкономических  связей  и  экономики страны в  целом.  Но для этого политика их формирования должна быть продуманной  и последовательной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

 
1.     Баликоев В. З. Общая экономическая теория / В. З. Баликоев. – М.: ОМЕГА-Л, 2006. – 732 с. 
 
2.     Владиславлев Д. Н. Конкуренция и монополия на фондовом рынке / Д. Н. Владиславлев. – М.: Экзамен, 2001. – 255 с. 
 
3.     Еременко В. И. Антимонопольное законодательство Российской Федерации / В. И. Еременко // Государство и право. – 2001. – №3. – с.   21-30. 
 
4.     Кирцнер И. М. Конкуренция и предпринимательство / И. М. Кирцнер. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 239 с. 
 
5.     Кирюшкина Г. А. Антимонопольное законодательство – элемент госрегулирования процессов экономической концентрации / Г. А. Кирюшкина, А. В. Михайлов // Российский экономический журнал. –  1998. – №11-12. – с. 42-47. 
 
6.     Князева И. В. Антимонопольная политика в России / И. В. Князева. – М.: Омега-Л, 2006. – 526 с. 
 
7.     Сален П. Конкуренция / П. Сален. – СПб.: Нева, 2004. – 95 с. 
 
8.     Светуньков С. Г. Конкуренция и предпринимательские решения / С. Г. Светуньков, А. А. Литвинов. – Ульяновск: 2000. – 253 с.  
 
9.     Тавасиев А. М. Конкуренция в банковском секторе России / А. М. Тавасиев, Н. М. Ребельский. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 303 с.  
 
10.  Франк Р. Х. Микроэкономика и поведение / Р. Х. Франк. – М.: 2000. –   694 с.    
 

Информация о работе Монополия и конкуренция. Антимонопольное законодательство. Свободные экономические зоны