Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 12:19, контрольная работа
Количество различного рода определений монополии достаточно велико, поэтому я бы хотела ограничиться наиболее характерными определениями:
- тип отраслевого рынка, на котором существует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей. Монополист осуществляет контроль над ценой и объемами выпуска, что позволяет ему получать монопольную прибыль. При монополии существуют запретительно-высокие барьеры вхождения в отрасль. Монопольное положение на рынке может быть обеспечено искусственно: при помощи исключительных прав, патентов и авторских прав, собственности на все важнейшие источники сырья, различных методов недобросовестной конкуренции;
Вопрос 25. Монополия и конкуренция. Антимонопольное законодательство.
Вопрос 35. Свободные экономические зоны.
Вопрос 25. Монополия и конкуренция. Антимонопольное законодательство.
1. Монополия
2. Конкуренция
3.Антимонопольное законодательство
Понятие
монополистической
деятельности
Следует отметить, что ранее общее
определение монополистической
деятельности имело относительно формальный
характер, поскольку условие причинения
ущерба потребителям вводилось двумя
союзами - и (или). Поэтому всегда имелась
возможность при установлении фактов
недопущения, ограничения или устранения
конкуренции не доказывать в обязательном
порядке конкретный ущерб, причиненный
потребителям.
В настоящее время монополистической
деятельностью, согласно ст. 4 Закона о
конкуренции, являются противоречащие
антимонопольному законодательству действия
(бездействие) хозяйствующих субъектов
или федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления, направленные
на недопущение, ограничение или устранение
конкуренции. Прежде всего, необходимо
отметить, что в данном формально-юридическом
определении говорится о противоречащих
антимонопольному законодательству действиях
(бездействии). Следовательно, речь идет
об общей норме, запрещающей монополистическую
деятельность.
Из определения следует, что субъектами
монополистической деятельности могут
быть хозяйствующие субъекты (т.е. российские
и иностранные коммерческие и некоммерческие
организации, а также индивидуальные предприниматели)
и органы исполнительной власти и местного
самоуправления. Положения Закона о конкуренции,
относящиеся к хозяйствующим субъектам,
распространяются также на группу лиц,
т.е. такая группа лиц рассматривается
как единый хозяйствующий субъект. Понятие
"группа лиц" впервые было включено
в Закон о конкуренции в 1995 г. Если ранее
группой лиц не признавалась совокупность
лиц, состоящая только из физических лиц
("совокупность юридических или юридических
и физических лиц"), то в нынешней редакции
Закона о конкуренции группа лиц - это
группа юридических и (или) физических
лиц. Иными словами, в настоящее время
в состав группы лиц могут входить также
исключительно физические лица. При этом
группа лиц считается таковой, если применительно
к входящим в нее лицам выполняется одно
или несколько условий, изложенных в ч.
1 ст. 4 Закона о конкуренции. Одно из таких
условий - вхождение в эту группу аффилированных
лиц. Понятие "аффилированные лица"
является нововведением в российском
антимонопольном законодательстве. В
Законе дается самое общее его определение:
"...физические
и юридические лица, способные оказывать
влияние на деятельность юридических
и (или) физических лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность".
Как следует из определения, речь идет
как о контролируемых лицах, так и о контролирующих
лицах, т.е. об отношениях взаимозависимости.
Важно подчеркнуть, что российское антимонопольное
законодательство, касающееся экономической
концентрации, исходит из той посылки,
что не следует разрешать только действия
или сделки, чреватые установлением или
расширением рыночной власти определенного
субъекта, негативные антиконкурентные
последствия которых не компенсируются
положительным социально-экономическим
эффектом повышения конкурентоспособности
на внутреннем и международном товарных
рынках. Проводимый контроль, таким образом,
позволяет избежать появления новых интегрированных
структур сугубо монопольного характера,
не препятствуя, однако, экономической
концентрации хозяйствующих субъектов,
не имеющей отрицательных последствий
для конкуренции на рынках России и позволяющей
этим субъектам конкурировать с крупными
зарубежными фирмами.
Подводя
итог, можно сказать, что
Вопрос 35. Свободные экономические зоны.
Сущность
и характерные
черты СЭЗ
Понятие «свободная экономическая зона» собирательно и условно. По подсчетам экспертов Центра ООН по транснациональным корпорациям, в настоящее время существует, по крайней мере, 30 различных определений этого понятия. Все они отражают беспошлинный или льготный режим ввоза и вывоза товаров в зоне, ее определенную обособленность в хозяйственном, торговом, валютно-финансовом отношениях от остальной территории страны, а также тесную связь с мировым рынком.
В соответствии с документами Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (г. Киото, 1973 г.) под свободной зоной (или "зоной-франко") понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории (принцип "таможенной экстерриториальности") и потому не подвергающиеся обычному таможенному контролю и налогообложению. Из этого определения видно, что свобода обособленной части государственной территории является не абсолютной, а относительной. Свободной эта территория является лишь в том отношении, что ввезенные в нее товары освобождаются от таможенных пошлин и налога на импорт, которые в соответствии с национальным таможенным законодательством применяются в отношении ввозимых товаров на других территориях страны. Таким образом, местные законы не освобождают товаровладельцев от соблюдения соответствующего экономического правопорядка, а лишь облегчают его.
«Большой экономический словарь» определяет СЭЗ как ограниченную часть национально-государственной территории, на которой действуют особые льготные экономические условия для иностранных и национальных предпринимателей (льготы таможенного, арендного, налогового, визового, трудового режима и т.д.), что создает условия для развития промышленности и инвестирования иностранного капитала.
Можно выделить следующие характерные черты СЭЗ:
1) выделение
их из таможенной границы
2) Система
преференций и льгот,
3) наличие
локальной, относительно
В соответствии с Федеральным законом "О свободных экономических зонах" свободная экономическая зона представляет собой ограниченный участок территории Российской Федерации, в пределах которого устанавливается особый режим предпринимательской деятельности. Этот режим предоставляется коммерческим организациям, созданным в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации, и филиалам иностранных юридических лиц, которые зарегистрированы в этой зоне в качестве участников (участники свободной экономической зоны), в соответствии с Федеральным законом "О свободных экономических зонах", таможенным и иным законодательством Российской Федерации. Под особым режимом предпринимательской деятельности понимаются такие условия ее осуществления, при которых устанавливаются беспошлинный порядок ввоза товаров в свободную экономическую зону (предусмотренный таможенным режимом свободной таможенной зоны), налоговые льготы и льготы в сфере валютного регулирования.
Свободные
экономические зоны создаются в
целях организации в зонах
новых производств, обеспечения
полной занятости рабочей силы, развития
экспортного потенциала, увеличения
поступлений в Российскую Федерацию
валютной выручки от экспорта товаров,
активизации
Исходя из задач, поставленных при формировании той или иной зоны, предъявляются соответствующие требования к ее размещению. Наиболее общими из них являются:
Территории,
наиболее благоприятные для размещения
СЭЗ, имеют, как правило, приграничное
расположение с другими странами,
располагают морскими торговыми
портами и магистральной
В
отдельных случаях создание СЭЗ
оказывается целесообразным и в
районах нового хозяйственного освоения,
не располагающих изначально развитой
промышленностью, производственной и
социальной инфраструктурой, но позволяющих
реализовывать важные долгосрочные
общегосударственные программы.
2.
Этапы создания
свободных экономических
зон в России
Свободные
экономические зоны стали создаваться
в России с начале 1990-х гг. С
июля 1990 по июнь 1991 г. Верховный Совет
СССР официально закрепил статус СЭЗ
за 11 регионами, включая Приморский
край, г. Находка, Алтайский край, г.
Санкт-Петербург, Ленинградскую область,
г. Выборг, г.Зеленоград, Калининградскую,
Читинскую, Новгородскую области, Еврейскую
АО.
Предпосылки
создания СЭЗ
К числу предпосылок, способствующих появлению на территории России свободных экономических зон, относятся:
Федеративное устройство России;
Тенденция к передаче государственных функций с федерального уровня на уровень субъектов РФ и далее на уровень органов местного самоуправления;
Стремление органов местной власти обеспечить экономический рост своего региона через снижение налогового бремени на его территории.
Создание свободных экономических зон в России можно условно разделить на несколько этапов.
Первый
этап охватывает вторую половину 80-х
гг. и связан с разработкой концепции
создания и функционирования свободных
экономических зон, проект которой
появился в 1989 г. В ней свободные
экономические зоны рассматривались
как элемент государственной
внешней политики и способ стимулирования
межгосударственных отношений СССР
с зарубежными партнерами. По форме
они должны были быть зонами совместного
предпринимательства, точнее, компактными
территориями с высокой концентрацией
предприятий с иностранным
Хозяйственно-правовые
льготы
12
декабря 1989 г. было принято
постановление Совета
Второй этап (1990-1991 гг.) характеризуется дальнейшим совершенствованием правовой базы и разработкой концепции СЭЗ.
В 1990 г. была
создана Международная
МАРСЭЗ была образована с целью поддержки территориальных инициатив и отработки новых форм и методов управления в период перехода к рынку, создания законодательно-нормативных документов, фактических программ.
В 1990 г. был
создан специальный орган –