Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 12:19, контрольная работа
Количество различного рода определений монополии достаточно велико, поэтому я бы хотела ограничиться наиболее характерными определениями:
- тип отраслевого рынка, на котором существует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей. Монополист осуществляет контроль над ценой и объемами выпуска, что позволяет ему получать монопольную прибыль. При монополии существуют запретительно-высокие барьеры вхождения в отрасль. Монопольное положение на рынке может быть обеспечено искусственно: при помощи исключительных прав, патентов и авторских прав, собственности на все важнейшие источники сырья, различных методов недобросовестной конкуренции;
Вопрос 25. Монополия и конкуренция. Антимонопольное законодательство.
Вопрос 35. Свободные экономические зоны.
Вопрос 25. Монополия и конкуренция. Антимонопольное законодательство.
1. Монополия
2. Конкуренция
3.Антимонопольное законодательство
К началу 90-х гг. государственная концепция свободных экономических зон дополнилась множеством региональных инициатив. Эти инициативы получили свое развитие , как только в ходе суверенизации союзных республик вопрос о создании СЭЗ был официально перенесен на республиканский уровень. В июле-сентябре 1990 г. Верховный Совет СССР принял предложения одиннадцати региональных советов народных депутатов об объявлении их территорий зонами свободного предпринимательства. Зоны были утверждены в Ленинграде, Выборге, Находке, а также в Калининградской, Сахалинской и Читинской областях, Алтайском крае, Кемеровской и Новгородской областях, городе Зеленограде, Еврейской автономной области.
В 1990-1991 гг Совет Министров и Верховный Совет РСФСР утвердили по каждой зоне отдельное положение, закреплявшее ее хозяйственно-правовой статус.
С июля 1990 г по июнь 1991 г. статус свободной экономической зоны был официально закреплен за 11 регионам общей площадью более 1 млн. кв. км, что составляет 7% территории России, и населением 18,5 млн. человек, или 135 от всего населения страны.
Третий этап (1992-1994 гг.). Коренные экономические реформы, начатые в 1992 г., и либерализация всей хозяйственной жизни в стране заметно изменили отношение российского правительства к проблеме организации свободных экономических зон в России. Проект закона РФ «О свободных экономических зонах» предусматривал формирование преимущественно микрозон двух разновидностей – свободных таможенных зон и зон экспортного производства. В результате к осени 1994 г. наметились следующие важные особенности российской политики по отношению к СЭЗ:
Урезание (до 1-2 кв.км) возможных размеров территорий, исключающее создание относительно крупных комплексных зон.
Формальное заимствование и перенос на российскую почву простейших образцов из мировой практики без учета ее перспективных тенденций и увязки с национальной промышленной политикой.
Усложненная
система управления зонами, сопряженная
с многочисленными
Четвертый этап начался в 1995 г. К этому времени стало очевидно, что СЭЗ в России создаются в условиях крайне неразвитой законодательной базы и перспективы их развития во многом зависят от формирования эффективного законодательства.
В 1998 г. был
разработан проект закона «О свободных
экономических зонах», одобренный Госдумой
в 2000 г. В настоящее время считаются
созданными около 20 свободных экономических
зон, из них можно выделить 12 крупных
СЭЗ, большая часть из которых
реально не функционирует.
3.Типы
российских СЭЗ
В соответствии
с классификацией СЭЗ по виду деятельности
СЭЗ России можно разделить на
зоны экспортного производства, свободные
таможенные зоны производственного
и торгового типов, а также
особые экономические зоны, технико-внедренческие
зоны, зоны трансграничного оказания
услуг, в том числе банковские
оффшорные центры и туристско-рекреационные
зоны.
Зоны
свободной торговли
Зоны свободной торговли (ЗСТ)
представляют собой небольшие
территориальные образования,
ЗСТ специализируется на ввозе, хранении, сортировке и перевалке товаров. Зоны свободной торговли обычно создаются на территории морских портов и аэропортов или в непосредственной близости от них.
В России зоны свободной торговли существуют в форме таможенных складов, свободных таможенных зон производственного и торгового типов и магазинов беспошлинной торговли.
Первый таможенный склад появился в России в 1980 г. в Бутове накануне олимпиады. В середине 1990-х гг. только в Москве насчитывалось свыше 150 складов различной специализации. Толчком к их быстрому росту послужил принятый в 1993 г.Таможенный кодекс РФ, который установил ранее не существовавшие таможенные режимы, такие, как свободный таможенные зоны и склады, магазины беспошлинной торговли, переработка товара на таможенной территории.
Режим
таможенных складов установлен для
хранения ввезенных товаров без
взимания таможенных пошлин, а также
для вывозимых товаров с
Еще более льготный режим имеют свободные склады. Кроме льгот таможенных складов, они предоставляют возможность ведения производственной и коммерческой деятельности (кроме розничной торговли). Ограничений по срокам хранения товаров на свободных складах нет.
Аналогичные
условия установлены для
Первые
свободные таможенные зоны – «Шереметьево»,
«Московский франко-порт» и «
Разновидностью
зон свободной торговли являются
и специальные магазины беспошлинной
торговли, которые располагаются
в крупнейших международных аэропортах
страны. Эти магазины наделены правом
беспошлинного ввоза товаров. В
настоящее время на территории РФ
существует 42 магазина беспошлинной торговли,
совокупный ежегодный объем продаж,
которых превышает сотни тысяч
долларов.
Экспортно-производственные
зоны
Зона экспортного производства представляет собой ограниченный участок таможенной территории Российской Федерации, в пределах которого устанавливается особый режим предпринимательской деятельности для участников этой зоны, вывозящих с ее территории за пределы Российской Федерации более пятидесяти процентов товаров собственного производства, относящихся к продукции обрабатывающих отраслей промышленности и отвечающих критериям происхождения с территории указанной зоны. Порядок определения происхождения товаров с территории зоны экспортного производства устанавливает Правительство Российской Федерации.
Зоны
экспортного производства создаются
в местах, имеющих выгодное экономико-географическое
положение, развитые производственную
и транспортную инфраструктуры и
другие благоприятные условия для
развития внешнеторговой и иных видов
внешнеэкономической
Экспортно-
Наиболее
близка к понятию экспортно-
Главные отличительные черты этой зоны:
Основные
цели ее создания – обеспечить благоприятные
условия для привлечения
Исходя
из намеченных целей решением Правительства
России «О некоторых мерах по развитию
свободной экономической зоны «Находка»
(1994г.) и другими регулирующими
документами в СЭЗ для
СЭЗ «Находка» добилась определенных положительных результатов. Основными иностранными инвесторами в середине 1990-х гг. являлись Китай, Япония, США.
Формирование
СЭЗ «Находка» не завершено. Первые
положительные итоги
Технико-внедренческие
зоны
Специализируются
эти зоны на разработке новейших технологий,
товаров и материалов, а также
на экспериментальном
В зависимости от того, что
преобладает в экономической
структуре научно-технической
1.
Инновационный центр – это
экономическая структура,
2.
Технологический парк. Это структура,
обладающая достаточно большой
территорией, на которой
3.
Исследовательский парк. Это структура,
в рамках которой научно-
В
России наиболее широко представлены
технологические парки (технопарки).
В настоящее время в России
создано 29 технопарков и 63 инновационных
центров, которые объединены в ассоциацию
«Технопарк». Наиболее успешно функционируют
«Зеленоград» и «Дубна».
Сервисные
зоны.
Особым видом свободных экономических зон являются сервисные зоны или зоны услуг. Эти узкоспециализированные зоны, появившиеся в 1980-90-е гг., к которым относятся территории с льготным режимом предпринимательской деятельности, специализирующиеся на оказании различного рода услуг – банковских, информационных, туристических и других, чаще всего деловых. К числу сервисных зон относятся финансовые центры, зоны банковских и страховых услуг, а также оффшорные зоны (ОЗ) и налоговые гавани (НГ), которые привлекают предпринимателей благоприятным валютно-финансовым, фискальным режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, лояльностью государственного регулирования.
Особой формой сервисных зон являются оффшорные зоны.
Под термином «оффшорная зона» понимают территории, привлекающие иностранные капиталы посредством предоставления налоговых и других льгот при проведении финансово-кредитных операций в иностранной валюте с иностранными резидентами. Помимо налоговых льгот, представляемых оффшорными юрисдикциями, существуют также валютные, инвестиционные, таможенные, регистрационные льготы, льготы по предоставлению ежегодной отчетности и аудиторским проверкам, способам управления и режиму конфиденциальности.