Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 12:19, контрольная работа
Количество различного рода определений монополии достаточно велико, поэтому я бы хотела ограничиться наиболее характерными определениями:
- тип отраслевого рынка, на котором существует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей. Монополист осуществляет контроль над ценой и объемами выпуска, что позволяет ему получать монопольную прибыль. При монополии существуют запретительно-высокие барьеры вхождения в отрасль. Монопольное положение на рынке может быть обеспечено искусственно: при помощи исключительных прав, патентов и авторских прав, собственности на все важнейшие источники сырья, различных методов недобросовестной конкуренции;
Вопрос 25. Монополия и конкуренция. Антимонопольное законодательство.
Вопрос 35. Свободные экономические зоны.
Вопрос 25. Монополия и конкуренция. Антимонопольное законодательство.
1. Монополия
2. Конкуренция
3.Антимонопольное законодательство
Несовершенная конкуренция
Несовершенная конкуренция в научной
литературе определяется следующим образом:
- рынок, на котором не соблюдается хотя
бы один из признаков совершенной конкуренции;
- характеристика рынка, где два или более
продавцов, обладая некоторым (ограниченным)
контролем над ценой, конкурируют между
собой за продажи;
- рынки, на которых либо покупатели, либо
продавцы принимают в расчет свою способность
воздействовать на рыночную цену;
- термин, который относится к любой форме
рыночной структуры, за исключением совершенной
конкуренции, и, следовательно, может включать
монополистическую конкуренцию, олигополию
и монополию.
Так как модель совершенной конкуренции
является теоретической абстракцией,
то все реально существующие рынки в той
или иной степени несовершенны, как это
следует из последнего определения. Различная
степень «несовершенства» конкуренции
оказалась многообразной и поэтому возникла
задача классифицировать это многообразие.
Виды
конкуренции
Можно выделить различные виды рынков
с несовершенной конкуренцией. По степени
убывания конкурентности их можно расположить
таким образом:
- монополистическая конкуренция;
- олигополия;
- монополия.
Конкуренция и монополия не исключают
друг друга, как это было принято считать
раньше. В реальной экономической жизни
конкуренция и монополия взаимодействуют
друг с другом, и появляется понятие монополистической
конкуренции.
Монополистическая конкуренция получила
наибольшее распространение на рынках
потребительских товаров. Монопольное
положение достигается не только посредством
массового производства, но и через создание
своей рыночной ниши, то есть своего круга
потребителей. Фирмы, действующие на таком
рынке, продают дифференцированные товары.
Дифференциация продукта существует тогда,
когда в понимании покупателя продукт
одной фирмы не является совершенной заменой
продукта другой фирмы, занимающейся тем
же видом деятельности, что и первая. Дифференциация
определяется либо характерными особенностями
продукта (его маркой, внешним видом), либо
условиями продажи. Уменьшая ценовую эластичность
спроса с помощью дифференциации продукта,
продавец получает монопольную власть
над продуктом, то есть может в определенных
пределах повышать цену продукта без риска
сокращения объема его продаж.
Долгосрочным девизом фирм, действующих
в условиях монополистической конкуренции,
является безубыточность. Отсутствие
экономической прибыли лишает новые фирмы
стимула для вступления в отрасль, а старые
для выхода из нее. Однако стремление к
безубыточности является долгосрочной
тенденцией и в реальной жизни фирмы могут
получать экономическую прибыль достаточно
длительный период времени.
Таким образом, монополистическую конкуренцию
можно определить следующим образом:
- продавцы конкурируют,
- тип отраслевого рынка, на котором существует
достаточно много продавцов, продающих
дифференцированный продукт, что позволяет
им осуществлять определенный контроль
над продажной ценой товара;
- отрасль, состоящая из большого числа
фирм, производящих подобную, но не идентичную
продукцию, работает в условиях монополистической
конкуренции.
На рынке монополистической конкуренции
действует относительно большое число
продавцов, каждый из которых удовлетворяет
небольшую долю рыночного спроса на общий
тип товара, реализуемого фирмой и ее конкурентами.
Вход на данный рынок не затруднен такими
барьерами, как при монополии или олигополии,
но и не настолько легок, как при совершенной
конкуренции.
В целом монополистическая конкуренция
характеризуется следующими признаками:
1. Наличие большого числа покупателей
и продавцов.
2. Производство и продажа дифференцированного
продукта.
3. Отсутствие барьеров входа и выхода.
4. Наличие незагруженных мощностей.
Олигополию, как один из видов рынка несовершенной
конкуренции, определяют следующим образом.
Это тип отраслевого рынка, который характеризуется
наличием нескольких очень крупных фирм,
контролирующих значительную часть производства
и сбыта и конкурирующих друг с другом.
Каждая фирма проводит самостоятельную
рыночную политику, но при этом она зависит
от конкурентов и вынуждена считаться
с ними. Товар может быть и дифференцированным,
и стандартным. Фирмы - олигополисты имеют
влияние на рыночную цену. В отрасли существуют
высокие барьеры вхождения. В экономической
теории имеется много моделей олигополии,
начиная с моделей, в которых каждый олигополист
действует независимо и принимает решения,
исходя из некоторого предположения о
реакции конкурентов, и заканчивая моделями,
в которых конкуренция преодолевается
с помощью сговора и сотрудничества.
Можно сказать, что олигополия характеризуется
следующими признаками:
1. Небольшое число продавцов (покупателей)
товара.
2. Продавцы (покупатели) являются крупными
экономическими агентами.
3.Существуют значительные барьеры входа
и выхода.
4. Прибыль экономических агентов в долгосрочном
периоде отлична от нуля.
5. Продаваемый товар может быть как дифференцированным,
так и однородным.
В зависимости от того, дифференцирован
товар или нет, выделяют олигополию с дифференцированным
и стандартным товаром. Можно также выделить
такую разновидность олигополии, как олигополия
с доминирующей фирмой. Для нее характерны
следующие признаки:
1. Наличие доминирующей фирмы - агента,
который продает или покупает значительную
долю совокупного объема рынка и способен
на стратегическое поведение.
2. Наличие большого числа фирм-аутсайдеров,
небольших по размеру фирм, выпускающих
тот же или близкий товар, но не способных
оказать влияние на рыночную цену.
3. Рыночная цена устанавливается под сильным
влиянием доминирующей фирмы, аутсайдеры
принимают ее как данную рынком.
4. Наличие барьеров входа и выхода.
Антимонопольные органы:
система, цели и задачи
В соответствии с Законом о конкуренции
(ст. 3) государственную политику развития
товарных рынков и конкуренции, предупреждения,
ограничения и пресечения монополистической
деятельности и недобросовестной конкуренции
проводит федеральный орган
Таким образом,
федеральный антимонопольный
Под предупреждением монополистической
деятельности понимается комплекс мер,
принимаемых антимонопольным органом
по созданию экономических, организационных
и правовых условий, в которых появление
монополизма и концентрация рыночной
власти становятся невозможными в силу
особенностей товарного рынка.
Ограничение монополистической деятельности
— процесс формирования и реализации
условий, не позволяющих доминирующим
на рынке хозяйствующим субъектам злоупотреблять
своей рыночной властью, ограничивая конкуренцию
и ущемляя интересы других хозяйствующих
субъектов или граждан.
Пресечение монополистической деятельности
— правоприменительная деятельность
антимонопольного органа по выявлению
фактов нарушения запретов и иных ограничений,
установленных антимонопольным законодательством,
возбуждение и рассмотрение дел и принятие
по ним решений, обязательных для нарушителей,
контроль за исполнением решений и предписаний.
Федеральный антимонопольный орган входит
в структуру федеральных органов исполнительной
власти, формируемую в порядке, установленном
Конституцией Российской Федерации и
Федеральным конституционным законом
«О Правительстве Российской Федерации».
Территориальные органы федерального
антимонопольного органа независимы не
только в организационно-структурном,
но и в финансовом отношении, поскольку
финансируются из средств федерального
бюджета.
Законом не предусмотрены какие-либо ограничения
в отношении количества, структуры и местоположения
территориальных органов федерального
антимонопольного органа, однако традиционной
стала практика их формирования в соответствии
с административно-
Задачи и
цели антимонопольных органов.
Основные задачи и цели федерального антимонопольного
органа, а также ответственность его должностных
лиц определяются Законом и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации.
К основным задачам федерального антимонопольного
органа относятся:
• содействие формированию рыночных отношений
на основе развития конкуренции и предпринимательства;
• предупреждение, ограничение и пресечение
монополистической деятельности и недобросовестной
конкуренции;
• государственный контроль за соблюдением
антимонопольного законодательства.
Федеральный антимонопольный орган выполняет
следующие основные функции, прямо перечисленные
в Законе:
• направляет в Правительство Российской
Федерации предложения по вопросам совершенствования
антимонопольного законодательства и
практики его применения, заключения о
проектах законов и других нормативных
актов, касающихся функционирования рынка
и развития конкуренции;
• дает рекомендации федеральным органам
исполнительной власти, органам исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
и местного самоуправления о проведении
мероприятий, направленных на содействие
развитию товарных рынков и конкуренции;
• разрабатывает и осуществляет меры
по демонополизации производства и обращения;
• контролирует соблюдение антимонопольных
требований при создании, реорганизации
и ликвидации хозяйствующих субъектов;
• контролирует приобретение акций с
правом голоса в уставном капитале хозяйственных
обществ, которое может привести к доминирующему
положению на рынках в Российской Федерации
хозяйствующих субъектов либо к ограничению
конкуренции.
Для содействия развитию товарных рынков
и конкуренции, поддержки предпринимательства
и демонополизации федеральный антимонопольный
орган может направлять соответствующим
федеральным органам исполнительной власти,
органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органам местного
самоуправления рекомендации:
• о предоставлении льготных кредитов,
а также об уменьшении налогов или освобождении
от них хозяйствующих субъектов, впервые
вступающих на рынок определенного товара;
• об изменении сфер применения свободных,
регулируемых и фиксированных цен;
• о создании и развитии параллельных
структур в сферах производства и обращения,
в том числе за счет централизованных
инвестиций и кредитов;
• о финансировании мероприятий по расширению
выпуска товаров в целях устранения доминирующего
положения отдельных хозяйствующих субъектов;
• о привлечении иностранных инвестиций,
создании организаций с иностранными
инвестициями и свободных экономических
зон;
• о лицензировании экспортно-импортных
операций и изменении таможенных тарифов;
• о внесении изменений в перечни видов
деятельности, подлежащих лицензированию,
и в порядок их лицензирования.
Итак, федеральный антимонопольный орган
принимает участие в реализации федеральных
программ демонополизации, программ развития
конкуренции и поддержки предпринимательства.
Антимонопольное
законодательство Российской
Федерации
Необходимым условием подъема экономической
активности в России является оздоровление основных
институтов рыночной экономики, обеспечивающих
ее эффективное функционирование и развитие,
в том числе правового регулирования конкуренции
и монополии.
Источники
российского антимонопольного
законодательства
В соответствии с Законом о конкуренции
антимонопольное законодательство РФ
состоит из Конституции РФ, настоящего
Закона, издаваемых в соответствии с ним
федеральных законов, указов Президента
РФ, постановлений и распоряжений Правительства
РФ.
Не вызывает сомнения, конечно, прямое
указание в Законе о конкуренции на правомочие
федерального антимонопольного органа
принимать нормативные акты, например,
Правила рассмотрения дел о нарушениях
антимонопольного законодательства согласно
ст. 27 Закона о конкуренции. Если обратиться
к полномочиям федерального антимонопольного
органа (ст. 12 Закона о конкуренции), то
последний вправе, в частности, давать
разъяснения по вопросам применения антимонопольного
законодательства. О нормотворческих полномочиях
федерального антимонопольного органа
в этой статье не говорится.
По моему мнению, исключение из состава
антимонопольного законодательства нормативных актов
федерального антимонопольного органа
подрывает стабильность применения самого
антимонопольного законодательства.
В иерархической лестнице нормативных
актов основной источник российского
антимонопольного законодательства -
Конституция РФ. Согласно п. 1 ст. 8 Конституции
РФ в Российской Федерации гарантируются
единство экономического пространства,
свободное перемещение товаров, услуг
и финансовых средств, поддержка конкуренции,
свобода экономической деятельности.
При этом установление правовых основ
единого рынка находится в ведении РФ
(ст. 71 "ж" Конституции РФ). В соответствии
с п. 2 ст. 34 Конституции РФ не допускается
экономическая деятельность, направленная
на монополизацию и недобросовестную
конкуренцию. Данный запрет основан на
принципе свободы конкуренции: каждый
имеет право на свободное использование
своих способностей и имущества для предпринимательской
и иной не запрещенной законом экономической
деятельности.
Среди источников антимонопольного законодательства,
указанных в Законе о конкуренции, отсутствуют
международные договоры и федеральные
конституционные законы. Среди федеральных
законов необходимо в первую очередь назвать
Гражданский кодекс РФ, поскольку ему
принадлежит особое место в системе российского
права. Следует напомнить, что согласно
п. 2 ст. 3 ГК РФ нормы гражданского права,
содержащиеся в других законах, должны
соответствовать настоящему Кодексу.
В этой связи вызывает сомнение безапелляционность
нормы Закона о конкуренции о соответствии
этому Закону издаваемых федеральных
законов.
В ст. 10 ГК РФ указано, что не допускается
использование гражданских прав в целях
ограничения конкуренции, а также злоупотребление
доминирующим положением. Замечу, что
данная норма сформулирована не вполне
корректно, поскольку злоупотребление
доминирующим положением на рынке является
одной из форм ограничения конкуренции.
Кроме общей нормы о недопущении ограничения
конкуренции в ГК РФ имеются другие материально-правовые
нормы, входящие в состав антимонопольного
законодательства, например, норма, регламентирующая
ограничения прав сторон (ограничительные
условия) по договору коммерческой концессии,
в которой также делается ссылка на антимонопольный
орган и антимонопольное законодательство.
Нормы о конкуренции и монополии, закрепленные
в более чем 20 законах в различных отраслях
жизнедеятельности, играют подчиненную
роль, поскольку зачастую они носят декларативный
и фрагментарный характер и не выходят
за пределы правового регулирования, предусмотренного
в основных нормативных актах антимонопольного
законодательства. Так, в некоторых законах
закреплены антимонопольные правила или
антимонопольные требования.
В других законах речь идет об обязанности
государства по преодолению монополизма,
о развитии конкуренции в какой-либо области,
о полномочиях федерального антимонопольного
органа.
К подзаконным актам в области антимонопольного
законодательства можно, прежде всего,
отнести указы Президента РФ и постановления
Правительства РФ.
В тех редких случаях, когда распоряжениями
Правительства РФ утверждаются документы,
носящие нормативный, а не индивидуальный
характер, такие распоряжения можно причислить
к источникам антимонопольного законодательства.
В сферу регулирования Закона о конкуренции,
согласно п. 3 ст. 2 этого Закона, не входят
отношения, связанные с монополистической
деятельностью и недобросовестной конкуренцией
на рынках ценных бумаг и финансовых услуг,
за исключением случаев, когда складывающиеся
на этих рынках отношения оказывают влияние
на конкуренцию на товарных рынках, поскольку
они регулируются иными законодательными
актами РФ.
И, наконец, в антимонопольное законодательство
не входят многочисленные нормативные
акты в сфере государственных и естественных
монополий. Этой сфере присущ особый режим
регулирования конкуренции и монополии,
в рамках которого конституционный принцип
свободы экономической деятельности ограничивается
в пользу публичных интересов, экономической
эффективности, соображений фискального
или социального характера, научно-технического
прогресса и т.д.