Монополии в современной рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Монополии – это крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополия оказывает на все сферы жизни страны.

Возникновение монополий – исторически неизбежный экономический процесс, обусловленный развитием концентрации производства и научно-техническим прогрессом. Поэтому необходимо понять, что, несмотря на те негативные явления, которые появляются с возникновением монополий и против которых направлены антимонопольные законы во многих странах, монополии прочно вошли в экономику отдельных стран и мира в целом.

Содержание

Введение………………………………………………...…….…3
Монополия: сущность, виды…………………………….….5
Монополия и конкуренция………………………….…..…5
Сущность монополий……………………………………....8
Формы и виды монополий…………………………...…...15
Государственное регулирование деятельности

Монополий………………………………………………….......21
Антимонопольная политика…………………………........21
Особенности антимонопольной политики в России…….25

Заключение………………………………………………….......31

Список литературы……………………………………..………33

Работа содержит 1 файл

монополия.docx

— 75.42 Кб (Скачать)
  • Закон Робинсона-Пэтмэна (1936 год) содержит запрет ценовой дискриминации и уголовную ответственность за политику хищнических цен, а также хищнического ценообразования (установления цены ниже уровня средних или предельных затрат с целью вытеснения конкурента с рынка) [5, 186с.].

     Сложнейшая  задача, стоящая перед государственными органами, непосредственно проводящими  в жизнь антимонопольное законодательство, заключается в следующем: а каковы те экономические критерии, на основании которых устанавливается факт монополизации? Существуют вопросы, которые предстоит каждый раз решать государственным службам: что считать низким (или наоборот, завышенным) уровнем цен? Какой процент (доля) всего отраслевого производства свидетельствует о монополистическом захвате?

     Все это непростые вопросы, на которые  нельзя во всех случаях дать однозначного ответа. А если крупная корпорация добилась низкого продажного уровня цен путем снижения издержек, с  помощью более высокого уровня технологии и вообще хозяйственной эффективности? И вообще, вводя запрет на запрет на продажу «по чрезвычайно низким ценам», кого защищает антитрестовское  законодательство - конкуренцию или  какие- то группы конкурентов.

     Государственные службы, призванные осуществлять реализацию антимонопольного законодательства, могут  руководствоваться двумя принципами: во-первых, жестко следуя букве закона и, во-вторых, «принципам разумности». Дело в том, что во многих отношениях юридический язык антитрестовских  актов (например, закон Шермана) настолько  декларативен, что федеральный суд  США мог бы подвести под сферу  его действия «любых двух партнеров, решивших вести совместное дело»  Поэтому, «принцип разумности» означает, что только неразумное ограничение  торговли (соглашения, слияния, разрушение ценностей, т. е. искусственный дефицит) подпадают под действия акта Шермана.

     Все эти проблемы показывают, насколько  сложным является практическое воплощение в жизнь антимонопольного законодательства. Государство должно балансировать, проходя по узкой тропинке между  опасностью разрушительного монополизма  и опасностью ограничения конкуренции (а любое вмешательство государства, даже с целью поддержания конкуренции, сопровождается тем или иным ограничением конкурентных возможностей). Антимонопольная практика должна действительно поддерживать конкуренцию, а не ограничивать ее, предоставляя наиболее льготный режим одним группам производителей (потребителей) за счет других.

     Важно отметить, что антимонопольное законодательство направлено не против крупных корпораций, «большого бизнеса» как такового, так как размер компании еще не дает возможности трактовать ее как  монополию. Антимонопольное регулирование  направлено против ограничительной  деловой практики, подрывающей эффективную  конкуренцию. И если использовать принцип  сравнения дополнительных издержек и дополнительных выгод, который  исповедуется в рыночной экономике, то можно утверждать: неизбежные издержки, которыми сопровождается антимонопольное  регулирование, все- таки оказываются ниже тех преимуществ, которые приносит ограничение монополистических тенденций в рыночной экономике.

     Таким образом, антимонопольное законодательство должно, с одной стороны, стремиться к регулированию цен, структуры  экономики, справедливому распределению  ресурсов, а с другой – запрещать  такое поведение и деятельность монополий, которые являются негативными  в глазах общества.

     монополия конкуренция 

     2.2 Особенности антимонопольной политики в России

 

     Накопленный странами с “рыночной” экономикой опыт антимонопольной борьбы, хотя и интересен сам по себе и, безусловно, должен активно изучаться и использоваться в различных конкретных случаях  обуздания конкретных монополий, в  целом не может служить основой  для разработки общей программы  действий по демонополизации постсоциалистической экономики.

     Становление рыночной экономики в нашей стране столкнулось с монополизмом особого  рода, не имеющим аналогов. Он сформировался  в нерыночной среде и значительно  отличается от монополизма западного  образца.

     Социалистическая  экономика представляла собой единый народнохозяйственный комплекс, в котором  каждое предприятие не было вполне автономно, а являлось составной  частью общегосударственной суперструктуры. При этом удовлетворение потребности  всей страны в том или ином виде продукта часто поручалось всего  одному-двум заводам. Так, в конце 80-х  годов более 1100 предприятий были полными монополистами в производстве своей продукции. Еще чаще встречалась  ситуация, когда число производителей по всей гигантской стране не превышало 2-3 заводов. Всего из 327 товарных групп, выпускавшихся промышленностью  страны, 290 (89%) было подвержено сильной монополизации.

     Таким образом, если в странах с рыночной экономикой монополизация обычно проходила  путем организационного объединения  первоначально независимых компаний, то социалистический монополизм базировался  на сознательном создании только одного производителя (или очень узкой  группы производителей).

     Начало  рыночных реформ в нашей стране привело  к резкому усилению монополистических  тенденций. Пользуясь своей монопольной  властью, монополисты резко ограничили предложение. А сознательное уменьшение выпуска продукции в сочетании  с повышением цен российскими  предприятиями-монополистами явились  важнейшей микроэкономической причиной особой глубины кризиса трансформации  в России.

     В течение последних лет в России активно проводится государственная политика, направленная на поддержку конкуренции и ограничение монополизма.

     В Конституции России сказано: «Не  допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и  недобросовестную конкуренцию» [1, с. 56].

     Главный орган проведения антимонопольной  политики в РФ претерпел целый  ряд преобразований. 22 сентября 1998 года Государственный антимонопольный  комитет (ГАК России) был переименован в Министерство РФ по антимонопольной  политике и поддержке предпринимательства (МАП России). 9 марта 2004 г. Министерство было упразднено, а его полномочия переданы другим ведомствам. Принадлежавшие МАП России функции федерального антимонопольного органа, контроля над деятельностью естественных монополий и над соблюдением законодательства о рекламе перешли к Федеральной антимонопольной службе, являющейся сегодня главным антимонопольным органом.

     Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных  правовых актов, контролю и надзору  за соблюдением законодательства в  сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.

     Основными функциями Федеральной антимонопольной  службы являются:

     а) надзор и контроль за соблюдением  законодательства о конкуренции  на товарных рынках, на рынке финансовых услуг;

     б) надзор и контроль за соблюдением  законодательства о естественных монополиях;

     в) надзор и контроль за соблюдением  законодательства о рекламе до внесения изменений в Федеральный закон  «О рекламе».

     Первая  попытка создания антимонопольного законодательства в России предпринималась  еще в 1908 году. За образец был взят действовавший в США закон Шермана. Однако организации российских предпринимателей встретили проект закона в штыки и сумели сорвать его принятие. Поэтому юридическая основа для борьбы с монополиями и недобросовестной конкуренцией появилась в России только 22 марта 1991года, когда был принят закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

     В соответствии с Законом "О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках" безусловным  монополистом может считаться предприятие, контролирующее 50% и более товарного рынка, если только хозяйствующий субъект не докажет обратного. Предприятие, контролирующее 35-50% рынка, тоже может быть признано монополистом, но для этого антимонопольные органы должны доказать, что имеет место "доминирующее положение" хозяйствующего субъекта на рынке, изучив конкретную рыночную ситуацию. Федеральными законами могут устанавливаться случаи признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем 35%. «Доминирующее положение» дает фирме возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности. Установлен перечень действий, которые трактуются как злоупотребление доминирующим положением. К ним отнесены изъятие товаров из обращения в целях создания дефицита, навязывание условий, невыгодных контрагенту или не относящихся к предмету договора, создание препятствий к доступу на рынок конкурентов, нарушение установленного порядка ценообразования, установление монопольно высоких (низких) цен и другие.

     В статье «Российской газеты» от 14 января 2009 г. обсуждаются вопросы  трактовки понятий антимонопольного законодательства с экспертом в  области антимонопольного законодательства, доктором экономических наук профессором Высшей школы экономики, заместителем директора Института анализа предприятий и рынков Светланой Авдашевой:

  • Как определить монопольно высокую цену товара?
  • Может ли субъект, доля которого на рынке составляет 8% или немного более, оказывать реальное, решающее воздействие на общие условия оборота на рынке?
  • Чем различаются понятия, установленные законом «О защите конкуренции», - «злоупотребление коллективным доминированием» и «согласованные действия на рынке»?

     Основной  сферой деятельности антимонопольных органов в России стало регулирование деятельности естественных монополий. С целью контроля рыночной доли хозяйствующих субъектов в стране с 1991г. Утвержден Государственный реестр Российской Федерации объединений и предприятий-монополистов. В нем ежегодно отражаются предприятия, производящие 35% и более продукции на каком-либо товарном рынке. Для таких предприятий действует специальная процедура установления цен и тарифов. В ней, помимо специальных департаментов и комитетов, участвуют и депутаты Государственной Думы. Этот реестр составляется для того, чтобы иметь информационную базу о крупнейших субъектах рынка и проверять соблюдение ими антимонопольного законодательства. Деятельность естественных монополий в России регулируется Федеральным законом от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

     Настоящим Федеральным законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах:

  • транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
  • транспортировка газа по трубопроводам;
  • железнодорожные перевозки;
  • услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;
  • услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
  • услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
  • услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
  • услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

     Сложность регулирования цен естественных монополий в России заключается  в том, что цены внутреннего рынка  занижены по сравнению с мировыми. Однако низкая платежеспособность потребителей продукции естественных монополий  на внутреннем рынке не позволяет  устанавливать цены, равные мировым. Поэтому государством устанавливается  потолок цен, выше которого естественным монополиям не разрешено поднимать  цены, а также выделяются группы потребителей, подлежащих обязательному  обслуживанию.

     Однако  оставляет желать лучшего практика антимонопольного регулирования. Очень  невелики и штрафные санкции, применяемые  к фирмам-нарушителям. В результате российским фирмам сегодня проще  заплатить штраф, нежели соблюдать  закон.

 

     Заключение

Информация о работе Монополии в современной рыночной экономике