Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 17:49, курсовая работа
Монополии – это крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополия оказывает на все сферы жизни страны.
Возникновение монополий – исторически неизбежный экономический процесс, обусловленный развитием концентрации производства и научно-техническим прогрессом. Поэтому необходимо понять, что, несмотря на те негативные явления, которые появляются с возникновением монополий и против которых направлены антимонопольные законы во многих странах, монополии прочно вошли в экономику отдельных стран и мира в целом.
Введение………………………………………………...…….…3
Монополия: сущность, виды…………………………….….5
Монополия и конкуренция………………………….…..…5
Сущность монополий……………………………………....8
Формы и виды монополий…………………………...…...15
Государственное регулирование деятельности
Монополий………………………………………………….......21
Антимонопольная политика…………………………........21
Особенности антимонопольной политики в России…….25
Заключение………………………………………………….......31
Список литературы……………………………………..………33
Сложнейшая
задача, стоящая перед государственными
органами, непосредственно проводящими
в жизнь антимонопольное
Все это непростые вопросы, на которые нельзя во всех случаях дать однозначного ответа. А если крупная корпорация добилась низкого продажного уровня цен путем снижения издержек, с помощью более высокого уровня технологии и вообще хозяйственной эффективности? И вообще, вводя запрет на запрет на продажу «по чрезвычайно низким ценам», кого защищает антитрестовское законодательство - конкуренцию или какие- то группы конкурентов.
Государственные
службы, призванные осуществлять реализацию
антимонопольного законодательства, могут
руководствоваться двумя
Все
эти проблемы показывают, насколько
сложным является практическое воплощение
в жизнь антимонопольного законодательства.
Государство должно балансировать,
проходя по узкой тропинке между
опасностью разрушительного монополизма
и опасностью ограничения конкуренции
(а любое вмешательство
Важно
отметить, что антимонопольное
Таким
образом, антимонопольное
Накопленный
странами с “рыночной” экономикой
опыт антимонопольной борьбы, хотя
и интересен сам по себе и, безусловно,
должен активно изучаться и
Становление рыночной экономики в нашей стране столкнулось с монополизмом особого рода, не имеющим аналогов. Он сформировался в нерыночной среде и значительно отличается от монополизма западного образца.
Социалистическая
экономика представляла собой единый
народнохозяйственный комплекс, в котором
каждое предприятие не было вполне
автономно, а являлось составной
частью общегосударственной
Таким
образом, если в странах с рыночной
экономикой монополизация обычно проходила
путем организационного объединения
первоначально независимых
Начало
рыночных реформ в нашей стране привело
к резкому усилению монополистических
тенденций. Пользуясь своей монопольной
властью, монополисты резко ограничили
предложение. А сознательное уменьшение
выпуска продукции в сочетании
с повышением цен российскими
предприятиями-монополистами
В течение последних лет в России активно проводится государственная политика, направленная на поддержку конкуренции и ограничение монополизма.
В
Конституции России сказано: «Не
допускается экономическая
Главный
орган проведения антимонопольной
политики в РФ претерпел целый
ряд преобразований. 22 сентября 1998 года
Государственный
Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.
Основными
функциями Федеральной
а) надзор и контроль за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках, на рынке финансовых услуг;
б) надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях;
в) надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе до внесения изменений в Федеральный закон «О рекламе».
Первая попытка создания антимонопольного законодательства в России предпринималась еще в 1908 году. За образец был взят действовавший в США закон Шермана. Однако организации российских предпринимателей встретили проект закона в штыки и сумели сорвать его принятие. Поэтому юридическая основа для борьбы с монополиями и недобросовестной конкуренцией появилась в России только 22 марта 1991года, когда был принят закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
В
соответствии с Законом "О конкуренции
и ограничении
В
статье «Российской газеты» от 14
января 2009 г. обсуждаются вопросы
трактовки понятий
Основной сферой деятельности антимонопольных органов в России стало регулирование деятельности естественных монополий. С целью контроля рыночной доли хозяйствующих субъектов в стране с 1991г. Утвержден Государственный реестр Российской Федерации объединений и предприятий-монополистов. В нем ежегодно отражаются предприятия, производящие 35% и более продукции на каком-либо товарном рынке. Для таких предприятий действует специальная процедура установления цен и тарифов. В ней, помимо специальных департаментов и комитетов, участвуют и депутаты Государственной Думы. Этот реестр составляется для того, чтобы иметь информационную базу о крупнейших субъектах рынка и проверять соблюдение ими антимонопольного законодательства. Деятельность естественных монополий в России регулируется Федеральным законом от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях».
Настоящим
Федеральным законом
Сложность регулирования цен естественных монополий в России заключается в том, что цены внутреннего рынка занижены по сравнению с мировыми. Однако низкая платежеспособность потребителей продукции естественных монополий на внутреннем рынке не позволяет устанавливать цены, равные мировым. Поэтому государством устанавливается потолок цен, выше которого естественным монополиям не разрешено поднимать цены, а также выделяются группы потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию.
Однако оставляет желать лучшего практика антимонопольного регулирования. Очень невелики и штрафные санкции, применяемые к фирмам-нарушителям. В результате российским фирмам сегодня проще заплатить штраф, нежели соблюдать закон.
Информация о работе Монополии в современной рыночной экономике