Монополии в современной рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Монополии – это крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополия оказывает на все сферы жизни страны.

Возникновение монополий – исторически неизбежный экономический процесс, обусловленный развитием концентрации производства и научно-техническим прогрессом. Поэтому необходимо понять, что, несмотря на те негативные явления, которые появляются с возникновением монополий и против которых направлены антимонопольные законы во многих странах, монополии прочно вошли в экономику отдельных стран и мира в целом.

Содержание

Введение………………………………………………...…….…3
Монополия: сущность, виды…………………………….….5
Монополия и конкуренция………………………….…..…5
Сущность монополий……………………………………....8
Формы и виды монополий…………………………...…...15
Государственное регулирование деятельности

Монополий………………………………………………….......21
Антимонопольная политика…………………………........21
Особенности антимонопольной политики в России…….25

Заключение………………………………………………….......31

Список литературы……………………………………..………33

Работа содержит 1 файл

монополия.docx

— 75.42 Кб (Скачать)

     Отраслевой  холдинг – метод, заключающийся  в скупке контрольных пакетов  конкурирующих фирм и установлении благодаря этому экономического контроля над ними с целью проведения единой монопольной политики продаж и цен.

     Более сложные формы монополистических  объединений возникают тогда, когда  процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного  производства. На этой основе появляется такая более высокая форма  монополистических объединений  как трест. Трестом называется объединение, в котором участники лишаются своей производственной и коммерческой самостоятельности. Руководство трестом  осуществляется из специально созданного единого центра. Прибыль, получаемая по результатам хозяйственной деятельности данной организации, распределяется в  соответствии с долевым участием входящих в него предприятий. При  этом обычно различают одноотраслевой и комбинированный, многоотраслевой  трест, когда объединение захватывает  предприятия другой отрасли. Комбинированный  трест, объединяющий предприятия разных отраслей, получает возможность извлекать  дополнительную прибыль, во-первых, за счет использования побочных продуктов  и отходов другой отрасли, во-вторых, за счет организации вертикального  комбинирования, когда одно предприятие  перерабатывает сырье, другое изготовляет  из него детали, третье превращает их в  товары и т.д. В современной хозяйственной жизни данная форма монопольной организации производства встречается крайне редко.

     Одна  из сложных форм монополистических  объединений – концерн. Как правило, в его состав входят предприятия  различных отраслей промышленности, транспорта, торговли и банковской сферы. Такое объединение предпринимается для того, чтобы уменьшить межотраслевую конкуренцию путем единого, централизованного руководства производством, снабжением, реализацией товаров, планированием своих действий по внедрению новой техники и перспективной стратегии общих действий в будущем. Важной особенностью деятельности концерна является, с одной стороны, жесткий внутрифинансовый контроль, а с другой – хозяйственная самостоятельность фирм, отделений, филиалов и децентрализация управления по основным группам продукции и территориям. Его цель состоит в том, чтобы специализировать и интегрировать свои предприятия в единый экономический комплекс. Считается, что концерн – наиболее развитая форма объединения предприятий, основанная на общих интересах и осуществляемая посредством системы участий, финансовых связей.

     Консорциум  – временный союз независимых  в хозяйственном и коммерческом плане производителей, целью которых  является выполнение каких-либо конкретных экономических проектов. Консорциум формируется на базе соглашения участников, в котором предусматривают долю каждого из них в затратах, а  также формы участия организации  проекта, иные условия современной  деятельности. Российская практика последних  лет показывает, что каждый член консорциума несет имущественную  ответственность в пределах 10% от его доли в заказе, а суммы, превышающие  эту величину, делятся между другими  членами пропорционально их доле участия. Участниками консорциума  могут быть юридические и физические лица, частные и государственные  организации, само государство. Возглавляет  консорциум один из его членов, функции  которого оговариваются в соглашении.

     Конгломератом называется слияние фирм, функционирующих  на непересекающихся сегментах рынка. Для такой формы организации  монополии характерен высокий уровень  децентрализации управления, в рамках которого производственные подразделения обладают достаточно широкой автономией. Конгломерат – одна из современных форм монополистических объединений, возникших в США в начале 1960-х гг.

     На  рынке действуют в основном предпринимательские, государственные и естественные монополии. Предпринимательские монополии  являются наиболее распространенными. Они возникают вследствие успешной конкуренции. К этому ведут два  пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении  или поглощении победителями банкротов. Но, как правило, такой монополизм имеет временный характер. Рано или  поздно приходится уступать место еще  более удачливым конкурентам.

     Государственная монополия выражается, с одной  стороны, в предоставлении отдельным  фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности, например, производство спиртоводочных изделий, экспорт золота, пушнины. С  другой стороны, это организационные  структуры для государственных  предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они  выступают на рынке как один хозяйственный  субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего  Советского Союза принадлежала к  наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия.

     Современная Россия сохраняет присутствие государства  в стратегически важных для страны производствах. Доля государства в  пакетах акций различных предприятий  колеблется по отраслям, основным секторам экономики. Большинство компаний с  участием государства относится  к промышленности, транспорту, связи.

     К естественным монополиям относят отрасли  и предприятия, по отношению к  которым развитие конкуренции невозможно, неэффективно и нецелесообразно. Они  возникают в тех отраслях, где  одна фирма или корпорация обслуживает  весь рынок, например, когда она владеет  единственными источниками полезных ископаемых или сырья. Также естественная монополия возникает в тех  областях, где действует авторское  право, ибо автор – монополист по закону.

     И.В. Липсиц выделяет два вида естественных монополий:

  • природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Закон защищает права собственника, даже если он в итоге оказался монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста)

     Например: Монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых, и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение.

  • технико-экономические монополии. Их возникновение продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.

     Например: Крупной монополией естественного типа в Российской Федерации является компания «Газпром».

     Существование естественных монополий объясняется  особым эффектом, связанным с масштабом  производства, - эффектом экономии ресурсов в результате укрупнения производства. Вследствие лучшей технической оснащенности и большей мощности крупного предприятия  происходит повышение производительности труда, а значит, понижение издержек на единицу продукции. Это означает более эффективное использование  ресурсов. Важен и макроэкономический аспект проблемы. Инфраструктурные сети, являющиеся естественными монополиями, обеспечивают взаимосвязь экономических субъектов и целостность национальной хозяйственной системы. Недаром говорят, что в современной России экономическое единство страны не в последнюю очередь определяется едиными железными дорогами, общим электро- и газоснабжением.

     Поэтому естественные монополии становятся желаемым явлением для общества, хотя монополистическая природа все  равно вынуждает регулировать их деятельность.

 

  1. Государственное регулирование  деятельности монополий
 

     Относиться  к монополизму однозначно отрицательно нельзя, т.к. существуют технологические  олигополии, естественные монополии, обусловленные экономией от масштаба. Кроме того, временными монополистами становятся и фирмы-лидеры по внедрению научно-технических разработок. В этих случаях деятельность монополий экономически оправдана.

     Однако  когда в экономике усиливаются  тенденции применения монопольной  власти, монополизм становится болезнью экономики, разрушающей рыночные механизмы. Он ведет к взвинчиванию цен, консервированию  существующих технологий производства и, что особенно страшно, препятствует появлению новых капиталов в  производстве. Поэтому государство  берет на себя функцию контроля над деятельностью монополий.

     В данной главе мы рассмотрим основные этапы становления и главные  принципы и проблемы антимонопольного законодательства, проанализируем главные направления борьбы с монополиями в современной рыночной экономике Российской Федерации.

     2.1 Антимонопольная политика

 

     Чтобы избежать негативных последствий монополий, государство вмешивается в рыночные процессы, используя антимонопольное  регулирование: административный контроль над монополизированными рынками, организационный механизм и антимонопольное  законодательство.

     Административный  контроль монополизированных рынков объединяет способы воздействия на монополизированное производство. Можно выделить, в  частности, финансовые санкции, применяемые  в случае нарушения антимонопольного законодательства. Бывают случаи, когда  фирма, уличенная в систематическом использовании методов нечестной конкуренции и проигравшая судебный процесс, подвергается прямому расформированию.

     Организационный механизм имеет своей целью антимонопольную  профилактику путем последовательной либерализации рынков, т.е. способы  и методы такой политики государства  нацелены на то, чтобы сделать монополистическое  поведение для крупного бизнеса  невыгодным. Это – снижение таможенных пошлин, отмена количественных квот –  поддержка малого бизнеса, упрощение  процедуры лицензирования, оптимизация  производства, продукция которого может  конкурировать с товарами монополий, и т.д.

     Наиболее  эффективной и развитой формой государственного регулирования монопольной власти является антимонопольное законодательство.

     Антимонопольное законодательство – это законы и  другие правительственные акты, способствующие развитию конкуренции, направленные на ограничение и запрещение монополий, препятствующие создаю монопольных  структур и объединений, монополистических действий.

     Во  всех странах, где развивается промышленность, существует объективная необходимость  принятия законодательства, ограничивающего возможность применения нечестных методов конкурентной борьбы, проявления монопольной власти на рынках несовершенной конкуренции. Первой страной, начавшей применять антимонопольное законодательство, стали США.

     Антимонопольное законодательство США базируется на «трех китах», трех основных законодательных  актах:

  • Закон Шермана (1890 год). Этот закон составляет ядро антитрестовской политики в экономической жизни США. Он предполагает запрет трестов, запрет практики монополизации торговли между штатами. Антиконкурентные действия фирм трактуются в качестве объекта уголовного преступления, что предусматривает наказание в виде лишения свободы до 3 лет, штрафа до 1 млн. долларов для компании и до 100 тыс. долларов для физического лица, или расформирование компании. В дальнейшем антитрестовское законодательство дополнялось, создавалась структура исполнительной власти: в 1914 году организована Федеральная торговая комиссия, позже – антитрестовский отдел Министерства юстиции США.
  • Закон Клейтона (1914 год) и Закон о Федеральной торговой комиссии. Основные положения закона Клейтона гласили:
  • запрещались практически все формы дискриминации в ценовой политике;
  • накладывались ограничения на реализацию и продажу товаров с принудительным ассортиментом;
  • запрещалось слияние фирм за счет приобретения акций конкурентов, если такие действия уменьшали конкурентную борьбу;
  • запрещалось совмещение должностей в советах директоров различных фирм и деловых предприятий.

     Одновременно  с Законом Клейтона Конгресс США  ратифицировал Закон о Федеральной  торговой комиссии, который дополнял Закон Клейтона. Этот акт давал  Федеральной торговой комиссии США  полномочия определять в каждом конкретном случае факты наличия нарушений  антимонопольного законодательства.

Информация о работе Монополии в современной рыночной экономике