Монополии в современной рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Монополии – это крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополия оказывает на все сферы жизни страны.

Возникновение монополий – исторически неизбежный экономический процесс, обусловленный развитием концентрации производства и научно-техническим прогрессом. Поэтому необходимо понять, что, несмотря на те негативные явления, которые появляются с возникновением монополий и против которых направлены антимонопольные законы во многих странах, монополии прочно вошли в экономику отдельных стран и мира в целом.

Содержание

Введение………………………………………………...…….…3
Монополия: сущность, виды…………………………….….5
Монополия и конкуренция………………………….…..…5
Сущность монополий……………………………………....8
Формы и виды монополий…………………………...…...15
Государственное регулирование деятельности

Монополий………………………………………………….......21
Антимонопольная политика…………………………........21
Особенности антимонопольной политики в России…….25

Заключение………………………………………………….......31

Список литературы……………………………………..………33

Работа содержит 1 файл

монополия.docx

— 75.42 Кб (Скачать)

     Монополия как тип структуры рынка обладает следующими особенностями:

  • на рынке присутствует только одна фирма и множество покупателей её продукции;
  • нет товаров, могущих служить конкурентами тем, которые предлагает эта фирма;
  • полный контроль монополиста над ценой товара и объемом продаж;
  • наличие определенных преград для вхождения на рынок других фирм.

     Монополии встречаются на мировом, национальном, региональном и местном уровнях.

     Например: Компания De Beers контролирует поставки алмазов на мировой рынок, в электроэнергетике федеральная сетевая компания будет монопольно владеть магистральными линиями электропередач в нашей стране, только одна местная фирма осуществляет водоснабжение города и т.д.

     Причины возникновения монополии:

  • Исключительные права, предоставленные правительством. Например: только «Росспиртпром» имеет право производить и продавать спирт.
  • Исключительная собственность на какой-либо производственный ресурс.

     Например: алюминиевая компания контролирует добычу бокситов, киностудия обладает эксклюзивными правами на уникальный фильм, фирма имеет патент на свой уникальный голос.

  • Возрастающая отдача от масштаба – случай естественной монополии.

     Естественная  монополия - это фирма, могущая удовлетворить любой рыночный спрос с меньшими средними затратами, чем те, которые сложились бы при существовании двух и более фирм.

     Например: В качестве примера возьмем систему коммунального водоснабжения. Обеспечивающая его компания является монополистом в масштабах города или района. Теоретически возможно провести в квартиры несколько труб с горячей и холодной водой, принадлежащих разным фирмам. Тогда потребитель сможет выбирать, услугами какой фирмы пользоваться, и конкуренция будет обеспечена. Так, однако, не делают, поскольку общие расходы на прокладку труб возрастут ровно во столько раз, сколько фирм примут участие в проекте. Вырастут в результате и затраты на каждый литр воды. Следовательно, конкуренция приведет к увеличению затрат, а поэтому будет неэффективной.

     Таким образом, существование естественной монополии основано не на правительственных  привилегиях, а на преимуществах  в затратах перед более мелкими  фирмами.

     В условиях совершенной конкуренции  доля фирмы на рынке ничтожна (менее 1%), поэтому фирма не может влиять на рыночную цену, воспринимает ее как данность, т.е. выступает на рынке как ценополучатель. Совершенно в другой ситуации находится монополист. Он единственный продавец на рынке, обладающий настолько большим объемом производства, что в состоянии обеспечить весь отраслевой спрос. В этих условиях фирма становится ценоискателем, т.е. может не только определять объем производства, но и назначать цену, соответствующую наибольшей массы прибыли.

     Как и в условиях совершенной конкуренции оптимальный для фирмы объем производства достигается в точке равенства предельного дохода и предельных издержек (MR=MC), но если в условиях совершенной конкуренции цена равна предельному доходу (P=MR), то в условиях несовершенной конкуренции предельный доход становится меньше цены единицы продукции (MR<P). Поэтому, если в условиях совершенно конкурентного рынка равновесие фирмы достигается в точке равенства предельного дохода предельным издержкам и цене единицы продукции (P=MR=MC), то в условиях монополии при максимизации прибыли фирма выпускает такой объем производства, при котором равенство предельного дохода и предельных издержек достигается при более высокой цене по сравнению с условиями совершенной конкуренции (P>MR=MC). В условиях монополии фирма всегда стремится к получению экономической прибыли. Поэтому оптимальным для монополии соотношением цены и средних издержек является превышение цены единицы продукции над издержками на производство этой единицы продукции (P>AC), что свидетельствует о возможности получения фирмой экономической прибыли.

     Таким образом, развернутая формула равновесия в условиях монополии выглядит так: 

     P>MR=MC<AC 

     Она характеризует ситуацию, при которой  фирма - монополист выбирает такой объем производства и цену, при которых возможно получить наибольшую массу прибыли.

     Экономическая эффективность монополий.

     Считается, что существование монополии (если она не является естественной монополией) снижает экономическую эффективность  отрасли. В доказательство этому  приводятся следующие аргументы:

  1. Если действие эффекта масштаба при расширении деятельности фирмы невелико (например, в розничной торговле), то объем производства устанавливается ниже, чем в условиях конкуренции, а цена выше. При этом большая часть доходов потребителей расходуется на покупку товара производителя - монополиста за счет сокращения потребления других товаров.

     Эффектом  масштаба называют эффект, связанный  с изменением стоимости единицы  продукции в зависимости от размеров предприятия — его масштаба. Рассматривается  в долгосрочном периоде. Обычно речь идёт о снижении затрат на единицу  продукции при укрупнении производства.

  1. Являясь единственным продавцом на рынке, монополист не так сильно стремится к снижению производственных издержек, улучшению качества продукции. У него также нет стимула для использования более современных технологий. Поэтому монополизированная отрасль медленнее развивается, чем конкурентная.
  2. В условиях чистой монополии спрос становится неэластичен по цене, монопольная власть фирмы на рынке возрастает. Если фирма пользуется монопольной властью на рынке, устанавливает высокие цены на продукцию и сокращает выпуск, то тормозится развитие смежных отраслей и, в конечной итоге, экономики в целом.

     Эластичность  спроса по цене – мера реагирования спроса на товар на каждый процент изменения его цены.

  1. Монополия может сама препятствовать вхождению новых фирм в отрасль, используя рычаги нечестной конкуренции, т.е. силовое давление, сговор с деловыми партнерами с целью не допустить на рынок новую фирму-конкурента.

     Однако  существуют и контраргументы, указывающие, что деятельность монополий способствует увеличению эффективности развития экономики. С ростом объема производства вступает в действие положительный эффект масштаба предприятия, ведущий к сокращению средних издержек производства по мере роста его объемов. Следовательно, в отраслях с длительным действием положительного эффекта масштаба объем производства в условиях несовершенной конкуренции становится выше объема производства совершенно конкурентного рынка, а средние издержки ниже.

     Захватить рынок и стать на нем монополистом очень сложно, но удержать этот рынок  в своих руках еще сложнее. По мнению И.В. Липсица существует три  типа барьеров, мешающих проникновению  на монополизированные рынки новых  конкурентов и изменению там  ситуации к лучшему для покупателей:

  1. Юридические барьеры. Самыми древними формами таких барьеров были монопольные права, которые присваивались себе по праву сильного правителями и которые со временем получили название государственных монополий. Юридические ограничения представлены в форме лицензии, авторского права, товарного знака, патента:
  • Лицензия – это право фирмы на исключительное осуществление определенного вида деятельности на данном рынке.

     Например, государство осуществляет лицензирование определенных видов деятельности, и  без получения государственной  лицензии такой деятельностью заниматься просто нельзя. Лицензируются, например, деятельность радиостанций и телекомпаний, нотариусов, аудиторов, банков, охота  на определенные породы ценных животных (в частности, пушных), изготовление спиртных напитков или торговля ими  и т. д. Итогом лицензирования являются ограничение доступа желающих проникнуть в определенные сферы деятельности и, следовательно, создание предпосылок  для рождения монополистов.

  • Авторское право контролирует продажу и распространение оригинального произведения в интересах его автора; оно действительно на протяжении всей жизни автора (и еще в течение 25 лет после его смерти в интересах его наследников).
  • Товарные знаки – это специальные символы, позволяющие узнавать («идентифицировать») товар, услугу или фирму; конкурентам запрещается использовать зарегистрированные товарные знаки, подделывать их или применять похожие, путающие потребителя.
  • Патент – свидетельство, удостоверяющее исключительные права автора на распоряжение созданным им благом (технологией); если фирма имеет патент на технологию производства какого-либо продукта, то это делает невозможным производство данного товара другими фирмами в течение срока действия патента.
  1. Естественные барьеры. В некоторых случаях рождение монополии оказывается практически неизбежным по сугубо объективным причинам. Барьеры, порождающие монополии естественны, т.е. закономерно присущи определенному рынку.
  1. Экономические барьеры. Такие барьеры возводятся самими фирмами-монополистами или являются следствием неблагоприятной общеэкономической ситуации в стране.

     Добиться  снижения монополизации российской экономики крайне трудно в силу как  раз общеэкономических причин, мешающих появлению тех новых фирм, которые  могли бы потеснить прежних хозяев рынков.

     Основными такими причинами в нашей стране в середине 90-х годов были:

     1) высокий уровень налогов, подрывающий  интерес к любой коммерческой деятельности вообще;

     2) дороговизна нового оборудования, приводящая к росту суммы стартового капитала, без которого предприятия просто не создать;

     3) дефицит качественного сырья,  материалов и комплектующих, возникший из-за спада производства в большинстве отраслей;

     4) отсутствие у населения собственных  накоплений в размерах, достаточных для начала коммерческой деятельности.

     1.3 Формы и виды монополий

 

     Монополия имеет различные формы: корнер, картель, синдикат, отраслевой холдинг, трест, концерн, консорциум, конгломерат.

     Корнер  – способ, придуманный немецкими  купцами еще в 16 в. Смысл этого метода прост: купцы или производители заключают тайное соглашение о скупке или временном изъятии с рынка какого-то товара, чтобы искусственно создать его дефицит и вызвать рост цен. После чего товар из запасов выбрасывается на рынок, и участники сговора получают повышенный доход.

     Например, в 1931г. участники Международного оловянного картеля организовали корнер по олову. Они скупили огромное количество олова и создали на него ажиотажный спрос, вызвавший в свою очередь  резкий рост цен. Добившись этого, участники  корнера год спустя распродали свои запасы металла с огромной прибылью.

     Картель – соглашение предприятий одной  и той же отрасли об объемах  продаж, ценах, рынках сбыта, распределении  прибыли. Однако картельное соглашение не касалось производственной и тем  более снабженческо-сбытовой деятельности предприятия. Регулирование такой  монополией осуществляется обычно через  квоты и определение областей сбыта. Типичным картелем является Организация стран экспортеров нефти, включающая 14 стран, добывающих около 70% нефти. Она устанавливает не только единые цены на нефть, но и распределяет квоты на ее добычу.

     Синдикат  обычно представлен объединением предприятий, характеризующимся тем, что распределение  заказов, закупка сырья, реализация произведенной продукции осуществляются через единую сбытовую организацию. Участники синдиката производственно  независимы друг от друга, но в коммерческом плане свободой действий не обладают. Организационно-правовая форма, в которой  действуют синдикаты, - многогранна. Это может быть акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, полное товарищество и т.п.

Информация о работе Монополии в современной рыночной экономике