Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 17:49, курсовая работа
Монополии – это крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополия оказывает на все сферы жизни страны.
Возникновение монополий – исторически неизбежный экономический процесс, обусловленный развитием концентрации производства и научно-техническим прогрессом. Поэтому необходимо понять, что, несмотря на те негативные явления, которые появляются с возникновением монополий и против которых направлены антимонопольные законы во многих странах, монополии прочно вошли в экономику отдельных стран и мира в целом.
Введение………………………………………………...…….…3
Монополия: сущность, виды…………………………….….5
Монополия и конкуренция………………………….…..…5
Сущность монополий……………………………………....8
Формы и виды монополий…………………………...…...15
Государственное регулирование деятельности
Монополий………………………………………………….......21
Антимонопольная политика…………………………........21
Особенности антимонопольной политики в России…….25
Заключение………………………………………………….......31
Список литературы……………………………………..………33
КУРСОВАЯ РАБОТА
Монополии
в современной рыночной экономике
Выполнила студентка
1 курса, 860 группы,
КундучинаА.Г.
Научный руководитель
Мискин А. С.
(к.э.н.,
доцент)
Горно-Алтайск
- 2011
Содержание
Введение……………………………………………
Монополий…………………………………………………..
Заключение………………………………………………….
Список литературы…………………………………
Введение
Монополии – это крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополия оказывает на все сферы жизни страны.
Возникновение
монополий – исторически
Проблемы
монополизации хозяйственной
Изучение монопольных рынков актуально для принятия экономических решений по разным вопросам.
Объектом исследования данной работы является монополия, как крайняя форма несовершенной конкуренции.
Цель данной работы – осветить и проанализировать важнейшие черты, формы и виды монополий, а также основные методы борьбы с ними и особенности антимонопольной политики Российской Федерации в современных рыночных отношениях.
В соответствии с целью курсовой работы были поставлены следующие задачи:
В течение написания курсовой работы наиболее активно использовались труды таких авторов, внесших большой вклад в исследование данной проблемы, как Б.А. Райзберга, И.В. Липсица, А.Г. Грязновой и других. Также были использованы Федеральные Законы «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О естественных монополиях». Проанализирована учебно-методическая литература, статьи журналов и газет, касающиеся данной темы.
На
современном рынке часто
Монополия – (от греч. mono – один, poleo – продаю) исключительное право в определённой области государства, организации, фирмы. Обращаясь к монополии как к виду экономической структуры рынка, ее следует рассматривать как определенный тип экономических отношений, который дает возможность одному из участников этих отношений диктовать свои условия на рынке определенного товара.
Как
экономическое явление
В данной главе мы рассмотрим основные черты монополии и причины возникновения, её формы и виды, а также попытаемся провести сравнение двух, на первый взгляд взаимоисключающих понятий, - «монополия» и «конкуренция».
В
условиях совершенной конкуренции
ни одна из фирм не имеет возможности
влиять на уровень рыночных цен, так
как любое решение фирмы о
повышении или понижении цены
не сказывается на цене рыночного
равновесия. В реальной экономике
число фирм может быть невелико,
а большая часть рынка
Несовершенная
конкуренция – это
Рынки,
на которых не выполняются условия
совершенной конкуренции и
Такие рынки неоднородны и состоят из трех типов:
Противоположностью
совершенной конкуренции
В условиях монополии фирма является единственным продавцом данной продукции, не имеющей близких заменителей. Как правило, при чистой монополии существуют непреодолимые барьеры для вхождения в отрасль. Монополия, будучи единственным продавцом, лишает потребителя возможностей выбрать продавца с наилучшими условиями продажи.
Разновидностью монопольного рынка является рынок монопсонии, когда монополистом является покупатель.
Например: Производством военной техники может заниматься несколько независимых предприятий, единственным потребителем продукции которых выступает государство. В этом случае продавец не имеет возможности лучшего выбора покупателя.
Кроме того, может существовать и двухсторонняя монополия, когда каждый субъект торговой сделки – как продавец, так и покупатель – является монополистом.
Монополия
представляет собой сложное, многоплановое
явление, поэтому при ее определении
целесообразно применять
Информация о работе Монополии в современной рыночной экономике