Монополии в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 15:23, курсовая работа

Описание работы

Поэтому задача обеспечения их финансовой устойчивости приобретает особую важность. Предприятия сферы естественных монополий, подобно подавляющему большинству промышленных предприятий, подверглись воздействию неблагоприятных факторов переходного периода.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1 Монополии и их виды……………………………………………………….5
2 Экономический вред монополии…………………………………………..11
3 История возникновения и развития монополий в России………………..13
4 Особенности монополий в советской экономике…………………………16
4.1 Формы монополии в советской экономике……………………….20
5 Особенности современной монополизации в России, её позитивные и негативные факторы…………………………………………………………..22
6 Проблема монополизма в российской экономике………………………...25
7 Антимонопольная политика как следствие развития монополизма…….29
Заключение……………………………………………………………………32
Библиографический список………………………………………………….33

Работа содержит 1 файл

монополии в России.docx

— 53.56 Кб (Скачать)

     Следствием  конкурентной борьбы между продавцами, как это следует из экономической  теории, является снижение продажных  цен и, соответственно, реализуемых  наценок. Ценовая конкуренция создает  для фирмы жесткие ограничения, которые заставляют менеджмент искать методы планирования и управления товарными  потоками в условиях минимально возможных  наценок.

     Очевидно, что эффективное управление фирмой немыслимо без планирования. Расчет плановой прибыли и рентабельности торговой операции называется, как  правило, технико-экономическим обоснованием (ТЭО). Многими профессионалами бизнеса  считается, что ТЭО не требует  больших знаний, и необходимость  его составления обусловлена  главным образом требованиями банков. Однако существует целый ряд факторов, действующих в настоящее время  в российской экономике, которые  делают тщательное экономическое планирование жизненно необходимым. Таковыми являются: общая нестабильность товарных и  финансовых рынков, высокие ставки по кредитам, сужение потребительского спроса, упомянутый выше фактор конкуренции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      

           Проводя исследования по выбранной мною теме, используя  методический материал, содержащий различные точки зрения, анализируя исторический аспект явления монополии, можно сделать несколько выводов.    

           В определенной степени, монополизация рынка характерна для всех стран с рыночной экономикой, но существуют и ряд особенностей, отличающих нашу экономику от зарубежной. Главной особенностью российского  монополизма, происходящей из гносеологии  его возникновения, является отличный от рыночного способ зарождения данного  явления, характерный для нашей  страны. Вопреки обычным причинам возникновения монополизма в  странах с рыночной экономикой, связанных  с потребностями производителей в увеличении объемов производства в целях получения максимальной прибыли, борьбы за освоение новых технологий, иными словами - формирование монополизма  в конкурентной борьбе, российские предприятия именуемые монополиями, сформировались в результате передачи собственности от государства - монополиста  в руки частных собственников. 

           Для современной  рыночной экономики необходимо достижение определенного баланса между  элементами свободной конкуренции  и монополией, исходя из исторических, политических и социальных аспектов каждой страны.  Развитие свободной конкуренции на рынке товаров и услуг, несомненно, положительный процесс, ведущий к развитию рыночной экономики. Не зря конкуренция считается двигателем рынка. Но, исходя из полученных знаний, можно сделать вывод, что Олигополия, на мой взгляд, является более эффективной формой рынка, чем монополия или совершенная конкуренция. Как результат эволюции рыночной экономики, олигополия доказала свою состоятельность во множестве развитых стран.  

     В настоящее время Россия находится  на переходном этапе формирования рыночной экономики. Высокая концентрация монополизма  на развивающемся рынке России является ничем иным как пережитком плановой системы.

          БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ  СПИСОК 

  1. Авдашева С.Б. Конкуренция и антимонопольное  регулирование: Учебное пособие / С.Б. Авдашева. – М.: Логос, 2009. – 337с.
  2. Авдашева С.Б. Теория организации отраслевого рынка / С.Б. Авдашева. – М.: Магистр, 2008. – 311с.
  3. Балацкий Е. Недостатки антимонопольного регулирования / Е.Балацкий // Экономист. – 2007. - №5. – С.47-52.
  4. Белоусова Н.И. Реформирование естественных монополий в России / Н.И.Белоусова // ЭКО. – 2009.- №3. – С.49-64.
  5. Богачёв В. Монополия в советской экономике /В. Богачёв // Экономические науки. – 2009. - №9. – С.20-29.
  6. Бродская Т.Г. Экономическая теория: Учебник / Т.Г. Бродская. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 713с.: ил., табл.
  7. Бункина М.К. Национальная экономика: Учебное пособие / М.К. Бункина.: Дело, 2007. – 271с.
  8. Вечканов Г.С. Микроэкономика: Пособие для вузов /Г.С. Вечканов. – СПб.: Питер, 2008. – 287с.: табл.
  9. Власова В.М. Основы предпринимательской деятельности: Учебник / В.М. Власова. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 528с.
  10. Войтов А.Г. Экономика: Учебник / А.Г. Войтов. – М.: Маркетинг, 2007. – 582с.: ил.
  11. Гальперин В.М. Микроэкономика: Учебник для вузов / В.М. Гальперин. – СПб.: Экономическая школа, 2008. – 503с.: ил.
  12. Грязнова А.Г., Юданов А.Ю. Микроэкономика: Учебник для вузов / А.Г. Грязнова, А.Ю. Юданов. – М.: КноРус, 2009. – 542с.: ил.
  13. Долгова И. В., Швейко Н.В. Монополизм и конкуренция / И.В. Долгова, Н.В.Швейко // Финансы и кредит. – 2008. - №3. – С.44-60.
  14. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник / В.Я. Иохин. – М.: Юристъ, 2010. – 861с.
  15. Ковалёва Р.Д. Количественные характеристики монополии / Р.Д. Ковалёва // Вопросы экономики. – 2009. - №6. – С.45-58.
  16. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику: Учебное пособие / А.Я.Лившиц.- М.: Высшая школа, 2009. -  447с.: ил.
  17. Матвиевская Э.Д.  К вопросу  о приватизации монополий в Российской Федерации / Э.Д. Матвиевская // Финансы и кредит. – 2008. - №29. – С.85-89.
  18. Меньшиков С.М. Новая экономика: Учеб. пособие / С.М. Меньшиков. – М.: Междунар. отношения, 2009. – 394с.: ил.
  19. Мостовая Е.Б. Основы экономической теории: Курс лекций / Е.Б.Мостовая. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 496с.: ил.
  20. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов / Р.М. Нуреев. – М.: НОРМА-ИНФРА-М., 2009. – 560с.
  21. Радионов Г.С., Роль естественных монополий в экономической стратегии государства / Г. С.Радионов // Финансовый бизнес. – 2009. - №4. – С.12-18.
  22. Секушин В.И. Трудный поворот к рынку / В.И. Секушин. – М.: Экономика, 2006. – 559с.
  23. Симонова Ю.Ф. Основы экономики / Ю.Ф.Симонова. – Ростов н/Д, Феникс, 2008. – 351с.: ил.
  24. Тарануха Ю.В. Микроэкономика: Учебник / Ю.В. Тарануха. – М.: Дело и Сервис, 2006. – 303с.: ил.

Информация о работе Монополии в России