Монополии в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 15:23, курсовая работа

Описание работы

Поэтому задача обеспечения их финансовой устойчивости приобретает особую важность. Предприятия сферы естественных монополий, подобно подавляющему большинству промышленных предприятий, подверглись воздействию неблагоприятных факторов переходного периода.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1 Монополии и их виды……………………………………………………….5
2 Экономический вред монополии…………………………………………..11
3 История возникновения и развития монополий в России………………..13
4 Особенности монополий в советской экономике…………………………16
4.1 Формы монополии в советской экономике……………………….20
5 Особенности современной монополизации в России, её позитивные и негативные факторы…………………………………………………………..22
6 Проблема монополизма в российской экономике………………………...25
7 Антимонопольная политика как следствие развития монополизма…….29
Заключение……………………………………………………………………32
Библиографический список………………………………………………….33

Работа содержит 1 файл

монополии в России.docx

— 53.56 Кб (Скачать)

     Отсюда  следует и второе отличие социалистической монополии от классической. В условиях конкурентной борьбы на рынке монополистам могло стать лишь предприятие  с максимальным научным и техническим  потенциалом, а при социалистическом обобществлении монополия, наоборот, могла  складываться на отсталой технической  базе.

     В-третьих, различной была сама реакция экономики  на возникновение монополий. Рыночной экономикой монополия была отвергнута, к середине нашего века в развитых капиталистических странах широкое  распространение получили олигополии, оказавшиеся более экономически выгодными. В советской же экономике складывавшаяся командно-административная система лишь укрепила положение монополий, ускорив процессы концентрации и специализации производства. Причем в этом были заинтересованы даже не столько сами предприятия, сколько высшие органы управления, которые таким образом могли с легкость осуществлять контроль за производством. По данным Госкомстата СССР, абсолютными монополистами по выпуску важнейших видов продукции считались 83 промышленных предприятия.

     Стремление  к упрощению управленческой деятельности привело и к чрезмерно узкой  предметной специализации предприятий. Возникла схема «один продукт - один производитель».

     Единый  в принципе рынок какого-то определенного  товара в СССР распадался на несколько  самостоятельных рынков различных  подвидов этого товара. Получалось, что там, где в рыночной экономике  сталкивались 10 конкурентов, в советской  экономике мирно соседствовало  такое же количество монополистов. Особенно ярко это проявлялось в  производстве промежуточной продукции. У потребителей там, как правило, отсутствовала возможность замещения  товаров, что порождало их жесткую  зависимость от поставщиков-монополистов.

     По  конечной продукции эта зависимость  была менее заметна, так как специализация  производителей там происходила  не по видам, а по классам продукции.

     Классическим  примером в этом отношении может  быть производство легковых автомобилей, отрасль, которая во всем мире является наиболее монополизированной.

     В Германии основными производителями  в этой отрасли, например, являлись 11 фирм. У нас ведущих производителей было семь: ВАЗ, АЗЛК, ЗАЗ, ГАЗ, УАЗ, РАФ  и ПО «Ижмаш». Различие между цифрами 7 и 11, конечно, небольшое, но в Германии с учетом разброса цен, потребительских  свойств, технических и качественных свойств различных моделей выделяли 5 классов машин, в рамках которых производители конкурировали друг с другом. Продукция же советских автозаводов почти не конкурировала между собой.

     Что же касается легкой и пищевой промышленности, чья структура сама по себе должна была создать условия для конкуренции, то там также складывались отношения  монополизма. Это происходит потому, что уже сказываются географические границы рынка из-за масштабов  страны и неразвитости инфраструктуры (складской, транспортной и информационной)3. В итоге, хотя и по разным причинам, отношения монополизма в СССР господствовали во всем народном хозяйстве.

     Особую  роль в формировании и развитии монополизма  играла материально-финансовая несбалансированность. Еще Маркс замечал, что при  превышении спроса над предложением на рынке возникает «случайная»  монополия. «Случайная» потому, что  случайны сами отклонения спроса и  предложения. В социалистической же экономике дефицит становится хроническим. Конкуренция между потребителями  превратила всех производителей дефицитного  товара, сколько бы их ни было, в монополистов. У них появилась возможность  выбрать самых сговорчивых покупателей, ориентированных на выполнение заказов, требующих наименьших усилий.

     Монопольное положение предприятия - поставщика позволяло ему навязывать потребителю  выгодный для себя ассортимент, завышать или занижать качество поставляемой продукции. Монопольные тенденции  в деятельности предприятий проявлялись  и в регулировании производителями  сроков и объемов поставок.

     Законодательно  была закреплена государственная монополия  на предпринимательскую деятельность. Такая монополия государства, с  одной стороны, ограждала государственные  предприятия от конкуренции, а с  другой - ограничивая создание предприятий по инициативе трудящихся, тормозила развитие рынка.

     Можно сказать, что монополия предприятий  в советской экономике - прямое следствие  государственной монополии в  экономике.

 
 
 
 

     4.1 ФОРМЫ МОНОПОЛИЗМА В СОВЕТСКОЙ  ЭКОНОМИКЕ 

     Как уже говорилось, в Советском Союзе  основным монополистом, по существу, являлось само государство, сконцентрировавшее в своих руках подавляющую  часть материальных и финансовых ресурсов. Его роль монополиста реализовывалась  через рассредоточение по определенным ступеням иерархической лестницы власти.

     В советской экономике можно было выделить три основные формы монополизма:

     1) Монополизм центральных экономических  ведомств. Большую роль в экономике  СССР играла монопольная практика  правительства и центральных  экономических ведомств. Именно  их деятельность во многом  определяла характер поведения  на рынке предприятий.

     Следствием  правительственных решений являлось разграничение сфер влияния на рынке  между несколькими хозяйственными системами (министерствами) или, например, неоправданно высокий уровень монополизации  в транспортной сфере, где конкуренция  между МПС, Аэрофлотом и Минморфлотом была весьма незначительна.

     Особенно  четко явления монополизма просматривались  в деятельности таких экономических  ведомство, как Госснаб или Госплан. На Госснаб, например, была возложена  вся ответственность за перестройку  системы материально-технического обеспечения, благодаря чему усилилась  его монополистическая практика. Он, например, обязательно участвовал в распределении продукции, производство которой было монополизировано, что  очень затормаживало развитие прямых связей производителей и покупателей.

     Крупнейшим  финансовым монополистом в СССР был  Госбанк, который, например, полностью  монополизировал кредитование народного  хозяйства и мог поддерживать ставку процента на заниженном уровне.

     Монополистом  в области страхования являлся  Госстрах СССР, что привело к сужению  спектра услуг и искусственному ограничению предложения на этом рынке, а также к практическому  стиранию границ между бюджетом государства  и бюджетом Госстраха.

     2) Монополизм министерств: Монопольные  тенденции в деятельности отраслевых  министерств проявлялись, к примеру,  в утверждении нормативов распределения  прибыли (валового дохода). Эти  индивидуальные нормативы, во-первых, обеспечивали один из источников  существования самого министерства. Во-вторых, произвольно фиксировавшиеся  нормативы ставили некоторые  предприятия в более благоприятные  условия, что ограничивало и  без того маленькие возможности  конкуренции между предприятиями.

     Создание  искусственного дефицита некоторых  товаров также можно отнести  к последствиям монопольного положения  некоторых министерств. Частные товарные дефициты провоцировало, например, Министерство Торговли (дефициты постельного белья или табачных изделий).

     3) Монополизм предприятий: Он во  многом вторичен по отношению  к первым двум типам, и вызван  сложившейся нерациональной структурой  производства, отставанием в развитии  наукоемких отраслей и многими  другими факторами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     5. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОНОПОЛИЗАЦИИ  В РОССИИ, ЕЁ ПОЗИТИВНЫЕ И НЕГАТИВНЫЕ  ФАКТОРЫ 

     Монополистические тенденции на сегодняшний день выделяются рядом факторов. К ним относится, прежде всего, научно-техническая революция (НТР), которая начала разворачиваться  в странах с развитой промышленностью  с середины 50-х годов. Совершенствуя  всю систему производительных сил, НТР обусловила значительное сокращение материалоемкости, энергоемкости, капиталоемкости  продукции, уменьшение масштабов высокоэффективных  предприятий в отдельных отраслях. Названные процессы привели к  тому, что в разряд высокоэффективных  рентабельных предприятий стали попадать не только монополистические объединения, но и средние и часть малых предприятий.

     НТР также усиливает конкуренцию, поскольку  создает условия для ухудшения  положения той или другой монополии  путем появления на рынке нового продукта вместо традиционного. Поток  научных открытий и нововведений подрывает стабильность позиций  отдельных монополистических объединений. 

     Особенностью  современной монополизации является ее межнациональный характер, усиление роли транснациональных корпораций, особенно — межотраслевых. В рамках многоотраслевых транснациональных  концернов создается своеобразный «управленческий холдинг», который  передает хозяйственное управление производством, реализацию продукции  своим подразделениям, филиалам, то есть усиливает их самостоятельность.

     Одной из особенностей современной монополизации  является также ее скрытный характер, то есть введение в сферу зависимости  от гигантских монополистических объединений  формально самостоятельных средних  и малых предприятий через  систему подконтрактов, подпоставщиков и т.п.  Процесс монополизации активно происходит не только в сфере промышленности, но и за ее пределами - в розничном товарообращении, общественном питании, сфере услуг, в том числе социальных, сельском хозяйстве. Кроме того, в современных условиях усиливается роль таких форм сотрудничества между монополистами, как организация совместных предприятий, обмен патентами, научно-технической информацией и т.д.

     Еще одна особенность современной монополизации - усиление централизации капитала, перераспределение собственности. Основной выигрыш при этом получают собственники монополии-интегратора. Это усиливает монополизацию  собственности, содействует ее приобщению к развитию производительных сил, то есть к структурным изменениям в  экономике. Характерно, что такие  процессы происходят, прежде всего, на межотраслевом уровне.

     Процессы  монополизации внесли существенные изменения в социальную и хозяйственную  жизнь общества. Они обусловили изменение  хозяйственного механизма, усилив в  нем сознательные регулирующие силы. Ускоренное возникновение крупных  хозяйственных объектов, координация  деятельности в масштабе отрасли  и межотраслевом пространстве расширяют  сферу планомерного развития экономики. Монополия, используя фактор массового  производства ведет к экономии затрат производства, обеспечивает потребителей дешевыми и качественными товарами. Доказано, что увеличение объемов  производства в два раза уменьшает  затраты на единицу продукции  на 20%.

     Таким образом, монополии на современном  этапе — это преимущественно  крупные предприятия с максимальной эффективностью и минимальными затратами. Монополии, реализуя преимущества крупного производства, обеспечивают экономию общественных затрат производства и  обращения.

     С другой стороны, количество негативных факторов существования монополий  значительно больше и первый из них - практика образования монопольных  цен. Монопольные цены отклоняются  от рыночных, создают дополнительные прибыли монополистам и одновременно облагают потребителя своеобразной «данью» в свою пользу. Покупатели вынуждены покупать товары по ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного  рынка. При этом рост цен наблюдается  в основном на внутреннем рынке, и  создается такая ситуация, когда  цены на внутреннем рынке выше, чем  на внешнем. Для укрепления такого положения  монополисты создают искусственный  дефицит на товары и услуги. Следовательно, наиболее явным внешним проявлением  существования монополии является рост цен и наличие дефицита, стимулирование инфляционных процессов.

     Еще одним негативным фактором наличия  монополий является торможение ими  развития научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия создает  экономические предпосылки для  ограничения введения в производство новшеств. Монопольное положение и вытекающие из него выгоды сводят на нет стимулы постоянного усовершенствования производства, увеличения эффективности. Возможность обойти конкуренцию приводит к замедлению экономического развития.

Информация о работе Монополии в России