Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 23:41, курсовая работа
Актуальность темы исследования. На современном этапе развития отечественной экономики особо остро встает вопрос о выработке новых приоритетов экономической политики для поддержания экономического роста в нашей стране, формировании такой модели российской экономической системы, которая бы обладала долгосрочным потенциалом динамичного развития. Среди большого количества ресурсов, используемых в механизме государственного регулирования экономического роста, особое значение имеет обеспечение эффективного взаимодействия фискальной и монетарной политики.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1 Теоретические аспекты монетарной политики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.1 Понятие монетарной политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.2 Цели и ориентиры денежного механизма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.3 Виды монетарных политик. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2 Анализирование денежно-кредитной политики в Казахстане . . . . . . .
2.1 Инструменты монетарного регулирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2 Варианты и оценки кредитно – денежной политики . . . . . . . . . . .
2.3 Методы денежно – кредитной политики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.4 Денежно-кредитная политика в Казахстане. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3 Макроэкономические результаты денежно-кредитной политики. . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Основной целью Национального банка является обеспечение стабильности цен в Республике Казахстан. Для реализации основной цели на Национальный банк возлагаются следующие задачи:
Национальный банк в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции:
Казахста́нский тенге́ (каз. Қазақстан теңгесі) (м. р. нескл.) — национальная валюта Казахстана. На купюрах и монетах принято обозначение просто тенге (каз. теңге). В ноябре 2006 Национальный банк Республики Казахстан провёл конкурс на рисунок символа тенге. Из 30 тысяч представленных на конкурс рисунков 29 марта 2007 года был утверждён новый символ тенге, авторы которого, Вадим Давиденко и Санжар Амерханов, получили премию в один миллион тенге.[1] После публикации результатов конкурса журналисты обратили внимание на то, что новый символ тенге схож с символом японской почтовой службы, используемым уже более 120 лет.
В главе 2 Статье 7 Закона «О Национальном банке Республики Казахстан» сказана Основная цель и задачи Национального Банка Казахстана.
Основной целью Национального Банка Казахстана является обеспечение стабильности цен в Республике Казахстан.
Для реализации основной цели на Национальный Банк Казахстана возлагаются следующие задачи:
1)
разработка и проведение
2) обеспечение функционирования платежных систем;
3)
осуществление валютного
4)
содействие обеспечению
Ключевое
звено кредитной системы, контролирующее
основную массу кредитных и финансовых
операций, представляет банковская система.
Данным обстоятельством было продиктовано
принятие 13 апреля 1993 г. Закона Республики
Казахстан "О Национальном банке Республики
Казахстан" и 14 апреля 1993 г. Закона Республики
Казахстан "О банках в Республике Казахстан".
Принятие указанных нормативных актов
закрепило двухуровневую банковскую систему
и определило порядок взаимоотношений
Национального банка Республики Казахстан
с банками второго уровня. Кроме того,
это способствовало созданию в Казахстане
большого количества (около двухсот) банков
второго уровня, что отвечало на первоначальном
этапе экономических реформ требованиям
развития рыночных отношений и формирования
благоприятной конкурентной макроэкономической
среды.
2.2
Инструменты монетарной
политики в РК
Основными инструментами монетарной политики являются:
Международные резервы и денежные агрегаты (январь 2010 года).В январе 2010 года произошло увеличение международных резервов Национального Банка Казахстана.
В текущих ценах чистые международные резервы Национального Банка выросли на 14,1% (или на 442,3 млн. долл.) до 3576,1 млн. долл. Это самый высокий уровень с момента введения тенге. Покупка валюты Национальным Банком на внутреннем валютном рынке (в том числе валюты, накопленной потенциальными инвесторами для покупки госпакета акций ОАО «Корпорация Казахмыс», а также поступления валюты на счета Министерства финансов способствовали пополнению чистых валютных запасов на 400,8 млн. долл. до 2949,1 млн. долл. Активы в золоте выросли на 41,5 млн. долл. до 627 млн. долл. в результате проведенных Национальным Банком операций с золотом на внутреннем рынке и роста его цены на мировых рынках на 8,1%.
На
1 февраля 2010 года международные резервы
страны в целом, т.е. включая деньги Национального
фонда (по предварительным данным – 1932,7
млн. долл.), составили 5511,5 млн. долл., увеличившись
за январь на 9,1%.
За январь 2010 года денежная база сжалась
на 10,2% до 186,9 млрд. тенге. Основным фактором
сжатия денежной базы стало снижение чистых
требований Национального Банка к Правительству
вследствие значительного (более чем в
2,4 раза) роста остатка на счетах Правительства.
В январе 2010 года денежная масса снизилась на 5,2% до 725 млрд. тенге. Основными факторами снижения денежной массы стали снижения чистых требований банковской системы к Правительству (вследствие увеличения обязательств банковской системы перед Центральным Правительством более чем в 2,1 раза) и ее чистых прочих активов на 4,1%.
Наличные деньги в обращении (М0) за январь снизились на 11,5% до 143,1 млрд. тенге, а депозиты в банковской системе в структуре денежной массы – на 3,5%. Более высокий темп снижения объемов наличных денег в обращении по сравнению с темпом снижения объемов депозитов в банковской системе в январе обусловил увеличение доли депозитов в структуре денежной массы с 78,9% до 80,3%, а также увеличение значения денежного мультипликатора с 3,68 до 3,88.
Целью денежно-кредитной политики станет удержание инфляции. Для достижения данной цели НБК усиливает меры воздействия по операциям денежно-кредитной политики м способствовать дальнейшему повышению регулирующей роли своих основных ставок. Одной из мер также может быть повышение ставки рефинансирования. Однако по мере снижения инфляционного потенциала в экономике предполагается постепенное её снижение.
Предусмотренные выше действия НБК в ближайшей перспективе будут воздействовать на ликвидность банковской системы, что совпадает с промежуточными целями проводимой НБК монетарной политики. Несмотря на предусмотренные меры по ограничению ликвидности в предстоящие три года годовые приросты денежных агрегатов будут обеспечивать сохранению существующих темпов экономического роста.
Ужесточение
денежно-кредитной политики предполагает
изменение направления влияния
официальных ставок НБК на рыночные
ставки по кредитам. Если в предыдущие
годы меры НБК были направлены на решение
задачи по активизации деятельности банков
по кредитованию экономики в том числе
и по снижению ставок, то в условиях необходимости
недопущения перегрева экономики вопрос
снижения ставок уже не ставится как самоцель.
2.3
Роль монетарной политики
в обеспечении экономического
роста
О тенденциях социально-экономического развития в 2010 году
2010
год, по мнению экспертов,
С
начала 2010 года в экономике страны
наблюдается положительная
Объем перевозки грузов вырос на 18,0%. Розничный товарооборот в январе-июле 2010 года увеличился на 13,3% к соответствующему периоду 2009 года. Объем валовой продукции сельского хозяйства за январь-июль текущего года сложился на 1,3% выше по сравнению с аналогичным периодом 2009 года.
Вместе с тем, наблюдается снижение инвестиционной активности и активности в строительном секторе.
По оценке, в 2010 году сохранится положительная динамика в отраслях экономики.
Объем промышленной продукции в 2010 году, по прогнозам, вырастет на 7,5%, в том числе в горнодобывающей промышленности на 5,1% и обрабатывающей на 11,9%.
Объем добычи нефти по прогнозам вырастет на 4,7% к 2009 году.
Увеличение
объемов промышленного
Восстановление потребительского спроса в 2010 году будет способствовать росту объемов торговли, который, по оценке, определится на уровне 8 %.
С учетом внутренних и внешних факторов реальный рост ВВП в 2010 году прогнозируется на уровне 5%.
Повышение мирового спроса и уровня мировых цен на основные товарные составляющие казахстанского экспорта и увеличение темпов роста экономики будут способствовать увеличению объемов экспорта и импорта.
Экспорт в 2010 году прогнозируется в объеме 51,4 млрд. долларов США, импорт – 30,1 млрд. долл. США.
Инфляция на конец 2010 года оценивается на уровне 6,0-8,0%.
Уровень безработицы в 2010 году, по прогнозам, составит 6,4%.
За 2001-2002 годы среднегодовой темп роста ВВП составил 11,5%. Для удвоения ВВП к 2010 году его среднегодовой темп роста должен составлять 7,2%.
Можно констатировать, что в области реализации стратегического плана экономика страны взяла хороший старт. В среднесрочной перспективе необходимо продолжить ускоренное развитие и одновременно проводить качественные изменения в экономике и социальной сфере.
Вместе с тем Казахстан как страна малой экономики, аккумулирующей в себе крупный потенциал топливного и минерального сырья, мало привлекателен для инвестиций в обрабатывающие отрасли промышленности. Это делает экономику уязвимой и чувствительной к изменениям конъюнктуры на рынке сырьевых ресурсов.
Мировой опыт показывает, что некоторые развивающиеся страны, богатые сырьевыми ресурсами, не достигают устойчивого экономического развития и остаются в большой зависимости от изменения конъюнктуры на мировых товарных рынках сырья. Имея значительные доходы от сырьевых секторов экономики, государство и частный сектор не имеют стимулов к развитию новых отраслей экономики. В то же время страны с незначительными или скудными ресурсами, находясь на грани выживания, постоянно предпринимают попытки развития новых секторов экономики. Однако в долгосрочной перспективе запасы сырья исчерпываются, что порождает значительные проблемы в плане устойчивого развития после полной отработки месторождений полезных ископаемых.
С учетом опасности перенасыщения экономики большими доходами от сырьевого сектора и возможных негативных последствий от резкого падения цен на нефть в Казахстане создан Национальный фонд, в котором аккумулируются доходы от превышения уровня мировых цен на нефть и цветные металлы над установленной оптимальной границей.
Эта мера позволяет также исключить валютное давление на казахстанскую финансовую систему и обеспечить обменный курс тенге, стимулирующий экспорт и сдерживающий импорт готовой продукции.
Констатируя
прогресс в области структурно-
В обрабатывающей промышленности только
металлургическая промышленность может
конкурировать на внешнем рынке. Некоторые
продукты пищевой промышленности могут
конкурировать с зарубежными аналогами
на внутреннем рынке, а остальная продукция
обрабатывающей промышленности сегодня
поддерживается за счет предоставления
прямых и косвенных субсидий. Это проявляется
в установлении низких и экономически
не обоснованных тарифов на электроэнергию,
ГСМ, транспортировку продукции, а также
защитных таможенных пошлин. До 2003 года
некоторым отраслям промышленности (машиностроение,
текстильная, швейная, кожевенно-обувная,
производство резиновых и пластмассовых
изделий, химическая промышленность) была
дана отсрочка без начисления пени по
уплате ранее допущенной задолженности
перед бюджетом. Реализация продукции
собственного производства отраслей текстильной,
швейной, кожевенно-обувной промышленности
облагалась НДС по нулевой ставке до 2002
года.