Монетарная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 23:41, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. На современном этапе развития отечественной экономики особо остро встает вопрос о выработке новых приоритетов экономической политики для поддержания экономического роста в нашей стране, формировании такой модели российской экономической системы, которая бы обладала долгосрочным потенциалом динамичного развития. Среди большого количества ресурсов, используемых в механизме государственного регулирования экономического роста, особое значение имеет обеспечение эффективного взаимодействия фискальной и монетарной политики.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1 Теоретические аспекты монетарной политики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.1 Понятие монетарной политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.2 Цели и ориентиры денежного механизма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.3 Виды монетарных политик. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2 Анализирование денежно-кредитной политики в Казахстане . . . . . . .
2.1 Инструменты монетарного регулирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2 Варианты и оценки кредитно – денежной политики . . . . . . . . . . .
2.3 Методы денежно – кредитной политики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.4 Денежно-кредитная политика в Казахстане. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3 Макроэкономические результаты денежно-кредитной политики. . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Работа содержит 1 файл

макроэкономика.doc

— 246.50 Кб (Скачать)
  • политики денежно-кредитной рестрикции  (ограничения  кредитных  операций, повышения уровня процентных  ставок,  торможения  темпов  роста  денежной массы в обращении;
  • политики денежно-кредитной экспансии (стимулирование  кредитных  операций через снижение нормы процента и увеличение денежной  массы  в  обращении.

     Политика  денежно-кредитной   рестрикции   (политика   "дорогих   денег") применяется в условиях циклического оживления хозяйственной  конъюнктуры.

     Политика   денежно-кредитной   экспансии   (политика   "дешевых   денег") применяется в кризисной фазе цикла, в  условиях  падения  производства  и увеличения  безработицы.  Она  заключается  в  стимулировании   кредитных операций банков, введении более льготных  условий  кредитования  в  целях хозяйственного оживления.

     По  мнению  автора,  основные  цели  денежно  -   кредитной   политики государства  меняются  в  зависимости  от  уровня   социально-экономического развития, на котором находится это  государство.

     Приоритет целей  денежно-кредитной  политики  определяется  состоянием государственных  финансов,  стабильностью  экономики  государства   или   ее отсутствием,    наличием    сбалансированности    доходов     и     расходов государственного бюджета или его дисбалансом.

     В связи  с  этим,  представляется  нецелесообразным  пытаться  описать подробно цели денежно-кредитной политики без их  привязки  к  характеристике социально-экономического  уровня  развития  государства.  В  общем   случае, основными целями денежно-кредитной политики государства являются:

  • регулирование экономической активности агентов экономических отношений;
  • достижение   уровня   производства,   характеризующегося    минимальной безработицей;
  • создание безинфляционной экономики.

     Для достижения поставленных целей и монетарных ориентиров центральные банки, в том числе и Национальный банк РБ, используют комплекс инструментов монетарного регулирования. Принципиальная функциональная структура данных инструментов представляется в виде набора операционных, нормативных и организационных элементов. Среди них операции являются одной из наиболее значимых групп инструментов — наряду с двумя другими — нормативными (правила, экономические нормативы деятельности банков, формы учета и отчетности и т. п.) и организационными (например, регистрация банков, выдача лицензий, проверки, учредительская деятельность).

     В совокупности можно отметить, что используемые методы и денежно-кредитные инструменты учитывают многообразие влияния монетарной политики на экономические процессы. Для этого они применяются в составе комплексной технологии (в рамках взаимодействия прежде всего с министерствами экономики и финансов), которая начинается с разработки долгосрочных, среднесрочных, ежегодных и квартальных согласованных экономических и монетарных программ и прогнозов, далее включает ежемесячные прогнозы монетарных ориентиров, краткосрочные пассивные и активные прогнозы бюджетов ликвидности банковской системы и завершается проведением согласованных рублевых и инвалютных операций Национального банка.

     При этом достижение конечной цели денежно-кредитной политики по снижению инфляции предполагает дальнейшую активизацию роли процентной ставки как ценового инструмента денежно-кредитной политики и соответственно процентного канала монетарного механизма. Это позволит постепенно развивать управление ценой денег в экономике и тем самым повысить роль ставки рефинансирования в качестве средства и сигнала проводимой монетарной политики с точки зрения ужесточения либо смягчения условий функционирования денежного рынка. Прогнозируется, что ставка рефинансирования к концу 2007 г. составит 7-9% годовых.

     Общая динамика ставок по конкретным операциям центрального банка страны будет определяться ставкой рефинансирования, а границы их коридора формироваться ставками постоянно доступных для банков инструментов — кредитов овернайт и депозитов в Национальном банке.

     Кроме того, основной тактической задачей  Национального банка на денежном рынке рассматривается регулирование ставки однодневного межбанковского рынка в национальной валюте, на котором осуществляется определяющий объем операций. Пределы колебаний ставок межбанковского кредитного рынка, формируемые постоянно доступными инструментами Национального банка, предусматривается сузить, и разница между ставкой овернайт и ставкой по депозитам может составить 9-11 процентных пунктов. В настоящее время эта разница составляет 13 процентных пунктов.

     Ставки  по операциям Национального банка (ломбардный кредит и однодневный расчетный кредит под залог ценных бумаг, покупка-продажа государственных ценных бумаг, в том числе на срок (РЕПО), покупка иностранной валюты на срок (СВОП), прием средств в депозиты, выпуск собственных ценных бумаг) будут обеспечивать движение ставки однодневного межбанковского рынка в национальной валюте в необходимом диапазоне (коридоре), а также сглаживать ее ежедневные колебания.

     При этом, основным инструментом регулирования  ликвидности банковской системы  выступят регулярные аукционные операции. Они направлены на снижение колебаний межбанковских ставок, повышение стабильности внутреннего денежного рынка, формирование ориентиров доходности и на этой основе — на уменьшение рыночных рисков. В данном процентном механизме ставка рефинансирования определит минимальный уровень процентных ставок по аукционным операциям предоставления ликвидности банкам и максимальный уровень процентных ставок по аукционным операциям ограничения ликвидности.

     Вместе  с тем сохранится возможность поддержки ликвидности банков на неаукционной основе, в том числе за счет увеличения совокупного лимита кредита овернайт.

     Важным  аспектом денежно-кредитной политики рассматривается информирование о совершаемых и планируемых операциях, обязательном резервировании, динамике и факторах ликвидности банковской системы, способствующее повышению эффективности инструментов денежно-кредитной политики, увеличению прозрачности деятельности Национального банка.

     Необходимо  подчеркнуть, что сохранится базовый  принцип процентной политики — поддержание процентных ставок на уровне, способствующем росту сбережений в национальной валюте и расширению доступности кредитов для субъектов экономики. Обеспечение привлекательных условий сбережений в национальной валюте нацелено на ограничение инфляционных и девальвационных процессов, а повышение доступности кредитных ресурсов будет выступать в качестве одного из стимулов экономического роста.

     Последовательная  реализация отмеченного принципа должна обеспечить существенный прирост вкладов, прежде всего в национальной валюте. Прирост всех депозитов физических лиц в банках в 2007 г. составит порядка 1,7-2 трлн. руб. в эквиваленте, в том числе 1,4-1,6 трлн. — это вклады в национальной валюте. При этом их увеличение должно осуществляться в первую очередь за счет роста доли долгосрочных депозитов и расширения перечня банковских операций и услуг, повышения их качества.

     Кроме того, объем депозитов субъектов  хозяйствования в банках к концу 2007 г. возрастет, по оценкам, на 1,1-1,3 трлн. руб. в эквиваленте, в том числе за счет роста депозитов непосредственно в белорусских рублях на 0,8-1 трлн. белорусских рублей. Основными экономическими факторами их роста станут увеличение объемов реализации продукции, повышение доли выручки, оплаченной денежными средствами, а также увеличение рентабельности и снижение налоговой нагрузки.

     Тремя основными  наиболее  эффективными  средствами  осуществления  денежно - кредитной политики являются:

  • операции на открытом рынке, т.е. на рынке казначейских ценных бумаг;
  • политика учетной  ставки  (дисконтная  политика),  т.е.  регулирование
  • процента по займам коммерческих банков у центрального банка;
  • изменение норматива обязательных резервов.

     1. В  настоящее  время  в   мировой   экономической   практике   основным инструментом являются  операции на открытом рынке.  Путем покупки или  продажи  на открытом  рынке  государственных   ценных  бумаг  центральный  банк  может осуществлять либо вливание резервов в кредитную  систему  государства,  либо изымать их оттуда.

     2. Учетная  дисконтная  политика  является  старейшим  методом  кредитного регулирования: она активно применяется с  середины  19  века.  Возникновение этого метода было связано с  превращением  центрального  банка  в  кредитора коммерческих банков. Последние переучитывали у него свои векселя и  получали кредиты под собственные долговые обязательства. Повышая ставку  по  кредитам (учетную  ставку,  ставку  дисконта),  центральный  банк   побуждал   другие кредитные учреждения  сокращать  заимствования.  Это  затрудняло  пополнение банковских ресурсов, вело к повышению процентных ставок и в  конечном  счете к сокращению кредитных операций.

     3.  Этот метод кредитного регулирования представляет собой хранение  части резервов коммерческих банкво в центральном банке. Сумма хранения средств на специальных счетах устанавливается в определенном процентном соотношении от величины   депозитов   банка.   Центральный   банк   периодически   изменяет коэффициент иои норму обязательных резервов в зависимости от  складываюшийся ситуации и проводимой им политики. Повышение  нормы  означает  замораживание большей чем раньше части ресурсов банка и приводит к  ухудшению  ликвидности последних,  снижению   их   ликвидных   возможностей,   а   снижение   нормы обязательных резервов  оказывает  положительное  воздействие  на  банковскую ликвидность, расширяет кредитые возможности банков  и  увеличивает  денежную массу. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3  Виды монетарных  политик

      

  • Жесткая — направлена на поддержание определенного размера денежной массы.
  • Гибкая — направлена на регулирование процентной ставки.

     Различают два вида монетарной политики: стимулирующую  и сдерживающую

     Стимулирующая монетарная политика проводится в период спада и имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой  активности в целях борьбы с безработицей

     Сдерживающая  монетарная политика проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией .

     Стимулирующая монетарная политика заключается в  проведении центральным банком мер  по увеличению предложения денег. Ее инструментами являются:

     1) снижение нормы резервных требований 

     2) снижение учетной ставки процента

     3) покупка центральным банком государственных  ценных бумаг.

     Сдерживающая (ограничительная) монетарная политика состоит в использовании центральным  банком мер по уменьшению предложения  денег. К ним относятся:

     1) повышение нормы резервных требований

     2) повышение учетной ставки процента 

     3) продажа центральным банком государственных  ценных бумаг. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2  Мониторинг денежно-кредитной политики в РК 
 

     2.1 Нормативно – правовая база регламент проведение денежно – кредитной политики в РК  

     Правовой  статус и функции Банка определены законами «О Национальном банке Республики Казахстан» и «О банках в Республике Казахстан». В соответствии с законом «О Национальном банке Республики Казахстан» отмечена независимость Национального банка от распорядительных и исполнительных органов власти, его подотчетности только Верховному Совету и Президенту Республики Казахстан, там же указано что Национальный банк Республики Казахстан является центральным банком Республики Казахстан и представляет собой верхний уровень банковской системы Республики Казахстан»

Информация о работе Монетарная политика