Монетарная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 23:41, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. На современном этапе развития отечественной экономики особо остро встает вопрос о выработке новых приоритетов экономической политики для поддержания экономического роста в нашей стране, формировании такой модели российской экономической системы, которая бы обладала долгосрочным потенциалом динамичного развития. Среди большого количества ресурсов, используемых в механизме государственного регулирования экономического роста, особое значение имеет обеспечение эффективного взаимодействия фискальной и монетарной политики.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1 Теоретические аспекты монетарной политики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.1 Понятие монетарной политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.2 Цели и ориентиры денежного механизма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.3 Виды монетарных политик. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2 Анализирование денежно-кредитной политики в Казахстане . . . . . . .
2.1 Инструменты монетарного регулирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2 Варианты и оценки кредитно – денежной политики . . . . . . . . . . .
2.3 Методы денежно – кредитной политики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.4 Денежно-кредитная политика в Казахстане. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3 Макроэкономические результаты денежно-кредитной политики. . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Работа содержит 1 файл

макроэкономика.doc

— 246.50 Кб (Скачать)

     Введение

 
 

     Актуальность  темы исследования. На современном  этапе развития отечественной экономики  особо остро встает вопрос о выработке  новых приоритетов экономической  политики для поддержания экономического роста в нашей стране, формировании такой модели российской экономической системы, которая бы обладала долгосрочным потенциалом динамичного развития. Среди большого количества ресурсов, используемых в механизме государственного регулирования экономического роста, особое значение имеет обеспечение эффективного взаимодействия фискальной и монетарной политики.

     В историческом аспекте соотношение  фискальной и монетарной политики периодически изменялось. Наиболее влиятельные экономические  школы и направления отстаивали приоритетность использования либо бюджетно-налоговой, либо денежно-кредитной политики. Действительно, каждая из них имеет свои сильные и слабые стороны. Кроме того, исследования последних десятилетий показывают различную эффективность воздействия инструментов представленных видов экономической политики на экономические процессы.

     Методологические  подходы к проблеме эффективного взаимодействия инструментов фискальной и монетарной политики, основанные на неоклассической и кейнсианской концепциях, не привели к возникновению  единого мнения относительно механизмов данного взаимодействия. Таким образом, в настоящее время особую актуальность приобретает исследование теоретических и методологических подходов к описанию макроэкономической политики как сложной системе взаимосвязанных элементов, формирование которых складывается под воздействием множества объективных и субъективных факторов.

     Степень научной разработанности проблемы. Изучению вопросов влияния фискальной и монетарной политики на экономическую  конъюнктуру посвящены многие работы классиков политической экономии и современных экономистов. Особую важность исследование процесса государственного регулирования экономики получило в связи с возникновением и утверждением кейнсианской научной школы (Дж.М.Кейнс, Р.Харрод И.Фишер, Н. Калдор). Дальнейшие разработки в этом направлении велись в рамках неоклассического подхода: монетаризма (М.Фридмен, А.Мельцер, Т.Майер, У.Пулл), теории экономики предложения (М.Бернс, Г.Стайн, А.Лаффер), теории рациональных ожиданий (Р.Лукас, Т.Сарджент). Существенный вклад внесли ; фундаментальные исследования Я.Тинбергера, Р.Манделла, М.Флеминга, Дж.Хикса, П.Самуэльсона, А.Маршалла, Пигу, Р.Дорнбуша, С.Фишера, Д.Сакса, Ф.Ларрена, Г.Линвуда. Теоретические разработки отечественных экономистов касаются отдельных аспектов анализа денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики. К ним можно отнести: Л.Абалкина, С.Алексашенко, Е.Балацкого, А.Белоусова, Е.Гавриленкова, Е.Гайдара, С.Глазьева, С.Дробышевского, М.Ершова, А.Илларионова, А.Клепача, В.Кушлина, Л.Львова, В.Мау, С.Моисеева, В.Сенчагова, Л.Фридмана, Е.Ясина.

     Вместе  с тем, при наличии глубоких исследований по данной проблеме, вопросы эффективного взаимодействия инструментов фискальной и монетарной политики в условиях трансформационного процесса не находили должного отражения в теоретических и практических исследованиях и разработках. Сложность проблемы, многообразие существующих точек зрения и многовариантность решений послужило определяющим фактором при выборе темы диссертационного исследования.

     В первой части курсовой работы кратко изложены основные  представления современной экономической теории в отношении понятия, целей,  инструментария и основных концепций денежно-кредитной политики.

     Вторая  часть работы представляет собой  обзор инструментов, вариантов и  оценки монетарной политики.

     В третьей части совершенствование  денежно-кредитной политики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Теоретические аспекты монетарной политики
 
 
    1. Понятие монетарной политики
 

     Теории  спроса  и  предложения  денег,  равновесие  на  денежном  рынке  являются  научной  основой  для   проведения   государством   обоснованной, взвешенной  кредитно-денежной   политики,   направленной   на   стабилизацию экономического развития.

     Совокупность  государственных мероприятий в  области  денежного  обращения  и кредита называется денежно-кредитной политикой.

     Денежно-кредитная  политика представляет собой комплекс  мероприятий  в области  денежного  обращения  и  кредита,  направленных  на   регулирование экономического  роста,  сдерживание  инфляции,   обеспечение   занятости   и  выравнивание платежного баланса. Денежно-кредитная политика служит одним  из важнейших методов вмешательства государства в процесс воспроизводства.

     Современные  экономические  словари   и   глоссарии   дают   следующее  определение понятия денежно-кредитной  политики:

     Денежно-кредитная  политика  -  это  «проводимый  государством  курс  и осуществляемые меры в области денежного обращения  и  кредита,  направленные на  обеспечение  устойчивого,   эффективного   функционирования   экономики, поддержание   в   надлежащем   состоянии   денежной    системы.    Основными составляющими такой политики являются операции на  открытом  рынке,  учетная политика, наличие  обязательных  минимальных  резервов.  К  наиболее  широко используемым методам денежно-кредитной политики относятся: изменение  ставки учетного процента, операции на открытом рынке, изменение  норм  обязательных резервов, а также выборочные методы регулирования отдельных видов кредита».

     Денежно-кредитная   политика   –   это    «совокупность    мероприятий  центрального банка  и  правительства,  направленных  на  изменение  денежной массы в обращении, объёма кредитов, процентных ставок и  других  показателей денежного обращения с целью  снижения  уровня  инфляции,  устойчивого  роста денежной  массы  и  создания  предпосылок  для  стабильного   экономического роста».

     «Денежно-кредитная  политика представляет собой одну из  важнейших  подсистем экономической  политики государства. Это совокупность мероприятий  в  области денежного  обращения и кредита, направленных на регулирование  экономического роста,  сдерживание   инфляции,   обеспечение   занятости   и   выравнивание платежного баланса. Денежно-кредитная политика  осуществляется  центральными банками в тесном контакте  с  Министерством  финансов  совместно  с  другими органами государства».

     Задачи 

     Для того, чтобы оценить альтернативные варианты проведения монетарной политики и объяснить людям выбор того или иного варианта, важно не только сделать экономический прогноз, но и сравнить его с задачами монетарной политики. Ясное и четкое информирование о долгосрочных задачах монетарной политики выгодно всегда, но особенно во времена низкой инфляции и неопределенных экономических перспектив, как сейчас. Улучшение понимания широкой публикой стратегии центрального банка в монетарной политики снижает экономическую и финансовую неопределенность и помогает домохозяйствам и фирмам принимать более информированные решения. Более того, ясность относительно целей и стратегий может помочь более прочно стабилизировать долгосрочные инфляционные ожидания, и тем самым улучшить способность центрального банка энергично реагировать на нежелательные шоки.

     ФРС имеет законодательный мандат на достижение максимально возможной  занятости и ценовой стабильности, и объяснение того, как мы достигаем  этих целей, играет критически важную роль в нашей стратегии проведения монетарной политики. Очевидно, что ни одна сторона из нашей двойственной задачи не может быть взята изолированно от другой. Центральный банк, который бы хотел достичь наивысшей возможной занятости в краткосрочной перспективе, без оглядки на прочие соображения, мог бы вызвать неприемлемую инфляцию, не достигнув при этом длительных выгод сточки зрения занятости. С другой стороны, концентрация центрального банка только на ценовой стабильности, без внимания к другим факторам, могла бы привести к более частым и глубоким спадам экономической активности и занятости, без длительных выгод с точки зрения долгосрочных показателей инфляции.

     Признавая взаимодействие между двумя сторонами  своего мандата, FOMC нашел полезным сформулировать наш двойной мандат, как долгосрочный сбалансированный уровень безработицы и совместимый с мандатом уровень инфляции. Долгосрочный сбалансированный уровень безработицы – это такой уровень безработицы, при котором экономика может функционировать без оказания давления на уровень цен в какую-либо сторону. Так как здоровая экономика должна допускать ликвидацию и образование рабочих мест, перемещение работников с одного рабочего места на другое, а также выход и вход работников из состава/в состав рабочей силы, то долгосрочный сбалансированный уровень безработицы будет больше нуля. Точно так же, совместимый с мандатом уровень инфляции, т.е. уровень, который наилучшим образом способствует выполнению нашей двусторонней задачи в длительной перспективе, не обязательно равен нулю; в реальности, члены Комиссии обычно считают, что умеренное положительное значение инфляции в долгосрочной перспективе наиболее совместимо с нашей двойной задачей. (Эта точка зрения разделяется практически всеми центральными банками во всем мире.) Для обоснования такой точки зрения можно привести несколько аргументов, включая тенденцию к завышению при измерении инфляции. Аргумент, имеющий наиболее существенное значение для нас сегодня – это то, что сохранение "инфляционного буфера" (т.е. средней инфляции, величина которой выше нуля) позволяет удерживать несколько более высокие номинальные процентные ставки, что, в свою очередь, дает ФРС большую гибкость при понижении целевой ставки по федеральным фондам, когда необходимо простимулировать экономическую активность и занятость. Умеренно положительная величина инфляции также снижает вероятность дефляции, которая, при определенных условиях, может привести к большим проблемам.

     Хотя  достижение долгосрочного сбалансированного уровня безработицы и совместимого с мандатом уровня инфляции являются ключевыми задачами монетарной политики одновременно, эти две задачи несколько отличаются по характеру. Наиболее важно то, что, тогда как монетарные власти обладают способностью в долгосрочном плане определять уровень инфляции, у них нет или почти нет инструментов контроля за долгосрочным сбалансированным уровнем безработицы, который главным образом зависит от демографических и структурных факторов, а не от монетарной политики. Таким образом, хотя центральный банк может установить значение ставки инфляции, к которой они будут стремиться как к цели, сбалансированный уровень безработицы может быть только спрогнозирован, и при этом такая оценка подвержена значительной неопределенности. Более того, сбалансированный уровень безработицы обычно меняется со временем по мере изменения его базовых детерминирующих факторов, тогда как стабилизация инфляционных ожиданий обычно подразумевает, что целевая инфляция должна оставаться постоянной, если только не появятся основательные технические причины для ее изменения, такие как изменения в методах измерения инфляции. 
 

     1.2  Цели и инструменты монетарного регулирования 

     Основополагающей  целью  кредитно-денежной  политики  является  помощь экономике в  достижении общего уровня производства, характеризующейся  полной занятостью и отсутствием  инфляции.  Кредитно-денежная  политика  состоит  в изменении денежного предложения  с  целью  стабилизации  совокупного  объема производства, занятости и  уровня  цен. Центральный банк  главный,  но  не единственный орган регулирования.  Существует  целый комплекс  регулирующих органов.  Осуществляя кредитное   регулирование,   государство   преследует следующие цели: воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков   направляя  регулирование   на   расширение   или   сокращение   кредитования экономики, оно, таким образом,  достигает  стабильного  развития  внутренней экономики,   укрепления   денежного   обращения,   поддержки    национальных экспортеров  на  внешнем  рынке.  Таким  образом,  воздействие   на   кредит позволяет  достичь  более  глубоких  стратегических  задач  развития   всего хозяйства в целом. Например, недостаток  у  предприятий  свободных  денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних  инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса  имеет  свои  недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного  уровня  населения, ухудшение валютного положения  в  стране. 

     Соответственно  в  первом  случае денежно-кредитная политика должна быть направлена  на  расширение  кредитной деятельности банков, а во втором случае  -  на  ее  сокращение,  переходу  к политике "дорогих денег".

     С помощью  кредитного  регулирования  государство  стремится  смягчить экономические  кризисы,  сдержать  рост  инфляции,   в   целях   поддержания конъюнктуры    государство    использует    кредит    для     стимулирования капиталовложений в различные отрасли народного хозяйства.

     Кредитная  политика  осуществляется  косвенными  и прямыми   методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк  либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо  устанавливает лимиты  кредитования  экономики (т.е.   количественные ограничения кредита).

     В  условиях  высокоразвитой  рыночной  экономики  в  основе   денежно-кредитной  политики лежит принцип "компенсационного  регулирования".  Принцип компенсационного   регулирования   включает   сочетание   двух    комплексов мероприятий:

Информация о работе Монетарная политика