Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 12:18, курсовая работа
Москва – это один из финансовых центров мира. Поэтому возможность самореализации и построения своей карьеры для молодежи столицы является актуальной темой и в тоже время проблемой.
Цель работы: проанализировать тенденции спроса и предложения на рынке труда молодежи города Москвы.
Введение…………………………………………………………………………………………3стр
Глава 1. Молодежный рынок труда …………………………………………………………...4стр
1.1 Специфика положения молодежи на рынке труд………………………………….....4стр
1.2 Маркетинговый взгляд на молодежный рынок труда …………………………….....10стр
1.3 Требования работодателей к молодым специалистам……………………………......13стр
Глава 2. Проблемы занятости выпускников учебных заведений…………………………..16стр
Глава 3. Содействие профессиональной подготовке молодежи……………………………18стр
Заключение……………………………………………………………………………………..22стр
Список литературы ……………………………………………………………………………23стр
Приложение А………………………………………………………………………………….24стр
Приложение Б…………………………………………………………………………………..25стр
Анализ показывает доминирующий рост спроса на профессии, связанные с развитием сферы обращения. Наиболее востребованными оказываются: менеджеры, маркетологи, специалисты в области рекламы, финансовые аналитики, системные администраторы, специалисты в области компьютерных технологий и другие. Большинство объявлений о наборе сотрудников включают в качестве основных требований:
Обращает на себя
внимание, что подавляющая часть
объявлений "Ищу работу" идет
со стороны женщин. Однако спрос
работодателей в основном
Рассматривая требования
рынка труда к молодым
Немногие из государственных вузов, (а в них готовят более 60-70% всех специалистов) готовят специалистов в области маркетинга, PR, финансового, менеджмента и других, в том числе отраслевых специалистов. Как правило, это образование платное, и конкурс достаточно высок. Что касается коммерческих вузов, их репутация повышается и их дипломы рассматриваются наряду с государственными.
По нашим данным на рынке труда происходит постепенное снижение спроса на такие популярные специальности как экономика и юриспруденция. В разделах "ищу работу" именно специалисты в этих областях предлагают свои услуги.
Среди актуальных проблем, стоящих перед вузовским образованием, выделяется проблема соответствия потребностям рынка труда выпускников. Следует отметить, что и личностные качества молодых специалистов, способных самостоятельно ориентироваться и добиваться жизненного успеха в новых рыночных условиях, влияют на мнение работодателей, их предпочтения при отборе персонала.
Большинство работодателей выделяют ряд требований к соискателем, которые позволяют прогнозировать успешность. К ним можно отнести:
Более 80% учащихся по окончании вуза нуждаются в помощи при трудоустройстве. Об этом говорилось 1 декабря прошлого года на конференции, посвященной повышению эффективности трудоустройства выпускников высших учебных заведений в условиях рыночной экономики России. По словам ректоров ведущих университетов России - проблема трудоустройства выпускников возникла еще в 1990 году, после того, как было отменено централизованное распределение выпускников учебных заведений.
С тех пор эта проблема
приобрела социальных характер. Новая
система содействия трудоустройству
выпускников вузов России проблему
не разрешила. Сегодня ректоры вузов,
работодатели и кадровые службы пытаются
найти эффективные способы
В 75 субъектах РФ определено 76 региональных центров содействия трудоустройству выпускников. Есть и другие немаловажные государственные документы и программы. Они приносят положительный результат. Но количество безработной дипломированной молодежи по-прежнему велико.
«Жизнь после окончания вуза»
Многие выпускники, покинув стены родной альма-матер, пребывают в растерянности. Большинство из них привыкли жить по составленному деканатом расписанию. Поэтому, получив диплом в руки и полную свободу действий, они не знают, куда податься, где, и главное - как искать работу.
Особенно удивляет
вчерашних студентов
Работу по профильному
образованию найти очень
«Мнение работодателей»
У работодателей свои претензии. Их «раздражает» настроение выпускников и их завышенные требования. Такие претензии, как: « комфортное рабочее место, зарплата не ниже 20 000 рублей, четко прописанные должностные инструкции, соблюдение ТК РФ - слишком большая роскошь для людей с нулевым опытом работы», считают некоторые работодатели. Ведь брать на работу приходиться "кота в мешке". Неизвестно, что за знания на самом деле получил выпускник в процессе обучения и сможет ли применить их на практике.
После всех вышеперечисленных требований молодого специалиста, скорее всего, последует отказ. В столь завышенной самооценке работодатели обвиняют вузы, многие из которых формируют у студентов мнение, что они получают блестящее образование и очень востребованы. Особенно, если они учатся на платной основе, им внушают, что в дальнейшем их затраты компенсируются благодаря хорошо оплачиваемой работе. Это мнение большинства работодателей, которые опираются на анализ пришедшего к ним студента-выпускника. Но этот студент из числа молодых специалистов, за которого решали всю жизнь родители. Дело заключается не только в образовании или вузе, который он окончил, а, скорее всего, в личностном восприятии окружающего мира и понимании ситуации на рынке труда, в частности.
Поиск работы - это тоже работа. Сегодня требования работодателя определяются особенностями его бизнеса. Знания соискателей, уровень профессиональной подготовки интересуют работодателя лишь в том случае, если они могут каким-либо образом соответствовать потребностям бизнеса.
Работодатели активно интересуются опытом работы, чтобы быть уверенными в способности молодого специалиста применять свои знания на практике. Чем больше опыт, тем лучше. Те, кто принимает на работу выпускников, предъявляет достаточно строгие требования, поднимает настолько высокие планки, достигнуть которых, не имея за плечами опыта, практически невозможно.
Ректоры вузов и представители
кадровых служб полагают, что преодолеть
сложившуюся ситуацию можно. Необходим
контакт работодателей с
Перспективные направления, обеспечивающие повышение устойчивости положения молодежи и ее развитие, это:
Содействие
Образование молодежи – комплексная проблема, ее решение предполагает взаимодействие и сотрудничество органов управления образования и органов по делам молодежи разных уровней.
В настоящее время Комитетом по делам молодежи ведется активная координационная работа, базирующаяся на организационной и финансовой поддержке реализации соответствующих программ для молодежи, на их методическом обеспечении, на различных формах повышения квалификации кадров.
Содействие трудовой занятости молодежи предполагает:
Ещё в 2000 году по инициативе МГТУ им. Баумана решением Министерства науки и образования РФ был создан Межрегиональный координационно-аналитический центр по проблемам трудоустройства и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования.
В задачи центра входит:
Используя разработанную центром информационную систему, абитуриент, обучающийся, выпускник получают актуальные сведения о рынке труда, наличии рабочих мест, перспективах получения работы по данной специальности, нормативно-правовым и социальным вопросам, а также узнает о возможности обучения соответствующему профилю.
Найти необходимые кадры, используя эту систему, может и работодатель. Для этого в системе существует база данных вакансий работодателей и резюме соискателей, которая содержит информацию о рынке труда всех субъектов РФ. База данных находится на центральном сервере системы и в каждом вузе РФ, приславшем запрос на ее получение.
Кроме того, сегодня в 341-м вузе, подведомственном Рособразованию, создано 266 центров содействия трудоустройству выпускников. В 2005-2006 годах издан четырехтомник "Энциклопедии содействия трудоустройству". Планируется к изданию 5-й том "От абитуриента до специалиста. Построение успешной карьеры". Он содержит информацию, необходимую для становления молодого специалиста на трех этапах:
В 2006 году была разработана программа "Пятилетка сотрудничества вузов с кадровой индустрией России" при участии МГТУ им. Баумана и Ассоциации Консультантов по Подбору Персонала.
Цель программы - формирование цивилизованного рынка молодых специалистов в России.
Задачи:
Вся эта работа по решению
проблем трудоустройства
Практика развитых стран
показывает: инновационная экономика
связана с эффективным
Существует российский и зарубежный опыт взаимодействия работодателей с вузами, когда при участии делового сообщества внедряются новые образовательные стандарты, отвечающие требованиям экономики, организуются места практики и стажировки, разрабатываются программы первичной адаптации для выпускников.
Например, в целях повышения конкурентоспособности на рынке труда выпускников Академии Труда и Социальных Отношений при кафедре экономики труда и управления персоналом в 2008 г. создана Тренинг-лаборатория, в которой проводятся различные практико-ориентированные курсы дополнительных учебных программ в тандеме с работодателями. За три года сложилась определенная технология подготовки специалистов, включающая несколько этапов.