Молодежь на рынке труда Москвы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 12:18, курсовая работа

Описание работы

Москва – это один из финансовых центров мира. Поэтому возможность самореализации и построения своей карьеры для молодежи столицы является актуальной темой и в тоже время проблемой.
Цель работы: проанализировать тенденции спроса и предложения на рынке труда молодежи города Москвы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………3стр
Глава 1. Молодежный рынок труда …………………………………………………………...4стр
1.1 Специфика положения молодежи на рынке труд………………………………….....4стр
1.2 Маркетинговый взгляд на молодежный рынок труда …………………………….....10стр
1.3 Требования работодателей к молодым специалистам……………………………......13стр
Глава 2. Проблемы занятости выпускников учебных заведений…………………………..16стр
Глава 3. Содействие профессиональной подготовке молодежи……………………………18стр
Заключение……………………………………………………………………………………..22стр
Список литературы ……………………………………………………………………………23стр
Приложение А………………………………………………………………………………….24стр
Приложение Б…………………………………………………………………………………..25стр

Работа содержит 1 файл

00004.docx

— 79.18 Кб (Скачать)

Анализ показывает доминирующий рост спроса на профессии, связанные с развитием сферы обращения. Наиболее востребованными оказываются: менеджеры, маркетологи, специалисты в области рекламы, финансовые аналитики, системные администраторы, специалисты в области компьютерных технологий и другие. Большинство объявлений о наборе сотрудников включают в качестве основных требований:

  • наличие высшего образования - 90% от общего числа
  • знания ПК на уровне не ниже уверенного пользователя - 95%
  • знания как минимум одного иностранного языка - 50%
  • наличие работы по специальности (в среднем от двух лет) - 50%

   Обращает на себя  внимание, что подавляющая часть  объявлений "Ищу работу" идет  со стороны женщин. Однако спрос  работодателей в основном адресован  мужчинам.

Рассматривая требования рынка труда к молодым специалистам и предложения со стороны соискателей, можно отметить, что современное образование в большей степени не соответствует запросам и потребностям рынка труда, ожиданиям работодателей. 5

Немногие из государственных  вузов, (а в них готовят более 60-70% всех специалистов) готовят специалистов в области маркетинга, PR, финансового, менеджмента и других, в том  числе отраслевых специалистов. Как  правило, это образование платное, и конкурс достаточно высок. Что  касается коммерческих вузов, их репутация повышается и их дипломы рассматриваются наряду с государственными.

По нашим данным на рынке  труда происходит постепенное снижение спроса на такие популярные специальности как экономика и юриспруденция. В разделах "ищу работу" именно специалисты в этих областях предлагают свои услуги.

Среди актуальных проблем, стоящих  перед вузовским образованием, выделяется проблема соответствия потребностям рынка труда выпускников. Следует отметить, что и личностные качества молодых специалистов, способных самостоятельно ориентироваться и добиваться жизненного успеха в новых рыночных условиях, влияют на мнение работодателей, их предпочтения при отборе персонала.

Большинство работодателей  выделяют ряд требований к соискателем, которые позволяют прогнозировать успешность. К ним можно отнести:

  • Ориентация на  успех – это стремление к высоким результатам деятельности (высокое качество и эффективность работы)
  • Инициатива, активная жизненная позиция означает стремление к осуществлению деятельности, прежде чем возникнет жесткая необходимость в ней.
  • Поиск информации - предполагает стремление к получению, освоению и использованию информации. В настоящее время разумное использование информации является залогом не только профессионального, но и личного успеха.
  • Логическое мышление - помогает целостно понять ситуацию, задачу или проблему. Сюда относится определение связей между ситуациями, выявление ключевых или скрытых вопросов в сложных ситуациях
  • Уверенность в себе – это вера человека в свою способность добиваться поставленных целей. Она предполагает умение заявить о своих потребностях и интересах, а также проявить настойчивость при их достижении.
  • Коммуникативные способности, которые включают межличностное понимание (способность слушать и чувствовать, выяснять интересы и потребности других людей, умение устанавливать контакт) и воздействие и оказание влияния (подразумевают способность и намерение убедить других в своей точке зрения).  Коммуникативные способности тесно связаны с поиском информации, логическим мышлением, инициативой и сотрудничеством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Проблемы занятости выпускников  учебных заведений

 Более 80% учащихся по окончании вуза нуждаются в помощи при трудоустройстве. Об этом говорилось 1 декабря прошлого года на конференции, посвященной повышению эффективности трудоустройства выпускников высших учебных заведений в условиях рыночной экономики России. По словам ректоров ведущих университетов России  - проблема трудоустройства выпускников возникла еще в 1990 году, после того, как было отменено централизованное распределение выпускников учебных заведений.

С тех пор эта проблема приобрела социальных характер. Новая  система содействия трудоустройству  выпускников вузов России проблему не разрешила. Сегодня ректоры вузов, работодатели и кадровые службы пытаются найти эффективные способы решения  вопроса.      Конечно, не без  участия государства, которое приняло  некоторые регламентирующие документы. Речь идет "О программе "Содействие трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования".

В 75 субъектах РФ определено 76 региональных центров содействия трудоустройству выпускников. Есть и другие немаловажные государственные  документы и программы. Они приносят положительный результат. Но количество безработной дипломированной молодежи по-прежнему велико.

«Жизнь после окончания вуза»

Многие выпускники, покинув  стены родной альма-матер, пребывают  в растерянности. Большинство из них привыкли жить по составленному деканатом расписанию. Поэтому, получив диплом в руки и полную свободу действий, они не знают, куда податься, где, и главное - как искать работу.

   Особенно удивляет  вчерашних студентов равнодушие  работодателя к красному диплому.  Если в анкете напротив графы  "стаж" стоит жирный прочерк, "круглые" пятерки оказываются  абсолютно бесполезными. И даже  название престижного вуза не  является панацеей от безработицы. 

Работу по профильному  образованию найти очень трудно. Исследование, проведенное Центром  Маркетинговых и Социологических  исследований Кадрового Дома "СуперДжоб" показало, что в целом по стране только 50% выпускников российских вузов  трудоустроены по специальности. Часть из них стремится получить дополнительное, в том числе, второе высшее образование по совершенно иной специальности. Но это снова дополнительно затраченные время, средства и нервы. Одной из причин такого положения дел является отсутствие у молодых людей профориентации и достоверной информации о спросе и предложениях на российском рынке труда.

«Мнение работодателей»

У работодателей свои претензии. Их «раздражает» настроение выпускников и их завышенные требования. Такие претензии, как: « комфортное рабочее место, зарплата не ниже 20 000 рублей, четко прописанные должностные инструкции, соблюдение ТК РФ - слишком большая роскошь для людей с нулевым опытом работы», считают некоторые работодатели. Ведь брать на работу приходиться "кота в мешке". Неизвестно, что за знания на самом деле получил выпускник в процессе обучения и сможет ли применить их на практике.

После всех вышеперечисленных  требований молодого специалиста, скорее всего, последует отказ. В столь  завышенной самооценке работодатели обвиняют вузы, многие из которых формируют  у студентов мнение, что они  получают блестящее образование  и очень востребованы. Особенно, если они учатся на платной основе, им внушают, что в дальнейшем их затраты  компенсируются благодаря хорошо оплачиваемой работе. Это мнение большинства работодателей, которые опираются на анализ пришедшего к ним студента-выпускника. Но этот студент из числа молодых специалистов, за которого решали всю жизнь родители. Дело заключается не только в образовании или вузе, который он окончил, а, скорее всего, в личностном восприятии окружающего мира и понимании ситуации на рынке труда, в частности.

Поиск работы - это тоже работа. Сегодня требования работодателя определяются особенностями его бизнеса. Знания соискателей, уровень профессиональной подготовки интересуют работодателя лишь в том случае, если они могут каким-либо образом соответствовать потребностям бизнеса.

Работодатели активно  интересуются опытом работы, чтобы  быть уверенными в способности молодого специалиста применять свои знания на практике. Чем больше опыт, тем лучше. Те, кто принимает на работу выпускников, предъявляет достаточно строгие требования, поднимает настолько высокие планки, достигнуть которых, не имея за плечами опыта, практически невозможно.

Ректоры вузов и представители  кадровых служб полагают, что преодолеть сложившуюся ситуацию можно. Необходим  контакт работодателей с вузами: участие в работе вузов по подготовке выпускников, разработка собственных  профессиональных стандартов и критериев оценки качества подготовки выпускников.6

Глава 3. Содействие профессиональной подготовке молодёжи

Перспективные направления, обеспечивающие повышение устойчивости положения молодежи и ее развитие, это:

  1. содействие общеобразовательной и профессиональной подготовке молодежи к труду;
  2. содействие трудовой занятости молодежи.

Содействие общеобразовательной  и профессиональной подготовке и  подготовке молодежи к труду включает в себя:

  • оказание посильной помощи учебным заведениям в воспитании и социализации учащихся и студентов, реализации их интересов; 
  • развитие самодеятельности и инициативы учащихся и студентов, государственную поддержку их общественных объединений.

Образование молодежи –  комплексная проблема, ее решение  предполагает взаимодействие и сотрудничество органов управления образования  и органов по делам молодежи разных уровней.         

В настоящее время Комитетом по делам молодежи ведется активная координационная работа, базирующаяся на организационной и финансовой поддержке реализации соответствующих программ для молодежи, на их методическом обеспечении, на различных формах повышения квалификации кадров.

Содействие трудовой занятости  молодежи предполагает: 

  • поддержку предприятий и организаций, создающих новые рабочие места для молодежи; 
  • формирование постоянных рабочих мест; 
  • создание возможностей для организации вторичной занятости подростков и молодежи;
  • создание инфраструктуры учреждений и предприятий для занятости молодежи.

Ещё в 2000 году по инициативе МГТУ им. Баумана решением Министерства науки и образования РФ был создан Межрегиональный координационно-аналитический центр по проблемам трудоустройства и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования.

В задачи центра входит:

  1. создание эффективной системы содействия трудоустройству выпускников;
  2. создание банков данных рынков образовательных услуг;
  3. создание системы информационной поддержки трудоустройства выпускников.

Используя разработанную  центром информационную систему, абитуриент, обучающийся, выпускник получают актуальные сведения о рынке труда, наличии  рабочих мест, перспективах получения  работы по данной специальности, нормативно-правовым и социальным вопросам, а также  узнает о возможности обучения соответствующему профилю.

Найти необходимые кадры, используя эту систему, может  и работодатель. Для этого в  системе существует база данных вакансий работодателей и резюме соискателей, которая содержит информацию о рынке  труда всех субъектов РФ. База данных находится на центральном сервере  системы и в каждом вузе РФ, приславшем запрос на ее получение.

Кроме того, сегодня в 341-м  вузе, подведомственном Рособразованию, создано 266 центров содействия трудоустройству  выпускников. В 2005-2006 годах издан четырехтомник "Энциклопедии содействия трудоустройству". Планируется к изданию 5-й том "От абитуриента до специалиста. Построение успешной карьеры". Он содержит информацию, необходимую для становления молодого специалиста на трех этапах:

  1. выбор профессии
  2. выбор учебного заведения в соответствии с выбранной профессией
  3. выбор места работы в соответствии с полученным образованием и требованиями рынка труда и построение успешной карьеры.

В 2006 году  была разработана  программа "Пятилетка сотрудничества  вузов с кадровой индустрией России" при участии МГТУ им. Баумана и Ассоциации Консультантов по Подбору Персонала.

Цель программы - формирование цивилизованного рынка молодых специалистов в России.

Задачи:

  1. обеспечить позитивное влияние на процессы трудоустройства выпускников вузов в условиях рыночной экономики
  2. улучшить качество трудоустройства выпускников технических Вузов
  3. повысить конкурентоспособность студентов и выпускников МГТУ им. Баумана за счет специальной подготовки студентов к условиям российского рынка труда.

Вся эта работа по решению  проблем трудоустройства выпускников  проделана координационно-аналитическим  центром МГТУ им. Баумана на собственные  средства. Но справиться с данной проблемой  одному вузу не под силу.7

Практика развитых стран  показывает:  инновационная экономика  связана с эффективным управлением  и включением высококлассных специалистов  в  реализацию инновационных программ. Именно поэтому – в последние  два-три года российский бизнес «идет  навстречу» образованию, тратит усилия по созданию на базе ВУЗов резерва перспективных кадров для своих долгосрочных планов, в частности, за счет стажировок.

Существует российский и зарубежный опыт взаимодействия работодателей с вузами, когда при участии делового сообщества внедряются новые образовательные стандарты, отвечающие требованиям экономики, организуются места практики и стажировки, разрабатываются программы первичной адаптации для выпускников.

Например, в целях повышения конкурентоспособности на рынке труда выпускников Академии Труда и Социальных Отношений  при кафедре экономики труда и управления персоналом в 2008 г. создана Тренинг-лаборатория, в которой  проводятся различные практико-ориентированные курсы дополнительных учебных программ в тандеме с работодателями. За три года сложилась определенная технология подготовки специалистов, включающая несколько этапов.

Информация о работе Молодежь на рынке труда Москвы