Молодежь на рынке труда Москвы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 12:18, курсовая работа

Описание работы

Москва – это один из финансовых центров мира. Поэтому возможность самореализации и построения своей карьеры для молодежи столицы является актуальной темой и в тоже время проблемой.
Цель работы: проанализировать тенденции спроса и предложения на рынке труда молодежи города Москвы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………3стр
Глава 1. Молодежный рынок труда …………………………………………………………...4стр
1.1 Специфика положения молодежи на рынке труд………………………………….....4стр
1.2 Маркетинговый взгляд на молодежный рынок труда …………………………….....10стр
1.3 Требования работодателей к молодым специалистам……………………………......13стр
Глава 2. Проблемы занятости выпускников учебных заведений…………………………..16стр
Глава 3. Содействие профессиональной подготовке молодежи……………………………18стр
Заключение……………………………………………………………………………………..22стр
Список литературы ……………………………………………………………………………23стр
Приложение А………………………………………………………………………………….24стр
Приложение Б…………………………………………………………………………………..25стр

Работа содержит 1 файл

00004.docx

— 79.18 Кб (Скачать)

 

 

«Будущее Экономики -2011»

 

 

 

 

 

 

 

Молодежь на рынке труда Москвы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Орлова Олеся Валерьевна

(8 903 512 73 71)

Академия Труда и Социальных Отношений

Кафедра Экономики труда  и управления персоналом

Социально – экономический  факультет 4 курс

 

Научный руководитель: Баландина  Ольга Васильевна,

Профессор,  кандидат философских  наук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2011

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………………………3стр

Глава 1. Молодежный рынок труда  …………………………………………………………...4стр

    1. Специфика положения молодежи  на рынке труд………………………………….....4стр
    2. Маркетинговый взгляд на молодежный рынок труда …………………………….....10стр
    3. Требования работодателей к молодым специалистам……………………………......13стр

Глава 2. Проблемы занятости выпускников  учебных заведений…………………………..16стр

Глава 3. Содействие профессиональной подготовке молодежи……………………………18стр

Заключение……………………………………………………………………………………..22стр

Список литературы ……………………………………………………………………………23стр

Приложение А………………………………………………………………………………….24стр

Приложение Б…………………………………………………………………………………..25стр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Модернизация России, безусловно, предполагает включение современной молодежи в инновационные процессы. Необходимость анализа положения молодежи на Московском рынке труда обусловлена несколькими обстоятельствами.

Молодежь – динамично  развивающаяся и достаточно многочисленная группа: около 35% трудоспособного населения России. За короткое время молодые люди достигают социальной зрелости, включаются в жизнь общества, усваивая нормы, ценности. Поскольку молодые люди выросли в относительной информационной свободе и при отсутствии серьезного идеологического пресса, у них собственное представление о том, как надо жить. Благодаря этому они привносят в общество что-то новое – уже сегодня молодежь влияет на экономические,  политические и социальные структуры общества.

Для молодых  людей важен успешный старт, реализация задуманного в ближайшей перспективе. Естественно, многие факторы (состояние здоровья, уровень духовного развития, материальные возможности) детерминируют статус молодого человека. Однако, наличие благоприятных социальных условий для решения жизненно важных вопросов: трудоустройство,  создание семьи, продолжение образования, социальное  продвижение, определяет позицию молодежи, создает уверенность, позитивную установку на окружение.

Вместе с тем молодежь во всем мире является одной из уязвимых групп на рынке труда, особенно в нашей стране. Несмотря на актуальность перечисленных проблем, они не достаточно изучены и не являются центральными в средствах массовой информации, правительственных документах и научных исследованиях.

Москва – это один из финансовых центров мира. Поэтому  возможность самореализации и построения своей карьеры для молодежи столицы является актуальной темой и в тоже время проблемой.

Цель работы: проанализировать тенденции спроса и предложения на рынке труда молодежи города Москвы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить положение молодежи на рынке труда в целом,
  • рассмотреть специфику положения молодежи,
  • выявить  проблемы занятости выпускников
  • предложить программы содействия профессиональной подготовки.

Объект исследования – молодежь города Москвы.

Предмет исследования – изучение спроса и предложения труда молодёжи на столичном рынке труда.

Глава 1. Молодежный рынок труда

    1. Специфика положения молодежи  на рынке труда

К началу 21 века в молодежной среде произошли настолько заметные демографические изменения, что они, как никакой другой показатель, характеризуют положение российской молодежи в обществе. Общая ее численность к настоящему времени составляет более 32 миллионов человек.

Прежде чем говорить о социальном положении на рынке труда молодежи, следует определить основные характеристики этой группы. Это тем более важно, что в ближайшее время их мировоззрение и способ его практического использования станет характерной чертой большинства нации. Современные ученые считают, что возрастные границы периода молодости условны, их можно определить интервалом от 13-14 лет до 29-30 лет.

Подростковая группа (молодежь до 18 лет) интересна тем, что ее представление о жизни сформировалось в относительно свободном информационном пространстве, хотя и под влиянием идеологии потребительства. В эту группу включены в основном учащиеся средних школ и профессиональных училищ. Как правило, они еще не вовлечены в трудовую деятельность. Однако значительное снижение жизненного уровня большей части населения изменило жизненную позицию этой категории молодежи. Они вступают на рынок труда, пополняя ряды безработных

Нынешняя ситуация с  подростковой занятостью вызывает большую  тревогу. Чаше всего – это самозанятость  вроде мойки автомашин и торговли газетами или работа в "теневом" секторе экономики - различные маркетинговые компании, промоутерство. Легальный рынок неквалифицированного детского труда крайне узок. «Макдональдс», «Ростикс» и "Русское бистро", естественно, не могут предоставить возможности заработка всем желающим.

Если не решить проблему государственного контроля за занятостью этой молодежной группы, то возникнет опасность увеличения криминального потенциала общества.

Молодежь в возрасте 18-24 года – это студенты и молодые  люди, завершающие или завершившие  в основном профессиональную подготовку. Они являются самой уязвимой группой, вступающей на рынок труда, так как  не имеют достаточного профессионального  и социального опыта, и в силу этого менее конкурентоспособны.

В 25-29 лет молодые люди, в основном, уже делают профессиональный выбор, имеют определенную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт. Они знают, чего хотят, чаще всего  уже имеют собственную семью  и предъявляют достаточно высокие  требования к предлагаемой работе. 11

 

В декабре 2010 года информационными  порталами СуперДжоб и HeadHunter было проведено исследование, которое показало, что более 50% молодежи, занятой на предприятиях государственного сектора, работает по совместительству, около 25% - подрабатывает в различных альтернативных формах занятости. Молодые люди активно занимаются предпринимательством: около 70-80% регистрируемых предприятий альтернативного сектора экономики организуется людьми 25-30 - летнего возраста. Собственное дело имеют 2.5-3.5% общей численности молодежи.

Снижение общего уровня жизни населения страны привело к сверх занятости среди учащейся молодежи, вынужденной работать в свободное от учебы время. Возрастает количество предложений рабочей силы за счет выпускников учебных заведений. Отсутствие механизма, регулирующего трудоустройство выпускников учебных - профессиональных заведений, приводит к возникновению серьезных проблем.

Особенную тревогу вызывает утрата молодежью ценности профессионализма. «Главное деньги, и не важно как они заработаны» - такова формула времени для многих молодых людей. В настоящее время проявляется тенденция люмпенизации молодежи, что в ближайшей перспективе отразится на социальной структуре российского общества со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. Как показывают исследования различных информационных порталов, среди безработных, претендующих на вакантное место, каждый пятый – молодой человек в возрасте 16-29 лет. Отношение числа всех обратившихся в поисках работы в службу занятости к количеству вакансий составляет почти 17 человек, каждый третий из них - молодой человек в возрасте до 29 лет. На московском рынке труда существует значительный резерв невостребованной рабочей силы. В последнее время безработица среди молодежи все больше приобретает застойный характер. Повсеместно наблюдается сокращение емкости официального рынка труда и усиление разбалансированности между спросом и предложением рабочей силы, что может привести к дальнейшему росту безработицы молодежи.

По мере развития рыночных отношений и конкуренции, ускорения  перестройки отраслевой структуры  занятости, ценность общеобразовательной и социальной подготовки работника неизбежно возрастет. Мировой и отечественный опыт подтверждают устойчивую тенденцию роста продолжительности обучения молодежи и более позднего вступления в активную трудовую деятельность.

С целью выявления путей  достижения эффективной занятости  молодёжи, необходимо проведение комплексного мониторинга молодёжного рынка труда в совокупности с анализом таких характеристик молодёжи, которые способствуют или препятствуют упрочнению положения молодого человека в сфере социально-трудовых отношений.

В основном это социально-психологические  характеристики, обусловленные особенностями  молодёжи как группы трудовых ресурсов. Для выявления закономерностей формирования характеристик одно из крупных консалтинговых агентств весной 2011 года в рамках форума “Карьера” провело комплексное социологическое обследование молодёжи, прежде всего - студентов и выпускников ВУЗов. Вопросы анкеты, которую было предложено заполнить участникам Форума, были сформулированы таким образом, чтобы выявить приоритеты трудовой мотивации различных категорий молодёжи.

Результаты обработки 9854 анкет составили информационную базу исследования. Возраст участников форума колебался в пределах 18-27 лет (средний - 21 год 8 месяцев). Мужчины составили 47,8% всех заполнивших анкеты, женщины- 52,2%. 74,2% респондентов - жители Москвы; 25,8%- Подмосковья. Поскольку форум был ориентирован на студенческую молодёжь, доля студентов среди его участников достигала 75,9%, а уже имеющих высшее образование- 24,1%.

Условное разграничение  позволило установить, что среди  лиц, заполнивших анкеты, 38,2% получают или уже имеют технические  образование, 35,6%- экономическое, 17,1%- гуманитарное, а 9,1% могут быть отнесены к прочим профессиональным направлениям. В рамках законодательно установленных возрастных границ молодёжи наблюдается сильная дифференциация её групп практически по всем социальным показателям.

Для выявления особенностей трудового поведения представляется целесообразным дополнительно выявить  группы: 14-15 лет, 16-17 лет, 18-20 лет, 21-24 года, 25-29 лет. В рамках каждой из выделенных групп существуют свои специфические  проблемы социальной и трудовой адаптации.

Необходимо подчеркнуть, что в современных российских условиях происходит сокращение численности и доли молодежи, выходящей на рынок труда с уже имеющейся профессией (специальностью), и одновременно растет численность и доля тех, кто ищет работу, не имея не только профессионального, но и законченного общего среднего образования. Это подтверждается и тенденциями социально-имущественного расслоения в молодёжной среде, являющегося результатом аналогичного процесса в обществе в целом.

Участие в труде 14-15 - летних подростков является результатом снижения уровня жизни населения. Чем ниже семейный доход, тем в большей степени семья заинтересована в трудовой деятельности подростка. Именно семья в данном случае может стимулировать прекращения образования и выход на рынок труда неквалифицированного работника.2

Перспективы найти хорошее  рабочее место призрачны для  молодого человека в данном случае: существует реальная опасность закрепиться  в сфере неквалифицированного, как  правило, физического труда, что чревато люмпенизацией работника, переходом его в маргинальные слои общества.           

Эпизодическое участие 14-15 - летних подростков в трудовой деятельности, не связанное с прекращением учебы (например, в период летних школьных каникул), может оцениваться как положительное явление, отвечая интересам подростка и общества. В данном случае речь идёт о начальных этапах адаптации к трудовой деятельности, о выборе стереотипа трудового поведения в рыночной среде. Поэтому федеральные и региональные программы занятости должны предусматривать проведение специальных мероприятий, направленных на привлечение подростков к трудовой деятельности без ущерба в получении образования.

Осознанное формирование материальных стимулов к труду отмечается у 16-17- летних молодых людей. Это связано  с расширением объёма их материальных и духовных потребностей, а также  продолжающимся процессом социализации. В этом же возрасте происходит активный поиск и выбор вида будущей  профессиональной деятельности. Успешность этого выбора зависит от того, насколько  широко может ознакомиться подросток  с миром профессий и специальностей, насколько реальны его представления  о будущей собственной трудовой деятельности.

Процесс получения профессиональных знаний, умений и навыков наиболее интенсивно протекает в группе 18-20 - летних. Конкретные сроки профессионального обучения могут, безусловно, варьироваться в зависимости от специфики жизненных условий молодого человека, выбора им вида и формы получения образования. Поэтому по ряду поведенческих характеристик эта группа примыкает к группе 21-24 - летних.

В этих рамках большинство  молодёжи заканчивает профессиональное обучение и стремится уже не к  эпизодической, а к постоянной занятости. Среди характеристик трудовой деятельности на первый план выдвигаются гарантии занятости, возможности профессионального  развития и должностного роста. Поэтому  молодые люди стремятся и к  получению дополнительных умений и  навыков.

Именно в возрасте 21-24 лет большинство молодых людей  испытывают так называемый “шок от реальности”, связанный с тем, что  их идеальные представления о  будущей трудовой деятельности вступают в противоречия с реальной обстановкой  на рабочем месте.

Информация о работе Молодежь на рынке труда Москвы