Моделирование потребности в оборотных активах

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 01:18, курсовая работа

Описание работы

Значительное время руководство предприятия затрачивает на решение краткосрочных финансовых задач, связанных с управлением оборотными активами. Если не заниматься краткосрочными операциями, то долгосрочные финансовые стратегии успеха не имеют.
Ключевое место занимают проблемы достаточности оборотных активов, механизм их планирования и пополнения, эффективного использования.

Работа содержит 1 файл

фин моделирование.docx

— 160.79 Кб (Скачать)

Глава 4

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ 
В ОБОРОТНЫХ АКТИВАХ

4.1. Инвестиции в оборотные  активы

Значительное  время руководство предприятия  затрачивает на решение краткосрочных  финансовых задач, связанных с управлением  оборотными активами. Если не заниматься краткосрочными операциями, то долгосрочные финансовые стратегии успеха не имеют.

Ключевое место  занимают проблемы достаточности оборотных  активов, механизм их планирования и  пополнения, эффективного использования.

Оборотные активы предприятий имеют двойственную экономическую природу. С одной  стороны, они представляют собой  значительную часть имущества предприятия, воплощенного в материально-производственных запасах, незаконченных расчетах, остатках денежных средств и краткосрочных  финансовых вложениях.

С другой - это  часть его капитала (пассивов), обеспечивающая непрерывность хозяйственной деятельности.

Инвестиции (вложения) в оборотные активы отражаются во втором разделе бухгалтерского баланса, а источники их финансирования в  третьем разделе "Капитал и  резервы" и в пятом разделе "Краткосрочные обязательства".

Для оборотных  активов как части авансированного  капитала характерны три особенности:

    1) они должны  быть вложены заранее, т. е.  авансированы до получения дохода (выручки от продажи товаров);

    2) оборотные  активы в качестве наиболее  ликвидных ресурсов не расходуются  и не потребляются, но они постоянно  возобновляются (регенерируются) в  хозяйственном обороте; 

    3) абсолютная  потребность в оборотных активах  зависит от объема хозяйственной  деятельности и должна поэтому регулироваться.

    При их недостатке или неэффективном использовании  финансовое состояние предприятия  ухудшается, что непосредственно  сказывается на его платежеспособности и в конечном итоге приводит к  несостоятельности (банкротству).

    В России переходный период характеризуется процессом "проедания" предприятиями собственных оборотных средств и, как следствие, непрекращающимся платежным кризисом.

    На 01.01.2000 г. суммарная  задолженность по обязательствам предприятий  и организаций составляла 3,6 трлн руб., из нее просроченная 1,44 трлн или 40% от общей суммы задолженности. Кредиторская задолженность по стране в целом достигала 2,9 трлн, просроченная - 46,7% от этой суммы. Дебиторская задолженность составляла 2 трлн руб., просроченная - 40,7% от указанной суммы.*

    Среди важнейших  причин, генерирующих данный процесс, можно назвать:

    1) высокая  инфляция, обесценивающая будущие  доходы;

    2) отсутствие  механизма пополнения оборотных  активов; 

    3) частичная  потеря управляемости финансами  предприятий. 

    Инфляционный  эффект утраты оборотных активов  возникает по двум причинам:

    а) из-за запаздывания последующих расходов относительно получаемых доходов и затрат на формирование запасов;

    б) из-за инфляционного  роста прибыли, весомая часть  которой изымается в виде налогов  в бюджетную систему (примерно 1/3).

    Если инфляция носит умеренный характер - не более 10-12% в год (т. е. она предсказуемая), то можно с достаточной степенью точности предвидеть ее влияние на величину оборотных активов.

    Оборотные активы непосредственно вовлекаются в  процесс производства и сбыта  продукции. Поэтому концепция управления оборотными активами сводится к обеспечению  предприятия минимальным объемом  денежных ресурсов для поддержания  его постоянной платеже- способности (ликвидности). Она включает в себя следующие элементы:

    1) учет всех  составляющих оборотных средств  на каждую отчетную дату;

    2) анализ состояния  и причин, в силу которых сложилось  негативное положение с обеспеченностью  предприятия оборотными активами;

    3) разработку  и внедрение в практику работы экономических служб предприятия современных методик управления оборотными средствами;

    4) контроль за текущим состоянием важнейших элементов оборотных активов в процессе производственно-коммерческой деятельности;

    5) прогноз  изменений в оборотных средствах  на ближайшую и долгосрочную  перспективу. 

    Полный цикл оборота оборотных активов характеризует  время движения средств предприятия и зависит от скорости производства и реализации продукции. Формула движения оборотных активов следующая:

    Д -> МПЗ -> НЗП -> ГП -> Д;

    где Д = Д + DД,

    где DД - изменение величины оборотных активов.

    При DД < 0 - предприятие убыточно.

    При DД > 0 - оборотный капитал увеличивается на сумму прибыли.

    Анализ состояния  оборотных активов, их отдельных  элементов (запасов сырья и материалов, незавершенного производства, готовой  продукции на складе, дебиторской  задолженности и т. д.), а также  показателей их оборачиваемости  позволяет:

    а) оценить  эффективность использования денежных ресурсов в текущей (операционной) деятельности предприятия;

    б) определить ликвидность его баланса, то есть возможность своевременно погасить краткосрочные обязательства;

    в) выяснить, во что вкладывается чистый оборотный  капитал (собственные оборотные  средства) в течение финансового  цикла для оценки избытка или  недостатка отдельных элементов  оборотных средств.

    Оборотные активы рекомендуется поддерживать на минимальном, но достаточном уровне. Использование  данного критерия важно, чтобы обеспечить снижение доли наименее ликвидных элементов  оборотных активов и ускорение  их оборачиваемости.

    Чистый оборотный  капитал (ЧОК) или собственные оборотные  средства (СОС) выражает разницу между  оборотными активами и краткосрочными обязательствами. Наличие ЧОК - необходимое  условие обеспечения финансовой устойчивости предприятия. Минимальное  значение показателя 10% к общему объему оборотных активов. Чем выше данный показатель, тем устойчивее финансовое состояние предприятия, тем больше у него возможностей к проведению независимой финансовой политики.

    Для анализа  важно изучить динамику изменения  величины собственных оборотных  средств, принимая во внимание соотношение  между дебиторской и кредиторской задолженностью поставщикам за сырье  и материалы.

    В тех случаях, когда наблюдается уменьшение собственных  оборотных средств, но изменяется соотношение  между дебиторской и кредиторской задолженностью по товарным операциям, можно предположить, что предприятие  в значительной степени финансирует  свои оборотные активы за счет краткосрочных  банковских кредитов. Если к тому же показатели оборачиваемости оборотных  активов не улучшаются, то снижение величины собственных оборотных  средств свидетельствует о неэффективном управлении текущими активами и увеличении риска в деятельности предприятия.

    Напротив, если предприятие поддерживает высокий  уровень оборачиваемости оборотных  активов (40-60 дней), то это свидетельствует  об их рациональном использовании.

    Для нормальной деятельности предприятия оборотные  активы должны находиться на всех стадиях  производственного цикла и во всех формах (денежной, производительной и товарной). Отсутствие любого элемента оборотных активов на одной из стадий приводит к остановке производства.

    Если товар  продается в кредит, то предприятию  необходимы оборотные средства для  поддержания дебиторской задолженности  до тех пор, пока покупатель не внесет плату за продукцию (услуги).

    Полный цикл оборота оборотных активов измеряется временем с момента закупки сырья  и материалов у поставщиков (оплаты кредиторской задолженности) до оплаты готовой продукции покупателями (погашения дебиторской задолженности).

    Предприятие далеко не всегда получает деньги от покупателей (клиентов) на момент платежа поставщикам  за сырье и материалы. Поэтому  и возникает проблема оперативного управления оборотными активами.

    В условиях конкурентной среды каждое предприятие заинтересовано в том, чтобы добиваться приемлемого  объема производства и продаж и тем  самым упрочить свои позиции на рынке. Для достижения такой цели необходимы адекватные материальные и финансовые ресурсы. Масштабы их привлечения зависят  от текущих и перспективных целей  предприятия.

    Во-первых, для  осуществления процесса производства и продажи нужно закупать у  поставщиков различные материальные ресурсы и пользоваться платными услугами. Данный процесс часто сопровождается отсрочками платежей, длительность которых  зависит от финансовых возможностей поставщиков.

    При оценке возможных  связей с поставщиками рекомендуется  учитывать следующие факторы:

    а) сравнительные  масштабы деятельности поставщика и  покупателя;

    б) долю предприятия-поставщика в объеме реализации покупателя;

    в) уровень  монополизации рынка поставщиком;

    г) наличие  аналогичных товаров на рынке;

    д) предположительную  структуру рынка (число возможных  поставщиков).

    Во-вторых, любое  предприятие вынуждено создавать  материально-производственные запасы на различных стадиях эксплуатационного (операционного) цикла. Создание запасов - гарантия против недопоставок материальных ресурсов. Запасы не должны быть чрезмерными, а их содержание стоить дорого.

    Ряд полезных советов:

    1) целесообразно  рассчитывать и строго регулировать  поставки каждого вида материальных  ресурсов, избегать досрочных или  запоздалых поставок;

    2) следует  согласовывать сроки поставок  с поставщиками;

    3) целесообразно  диверсифицировать своих поставщиков,  чтобы в каждый момент воспользоваться  благоприятным соотношением спроса  и предложения на товары;

    4) обслуживание  клиента должно быть качественным;

    5) во избежание  срыва поставок необходимо следить  за финансовым положением поставщиков  (по данным публикуемой ими  отчетности), а также их технической  состоятельностью.

    В-третьих, рассмотрим поведение предприятия-изготовителя как продавца готовых изделий. Изготовитель продает готовую продукцию покупателям (клиентам), которые в свою очередь  могут просить отсрочки платежей, длительность которых зависит от взаимоотношений с клиентами.

    При оценке возможных  связей с покупателями целесообразно  учитывать ряд факторов:

    1) уровень  монополизации рынка сбыта предприятием-продавцом; 

    2) масштабы  деятельности предприятия-продавца  по сравнению с клиентами; 

    3) техническое  опережение конкурентов: уровень  качества продукции, диверсификации  производства и цен на изделия; 

    4) репутация  продавца и престиж торговой  марки. 

    Ряд практических советов:

    1) продолжительность  отсрочки платежей, предоставляемых  покупателям, зависит от репутации  клиента, масштабов его коммерческой  деятельности и объема заказов; 

    2) предоставляя  слишком длительные сроки отсрочки  платежа клиентам (свыше 1 мес.) предприятие  подвергает опасности собственное  финансовое положение; 

    3) для снижения  риска неплатежей целесообразно  диверсифицировать клиентуру; 

    4) во избежание  финансовых трудностей важно  своевременно выписывать счета  клиентам;

    5) для минимизации  риска неплатежей желательно  следить за финансовым положением  клиента; 

Информация о работе Моделирование потребности в оборотных активах