Модели макроэкономической политики государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 22:25, курсовая работа

Описание работы

Курсовая работа содержит теоретический материал, раскрывающий сущность основных понятий, перечисленных выше, а также в данной работе предложены пути решения основных проблем, связанных с понятием занятость населения.
В практической части проводится макроэкономический анализ и прогноз функционирования национальной экономики с использованием системы национальных счетов, модели AD/AS и модели Кейнса.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 5
1. Занятость населения: понятие и формы……………………………… 6
1.1. Сущность, структура и показатели уровня занятости населения.
Концепции занятости населения в структуре мировой экономической
мысли……………………………………………………………………… 6
1.2. Анализ структуры занятости населения в развитых странах (на
примере 3-4 стран) и в Республике Беларусь..………………………….11
1.3.Государственная политика в области занятости.
Основные направления национальной программы регулирования
занятости в Республике Беларусь. ………………………………………21
2. Комплексное практическое задание.
Макроэкономический анализ и прогноз функционирования
национальной экономики …………………………………………………29
2.1. Система национальных счетов. Расчет основных
макроэкономических показателей по системе национальных
счетов……………………………………………………………………….29
2.2. Анализ и прогноз изменений в экономике с использованием
модели AD/AS……………………………………………………………32
2.3. Анализ и прогноз изменений в экономике с использованием
модели Кейнса …………………………………………………………….42
Заключение…………………………………………………………………...53
Список литературы………………………………………………………….55

Работа содержит 1 файл

готовая.docx

— 71.42 Кб (Скачать)



 

 

 

 

 

 

Распределение численности  занятого населения по формам собственности1)

(в процентах  к итогу)

 

 

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Всего занято в  экономике

100

100

100

100

100

100

100

100

100

в том числе по формам собственности:

                 

государственная

59,8

57,2

57,2

55,1

52,9

52,4

51,7

51,2

50,5

частная

40,1

42,4

42,2

44,0

46,1

46,4

47,0

47,4

48,0

смешанная с иностранным  участием

0,5

1,4

1,6

1,8

2,2

2,5

2,6

2,7

2,9

иностранная

0,1

0,4

0,6

0,9

1,0

1,2

1,3

1,4

1,5





Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите

(на конец года)

 

 

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Численность безработных, тыс. человек

131,0

95,8

102,9

130,5

136,1

83,0

67,9

52,0

44,1

из них:

                 

мужчины

46,7

37,6

40,8

47,8

46,1

25,5

21,1

17,7

15,2

женщины

84,3

58,2

62,1

82,7

90,0

57,5

46,8

34,3

28,9

Уровень зарегистрированной безработицы 
(в процентах от экономически активного населения)

2,9

2,1

2,3

3,0

3,1

1,9

1,5

1,2

1,0


 

[www.belstat.gov.by]

 

 

   1.3. Государственная  политика в области занятости.  Основные направления национальной  программы регулирования занятости  в Республике Беларусь.

Программы по регулированию  безработицы. В любой стране безработица имеет огромное социальное звучание. Поэтому современное общество не может оставаться безразличным к проблеме занятости.

В высокоразвитых странах  регулярно разрабатываются различные  – общенациональные, региональные и т. п. – государственные программы  регулирования занятости населения.

Основные принципы их разработки определены в документах МОТ:

1) добровольность занятости;

2) равные возможности  занятости для всех граждан  страны;

3) содействие трудовой  мобильности;

4) социальное партнерство,  осуществление государственной  политики по обеспечению взаимодействия с профсоюзами и союзами работодатетелей;

5) обеспечения социальной  защиты в сфере безработицы.

Программы по регулированию  занятости обычно предполагают:

а) организацию рынка труда  в общенациональных масштабах;

б) непосредственное регулирование  трудовых отношений и условий  оплаты труда (минимальная зарплата и др.);

в) организация диалога  государства и союза предпринимателей с национальным и отраслевыми профсоюзами;

г) регулирование инвестиционной активности, активизация спроса на товары отечественного производства;

д) подавление монополистических  тенденций;

е) социальную защиту от безработицы.

Мероприятия, связанные с  организацией рынка труда, обычно направлены на развитие рыночной инфраструктуры, повышение степени информированности населения о спросе на рабочую силу и о наличии вакантных мест. Для этого создаются центры занятости, организуется переквалификация безработных, осуществляется социальная реабилитация.

В современных условиях актуализируются  вопросы, связанные с социальной защитой от безработицы. Национальная система страхования на случай потери рабочего места традиционно предполагает:

а) выплату пособий по безработице с учетом прежнего заработка  и существующего минимума заработной платы за счет накопленных сумм (взносы предприятий и работников, а также  дотации из бюджета),

б) разовые денежные льготы (продовольственные талоны, льготы по оплате жилья, пособия для детей  и др.).

Следует признать, что разработка и реализация таких программ оказывают позитивное воздействие на занятость населения. Вместе с тем не исключено и накопление побочных отрицательных эффектов. Так нарастает идеология социального патернализма, что заметно снижает стимулы к высокопроизводительному труду. Рост государственных расходов про дефиците бюджета ведет к повышению рыночной процентной ставки и снижает инвестиционную активность предпринимателей.

Социальное страхование  по случаю потери работы можно отнести  к пассивным формам регулирования  занятости.

Активный тип регулирования  занятости предполагает использование  методов, повышающих спрос и сокращающих  предложение рабочей силы.

И последнее. На разработку программ регулирования занятости  непосредственное воздействие оказывают доминирующие в стране теоретические представления  о проблемах безработице.

Курс на «эффективный спрос». Такой подход характерен для неокейнсианства. Так считается, что оптимизация в стране ситуации в сфере занятости в первую очередь зависит от объема совокупного спроса. Поэтому при регулировании занятости основное внимание уделяется обеспечению «эффективного спроса», появление которого автоматически увеличивает спрос на рабочую силу и уменьшает безработицу.

В кратковременном периоде  при формировании «эффективного  спроса» рекомендуется использовать такие мероприятия как организация общественных работ, уменьшение процентной ставки по банковским кредитам, Проводится активная финансовая политика, включая сдерживание роста реальной заработной платы через инфляцию, которая, обесценивая номинальные денежные доходы, подавляет возрастающую склонность населения к сбережениям.

В долгосрочном периоде основным средством стимулирования совокупного спроса выступают наращивание государственных заказов (национальным фирмам), повышение курса ценных бумаги др. Для финансирования государственных расходов допускается увеличение дефицита госбюджета и возрастание государственного долга.

При обосновании программ занятости используется теория мультипликатора занятости.

Мультипликатор  занятости. В данном случае воспроизводится основная идея мультипликатора затрат (или доходообразования). Однако на сей раз внимание обращается не на возрастание дохода («цепочка дохода»), а на прирост новых рабочих мест.

В увеличении занятости и  сокращении безработицы роль «первотолчка» выполняет прирост инвестиций, который обеспечивается не только частным бизнесом, но и государством. Исходные инвестиции и прирост производственных мощностей сопровождается открытием новых рабочих мест. Первичный прирост рабочих мест () в свою очередь вызывает по цепи взаимосвязей национальных видов производств общий прирост рабочих мест (совокупной занятости - ):

                                       

                                             

 

            Таким образом, с учетом известного  нам принципа мультипликатора  признается, что расширение исходной  занятости, непосредственно связано  с приростом инвестиций, неизбежно  вызывает увеличение совокупной  занятости. Занятость (L) рассматривается как функция объема производства:

 L = f (Q), зависит от доли инвестиций в ВВП [ 2,с.260].

   Особенности политики занятости в Республике Беларусь. В настоящих условиях развития нашей страны приоритетной задачей государства является разработка и осуществление такой политики занятости населения, которая сможет обеспечить социальную стабильность в обществе, повышение эффективности труда, смягчение последствий безработицы и приведение ее к естественному уровню. Реализация поставленной задачи возможна лишь путем совершенствования налоговой политики и других регулирующих механизмов.

В ближайшей перспективе (2006—2010 гг.) формирование трудового  потенциала будет происходить под  влиянием наметившейся тенденции к абсолютному сокращению численности населения трудоспособного возраста. Согласно прогнозу, численность трудовых ресурсов страны вследствие негативных демографических процессов уменьшится с 6193 тыс. чел. в 2005 г. до 6115 тыс. в 2010 г., или на 1,3 % . Количество занятых в производственной сфере экономики сократится с 1904 тыс. чел. в 2005 г. до 1715 тыс. в 2010 г., или на 10 %. При этом число работающих в промышленности уменьшится с 1064 до 965 тыс. чел. (на 9,3 %), в сельском хозяйстве — с 445 до 365 тыс. (на 18 %), в строительстве — с 326 до 320 тыс. чел. (1,8 %).

 В результате реализации комплекса мер, направленных на развитие социальной сферы и внедрение социальных стандартов, прежде всего в сельской местности, одновременно будет иметь место переориентация структуры занятости на социальные отрасли. По прогнозу, доля работающих в сфере услуг возрастет в 2010 г. до 59 % (против 53 % в 2003 г.). Анализ современного состояния занятости населения показывает, что рынок труда формируется под воздействием демографических факторов, зависит от развития и использования трудовых ресурсов и общего состояния экономики.

Основные проблемы занятости  населения в дальнейшем будут связаны с формированием ее рациональной структуры, ускоренным развитием негосударственных форм и видов хозяйствования, межотраслевой и территориальной мобильностью рабочей силы, расширением системы подготовки и переподготовки кадров, отвечающей потребностям рыночной экономики. Реализация указанных мер создаст реальные предпосылки для повышения эффективности в использовании рабочей силы. В связи с вышеизложенным правительственными программами по реформированию производственной сферы предусматриваются прежде всего преобразование отраслей материального производства и сокращение численности работающих в них. В непроизводственной сфере будут созданы реальные условия для роста занятости за счет увеличения размера инвестиций, направленных на ее развитие, а также формирования разветвленной сети малых предприятий по обслуживанию населения.

В 2006—2010 гг. особое значение приобретает решение проблемы занятости, связанной с развитием рыночных инфраструктур, более широкое распространение получит предпринимательская деятельность граждан. В период экономического роста частный сектор может стать одним из основных позитивных регуляторов уровня занятости в стране.

С учетом сложившейся в  сфере занятости населения ситуации для Республики Беларусь наиболее приемлем активный подход к ее регулированию. В то же время активная политика должна не ограничиваться лишь административными мерами воздействия, а базироваться на оптимальном сочетании организационных, экономических и административных мер, что будет способствовать достижению основной цели государства в области трудовых отношений — обеспечению полной и эффективной занятости населения.

Основные задачи, стоящие  перед государством в области  занятости, заключаются в следующем:

•  обеспечение эффективной  занятости населения в результате сокращения избыточной рабочей силы и при повышении производительности труда;

•  сохранение и развитие кадрового потенциала белорусской  экономики посредством повышения квалификации рабочих и служащих, опережающего переобучения персонала при реструктуризации предприятий;

•  совершенствование  структуры занятости населения  путем создания новых рабочих  мест и свободного перемещения рабочей силы по отраслям и территориям;

•  содействие развитию самозанятости  и малого предпринимательства в сфере производства на базе реконструируемых предприятий;

•  повышение конкурентоспособности  рабочей силы посредством создания системы непрерывного образования, профессионального обучения и переподготовки кадров в соответствии с потребностями структурной перестройки производства;

•  содействие внешней  трудовой миграции населения;

•  расширение масштабов  обучения безработных с учетом конкретных потребностей нанимателей и гарантией  последующего трудоустройства;

•  обеспечение государственных  гарантий занятости и эффективной системы помощи в трудоустройстве граждан с ограниченной трудоспособностью;

•  снижение уровня молодежной и длительной безработицы и др.

Политика занятости будет  ориентирована на повышение эффективности труда, ускорение прогрессивных сдвигов в данной сфере, формирование категорий активных и конкурентоспособных работников, удержание регистрируемой безработицы в пределах социально допустимого уровня.

Информация о работе Модели макроэкономической политики государства