Модель равновесия на рынках благ и денег

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 08:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данного проекта является исследование открытой экономики.
Задачами исследования являются следующие:
- изучение совместного равновесия товарного и денежного рынков;
- изучение относительной эффективности фискальной и денежной политики;
- изучение модели IS-LM для анализа последствий стабилизационной политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………….………………………………...3
1. МОДЕЛЬ СОВМЕСТНОГО РАВНОВЕСИЯ НА РЫНКАХ БЛАГ И ДЕНЕГ……………………………………………………………………………..5
1.1. Кривая IS: равновесие на рынках благ. Смещение кривой IS………5
1.2. Кривая LM: равновесие на рынке денег. Смещение кривой LM……9
1.3. Равновесие в модели IS-LM………………………………………….12
2. АНАЛИЗ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В МОДЕЛИ IS-LM……………………………………………………………………………..16
2.1. Денежно-кредитная политика в модели IS-LM……………………..16
2.2. Бюджетно-налоговая политика в модели IS-LM……………..……..20
2.3. Использование модели IS-LM при разработке стабилизационной политики………………………………………………………………………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..35

Работа содержит 1 файл

МОДЕЛЬ СОВМЕСТНОГО РАВНОВЕСИЯ НА РЫНКАХ БЛАГ И ДЕНЕГ.doc

— 201.50 Кб (Скачать)

     Налогово-бюджетная политика при тех же условиях оказывается полностью неэффективной: рост государственных расходов полностью вытесняется сокращением чистого экспорта, так что совокупный спрос и уровень доходов останутся без изменения.

     При плавающем обменном курсе и низкой мобильности капитала денежная политика понижает процентную ставку и оказывает стимулирующее влияние на производство через рост потребительских расходов и инвестиций, не изменяя при этом торговый баланс.

     Налогово-бюджетная политика при тех же условиях также дает высокий эффект: она удешевляет национальную валюту, а значит, создает благоприятные условия для роста экспорта, который усиливает результативность бюджетных расходов с точки зрения их влияния на объем производства и доходы.

     Итак, макроэкономический анализ функционирования рыночной экономики служит основанием для включения в число экономических функций государства проведение стабилизационной экономической политики, целями которой являются: поддержание общего экономического развития государства при полной занятости населения; устойчивый рост экономики; стабильный уровень цен; сбалансированный платежный баланс страны.

     Под стабилизационной политикой государства понимается система экономических мероприятий правительства, направленных на сдерживание роста безработицы и инфляции, стимулирование экономического роста, обеспечение платежного баланса страны.

     По набору используемых мероприятий эту политику принято делить на фискальную, денежно-кредитную и комбинированную. Фискальная политика сводится к воздействию на экономическую конъюнктуру посредством манипулирования государственным бюджетом. Как правило, она сопровождается эффектом вытеснения, ведущим к перераспределению прав использования факторов производства от частного сектора к государству. Денежно-кредитной политикой называют регулирование экономической активности посредством изменения количества находящихся в обращении денег. Эффективность как фискальной, так и денежно-кредитной политики снижается в результате противодействия ценового механизма [5, с. 136].

     В качестве комбинации целей проведения стабилизационной политики в открытой экономике выступает двойное равновесие — совместное равновесие на всех макроэкономических рынках страны при полной занятости и нулевом сальдо ее платежного баланса. Сальдо платежного баланса страны равно нулю, если чистый экспорт товаров и услуг равен чистому экспорту капитала. От состояния платежного баланса зависит количество денег, обращающихся внутри страны, а, следовательно, и общая экономическая конъюнктура.

     Кроме инструментов фискальной и денежно-кредитной политики, для воздействия на экономическую конъюнктуру в открытой экономике у правительства есть возможность использовать валютную политику в виде регулирования курса национальной валюты и условий перелива мирового капитала. В то же время в условиях фиксированного валютного курса центральный банк не может проводить самостоятельную денежную политику, а при плавающем валютном курсе результативность фискальной политики тем ниже, чем мобильнее перелив капиталов между странами.

     Необходимый для достижения двойного равновесия конкретный набор мероприятий стабилизационной политики предопределяется текущим состоянием экономической конъюнктуры. При этом необходимо использовать одновременно столько разновидностей экономических политик, сколько целей предусматривается достичь.

     Таким образом, в экономическом развитии государства особую роль играет стабилизационная политика, которая предполагает под собой систему мероприятий правительства, направленных на стимулирование или сдерживание роста национальной экономики посредством налогов, государственных расходов, объема предложения денег и административного регулирования.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Денежный  и товарный рынки находятся в  процессе постоянного взаимодействия. Изменения на одном рынке отражаются на другом. И это происходит постоянно, за исключением случая ликвидной ловушки. Процесс взаимодействия этих рынков и показывает модель IS-LM, в которой товарный и денежный рынки представлены как части единой макроэкономической системы.

     Модель IS-LM позволяет оценить влияние  на экономику фискальной и денежно-кредитной политики.

     Одним из последствий увеличения фискальных расходов является рост процентных ставок, приводящий к сокращению инвестиций и частного потребления. Конечный эффект от фискальной политики государства  зависит от состояния экономики. При неполной занятости эффект вытеснения проявляется в росте объема выпуска и сохранении стабильного уровня цен. При повышении занятости увеличение госрасходов способствует росту производства, и одновременно росту уровня цен. А в состоянии полной занятости активная фискальная политика приведет к росту уровня цен и спровоцирует инфляцию спроса.

     Денежно-кредитная  политика наиболее эффективна, когда  увеличение предложения денег приводит к росту национального дохода и снижению процентных ставок. В  ситуации ликвидной ловушки денежно-кредитная политика неприемлема, потому что ведет к инфляции.

     И фискальная, и монетарная экспансия  вызывает лишь краткосрочный эффект увеличения занятости и выпуска, не способствуя росту экономического потенциала. Задача обеспечения долгосрочного экономического роста не может быть решена с помощью политики регулирования совокупного спроса. Стимулы к экономическому росту связаны с политикой в области совокупного предложения.

     Рыночный  механизм не обеспечивает устойчивого  макроэкономического равновесия между инвестиционным спросом и предложением сбережений. Поэтому необходимо активное вмешательство государства: когда спрос велик, сбережения малы, а кредит дорог, государство должно стимулировать предложение товаров и услуг, следя за инфляцией; если спрос низок, сбережения велики, то государство должно стимулировать спрос, не сокращая производство.

     Таким образом, процесс взаимодействия товарного  и денежного рынков (графически этот процесс отображает модель IS-LM) изучается  для регулирования равновесия в рыночной экономике, достижения её оптимального состояния (макроэкономического равновесия) при помощи воздействия на экономику государства, правительства, Центрального Банка различными экономическими инструментами.

     Модель  IS-LM служит матрицей при разработке стабилизационных мер. Если национальная экономика подвержена IS-шокам, из ящика регулирующих инструментов извлекаются стимуляторы денежного предложения; и наоборот, если экономика страдает от денежных шоков, в ход пускаются ценообразующие факторы при установлении фиксированного процента. В условиях неустойчивого поведения обоих параметров приходится «играть на всех клавишах».

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

     
  1. Агапова, Т.А. Макроэкономика: учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серёгина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2001. – 448 с.
  2. Антонова, Н.Б. Государственное регулирование экономики: учебник / Н.Б. Антонова. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. – 775 с.
  3. Базылев, Н.И. Макроэкономика: учеб. пособие / Н.И. Базылев. – Минск: Соврем. школа, 2007. – 288 с.
  4. Базылев, Н.И. Курс макроэкономики в таблицах и схемах: учеб. пособие/Н.И. Базылев, М.Н. Базылева. – Минск: Соврем.школа, 2010. – 144 с.
  5. Бункина, М.К. Макроэкономика: учебник/ М.К.Бункина, А.М.Семёнов. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2000. – 512 с.
  6. Головачев, А.С. Макроэкономика: курс лекций / А.С. Головачев, И.В. Головачева. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003. – 256 с.
  7. Демчук, М.К. Республика Беларусь: системные принципы устойчивого развития / М.К. Демчук. – Минск: РИВШ БГУ, 2003. – 342 с.
  8. Дорнбуш, Р. Макроэкономика / Р. Дорнбуш, С. Фишер,О.В. Иванова; пер. с англ. – М.: Изд-во МГУ: Инфра-М, 1997. – 784 с.
  9. Иванов, Ю.Н. Основы национального счетоводства: учебник / Ю.Н. Иванов, С.Е. Казаринова, Л.А Карасева. – М.: Инфра-М., 2005. – 480 с.
  10. Ивашковский, С.Н. Макроэкономика: учебник / С.Н. Ивашковский. – М.: Дело, 2004. – 472 с.
  11. Лемешевский, И.М. Макроэкономика: учеб. пособие / И.М. Лемешевский. – Минск: ООО «ФУА информ», 2004. – 576 с.
  12. Луссе, А.В. Макроэкономика: краткий курс: учеб. пособие / А.В. Луссе. – СПб.: Питер, 2001. – 240 с.
  13. Лутохина, Э.А. Макроэкономика: социально ориентированный подход: учебник для студ. вузов / Э.А. Лутохина, В.В. Козловский, Н.Я. Кажуро; под ред. Э.А. Лутохиной. – Минск: УП «ИВЦ Минфина», 2005. – 400 с.
  14. Макроэкономика: учеб. пособие / Т.С. Алексеенко [и др.]; под общ. ред. Л.П. Зеньковой. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 380 с.
  15. Макроэкономика: учеб. пособие / И.В. Новикова [и др.];40 под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2006. – 391 с.
  16. Макроэкономика: учебник / Э.А. Лутохина [и др.]; под общ. ред. Э.А. Лутохиной. – Минск: ОДО «Равноденствие», 2004. – 296 с.
  17. Миллер, Р.М. Современные деньги и банковское дело/ Р.М. Миллер. – М.: ИНФРА-М, 2000. — 856 с.
  18. Национальная экономика Беларуси: учебник / В.Н. Шимов [и др.]; под общ. ред. В.Н. Шимова. – Минск: БГЭУ, 2006.– 751 с.
  19. Селищев, А.С. Макроэкономика / А.С. Селищев. – СПб.: Питер, 2000. – 448 с.
  20. Сорокина, Т.В. Государственный бюджет: учеб. пособие /Т.В. Сорокина. – Минск: БГЭУ, 2003. – 289 с.
  21. Тарасевич, Л.С. Макроэкономика: учебник / Л.С. Тарасевич, В.М. Гальперин. – изд. 3-е, перераб . и доп. – М.: СПб, 1999. – 656 с.
  22. Фролова, Т.А. Экономическая теория: конспект лекций/ Т.А.Фролова.Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009. – 346 с.

Информация о работе Модель равновесия на рынках благ и денег