Модель равновесия на рынках благ и денег

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 08:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данного проекта является исследование открытой экономики.
Задачами исследования являются следующие:
- изучение совместного равновесия товарного и денежного рынков;
- изучение относительной эффективности фискальной и денежной политики;
- изучение модели IS-LM для анализа последствий стабилизационной политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………….………………………………...3
1. МОДЕЛЬ СОВМЕСТНОГО РАВНОВЕСИЯ НА РЫНКАХ БЛАГ И ДЕНЕГ……………………………………………………………………………..5
1.1. Кривая IS: равновесие на рынках благ. Смещение кривой IS………5
1.2. Кривая LM: равновесие на рынке денег. Смещение кривой LM……9
1.3. Равновесие в модели IS-LM………………………………………….12
2. АНАЛИЗ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В МОДЕЛИ IS-LM……………………………………………………………………………..16
2.1. Денежно-кредитная политика в модели IS-LM……………………..16
2.2. Бюджетно-налоговая политика в модели IS-LM……………..……..20
2.3. Использование модели IS-LM при разработке стабилизационной политики………………………………………………………………………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..35

Работа содержит 1 файл

МОДЕЛЬ СОВМЕСТНОГО РАВНОВЕСИЯ НА РЫНКАХ БЛАГ И ДЕНЕГ.doc

— 201.50 Кб (Скачать)

     В целом, чистый эффект (net effect) от увеличения реальных государственных расходов на равновесный реальный доход будет иметь положительное значение (рис. 2.3). Также повышается равновесная процентная ставка. Если государственные расходы сократились, равновесный реальный доход уменьшится и равновесная процентная ставка также уменьшится [17, с. 547].

     Предположим, что вместо увеличения государственных  расходов были снижены налоги. В этом случае график IS вновь сместился бы вправо. Величина, на которую сместится график, была бы равна величине снижения налоговых ставок, умноженной на мультипликатор налогов, т. е. М1 = —МРС/(1 — МРС). В результате увеличится равновесный уровень реального дохода. Однако окончательная величина прироста будет меньше расстояния, на которое сместится график IS, Причиной этого будет тот факт, что при увеличении объема реального дохода также увеличится спрос на деньги и повысится ставка процента. В результате сократится реальный доход. Таким образом, совокупное воздействие снижения налогов приводит к повышению как равновесной номинальной процентной ставки, так и уровня реального дохода. Повышение налоговых ставок в свою очередь приводит к противоположным результатам.

     Очень проста причина того, что равновесный  уровень реального дохода в модели IS-LM в результате проведения экспансионистской бюджетно-налоговой политики (увеличения государственных расходов или снижения налоговых ставок) вырастет на меньшую величину, чем предписывается традиционным эффектом мультипликатора. Когда реальный доход начинает расти, то же происходит и с объемом спроса на деньги, и с равновесной процентной ставкой. Повышение процентной ставки приводит к сокращению инвестиций фирм. В результате реальный доход уменьшается на величину, равную сокращению ожидаемых инвестиций в соответствии с эффектом мультипликатора.

     Следовательно, увеличение государственных расходов или снижение налогов, вызывая изменения ставки процента, приводит к снижению частных расходов фирм. Экономисты называют это явление эффектом вытеснения {crow ding-out effect) частных инвестиций вследствие роста государственных расходов. Этот эффект вытеснения напоминает положение классической модели, в соответствии с которым рост дефицита государственного бюджета полностью вытесняет равное ему количество частных расходов на товары и услуги. Однако в кейнсианской модели полное вытеснение не имеет места. Скорее, суммарный равновесный реальный доход увеличивается, когда государственные расходы растут или налоги снижаются [12, с. 125].

     Что определяет относительный размер эффекта  вытеснения? Предположим, что наклон графика IS на рис. 2.3 был бы большим (т. е. ожидаемые инвестиции стали бы неэластичными по проценту), а наклон графика LM был бы менее значительным (так что спрос на деньги оказался бы эластичным по проценту). При таком положении окончательный прирост реального дохода практически соответствовал бы величине, на которую сместился график IS. В этом случае эффект вытеснения был бы незначительным.

     И наоборот, если бы график IS на рис. 2.3 был пологим (т. е. ожидаемые инвестиции оказались бы эластичными по проценту), а график LM — крутым (т. е. спрос на деньги был бы менее эластичен по проценту), то окончательный прирост реального дохода стремился бы к нулю. В этом случае наблюдалось бы полное вытеснение инвестиций. Из этого можно сделать вывод, что эффект вытеснения становится более заметным, когда повышается эластичность ожидаемых инвестиций по проценту. Эффект вытеснения также усиливается при уменьшении эластичности спроса на деньги [12, с. 126].

     Отметим также, что при горизонтальном графике IS (ожидаемые инвестиции абсолютно неэластичны) и вертикальном графике LM (спрос на деньги абсолютно неэластичен по проценту) возникает крайний случай полного эффекта вытеснения. При этом увеличение государственных расходов повлечет за собой смещение графика IS по горизонтали, причем уровень реального дохода останется неизменным. Это означает, что реальные инвестиции уменьшатся на величину, соответствующую приросту государственных расходов, т. е. будет иметь место полный эффект вытеснения. Этот случай сам по себе является аналогией классической модели. Это объясняется тем, что классическая модель подчеркивает чувствительность ожидаемых инвестиций к изменению процентных ставок и также отмечает независимость спроса на деньги от ставки процента. В этом случае, как показывает модель IS-LM, имеет место полный эффект вытеснения. 
 
 

 

    1. Использование модели IS-LM при разработке стабилизационной политики
 

     В современных условиях растущей интернационализации хозяйственной жизни и ее глобализации система макроэкономических взаимосвязей значительно усложняется, и процессы, происходящие внутри национальной экономики, испытывают на себе мощное воздействие результатов внешнеэкономической деятельности. В то же время экономические показатели, характеризующие состояние внешнего сектора, находятся под влиянием внутренних макроэкономических процессов. Все это делает более сложным формирование и проведение макроэкономической политики, различные направления которой должны быть скоординированы с учетом возрастающего числа факторов. Проводя макроэкономическую политику, государство традиционно стремится, прежде всего, к достижению такого внутреннего равновесного; состояния экономики, когда обеспечивается полная занятость, темпы инфляции минимальны и поддерживаются стабильные темпы экономического роста. Вместе с тем, в современной открытой экономике проблема внешнего равновесия, т.е. равновесного состояния платежного баланса, становится в один ряд с важнейшими внутренними макроэкономическими проблемами. Это обусловлено, с одной стороны, тем, что состояние платежного баланса в целом и отдельных его составных частей, а также динамика валютного курса имеют важное макроэкономическое значение, во многом определяя темпы внутренней инфляции, уровень процентных ставок, динамику инвестиций, состояние государственного бюджета, изменение конкурентоспособности страны на мировых рынках, размеры совокупного спроса и многие другие важнейшие характеристики национальной экономики. С другой стороны, в современных условиях от режима и динамики валютного курса, а также от степени международной мобильности капиталов в значительной мере зависят и выбор инструментов экономической политики, и ее эффективность.

     В открытой экономике должно одновременно достигаться как внутреннее, так и внешнее равновесие. Внутреннее равновесие,– баланс потребностей и ресурсов в форме соответствия совокупного спроса совокупному предложению, причем в условиях полной занятости и отсутствия инфляции. Внешнее равновесие связано со сбалансированным торговым и платежным балансом и заданным режимом валютного курса, что предполагает поддержание определенного уровня валютных резервов. Иначе говоря, к рынкам товаров и услуг, труда и капитала и ценных бумаг добавляется еще и валютный рынок [8, с. 148].

     Как показали исследования, экономическая политика, направленная на достижение только внутреннего равновесия (обычно через регулирование совокупного спроса) лишь в исключительных случаях одновременно приводит и к внешнему равновесию. Аналогичная ситуация складывается при обособленном регулировании внешнего равновесия. Поэтому задача одновременного достижения внешнего и внутреннего баланса ставится как отдельная и поддается решению обычно с большим трудом.

     В ходе анализа проблемы внутреннего и внешнего равновесия был выработан фундаментальный принцип разработки и проведения экономической политики: для достижения двух независимых целей — внутреннего баланса (желательный объем выпуска при естественном уровне безработицы и низкой или нулевой инфляции) и внешнего баланса (сальдо платежного или торгового баланса равно нулю) требуются, по крайней мере, два независимых инструмента экономической политики. Соответственно для достижения трех целей экономической политики должны быть использованы три инструмента и так далее.

     Теоретический аспект проблемы внутреннего и внешнего равновесия часто рассматривается с использованием несколько модифицированной модели IS-LM путем добавления к ней третьей кривой ВР, показывающей равновесие платежного баланса. Модель IS-LM-BP позволяет проанализировать состояние достижения внутреннего и внешнего равновесия в открытой экономике. Эта модель строится для разных режимов валютных курсов - фиксированного и плавающего, а также для разной степени мобильности капитала.

     Для анализа наиболее эффективных путей достижения цели обеспечения двойного равновесия в открытой экономике используется модель Манделла – Флеминга. Модель была разработана для режима фиксированных валютных курсов, однако она абсолютно применима и для режима плавающих валютных курсов. Модель Манделла-Флеминга разработана на основе модели IS-LM и исследует условия установления двойного равновесия в краткосрочном периоде. Точно так же, как модель IS-LM позволяет выяснить условия установления внутреннего равновесия и оценить эффективность различных видов политик в закрытой экономике, модель Манделла-Флеминга используется для оценки последствий монетарной и фискальной политики в условиях открытой экономики. С этой целью необходимо дополнить модель IS-LM кривой равновесия платежного баланса (ВР). Платежный баланс находится в равновесии, если сумма сальдо счета текущих операций (NX) и сальдо счета движения капитала (CF) равна нулю.

     BP = NX + CF = 0 

     Кривая платежного баланса имеет положительный наклон, поскольку рост дохода ведет к увеличению импорта и к дефициту счета текущих операций (отрицательному чистому экспорту). Для обеспечения равновесия (нулевого сальдо) платежного баланса дефицит счета текущих операций должен быть скомпенсирован равновеликим положительным сальдо счета движения капитала. Приток капитала в страну может быть обеспечен лишь в случае, если внутренняя ставка процента повысится. Превышение внутренней ставки процента над мировой ставкой процента означает, что доходность финансовых активов данной страны будет выше, чем в других странах, и сделает их более привлекательными для иностранцев. Таким образом, более высокому уровню дохода должна соответствовать более высокая ставка процента [10, с. 198].

     Главным фактором, определяющим наклон кривой ВР, выступает степень международной мобильности капитала, характеризуемая коэффициентом с. Чем выше степень международной мобильности капитала (коэффициент с большой), тем более пологая кривая ВР. Это означает, что чувствительность изменения величины потока капитала по изменению разницы между внутренней и мировой ставками процента велика, т.е. даже незначительное превышение внутренней ставки процента над мировой приведет к значительному притоку иностранного капитала в страну. Если мобильность капитала абсолютная, то кривая ВР имеет горизонтальный вид (коэффициент с равен бесконечности). Если мобильность капитала низкая, то кривая ВР крутая.

     Если международная мобильность капитала отсутствует (степень международной мобильности капитала равна 0), то кривая ВР вертикальна (коэффициент с = 0).Степень международной мобильности капитала оказывает наиболее существенное влияние на эффективность монетарной политики в открытой экономике. Очень важным фактором выступает также режим валютных курсов. Различают два режима:

     1) режим фиксированного валютного курса;

     2) режим плавающего валютного курса.

     Стабилизационная политика в открытой экономике представляет собой набор мер государственного воздействия на экономику, направленную на обеспечение двойного равновесия – внутреннего и внешнего. Основными мерами воздействия государства на экономику являются денежная и налогово-кредитная политика (монетарная и фискальная).

     Результаты денежной и налогово-бюджетной политики существенно различаются в зависимости от принятой системы определения обменного курса валют. Фиксированный обменный курс потребует от ЦБ вмешательства в ситуацию на валютном рынке в качестве покупателя или продавца иностранной валюты, чтобы сохранить обменный курс на заданном уровне. Это лишает его возможности проводить целенаправленную денежную политику, поскольку валютные интервенции будут изменять объем денежной массы в экономике. При плавающем обменном курсе резервы ЦБ останутся постоянными, так как он не проводит валютных инвестиций, что позволит ему проводить целенаправленную денежную политику.

     Эффективность денежной и налогово-бюджетной политики будет различной в зависимости от степени мобильности капитала между странами. Высокая мобильность капитала означает, что даже небольшое изменение внутренней процентной ставки вызывает практически неограниченный межстрановый перелив капитала. При низкой мобильности капитала изменение внутренней процентной ставки будет оказывать незначительное влияние на перелив капитала между странами [9, с. 87].

     При фиксированном обменном курсе и высокой мобильности капитала денежная политика оказывается неэффективной, поскольку увеличение предложения денег понизит процентную ставку и вызовет отток капитала из страны, а, следовательно, снижение курса национальной валюты. Для поддержания курса на стабильном уровне ЦБ вынужден будет осуществлять валютную интервенцию, что уменьшит объем денежной массы в экономике и вернет уровень производства, занятости и доходов в начальное состояние. Таким образом, единственным результатом стимулирующей денежной политики при фиксированном обменном курсе и высокой мобильности капитала будет потеря ЦБ своих международных валютных резервов.

     Повысить уровень занятости и доходов в этих условиях можно лишь с помощью активной налогово-бюджетной политики. Поскольку данная политика не изменяет процентную ставку, в экономике отсутствует и "эффект вытеснения" частных инвестиций и потребительских расходов. Образовавшийся избыток платежного баланса заставит ЦБ скупить иностранную валюту, увеличивая тем самым количество денег в обращении, что еще больше повысит занятость и доходы.

     При фиксированном обменном курсе и низкой мобильности капитала денежная политика будет столь же эффективной, как и при высокой мобильности капитала: она уменьшит лишь валютные резервы ЦБ, не изменяя уровня реального производства и доходов [3, с.359].

     Стимулирующая налогово-бюджетная политика при фиксированном курсе и низкой мобильности капитала способствует росту производства и дохода лишь в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде изменится лишь структура совокупного спроса (государственные расходы возрастут, но сократятся инвестиции и потребительские расходы, не изменяя, таким образом, уровень производства и доходов). Кроме того, ЦБ вынужден будет продать часть валютных резервов, удовлетворяя спрос на иностранную валюту со стороны импортеров.

     При плавающем валютном курсе и высокой мобильности капитала денежная политика приносит реальные результаты: она увеличивает чистый экспорт, занятость и национальный доход. В отличие от закрытой экономики, в которой эффективность денежной политики проявляется через процентную ставку, в открытой экономике ее влияние на занятость и доходы осуществляются через обменный курс.

Информация о работе Модель равновесия на рынках благ и денег