Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 17:23, контрольная работа
В конце XX в. появилась экономика нового типа - глобальная экономика. Ее отличительная особенность состоит в том, что все основные виды экономической деятельности - производство и потребление товаров и услуг, управление, распространение информации и технологий, функционирование рынков - осуществляются в глобальном масштабе. Так, М. Кастельс определяет глобальную экономику как «экономику, способную работать как единая система в режиме реального времени в масштабе всей планеты».
Введение 3
1 Понятия. Экономический словарь 4
1.1 Общие понятия об услугах 4
1.2 Аренда машин и оборудования 6
1.3 Информационные услуги 7
1.4 Реклама 7
1.5 Страхование 8
2 Основные действия, с которыми сталкивается явление 10
3 Законодательно-правовая база. Регулирование
мирового рынка услуг 21
4 Россия на мировом рынке услуг 25
5 Влияние мирового финансового кризиса на международный
рынок услуг 30
Заключение 33
Список литературы 35
С 1 января 1995 года Соглашение о регулировании торговли услугами вошло в качестве неотъемлемой и составной части в пакет документов о создании Всемирной торговой организации. [1,с.102]
В соответствии с положениями Генерального соглашения по торговле услугами ГАТС (General Agreement on Trade in Services, GATS) члены ВТО должны придерживаться следующих принципов:
· обеспечение прозрачности системы регулирования сферы услуг на своей территории;
· гарантия доступа к национальным процедурам разрешения споров, в особенности к кассационным процедурам в отношении административных решений;
· не увеличение ограничений в доступе на рынок и следование принципу национального режима, если такое обязательство было внесено в национальный список обязательств;
· соблюдение процедур разрешения споров во всех областях, регулируемых ВТО, что, среди прочего, означает, что данная страна должна быть готова к возможности ответных действий в ином секторе, чем тот, в котором был нанесен ущерб (cross-retaliation);
· участие в будущих переговорах о новых аспектах обмена в сфере услуг, а также о содержании национальных списков обязательств.
В то же время каждая страна имеет право:
· сохранять национальную монополию на предоставление некоторых услуг либо выделять одного или несколько услугодателей, которым предоставляются исключительные или специальные права;
· ужесточать регулирование сферы услуг в отношении всех услугодателей при соблюдении принципа не дискриминации;
·
сохранять исключения в определенных
ситуациях, включая отступления
от принципа наибольшего
· применять ограничения в целях защиты платежного баланса;
· использовать различное трактование отечественных и заграничных субъектов, если это продиктовано интересами защиты потребителей, акционеров и т.п., т,е. применять так называемые правила предусмотрительности (prudentials);
·
участвовать в интеграционном объединении
с более высоким уровнем
4 Россия на мировом рынке услуг
В настоящее время Россия находится в процессе присоединения к ВТО, и переговоры по торговле услугами составляют самый трудный, завершающий этап на пути этого присоединения. Речь идет о международных сделках, охватывающих самые разнообразные сферы деятельности – оптовую и розничную торговлю, банковское дело, страхование, аудит, транспорт и телекоммуникации, строительство и инжиниринг, здравоохранение и туризм и т.д.
Россия,
ведя переговоры по торговле услугами,
должна учитывать, что ей необходимо
представить перечень обязательств
по доступу иностранных
В процессе выработки обязательств по доступу иностранных поставщиков услуг необходимо найти баланс между интересами по защите своего внутреннего рынка и потребностью в иностранных инвестициях для создания современной инфраструктуры; между преимуществами, которые получают российские поставщики на внешних рынках в результате присоединения к ВТО, и степенью активности иностранцев на территории РФ.
Устранение противоречий между интересами российских и иностранных производителей требует больших усилий. В первую очередь это связано с тем, что сфера услуг, меры по ее регулированию являются относительно новой проблемой для нашей страны. В настоящий момент Россия особенно нуждается в создании стройной, более совершенной системы правового регулирования сферы услуг, в этом отношении положительное значение может иметь использование опыта ВТО по урегулированию внешнеэкономической деятельности в сфере услуг.
Кроме
того, все еще остается проблема
соответствия международного метода статистического
учета услуг системе
Следует
учитывать, что по мере «взросления»
ВТО, и ГАТС в частности, к странам,
вступающим в эту организацию, будут
предъявляться высокие
На
современном этапе позиция
Нетто-экспортером на мировом рынке Россия остается в сфере транспортных услуг. Так, до 1996г. около половины всего экспортного потенциала России в торговле услугами обеспечивалась за счет транспортных услуг. Однако уже в 1997г. эта доля сократилась до 25%. Как свидетельствует мировой опыт, при проведении экономических преобразований необходимо уделять большое внимание развитию системы транспортных коммуникаций. В настоящее время Россия по степени развития основных видов транспорта существенно отстает от мирового уровня. В частности, по уровню соответствия принятым международным стандартам в совокупности по всем видам транспорта Россия занимает 45-е место в мире, по железнодорожному транспорту – 34-е место, по автодорогам – 43-е, по авиатранспорту – 46-е и по портовому хозяйству – 50-е.
Импорт
же транспортных услуг повышается,
что свидетельствует о
Туризм как наиболее динамично развивающаяся сфера услуг занимает первое место в отраслевой структуре российской торговли услугами. На него приходится более 50% ее объема. Но поскольку в настоящее выезд отечественных граждан за рубеж существенно превосходит въездной поток, туризм является и крупнейшей расходной статьей российского баланса услуг.
На долю других видов услуг в 2006г. приходилось около 20% общего объема торговли услугами.
В последнее время наблюдается благоприятная динамика отраслей услуг в российской экономике, быстрое формирование целого ряда услуг, прежде всего телекоммуникаций, кредитно-финансовых, деловых, расширение торговли.
Конкурентоспособность России проявляется главным образом в области услуг связи (в основном за счет космических разработок) и в сфере еще имеющихся научно-технических разработок (в торговле ройалти и лицензиями). Однако в рейтинге стран по уровню телекоммуникационных систем она занимает 42-е место. Отставание системы связи в России от общемировых стандартов объясняется недостаточными ассигнованиями на эти цели. Чтобы приблизиться к мировому уровню, по оценкам специалистов, необходимы инвестиции в размере 60 млрд. долларов. Сейчас основные телекоммуникационные системы комплектуются на 40 % за счет оборудования иностранного производства.
В условиях становления многоукладной экономики и развития рыночных отношений в стране происходят существенные изменения в сфере услуг. Значительно возрастают объемы услуг, специфически присущих рыночной экономике (банковских, финансовых, риэлторских, страховых, юридических). В торговле финансовыми услугами Россия вероятно и в дальнейшем будет действовать через зарубежные финансовые структуры.
Страхованию в России отводилась второстепенная роль. Объем страхового обеспечения в расчете на душу населения в России остается чисто символической величиной. При среднемировом уровне потребности в страховых услугах около 2000 – 2050 $ в год на душу населения размер таких услуг в России в 1000 раз меньше, всего 2$. Для сравнения: фактические реальные величины страхового обеспечения на душу населения в России в 900 раз меньше, чем в Англии, в 1120 раз меньше, чем в США, 1420 раз меньше, чем в Швейцарии.
В
структуре российской торговли услугами
почти отсутствует экспорт
В международном обмене услугами основным для России, в отличие от большинства развитых стран, является внешнеторговый канал – трансграничная торговля. Однако в импорте услуг существенная доля приходится на второй канал – торговлю услугами филиалов иностранных компаний, находящихся на российской территории. В России представлены филиалы многих компаний – мировых лидеров в различных отраслях услуг, опыт которых в существенной степени влияет на формирование рыночных отношений в нашей стране. [1,с.107]
Улучшение ситуации в сфере
услуг в России во многом
зависит от иностранных
5 Влияние мирового финансового кризиса на международный рынок услуг
Мировой финансовый кризис вынуждает большинство компаний из различных сфер деятельности сокращать свои издержки и изыскивать все новые и новые способы экономии. Среди наиболее популярных шагов – увольнение неэффективно работающих сотрудников, сокращение рекламных и маркетинговых бюджетов, и, конечно же, отказ от инвестиций в развитие.
Однако, все эти способы так или иначе негативно влияют на деятельность любой компании и принятие соответствующих решений всегда проходит весьма болезненно. Тем не менее, существуют и другие, относительно «мирные» способы экономии, которые не оказывают никакого отрицательного влияния на бизнес-процессы. Это, в первую очередь, аутсорсинг IT- и телекоммуникационной инфраструктуры. Ведь вместо закупки дорогостоящего оборудования, затрат на его поддержку и модернизацию, а также найма персонала значительно эффективнее воспользоваться услугами специализированных центров обработки данных (ЦОД) и внешних call-центров. Помимо избавления от существенных затрат, их преимуществом также является оперативная масштабируемость: например, сегодня нужен call-центр на 20 операторов, а завтра потребуется 50 или же, наоборот, будет достаточно 10. Поэтому, как считают многие эксперты, рынок подобных услуг не только окажется не подверженным негативному влиянию кризиса, но и получит мощный стимул развития.
Несмотря на то, что некоторые компании сокращают свой бизнес или вовсе его прекращают, что негативно сказывается на продажах услуг, очень многие сегодня размещают новые заказы на организацию ЦОДов по хранению и передачи данных, так как это сокращает операционные расходы компании и позволяет поддерживать бизнес.
Рынок центров обработки данных, архивации и хранения документов в последние годы активно развивается. И, несмотря на то, что в период финансового кризиса большинство компаний стремятся сокращать свои затратные статьи бюджета, расходы, связанные с таким аутсорсингом, могут даже расти, так как использование этих услуг как раз направлено на оптимизацию издержек. Многие операторы связи и крупные провайдеры в 2010 году планируют расширить объем работы с центрами обработки данных.[4]