Мировой рынок услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 17:23, контрольная работа

Описание работы

В конце XX в. появилась экономика нового типа - глобальная экономика. Ее отличительная особенность состоит в том, что все основные виды экономической деятельности - производство и потребление товаров и услуг, управление, распространение информации и технологий, функционирование рынков - осуществляются в глобальном масштабе. Так, М. Кастельс определяет глобальную экономику как «экономику, способную работать как единая система в режиме реального времени в масштабе всей планеты».

Содержание

Введение 3

1 Понятия. Экономический словарь 4

1.1 Общие понятия об услугах 4

1.2 Аренда машин и оборудования 6

1.3 Информационные услуги 7

1.4 Реклама 7

1.5 Страхование 8

2 Основные действия, с которыми сталкивается явление 10

3 Законодательно-правовая база. Регулирование

мирового рынка услуг 21

4 Россия на мировом рынке услуг 25

5 Влияние мирового финансового кризиса на международный

рынок услуг 30

Заключение 33

Список литературы 35

Работа содержит 1 файл

Мировая экономика2.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

     Средства распространения рекламной информации — совокупность средств массовой коммуникации и других каналов распространения рекламной информации. К ним относятся издательство, редакция, специализированная фирма (например, располагающая местами размещения наружной рекламы, точками кинопроката, владеющая адресами для прямой почтовой рассылки), телевидение, радио-, видео- или киносеть и т. д.

     Международная рекламная кампания — это комплекс рекламных мероприятий, осуществляемых за пределами страны рекламодателя  — производителя или продавца товара. Участниками крупномасштабной международной рекламной кампании помимо рекламодателя обычно являются рекламное агентство, расположенное в той же стране, где проводится кампания, а также организации товаропроводящей сети: коммерческие агенты (национальные, региональные), дистрибьюторы, дилеры. [2,с.184]

     1.5 Страхование

     Страховой фонд - специального фонда для покрытия убытков (рисков, непредвиденных обстоятельств), возникающих при перевозке грузов или поставке промышленного оборудования, инвестировании или поездках за рубеж.

     Страхователь - физическое или юридическое лицо, страхующее свой интерес от каких-либо неблагоприятных и непредсказуемых  явлений.

     Страховые премии (insurance premium) - взносы, собранные страховщиком и создающие основу страхового фонда.

     Риск - вероятное событие или совокупность событий, на случай наступления которых проводится страхование. [2,с.190] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Основные действия, с которыми сталкивается  явление

     Международная торговля услугами значительно возросла в последнее время. В 2001г. ежегодный размер экспорта услуг превысил 1 трлн. долл., а в общей стоимости торговли товарами и услугами доля услуг составила четверть. Если в 1980г. мировой экспорт услуг составлял 367 млрд. долл., в 1990г. - 803 млрд. долл., то в 2001г. - 1350 млрд долл., т.е. в последующие годы мировой экспорт услуг каждые десять лет увеличивается почти в 2 раза. 

     Современная торговля услугами быстро расширяется, оказывая существенное влияние на развитие национальной экономики и мирового хозяйства. Производство услуг - самая динамичная статья в структуре ВВП (таблица 1).

     Таблица 1 - Объем и структура ВВП в  некоторых странах мира, 2001 г.

     Страна Объем ВВП, млрд долл. Сельское хозяйство, % Промышленность, % Услуги, %
     США 9612680      2,0      18,0      80,0
     Япония 3394373      2,0      35, 0      63,0
     Германия 2062239      1,2      30,4      68, 4
     Франция 1426548      3,3      26, 1      70,6
     Бельгия 278629      1,4      26,0      72,6
Великобритания 1404385      1,7      24,9      73,4
     Дания 147417      3,0      25,0      72,0
     Италия 1363003      2,5      30,4      67,1
     Канада 8560903      3,0      31,0      66,0
РФ 1219358      7,0      34,0      59,0

     Составлено по: География: Справочник. М., 2005; Устинов И. НМировая торговля. М., 2006.

     В начале XXI в. доля всех видов услуг  в ВВП развитых стран Запада приблизилась к 70 %. Одновременно наблюдается увеличение доли занятых в сфере услуг: в США это примерно 80 %, в России - около 45 %. Следует отметить, что наибольшее значение в мировой торговле услугами имеют транспортные услуги и туризм - на их долю приходится по четверти (таблица 2).

Таблица 2 - Отраслевая структура мирового экспорта услуг, в млрд долл.

Отрасли

услуг

1994г. 2001г. 2005г. 2007г.
Все виды услуг 653,2 853,0 1100,0 1460
Транспорт 167,2 209,2 250,4 340
В том  числе пассажирский транспорт 36,2 49,6 56,9 -
Фрахт 83,6 103,3 125,0 -
Другие  виды транспорта 47,7 56,3 68,1 -
Путешествия 190,1 246,9 321,1 465,0
Другие  виды услуг 252,4 349,0 479,1 655,0

     Составлено  по:  Дюмулен И. И. Указ. соч.,с. 34. 

  Услуги  в отличие от товаров производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. В связи с этим зачастую требуется присутствие за рубежом непосредственных производителей услуг или иностранных потребителей в стране производства услуг. Выделяется четыре способа международной торговли услугами.

  1. Трансграничная торговля (cross-border trade), т.е. ситуация, когда продавец и покупатель услуги не перемещаются через границу, се пересекает только услуга. Такой способ продажи услуг значительно приближен к продаже товаров в международной торговле, например предоставление юридических консультаций из-за границы по телефону (или факсу) либо участие в корреспондентской обучающей программе зарубежного учебного заведения.

  2. Потребление за границей (consumption abroad), т.е. ситуация, когда потребитель из одной страны приобретает и потребляет услугу на территории другой страны. В этом случае различие по сравнению с торговлей товарами состоит в том, что услуга и продавец услуги не перемещаются через границу, ее пересекает потребитель услуги, например выезд за границу на учебу или для лечения.

  3. Торговое присутствие в стране предоставления услуги (commercial presence, либо — right of establishment), т.е. ситуация, когда фирма, предоставляющая услугу, пересекает границу и, находясь на территории данной страны, открывает представительство или дочернюю фирму, через которые осуществляет предоставление услуги. Сама услуга и ее потребитель в данном случае через границу не перемещаются.

  4. Присутствие физических лиц, предоставляющих  услугу (presence of natural persons providing services), т.е. ситуация, когда услуга заключена непосредственно в деятельности людей, которые приезжают из-за границы в страну, где находится ее потребитель, например приезд из-за границы иностранного архитектора или иностранн ого персонала заграничного банка, открывающего свое представительство в данной стране.[2,с.178]

     Быстрый рост сферы услуг во второй половине XX в., начале XXI в. обусловлен рядом факторов. Прежде всего — высокой степенью зрелости экономики и ростом уровня жизни населения. Как показывает практика промышленно развитых стран, по мере усложнения производства и насыщения рынка товарами спрос на услуги значительно возрастает. Кроме того, известному ассортименту товаров придаются новые потребительские свойства (например, мобильные телефоны дополнены Интернетом), что обусловливает развитие сферы услуг. Немаловажным фактором развития рынка услуг в условиях НТР является прогресс разделения труда, ведущий к образованию новых видов деятельности, и, прежде всего, в сфере услуг. К факторам, способствующим развитию международного рынка услуг, также относятся следующие:

  • трансформация услуг, ранее выполнявшихся на предприятии: фирмы и частные лица все чаще нанимают специалистов для оказания услуг, которые прежде они делали сами. Производственные услуги выделились в самостоятельный сектор. Программное обеспечение, проектно-конструкторские разработки, исследование рынка, юридическое обслуживание и другие услуги выгоднее заказать специализированным фирмам вместо содержания собственного штата высококвалифицированных специалистов;
  • расширение возможностей оказания услуг в условиях применения Интернет-технологий. Для оказания многих услуг не требуется физического присутствия поставщика и потребителя в одном месте. Например, на расстоянии оказываются финансовые услуги посредством телекоммуникаций. Объем электронной торговли, по экспертном оценкам, в 2008 г. достиг 2 трлн. долл. США в год, или 5,1% от суммарных продаж в мире. Информация, скорость ее получения и услуги в области информации стали ключевым фактором повышения конкурентоспособности в любом секторе экономики;
  • трансформация неконкурентных рынков важнейших секторов услуг в конкурентные (железнодорожный транспорт, передача электроэнергии, телекоммуникации, развитие сотовой связи как альтернативы традиционным телефонным линиям);
  • появление во многих секторах услуг (особенно в финансовой сфере) транснацинальных компаний. Крупные фирмы для расширения географии своей деятельности и облегчения внутрикорпорационных потоков заинтересованы в устранении или снижении барьеров, препятствующих выходу на рынки других стран.

     Географическое  распределение торговли услугами отличается крайней неравномерностью. Около 75% стоимости объема услуг экспортируется развитыми странами, 24% развивающимися и странами с переходной экономикой, 1% ~ международными организациями. Международная практика свидетельствует, что услуги в основном экспортируются либо промышленно развитыми странами, либо имеющими географическое преимущество.

     Такому  положению в торговле услугами в  немалой степени способствуют решения  переговоров в рамках Всемирной торговой организации. Лауреат Нобелевской премии 2001г. по экономике Джозеф Стиглиц писал: «На Уругвайском раунде переговоров был вынесен на рассмотрение вопрос о торговле услугами. В итоге рынки были открыты главным образом для услуг, которые экспортируют промышленно развитые страны — финансовые услуги и информационные технологии, — но не для морских перевозок и строительных услуг, где развивающиеся страны имеют хорошие позиции… Развивающимся странам не удалось получить пропорциональной доли выгод».

     На  мировом рынке услуг доминируют восемь промышленно развитых стран, на которые в 2006 г. приходилось 48,9% мирового экспорта услуг и 47,0% импорта. Доля первой пятерки (США, Великобритания, Германия, Франция, Япония) составляет 38% всего мирового экспорта услуг. Они же являются основными мировыми импортерами услуг (37,3%). Для компаний из этих стран большое значение имеет производство услуг в их зарубежных филиалах.

     Положение развивающихся стран в мировом  экспорте услуг, как и в экспорте товаров, укреплялось по мере их экономического развития и притока Иностранного капитала. Это особенно характерно для таких стран Азии, как Китай, Сингапур, Республика Корея. Объединенный Китай в 2005г. занял четвертую позицию в мировом экспорте услуг (5,7%) после США, Великобритании и Германии и пятую в их Мировом импорте (4,9%).

     Различные страны значительно отличаются друг от друга по видам и характеру  предоставляемых услуг. Так, швейцарские  фирмы сильны в банковском деле, торговле, организации материально-технического обеспечения, консалтинге и обучении. Английские фирмы занимают прочные позиции в страховании, аукционной торговле, управлении денежными операциями и в различных областях консультационных услуг. Сингапурские фирмы сильны в судоремонте, обслуживании авиалиний, портов и терминалов. Американские фирмы являются лидерами в операциях на рынке ценных бумаг, управлении гостиничным хозяйством, бухгалтерском учете и рекламе.

     Для многих стран — лидеров в сфере  услуг характерно, что «национальные  законодательства дискриминационны в отношении иностранных компаний». На внутреннем рынке для понижения конкурентоспособности иностранных услуг и создания благоприятных условий аналогичным национальным услугам страны применяют такие инструменты, как:

Информация о работе Мировой рынок услуг