Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 20:52, контрольная работа
В популярной, а в последние годы и модной тематике глобализации, отличающейся широким разбросом подходов и проблем, сфера услуг относится к разряду сравнительно малоизученных. И хотя внешние рынки ряда услуг, например, туризма, финансовых услуг, в последнее время – образования, привлекают пристальное внимание исследователей, систематические труды, обобщающие ситуацию по всей сфере, по целому ряду причин встречаются крайне редко.
Введение 2
1. Экономическая сущность, факторы воздействия на рынок услуг 2
2. Регулирование рынка услуг. 2
3. Виды международных услуг и сферы их реализации. 2
3.1. Услуги во внешнеторговом контракте купли-продажи. 2
3.2. Транспортные услуги. 2
3.3. Услуги по международному туризму. 2
3.4. Таможенные услуги. 2
3.5. Рекламные услуги. 2
3.6. Арендные услуги (лизинг). 2
3.7. Информационные услуги. 2
3.8. Финансовые услуги. 2
3.9. Инжиниринговые и консалтинговые услуги. 2
3.10. Торговое посредничество в сфере услуг. 2
4. Современная тенденция развития рынка услуг 2
5. Главные факторы развития сферы услуг 2
Заключение 2
Список использованной литературы. 2
Международная торговля услугами, в отличие от торговли товарами, где велика роль торгового посредничества, основана на прямых контактах между производителями и потребителями. Дело в том, что услуги, в отличие от товаров, производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. Из-за этого международная торговля услугами требует либо присутствия за рубежом их непосредственных производителей, либо присутствия иностранных потребителей в стране-производителе услуг. В то же время развитие информатики значительно расширило возможности оказания многих видов услуг на расстоянии.
Можно структурировать все отличия товара и услуги в таблице 1.
Таблица 1 - Отличия товара
и услуг в международной
Отличительные параметры |
Товар |
Услуга |
Перемещение через таможенную границу |
Обязательно |
Не обязательно |
Таможенный контроль |
Проходят |
Не проходят |
Область регулирования |
На границе |
Внутри страны в соответствии
с положениями внутреннего |
Правовая государственная защищенность от иностранной конкуренции |
Хуже защищена сфера материального производства и торговли товарами |
Лучше защищен рынок услуг |
Унификация подхода к регулированию ввоза и вывоза |
Проще |
Сложнее |
Степень однородности для проведения классификаций |
В общей степени однороден |
Неоднородны отсюда трудности классификации |
Роль посредников |
Может быть существенной |
Уменьшается, так как услуги базируются на прямых контактах производителя и потребителя |
Могут являться предметом торговли |
Все товары |
Исключаются услуги, поступающие в личное потребление |
Международная торговля услугами тесно взаимосвязана с торговлей товарами и во все большей степени влияет на нее. Для поставки товаров на внешний рынок требуется все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров и их послепродажным обслуживанием. Особенно велика роль услуг в торговле наукоемкими товарами, для которых необходимы большие объемы послепродажного сервиса, информационных и различных консалтинговых (консультационных) услуг. Объем и качество услуг, привлекаемых для производства и реализации товара, во многом обусловливают его успех на внешнем рынке.
Международная торговля услугами также тесно сопрягается с международным движением капитала и перемещением рабочей силы. Она вообще немыслимы без транспортных, банковских, информационных и других услуг. В свою очередь рост мировых рынков товаров, капиталов, рабочей силы стимулирует развитие мирового рынка услуг.
Причины, стимулирующие быстрый рост мирового рынка услуг, следующие:
Современная международная
торговля услугами быстро расширяется,
оказывая все более существенное
влияние на развитие национальной экономики
и мирового хозяйства в целом:
приобретает растущее значение в
социальной жизни всех стран. Этот процесс
является объективным следствием все
возрастающих потребностей научно-технического
прогресса и дальнейшего
Примерно ¼ международной торговли услугами приходится на транспортные услуги, около ¼ составляет туризм. Из прочих услуг следует отметить быстро растущую торговлю современными услугами, связанную прежде всего с научно-техническим и производственным опытом (торговля лицензиями, ноу-хау, инженерно-консультационными и другими услугами).
Географическое распределение торговли услугами, предоставляемыми отдельными странами, отличается крайней неравномерностью в пользу развитых государств с рыночной экономикой. На мировом рынке услуг доминируют 8 ведущих стран, на которые приходится 2/3 мирового экспорта услуг и более 50% импорта. При этом на 4 страны – США, Великобританию, Германию и Францию приходится 44% всего мирового экспорта услуг.
Для развивающихся стран характерно наличие отрицательного сальдо во внешней торговле услугами (они экспортируют примерно 10% и импортируют 20% всех услуг). Это не исключает того факта, что некоторые из них являются крупными экспортерами услуг. Так, например, Республика Корея специализируется на инженерно-консультационных и строительных услугах, Мексика – на туристических, Сингапур является крупным финансовым центром. Многие мелкие островные государства основную часть экспортных доходов получают за счет туризма. Для Турции, Испании и ряда средиземноморских государств большое значение имеет экспорт рабочей силы в виде выезда неквалифицированных рабочих на заработки.
Вплоть до самого последнего времени рынок услуг (за исключениемфинансов) представлял собой поле деятельности мелких и средних фирм.Ситуация кардинально изменилась в связи с появлением, а точнеемассированным выходом на этот рынок транснациональных корпораций, которыесмогли поставить себе на службу современные средства телекоммуникаций,создав глобальную систему передачи информации.
Рост международной
торговли услугами, особенно
современными,превращение
К настоящему времени действующая
система регулирования
Существенную роль играют двухсторонние соглашения, как отраслевые (чащевсего по транспорту и связи), так и торгово-экономические, в которыхрассматриваются отдельные аспекты торговли услугами и капиталовложений вэту сферу. Другой формой является многостороннее регулирование внутриинтеграционных объединений. В Европейском союзе, например, снятыограничения на взаимную торговлю товарами и услугами.
Важной формой является регулирование торговли услугами в рамкахмеждународных организаций. Подготовкой соглашений по этим вопросамзанимаются специализированные межправительственные организации (Организациямеждународной гражданской авиации – ИКАО, Международная морская организация– ИМО, Всемирная туристическая организация – ВТО и др.), а такжемеждународные торгово-экономические организации широкого профиля (преждевсего ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию), ОЭСР).
Основная идея США – крупнейшего поставщика услуг на мировой рынокзаключалась в том, чтобы в регулировании услуг использовались те жеправила, которые выработаны по отношению к товарам: недискриминация,национальный режим, транспарентность (гласность и единство прочтениязаконов), неприменение национальных законов в ущерб иностраннымпроизводителям.
На пути осуществления этой программы, однако, стоят серьезные проблемы,связанные, прежде всего с тем, что поскольку потребление услуг и ихпроизводство осуществляются, как уже было отмечено, одновременно, торегулирование условий производства услуг означает регулирование условийинвестирования. В области инвестирования ГАТТ (Генеральное соглашение отарифах и торговле) использует национальный режим по отношению киностранным фирмам, т.е. предоставляет им те же права, что и национальнымпроизводителям.
На практике это означает, что США, проводя дерегулирование своего рынкауслуг, обязаны не предъявлять аналогичных требований к своим партнерам,которые сохраняют льготный режим для собственных национальных (как правило,государственных) фирм.
Развивающиеся страны, со своей
стороны, стремятся сохранить за
собойправо контролировать деятельность
иностранных фирм и прежде всего
филиаловТНК, т.е. ориентируются на
режим наибольшего
Результатом переговоров Уругвайского раунда (с сентября 1986 по 15декабря 1993 года) было достижение соглашения о либерализации торговлиуслугами. Расследованию подвергались услуги в области телекоммуникаций,филиалов и транспорта.
С 1 января 1995 года Соглашение о регулировании торговли услугами вошлов качестве неотъемлемой составляющей части в пакет документов о созданииВсемирной торговой организации.
Экспорт и импорт услуг, как и товаров, оформляется контрактом илисоглашением. А поскольку часто товары и услуги бывают тесно связаны междусобой, то внешняя торговля ими оказывается в одном документе. Так,внешнеторговый контракт купли-продажи содержит условия по товару и услугам,а некоторые его разделы имеют самую тесную связь с реализацией услуг –транспортные условия, рекламации, приемка-сдача, страхование, арбитраж,базисные условия поставки. Особенно много услуг содержат условия реализациимашин и оборудования: предпродажный и послепродажный сервис, обслуживание вгарантийный период, послегарантийное обслуживание, обучение персонала ит.д.
Предпродажный сервис – важный элемент услуг, позволяющий поставщикампоказать покупателю «товар лицом», продемонстрировать все его преимущества,положительные стороны с точки зрения простоты и надежности в эксплуатации.
Грамотно организованный предпродажный сервис способствует повышениюконкурентоспособности готовых изделий.
Предпродажный сервис при поставке машин и оборудования – эторасконсервация изделий после транспортировки, придание им товарного вида,их наладка и опробование, выписка гарантийного паспорта и т.п.
Большое значение имеет обеспечение послепродажным сервисом длянормального функционирования поставленного оборудования, а, следовательно, иоценки солидности экспортера.
Организация системы технического обслуживания играет первостепеннуюроль при определении сбытовой политики. Эффективное обслуживаниепредполагает высокий уровень гарантийного технического обслуживания иремонта, предоставление клиентам сервисных услуг, длительных сроковгарантий и бесплатных услуг. Чем лучше экспортер сумеет организоватьтехобслуживание, тем прочнее его позиции на рынке.
Наибольшее значение в мировой торговле услугами имеют туризм итранспорт. Самый большой в мире торговый флот принадлежит Японии, за нейследуют Великобритания, Германия и Норвегия. На рынке грузовых ипассажирских транспортных услуг доминируют США, за ними идут Великобританияи Франция.
Важное место во внешней торговле занимает доставка товара от продавца(экспортера) к покупателю (импортеру), так называемое товародвижение.
Издержки обращения в системе товародвижения могут включать следующиерасходы на услуги: на перевозку товара (транспортные расходы), исчисляемыекак оплачиваемые транспортные тарифы; на транспортировку товара спредприятия в пункт перевозки (к транспортным средствам или на склад); наперевозку товара с транспортных средств на склад покупателя; на погрузкутовара у отправителя, выгрузку у получателя и возможные перегрузки в путиследования; на хранение товара в процессе перевозки, переупаковку,пересортировку; на поставку и содержание товара на складах до продажи; наупаковку, маркировку, оформление документации, страхование товара в пути;на оплату грузовых сборов в портах и на погранстанциях, оплату налогов,административных расходов и т.д.
В тех случаях, когда
экспортер считает нецелесообразным
заниматьсяпроцессом
К транспортным услугам относятся услуги по железнодорожному транзитутоваров из стран Западной Европы через территорию России на Восток – Иран,КНР, Дальний Восток (КНДР, Японию) и в обратном направлении, а такжевоздушным путем.
Операции по международному туризму – это вид деятельности,направленный на предоставление различного рода туристических услуг итоваров туристского спроса с целью содействия удовлетворению широкого кругакультурных и духовных потребностей иностранного туриста. Международныйтуризм включает выезжающих за границу лиц, не занимающихся там оплачиваемойдеятельностью.
Информация о работе Мировой рынок услуг: особенности, функционирование и регулирование