Мировой рынок услуг: особенности, функционирование и регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 20:52, контрольная работа

Описание работы

В популярной, а в последние годы и модной тематике глобализации, отличающейся широким разбросом подходов и проблем, сфера услуг относится к разряду сравнительно малоизученных. И хотя внешние рынки ряда услуг, например, туризма, финансовых услуг, в последнее время – образования, привлекают пристальное внимание исследователей, систематические труды, обобщающие ситуацию по всей сфере, по целому ряду причин встречаются крайне редко.

Содержание

Введение 2
1. Экономическая сущность, факторы воздействия на рынок услуг 2
2. Регулирование рынка услуг. 2
3. Виды международных услуг и сферы их реализации. 2
3.1. Услуги во внешнеторговом контракте купли-продажи. 2
3.2. Транспортные услуги. 2
3.3. Услуги по международному туризму. 2
3.4. Таможенные услуги. 2
3.5. Рекламные услуги. 2
3.6. Арендные услуги (лизинг). 2
3.7. Информационные услуги. 2
3.8. Финансовые услуги. 2
3.9. Инжиниринговые и консалтинговые услуги. 2
3.10. Торговое посредничество в сфере услуг. 2
4. Современная тенденция развития рынка услуг 2
5. Главные факторы развития сферы услуг 2
Заключение 2
Список использованной литературы. 2

Работа содержит 1 файл

Мировой рынок услуг_Особенности функционирования и регулирования.docx

— 80.78 Кб (Скачать)

Санкт-Петербургский государственный  университет сервиса и экономики

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине: «Мировая экономика»

На тему: «Мировой рынок услуг: особенности, функционирование и регулирование»

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка группы 080502 с

2 курса

В.Я. Переверзева

 

 

 

Калининград, 2012

Оглавление

Введение 2

1. Экономическая сущность, факторы воздействия на рынок услуг 2

2. Регулирование рынка услуг. 2

3. Виды международных услуг и сферы их реализации. 2

3.1. Услуги во внешнеторговом контракте купли-продажи. 2

3.2. Транспортные услуги. 2

3.3. Услуги по международному туризму. 2

3.4. Таможенные услуги. 2

3.5. Рекламные услуги. 2

3.6. Арендные услуги (лизинг). 2

3.7. Информационные услуги. 2

3.8. Финансовые услуги. 2

3.9. Инжиниринговые и консалтинговые услуги. 2

3.10. Торговое посредничество в сфере услуг. 2

4. Современная тенденция развития рынка услуг 2

5. Главные факторы развития сферы услуг 2

Заключение 2

Список использованной литературы. 2

 

 

Введение

 

В популярной, а в последние  годы и модной тематике глобализации, отличающейся широким разбросом  подходов и проблем, сфера услуг  относится к разряду сравнительно малоизученных. И хотя внешние рынки ряда услуг, например, туризма, финансовых услуг, в последнее время – образования, привлекают пристальное внимание исследователей, систематические труды, обобщающие ситуацию по всей сфере, по целому ряду причин встречаются крайне редко. Одна из причин состоит в том, что крупномасштабная международная интеграция на рассматриваемых рынках стала особенно четко проявляться только в последние 20-25 лет, а потому изучение глобализации традиционно фокусировалось на внешнеэкономических отношениях по поводу товаров, вещной продукции. Торговые переговоры и разногласия также в основном касались барьеров на пути внешнеэкономических операций с промышленными и сельскохозяйственными товарами.

Немаловажное значение имеет  и структурная специфика самой  сферы услуг. Не являясь внутренне  интегрированным хозяйственным  комплексом, она не противостоит другим сферам хозяйства как нечто целое  и представлена широким разнообразием  отраслей. В классификации ВТО  выделяются, например, почти 160 видов  услуг и объединяются такие функционально  разнородные, как образование и  туризм, операции с ценными бумагами и космические запуски и т.д. При таком сложном калейдоскопе любые обобщения, касающиеся процессов  и явлений в рассматриваемой  сфере, во многом условны и на каждый общий вывод всегда находятся  довольно убедительные исключения. Таково положение и с оценками глобализации услуг. Слабая до последнего времени  вовлеченность большинства услуг  в этот процесс не оспаривается. Но столь же очевидно, что такие  услуги, как транспорт со времен кругосветных путешествий Магеллана, а позднее связь и финансовые операции образуют несущий каркас, инфраструктуру общего процесса глобализации, и каждый технический переворот  в этих отраслях порождал, как правило, очередной прорыв в развитии международных  хозяйственных связей. Зависимость  глобализации от уровня развития ряда услуг отчетливо выражена и в  современный период, когда скоростной железнодорожный транспорт, прогресс в авиации, революционные сдвиги в телекоммуникациях существенно  ускоряют динамику одних глобальных рынков и становление других.

В мировом хозяйстве складывается не только мировой рынок товаров, но и мировой рынок услуг. В  настоящее время на мировом рынке  от сделок купли-продажи товаров  в значительной мере обособилась  реализация услуг. Под услугой принято  понимать деятельность, которая не воплощается в материальном продукте, а всегда проявляется в некотором  полезном эффекте, который получает ее потребитель.

В последние годы все острее встает проблема более тщательного, детального изучения международного рынка услуг. Эта сфера мировой экономики  до сих пор плохо изучена. До настоящего времени ведущие ученые мира уделяли  ей достаточно мало внимания, услуги практически  не изучались. Поэтому все еще  не существует точного определения  услуги, нет четкого разграничения  видов услуг, совершенной системы  регулирования сферы услуг, несмотря на постоянно растущие масштабы мирового обмена услугами.

Как известно, в последние  годы наблюдается тенденция повышения  роли услуг, причем рост сферы услуг  опережает рост материального производства. 20% всей мировой торговли приходится на международную торговлю услугами. Сфера услуг выросла в крупнейший сектор хозяйства: на нее приходится 62 – 74% мирового ВВП (что значительно  больше доли товарной торговли), а также 63 – 75% общей численности занятых, кроме того, она способствует росту  технической оснащенности труда, внедрению  более совершенных технологий и  т.д. Причем ни в одной стране, где  это происходит, подобная тенденция  не оценивается негативно.

 

  1. Экономическая сущность, факторы воздействия на рынок услуг

 

Наряду с мировыми рынками  товаров, капиталов, рабочей силы существует и взаимодействует с ними мировой  рынок услуг. Специфическая особенность  услуги как товара состоит в том, что она не имеет вещественной формы, а выступает как результат  определенной деятельности. Производство и купля-продажа услуг подчинены  действию закона стоимости, и их обмен  на товары в материально-вещественной форме или другие услуги производится в соответствии с количеством  затраченного на их производство труда. Услуги на мировом рынке – это поступающие на внешний рынок услуги, т.е. потребительские стоимости.

Причины длительного игнорирования  услуг в контексте изучения глобализации коренятся и в особенностях продуктов  труда, выраженных в форме услуги: неосязаемый характер осложняет  учет и мониторинг их производства и потребления, как и внешнеэкономических  операций. Крайней неопределенностью  отличается и само понятие "услуга". При общепринятом широком подходе  этим термином обозначают хозяйственную  деятельность, результаты которой выражены в нематериальной форме, совпадают  по месту и времени с производством  и не могут накапливаться и  храниться. То есть к "услугам" практически  относят все виды и результаты трудовой деятельности, не принимающие  вещную форму. Любопытно в этой связи  весьма образное определение, данное журналом "Экономист" и протиражированное во многих изданиях:

Международный рынок  услуг – это купля-продажа услуг на мировом рынке.

Услуга - целесообразная деятельность, результат которой выражается в полезном эффекте, способном удовлетворить ту или иную потребность человека, которая изначально может быть объектом спроса и предложения на рынке.

Понятие «услуга» имеет широкий  спектр определений. В общем виде под услугами принято понимать разнообразные  виды деятельности, не имеющие материальной формы в явном виде.

Отличия услуг от товаров  в материальной форме в том, что:

  • во-первых, они невидимы;
  • во-вторых, не поддаются хранению;
  • в-третьих, производство и потребление услуг, как правило, совпадают по времени и месту.

Этим обусловливаются  особенности международной торговли услугами по сравнению с международной  торговлей товарами.

Существует три вида услуг:

  • услуги, которые опосредуются вещно. Они связаны с потребительскими товарами (материальные);
  • услуги, не связанные с материальными продуктами. Их действие направлено на человека или на условия, в которых он находится, их производство неотделимо от потребления (нематериальные).
  • специфической отраслью услуг является международный туризм.

К специфическим  особенностям международной торговли услугами относятся:

  • регулирование внутри страны соответствующими положениями законодательства;
  • отсутствие или наличие факта пересечения услугой границы не выступает критерием ее экспорта;
  • услуги не хранятся, они производятся и одновременно потребляются;
  • производство и реализация услуг находятся под большей государственной защитой (в большинстве стран находятся в полной или частичной государственной собственности), чем сфера материального производства;
  • международная торговля услугами оказывает большое воздействие на торговлю товарами;
  • не все виды услуг в отличие от товаров могут быть предметом торговли (услуги для личного потребления).

Основными формами услуг  для предпринимательства являются: менеджмент, аудит, инжиниринг (инженерно-консультационные услуги по созданию предприятий и  объектов), лизинг (аренда), франчайзинг (система передачи или продажи  лицензий на технологию и товарный знак), «ноу-хау» (обмен в виде знаний, опыта и научно-технической информации) и др.

Торговля услугами - важная часть мирохозяйственных связей. Рост потребностей в услугах непосредственно связан с научно-техническим прогрессом и повышением экономической эффективности производства. Основной объем производства и экспорта услуг сосредоточен в промышленно развитых странах. Роль сектора услуг динамично растет. На сферу услуг приходится: в США - 73% рабочих мест, в ФРГ - 41, в Италии - 35%.

Выделяют следующие  особенности услуг как предмета торговли:

  • отсутствие овеществленной формы (некоторые из услуг приобретают материальную форму в виде компьютерных программ на магнитных носителях, кинолент, различной документации и т. д.);
  • наличие всех признаков товара (обладают общественной Потребительной стоимостью);
  • услуги полезны не как вещь, а как деятельность определенного направления;
  • неоднородны или изменчивы по качеству;
  • производятся и потребляются одновременно;
  • при экспорте-импорте не проходят таможенную границу и не подлежат таможенному оформлению;
  • не все виды пригодны для вовлечения во внешнеторговые оборот (коммунальные услуги и т.п.);
  • имеют тесную связь с рынком рабочей силы;
  • ассортимент услуг, предлагаемых на мировых рынках, меньше их ассортимента на внутреннем рынке и меньше номенклатуры товаров, вовлеченных в международный товарооборот;
  • имеют специфическую нормативно-правовую базу своегсрегулирования как на национальном, так и на международном уровне.

Услуги могут быть капиталоемкими, трудоемкими или наукоемкими, иметь  промышленный характер или удовлетворять  личные потребности, быть квалифицированными или неквалифицированными и т.д.

Разные услуги отличаются разностью вовлечения в хозяйственный  оборот. Меньше всего вовлечены услуги, поступающие в личное потребление (за исключением образования и  здравоохранения).

Услуги могут осуществляться на коммерческой и некоммерческой основе, а также могут предоставляться  государственными и частными производителями. Государственный сектор - суды, биржи труда, больницы, военные службы, полиция, пожарная охрана, почта, образовательные учреждения.

Частный некоммерческий сектор - музеи, благотворительные организации, церковь, больницы.

Коммерческий сектор - авиакомпании, банки, отели, страховые компании, консалтинговые фирмы, бухгалтерские фирмы, аудиторские, информационные и проч.

Около 40% мировой торговли услугами осуществляется ТНК.

Регулирование международной  торговли услугами имеет определенную специфику. Это связано с тем, что услуги, отличающиеся крайним  разнообразием форм и содержания, образуют единый рынок, которому присущи  не общие черты, но общие тенденции, дающие возможность регулировать его  на глобальном уровне даже с учетом новых моментов в его развитии, которые вносят ТНК, доминирующие на нем и монополизирующие его.

Рост международной торговли услугами, особенно современными, превращение  услуг в составной элемент  внутрипроизводственной деятельности ТНК поставили на повестку дня  вопрос о необходимости регулирования  рынка услуг на международном, региональном и отраслевом уровнях.

К настоящему времени действующая  система регулирования функционирует  на нескольких уровнях, для каждого  из которых характерно наличие ряда специфических организаций.

Государство защищает внутренний рынок  в сфере услуг с помощью, так называемых, специфических обязательств. Они представляют собой фиксированные минимальные ограничения деятельности иностранных поставщиков или продажи иностранных услуг на внутреннем рынке. Государство может проводить следующие мероприятия:

  • устанавливать минимальный уровень иностранных инвестиций в конкретный сектор услуг;
  • ограничивать количество иностранных представительств, долю иностранного капитала в капитале отечественных компаний, численность иностранного персонала;
  • вводить квоты на специфическую продукцию, воплощенные услуги либо ограничивать суммы иностранной валюты, предоставляемой для импорта услуг.

Такие ограничения применяются, в  частности, для защиты рынков транспортных услуг и секторов, связанных с  информацией (квоты на демонстрацию кинофильмов, программ телевидения  и т.п.); вводить и усложнять  правила оформления документов при  выезде национальных поставщиков услуг  за рубеж и при въезде иностранных  поставщиков в данную страну и  т.д. Это могут быть разрешения на въезд для работы, система лицензирования для занятий определенной профессиональной деятельностью, требования к владению иностранными языками и др.

В России рынок услуг  регулируется следующими нормативно-правовыми  актами:

Информация о работе Мировой рынок услуг: особенности, функционирование и регулирование