Минерально-сырьевая база Уральского федерального округа: особенности использования и развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 06:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение минерально -сырьевой базы Уральского федерального округа, особенности использования и развития.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать формирование и реализацию государственной политики в области геологического изучения НДР, воспроизводства и использования минерально-сырьевых ресурсов;
2. Рассмотреть минерально-сырьевую базу Уральского федерального округа, особенности использования и развития;
3. Подвергнуть анализу практику использования минерально-сырьевой базы Уральского федерального округа Уральской горно-металлургической компанией.

Содержание

Введение 3
1. Формирование и реализация государственной политики в области геологического изучения НДР, воспроизводства и использования минерально-сырьевых ресурсов 5
1.1 Правовое обеспечение государственной политики в области геологического изучения недр, воспроизводства и использования минерально-сырьевых ресурсов в России 5
1.2 Основные результаты геологоразведочных работ в 2009 году 12
1.3 Проблемы сырьевых отраслей промышленности Российской федерации 28
2. Минерально-сырьевая база Уральского федерального округа, особенности использования и развития 33
2.1 Общая характеристика Уральского федерального округа 33
2.2 Основные промышленные центры и узлы 40
3. Использование минерально-сырьевой базы Уральского федерального округа Уральской горно-металлургической компанией 47
3.1 Краткие сведения о компании 47
3.2 Характеристика подразделений ОАО «УГМК» составляющих минерально-сырьевой комплекс компании 51
Заключение 55
Список использованной литературы 58

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ минерально-сырьевая база.doc

— 671.50 Кб (Скачать)

      Проект  федерального закона №402083-5 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и пункт 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами («О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» по вопросам добычи общераспространенных полезных ископаемых), регулирующий вопросы добычи общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд. Проект был рассмотрен и одобрен на заседании Президиума Правительства Российской Федерации 21 июня 2010 года, внесен в Государственную Думу и в одобрен ей первом чтении 5 октября 2010 г. Законопроектом предлагается предоставить возможность недропользователю добывать общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды для собственных нужд в границах участков недр, предоставленных ему в пользование. При этом добыча этих полезных ископаемых будет осуществляться только в соответствии с техническим проектом и в порядке, установленном органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральным органом управления государственным фондом недр.

      Законопроект  «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» в части изменения границ участков недр, предоставленных в пользование, был рассмотрен и одобрен на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности 21 июня 2010 года. Законопроектом предлагается установить возможность:

      - изменять границы участков недр для целей геологического изучения нижележащих горизонтов разрабатываемых месторождений за счет средств пользователя вышерасположенного участка недр;

      - изменять границы участков недр разрабатываемых месторождений полезных ископаемых в случае, если в результате их доизучения выяснилось, что часть месторождения выходит за границы участка недр и при этом она не имеет самостоятельного промышленного значения;

      - изменять границы участков недр разрабатываемых месторождений полезных ископаемых в случае, если часть месторождения предоставлена в пользование, а в нераспределенном фонде недр нахо-дится часть месторождения, не имеющая самостоятельного промышленного значения.

      Законопроект  «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации в части выделения участков недр местного значения 15 июня 2010 г. был рассмотрен на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности. 
 

 

1.2 Основные  результаты геологоразведочных  работ в 2009 году

      Инвестиции  в воспроизводство минерально-сырьевой базы (МСБ) Российской Федерации из всех источников финансирования в 2009 г. составили 168,8 млрд руб., сократившись по сравнению с 2008 г. почти на четверть; близкий уровень затрат фиксировался в 2007 г.

      Из  федерального бюджета в 2009 г. было выделено 18,9 млн руб., что составило около 86% финансирования предыдущего года. Однако это сокращение оказалось наименьшим по сравнению со спадом инвестиций из других источников – средства недропользователей, вложенные в воспроизводство минерально-сырьевой базы Российской Федерации в 2009 г., составили лишь чуть более 75% того, что было затрачено ими на эти цели в 2008 г. – 148837 млн руб. против 197100 млрд руб.

      Однако  более всех – почти втрое –  сократилось финансирование геологоразведочных работ из региональных бюджетов, оно составило лишь 1,3 млн руб.

      

      Рисунок 1 - Структура затрат на воспроизводство минерально-сырьевой базы Российской Федерации в 2004-2009 гг., млрд руб. 

      Доля  затрат федерального бюджета на геологоразведочные работы увеличилась с 9,9% в 2008 г. до 11,2% в 2009 г. Внебюджетные средства составили 88% суммарных затрат (в 2008 г. – 88,5%), а доля бюджетов субъектов Российской Федерации уменьшилась вдвое и составила лишь 0,8% против 1,6% в 2008 г.

      Структура затрат федерального бюджета на геологоразведочные работы в 2009 г. принципиально не изменилась: почти половина средств (47,2%) была направлена на воспроизводство минерально-сырьевой базы углеводородного сырья, причем доля этих работ даже несколько выросла относительно 2008 г., когда затраты на эти цели составили 46%. На геологоразведочные работы, ориентированные на локализацию ресурсов твердых полезных ископаемых, пришлось 30,1% против 32% в 2008 г.

        

      Рисунок 2 - Распределение затрат федерального бюджета на ГРР различных направлений, млрд руб.

      Сокращение  затрат федерального бюджета в наименьшей степени коснулось работ общегеологического и специального назначения – финансирование этого направления составило в 2009 г. 19,5% суммарных средств федерального бюджета; в 2008 г. их доля составляла 18,6%.

      Инвестиции  в воспроизводство минерально-сырьевой базы подземных вод Российской Федерации сократились пропорционально общему снижению финансирования; их доля в 2009 г. составила 2,1% против 2,2% в 2008 г.

      Работы  по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы России за счет средств федерального бюджета в 2009 г. проводились на 625 объектах – это более чем на 20% меньше, чем в 2008 г., когда число объектов государственного заказа достигало 800.

      Геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы за счет средств федерального бюджета выполнялись в соответствии с показателями, заложенными в «Долгосрочной государственной программе изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья» (ДГП), утвержденной приказом Минприроды России №151 от 16.07.08. Однако 2009 г. финансирование геологоразведочных работ за счет средств федерального бюджета составило лишь 85% от уровня затрат, запланированных в ДГП, в том числе по геологоразведочным работам общегеологического и специального назначения, мониторингу недр и информационному обеспечению – 92%; по ГРР на углеводородное сырье – 84%; на твердые полезные ископаемые – 79%.

      Федеральным агентством по недропользованию были приняты меры по оптимизации размещения государственного заказа в пользу высоколиквидных стратегических полезных ископаемых, к которым в первую очередь относятся нефть, газ, золото.

      Уменьшение  объемов внебюджетного финансирования геологоразведочных работ отмечается впервые с 2002 г. При этом структура инвестиций недропользователей принципиально не изменилась – основная часть их направлялась на воспроизводство российской минерально-сырьевой базы углеводородного сырья. Доля затрат на эти цели в 2009 г. (87,2%) оказалась несколько выше, чем в 2008 г. (84%), несмотря на то, что в абсолютном выражении затраты составили лишь 77,4% прошлогодних или 129,8 млрд руб. Это произошло из-за резкого снижения финансирования недропользователями геологоразведочных работ на твердые полезные ископаемые: в 2009 г. они составили лишь 18,25 млрд руб., почти вдвое меньше, чем в 2008 г. (31,8 млрд руб.),и только 80% затрат 2007 г. (22,8 млрд руб.).

      Доля  затрат на ГРР на твердые полезные ископаемые в суммарных инвестициях недропользователей также уменьшилась по сравнению с 2008 г. с 16% до 12,3%. На воспроизводство минерально-сырьевой базы подземных вод недропользователями было выделено лишь 786,1 млн руб., это всего 0,5% суммарных инвестиций из внебюджетных источников.

      

       Рисунок 3 – Распределение затрат недропользователей на воспроизводство сырьевой базы углеводородного сырья, твердых полезных ископаемых и подземных вод, млн руб.

      Тем не менее, в 2009 г., в основном в результате оценочных и разведочных работы работ, проведенных за счет внебюджетных средств, обеспечено расширенное воспроизводство сырьевой базы десяти важнейших полезных ископаемых.

      В 2009 г. продолжалось планомерное и системное изучение территории страны, ее континентального шельфа, Арктики и Антарктики, осуществлялся мониторинг состояния геологической среды, проводилось государственное геологическое информационное обеспечение недропользования.

      По  большинству направлений работ финансирование по сравнению с 2008 г. в той или иной степени уменьшилось, тем не менее, как и в предыдущие годы, основной объем средств федерального бюджета был направлен на геологическое изучение территории страны и ее недр – региональные геолого-съемочные и геофизические работы, а также создание сети опорных геолого-геофизических профилей и бурение сверхглубоких и параметрических скважин. На эти цели было затрачено 65% суммарных средств, выделенных из федерального бюджета на работы общегеологического и специального назначения. 

      

      Рисунок 4 - Структура затрат на проведение работ общегеологического и специального назначения в 2007, 2008 и 2009 гг., млн руб. (%)

      Несмотря  на сокращение выделенных средств в целом, на том же уровне, что и в 2008 г., осталось финансирование работ по мониторингу и охране геологической среды, а затраты на информационное обеспечение отрасли даже выросли по сравнению с предыдущим годом. На эти направления пришлось 10,2% и 13,7% соответственно.

      Увеличились также затраты на выполнение работ специального назначения, в 2009 г. их доля составила 4,8%. Наиболее существенно – более чем в два раза относительно 2008 г. – сократились средства, выделенные на тематические и опытно-методические работы, на них было выделено всего 0,8% суммарных средств.

      Геологоразведочные  работы общегеологического и специального назначения нацелены на повышение уровня геологической изученности территории и континентального шельфа Российской Федерации, Арктики и Антарктики и наращивание объема знаний об опасных геологических процессах и явлениях на территории Российской Федерации.

      Повышение уровня геологической изученности  достигается проведением мелкомасштабных  геолого-съемочных, геолого-геофизических  работ, геохимических и минерагенических исследований, а также работ по созданию государственной сети опорных геолого-геофизических профилей, параметрических и сверхглубоких скважин.

      В 2009 г. важнейшими результатами региональных геолого-геофизических и геолого-съемочных  работ явились:

  • прирост геологической изученности масштаба 1:1000000 на площади 1283 тыс. кв.км, сопровождавшийся оценкой металлогенического потенциала территории;
  • прирост геологической изученности масштаба 1:200000 составил 50 тыс.кв.км;
  • прирост геофизической и геохимической изученности масштаба 1:1000000 на площади 1185 тыс.кв.км;
  • составление и подготовка к изданию комплектов Государственной геологической карты по 13 листам масштаба 1:1000000, в том числе по шести листам, расположенным в акваториях;
  • составление и подготовка к изданию 35 листов Государственной геологической карты масштаба 1:200000 (Госгеолкарта-200);
  • сведение и обобщение геохимических материалов по всей территории России в масштабе 1:2500000;
  • расширение цифровых ресурсов ГИС-Атласа территории Российской Федерации, что позволило увеличить его комплектность и информативность;
  • закрепление приоритетов России в геолого-геофизическом изучении и оценке минерально-сырьевого потенциала недр Антарктиды и ее окраинных морей, проводившихся 54-й и вновь начатой 55-й Российскими Антарктическими экспедициями;

      Суммарный объем финансирования геологоразведочных работ на нефть и газ в 2009 г. составил 138,7 млрд руб. Это лишь 79% от уровня, достигнутого в 2008 г., когда суммарные затраты превысили 175,48 млрд руб.

      Сокращение средств, израсходованных на воспроизводство минерально-сырьевой базы углеводородного сырья, отмечено в России впервые с 2004 г., причем, если затраты федерального бюджета уменьшились менее чем на 12%, составив 8,93 млрд руб. против 10,12 млрд руб. в 2008 г., то инвестиции из внебюджетных источников снизились более чем на 20%, составив лишь 78,5% средств, вложенных в предыдущем году: недропользователями было израсходовано 129,8 млрд руб. против 165,3 млрд руб. в 2008 г.

      Суммарные средства, вложенные в воспроизводство минерально-сырьевой базы углеводородного сырья Российской Федерации, составили менее трех четвертей инвестиций, предусмотренных на эти цели Долгосрочной государственной программой изучения недр и воспроизводства МСБ на 2009 г.

      Приоритетными районами проведения геологоразведочных работ на углеводородное сырье в 2009 г. являлась территория Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия); целью этих работ было наращивание сырьевой базы углеводородов в районе влияния трубопровода Восточная Сибирь–Тихий океан. Большой объем работ выполнен в пределах Западно-Сибирского нефтегазоносного бассейна; в значительной степени благодаря им получен прирост запасов нефти и газа, позволивший вновь обеспечить расширенное воспроизводство сырьевой базы углеводородного сырья. Геологоразведочные работы на континентальном шельфе Российской Федерации проводились с целью выявления новых зон нефтегазонакопления.

Информация о работе Минерально-сырьевая база Уральского федерального округа: особенности использования и развития