Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 06:31, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение минерально -сырьевой базы Уральского федерального округа, особенности использования и развития.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать формирование и реализацию государственной политики в области геологического изучения НДР, воспроизводства и использования минерально-сырьевых ресурсов;
2. Рассмотреть минерально-сырьевую базу Уральского федерального округа, особенности использования и развития;
3. Подвергнуть анализу практику использования минерально-сырьевой базы Уральского федерального округа Уральской горно-металлургической компанией.
Введение 3
1. Формирование и реализация государственной политики в области геологического изучения НДР, воспроизводства и использования минерально-сырьевых ресурсов 5
1.1 Правовое обеспечение государственной политики в области геологического изучения недр, воспроизводства и использования минерально-сырьевых ресурсов в России 5
1.2 Основные результаты геологоразведочных работ в 2009 году 12
1.3 Проблемы сырьевых отраслей промышленности Российской федерации 28
2. Минерально-сырьевая база Уральского федерального округа, особенности использования и развития 33
2.1 Общая характеристика Уральского федерального округа 33
2.2 Основные промышленные центры и узлы 40
3. Использование минерально-сырьевой базы Уральского федерального округа Уральской горно-металлургической компанией 47
3.1 Краткие сведения о компании 47
3.2 Характеристика подразделений ОАО «УГМК» составляющих минерально-сырьевой комплекс компании 51
Заключение 55
Список использованной литературы 58
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО
Уральский государственный
Минерально-сырьевая база Уральского федерального округа: особенности использования и развития.
Курсовая
работа по дисциплине «Национальная
экономика»
Исполнитель:
_Криворотова Яна Валентиновна__________________ | |
Студент группы:__ЭПБ-п08СР____ | |
Научный руководитель:
Новикова Н. В. | |
Предварительная оценка: _________ | |
Допуск к защите:________________ | |
Дата защиты: __________________ | |
Оценка:_______________________ |
Содержание
Минерально-сырьевой комплекс играет определяющую роль в экономике Российской Федерации. На сегодня он является главным донором государственного бюджета, а также единственно возможным источником средств на модернизацию отечественной промышленности и социальной сферы. В обозримой перспективе экономическая и геополитическая позиция России в мире будет по-прежнему в значительной степени определяться количеством, качеством и стоимостью извлекаемого из ее недр минерального сырья.
Минерально-сырьевой комплекс играет важную роль и в экономике многих других государств, как потребителей сырья, так и его ведущих продуцентов. В их число входят, в том числе, высокоразвитые и быстро развивающиеся страны, такие как США, Канада, Австралия, ЮАР, Бразилия, Китай и др. В условиях глобализации в сферу добычи, переработки и транспортировки полезных ископаемых оказались вовлечены практически все государства мира; с другой стороны, сырьевые отрасли промышленности оказывают сильнейшее воздействие на окружающую среду, поэтому обсуждение проблем минерально-сырьевого комплекса, перспектив его дальнейшего развития находит отклик не только у профессионалов, но и в широких кругах российской общественности.
Уральский федеральный округ включает Курганскую, Свердловскую, Тюменскую, Челябинскую области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Центром федерального округа является г. Екатеринбург.
Уральский федеральный округ расположен, с одной стороны, на стыке наиболее экономически освоенных территорий России и Европы, с другой, выдвинут их передовым форпостом к наиболее перспективным в предстоящее десятилетие, вновь осваиваемым, богатым сырьевыми, топливными и трудовыми ресурсами восточным регионам – Сибири, Центральной Азии, Китаю, Индокитаю. УрФО расположен в фокусе трех топливно-энергетических комплексов мирового значения: Западной Сибири, включая шельф Карского моря; Тимано-Печерской провинции и далее шельфа Баренцева моря; Каспийского региона и Западного Казахстана.
Площадь федерального округа составляет 1 788,9 тыс. кв. км. или 10,5% от территории России.
Уральский федеральный округ занимает 10,5% территории России, на его долю приходилось 8,5% населения страны. При этом 80% населения проживают в городах.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение минерально -сырьевой базы Уральского федерального округа, особенности использования и развития.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать формирование и реализацию государственной политики в области геологического изучения НДР, воспроизводства и использования минерально-сырьевых ресурсов;
2.
Рассмотреть минерально-
3.
Подвергнуть анализу практику
использования минерально-сырьевой базы
Уральского федерального округа Уральской
горно-металлургической компанией.
Основными документами, определяющими государственную политику в области геологического изучения недр, воспроизводства и использования минерально-сырьевых ресурсов в России, являются «Основы государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования», утвержденные 21 апреля 2003 года распоряжением Правительства Российской Федерации №494-р и «Стратегия развития геологической отрасли Российской Федерации до 2030 года», утвержденная 21 июня 2010 года распоряжением Правительства Российской Федерации №1039-р.
В
Основах государственной
Основными принципами государственной политики в сфере минерального сырья и недропользования являются:
Утвержденную Стратегию планируется реализовать в 3 этапа.
На первом этапе (2010-12 гг.) предусматривается создание первоочередных нормативно-правовых документов и экономических механизмов развития отрасли. На втором этапе (2013-2020 гг.) предполагается завершение институциональных преобразований, в том числе связанных с совершенствованием системы государственного управления геологической отраслью. На третьем этапе (2021-2030 гг.) ожидается существенный рост инвестиционной привлекательности геологоразведочной деятельности и значительное увеличение вклада недропользователей в решение проблем воспроизводства минерально-сырьевой базы страны. С этого времени средства федерального бюджета предлагается направлять преимущественно на научное и региональное геологическое изучение территории Российской Федерации и ее континентального шельфа для обеспечения потребностей в геологической информации правительственных структур, государственных учреждений, компаний и граждан Российской Федерации.
Еще в 2005 году МПР России, реализуя принцип программного управления воспроизводством минерально-сырьевой базы страны на основе долгосрочного прогнозирования уровней потребления основных видов минерального сырья, разработало и утвердило «Долгосрочную государственную программу изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья» (далее – Долгосрочная программа). В Программе были сформулированы меры, направленные на социально-экономическое развитие страны, обеспечение высоких темпов экономического роста, создание потенциала для будущего развития экономики и повышение уровня национальной безопасности.
В дальнейшем индикаторы программных мероприятий были актуализированы в соответствии с долгосрочным прогнозом роста российской экономики и ее макроэкономических показателей. В соответствии с актуализированным вариантом Долгосрочной программы общие объемы финансирования работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы России в период с 2005 по 2020 год должны составить 4,5 трлн руб.
За первые три года (2005-07 гг.) действия Долгосрочной программы финансирование геологоразведочных работ за счет средств федерального бюджета увеличилось почти в четыре раза (с 5,2 до 19,9 млрд руб.), а за счет внебюджетных источников – в три с половиной раза (с 42 до 144 млрд руб.). Пропорционально увеличились и физические объемы геологоразведочных работ. Этого оказалось достаточно для того, чтобы по большинству видов полезных ископаемых переломить главную негативную тенденцию последних лет и добиться полной компенсации запасов, погашаемых при добыче.
Таблица 1 - Финансирование геологоразведочных работ в России в период 2005-2020 гг. в соответствии с актуализированной Долгосрочной программой, млн руб.
Необходимым условием обеспечения выполнения Долгосрочной программы являются контроль и надзор за соблюдением условий лицензионных соглашений, осуществляемые Росприроднадзором в форме плановых контрольных проверок. В случае выявления нарушений представителями Росприроднадзора направляются представления в Роснедра для принятия решения о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования недрами.
В 2010 году Роснедра и его территориальные органы рассмотрели 341 представление о нарушениях правил пользования недрами; направлено уведомлений по 209 лицензиям (из них, ТПИ – 109, УВ – 41, подземные воды – 56); прекращено право пользования недрами по 90 лицензиям (из них, ТПИ – 29, УВ – 16, подземные воды – 45). В 2009 году было рассмотрено 550 представлений (из них 150 – повторно); направлено уведомлений по 222 лицензиям (из них, ТПИ – 172, УВ – 43, подземные воды – 67); прекращено право пользования недрами по 163 лицензиям (из них, ТПИ – 96, УВ – 18, подземные воды – 49).
В соответствии с по становлением Правительства Российской Федерации №588 от 2 августа 2010 года все работы за счет средств федерального бюджета будут осуществляться в рамках государственных программ, перечень которых был подготовлен Минэкономразвития России. В сфере ответственности Минприроды России предусмотрена реализация двух программ:
«Обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы» и «Обеспечение геологической изученности территории Российской Федерации и ее континентального шельфа, получение геологической информации»; а также подпрограммы «Освоение и использование Арктики» программы «Мировой океан», реализуемой Минэкономразвития России.
Обращает на себя внимание принципиально новый подход к стадийности изучения недр. Раньше региональные геологические исследования, поиски, оценка и разведка месторождений полезных ископаемых рассматривались как последовательные стадии единого геолого-разведочного процесса, обеспечивающего воспроизводство минерально-сырьевой базы. А теперь выполнение региональных геологических исследований на территории Российской Федерации будет вестись в рамках самостоятельной государственной программы.
Вопросы недропользования в Российской Федерации регулируются, в первую очередь, Законом Российской Федерации «О недрах» от 21 февраля 1992 года с дополнениями и изменениями, внесенными в него в последующие годы. Отдельные вопросы регулируются также федеральными законами «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и «О континентальном шельфе Российской Федерации». Закон Российской Федерации «О недрах» базируется на традиционных для нашей страны нормах административного права. В редакции Закона 1992 г. содержалось лишь упоминание о возможности применения договорных отношений в сфере пользования недрами. В развитие этой нормы в 1995 г. был принят Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции», который предусмотрел возможность предоставления в пользование участков недр на гражданско-правовых началах. Однако широкого распространения практика договорных отношений между государством и недропользователем в России не получила.
Вопрос о разработке принципиально нового законопроекта «О недрах» в последние десять лет ставился неоднократно. Задание на его разработку было даже утверждено поручением Правительства Российской Федерации от 04.12.2002 г. № ХВ-П9-16990, но проект так и не был подготовлен.
В 2009-10 гг. работа по совершенствованию нормативно-правовой базы недропользования была направлена на снятие административных барьеров при регулировании геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы. Одним из главных направлений этой работы было внесение изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах». В течение 2010 года Минприроды России были подготовлены следующие нормативно-правовые акты.