Международный рынок услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение и анализ развития мирового рынка услуг, рассмотрение современных тенденций рынка услуг.
Постановка указанной цели обусловила следующие задачи
работы:
- мировая торговля услугами и ее значение;
- характеристика и классификация услуг;
- роль и место России на мировом рынке услуг;
- перспективы развития рынка услуг в России в условиях вступления России в ВТО.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Особенности международного рынка услуг 5
1.1.Понятие и структура международного рынка услуг 5
1.2.Особенности регулирования международного рынка услуг 10
Глава 2.Роль и место России на мировом рынке услуг 12
2.1. Россия на международном рынке туристических услуг 15
2.2.Россия на международном рынке транспортных услуг 20
2.3. Перспективы развития рынка услуг в России в условиях вступления России в ВТО 24
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Работа содержит 1 файл

Международный рынок услуг.docx

— 68.23 Кб (Скачать)

Наибольшие изменения  коснулись Китая, который потерял  более 51% российских туристов. Как считают  эксперты, такое резкое снижение численности  россиян, основная масса которых  посещают Китай исключительно с  целью шопинга, произошло из-за ужесточения  таможенного режима с российской стороны и снижения покупательной  способности россиян вследствие кризиса.

Турция потеряла более 11% туристов из России, в основном, из-за нежелания турецких туроператоров  и хотельеров снижать цены во время кризиса, в то же время примерно на 13% возросло количество российских туристов, отправившихся отдыхать в Египет, что свидетельствует о более гибкой политике местных туроператоров и привлекательных для россиян ценах на путевки, особенно в осенне-зимний сезон.

Отмена визового режима между  Россией и Израилем чрезвычайно  благоприятно сказалась на туристическом  обмене между странами. Несмотря на кризис, число российских туристов посетивших Израиль увеличилось  на 36%. Соответственно, на 42% увеличилось  число туристов из Израиля, посетивших Россию.

Также увеличилось количество российских граждан, посетивших Германию, Швейцарию, Великобританию, США, Корею, Нидерланды и Латвию. Во многом, увеличение спроса на путешествие в эти страны является исключительной заслугой их правительств и предпринимаемыми мерами, направленными на преодоление негативного  влияния экономического кризиса  на развития рынка туристских услуг. Страны не предпринимающие никаких активных действий по увеличению туристического потока, продолжают катастрофически терять русских туристов. Так, от 20% до 90% наших туристов потеряли за 2009 г. Хорватия, Литва, Япония, Норвегия, Мальта, Иордания, Эстония и Канада.

По въездному туризму, как уже было отмечено, показатели в 2009 г. изменились не так значительно  как по выездному, и наша страна, несмотря на кризис, остается привлекательной  для иностранцев.17

По-прежнему, наибольшим спросом  пользуется Россия у граждан Германии, США, Великобритании, Финляндии, Китая  и Италии, причем, если интерес граждан  Великобритании и Финляндии к  нашей стране повысился, то китайцы  и итальянцы немного охладели к путешествиям по России.

Увеличилось количество визитов  в Россию и из таких стран как  Израиль, Австрия, Швеция, Швейцария, Египет, Куба и Тунис. Практически не изменилось число туристов из Греции.

Более чем на 20% по сравнению  с 2008 г. снизилось из Турции, Кореи, Польши, Чехии, Кипра, Словакии, Филиппин и ОАЭ.

В 2014 г. планируется значительное количество иностранных туристов в  связи с проведением Зимних Олимпийских  игр в Сочи.

 

2.2.Россия на международном рынке транспортных услуг

Транспорт - важная составляющая хозяйственного комплекса России. Его доля в общем числе занятых в экономике страны равна примерно 7%, в производственных фондах 20% Транспорт – единственный вид российских услуг, где стоимость экспорта превосходит стоимость импорта, обеспечивая активный результат для платежного баланса.

Транспортная система  России включает железнодорожный, автомобильный, водный, морской, трубопроводный и воздушный  транспорт.

Ведущую роль в транспортной системе России занимает железнодорожный  транспорт. Это обусловлено не только природными, экономическими и др. особенностями  страны, но и рядом его технико-экономических  преимуществ перед другими видами транспорта. Современная железнодорожная  сеть России складывалась на протяжении длительного времени. Наиболее густую и разветвленную сеть железных дорог  имеет европейская часть страны. В структуре грузовых перевозок  железнодорожного транспорта значительная доля (почти 9/10 всей его грузовой работы) приходится на уголь, минерально-строительные, нефтяные, лесные и хлебные грузы, руду и черные металлы, минеральные  удобрения. Железнодорожный транспорт  играет существенную роль и в пассажирских перевозках, хотя перевозки пассажиров в приведенной продукции железнодорожного транспорта составляют небольшую долю (менее 10%).

Морской транспорт России в транспортной системе - один из ведущих. Особенно велика его роль в перевозках экспортно-импортных грузов (90% грузооборота в международном сообщении). В  составе перевозок морским транспортном преобладают нефтяные грузы, руды, строительные материалы, лес, каменный уголь, хлебные грузы. Доля перевозок пассажиров невелика. Первое место в грузообороте морского транспорта России принадлежит портам Дальневосточного бассейна, на долю которых приходится почти 50% отправляемых и получаемых грузов.

Автомобильный транспорт  играет первостепенную роль в пассажирских перевозках и транспортировке грузов. Автомобильные трассы проложены  параллельно железнодорожным магистралям, поэтому наибольшей густотой сети отличаются районы европейской части. В грузообороте автомобильного транспорта выделяются строительные материалы, вскрышные  породы и грунт, сельскохозяйственные и лесные грузы, черные металлы, товары народного потребления.

Речной транспорт в  нашей стране один из старейших. Преимущества речного транспорта оказались недостаточными для того, чтобы сделать его  конкурентоспособным в отношении  других видов транспорта. Поэтому  доля речного транспорта в перевозке  грузов и людей невелика (2,5 и 0,25% соответственно) и обнаруживает устойчивую тенденцию к сокращению.

Воздушный транспорт выполняет роль одного из главных перевозчиков пассажиров на большие расстояния. По удельному весу в пассажирообороте страны (примерно 16%) он уступает только железнодорожному и автомобильному транспорту, но значительно превосходит остальные. Объем грузов, перевозимых авиационным транспортом, относительно невелик, в их составе преобладают особо ценные, скоропортящиеся и срочные грузы. В общей работе воздушного транспорта перевозки пассажиров составляют 4/5, а грузов и почты 1/5.

Трубопроводный транспорт  среди других видов транспорта самый  молодой, но по объему выполняемой работы - ведущий. Он предназначен для транспортировки  жидких (нефть и нефтепродукты) и  газообразных продуктов. Доля трубопроводного  транспорта в грузообороте страны с  каждым годом растет, что обусловлено  рядом его эксплуатационных преимуществ (надежность, высокая пропускаемость, низкая себестоимость продукта и т.д.) Из основных нефтедобывающих и газодобывающих районов (Западная Сибирь, Урало-Поволжский Северный районы) нефтепроводы и газопроводы проложены в Европу. 18

В условиях формирования новой  модели развития мировой экономики  транспорт является инструментом реализации национальных интересов России, обеспечения  достойного места страны в мировой  хозяйственной системе.

Экспорт транспортных услуг  Российской Федерации вырос с 3 млрд.долл. в 1999 г. до 7 млрд.долл. в 2008 г.

Заявив в 2000 г. о том, что  у нас есть транспортные коридоры "Север-Юг", Транссиб, глубоководные  речные пути, к 2005 г. мы подходим совсем не с теми транзитными показателями, о которых говорилось на Первой и  Второй международных евроазиатских  конференциях по транспорту. Перспективным направлением развития транзитных услуг для России является развитие транспортного коридора «Север – Юг).

Это позволит «перехватить»  грузопотоки между Азией (Индия, Иран и др.) и Скандинавскими, и  другими европейскими странами.

Взаимодействие между  Россией и Европейским союзом в области транспорта, а это  главный торговый партнер страны, должно получить дальнейшее развитие за счет приложения совместных усилий в деле формирования общих пространств  России и расширенного ЕС в соответствии с решениями саммита, состоявшегося  в мае 2003 года в Санкт-Петербурге. Сотрудничество между Россией и  ЕС в области транспорта, наряду с реализацией концепции Общего европейского экономического пространства (ОЕЭП) и развитием энергодиалога, призвано стать ключевым составным элементом будущего общего пространства "Россия-ЕС" в области экономики и торговли, формирование которого позволит вывести отношения между ними на качественно новый уровень.19

Основными направлениями  международной интеграции в области  транспорта являются: интеграция российского  транспорта в европейскую транспортную систему; формирование и развитие общего транспортного пространства стран СНГ; развитие взаимодействия в рамках регионального сотрудничества; повышение роли России в создаваемой интегрированной транспортной системе Азиатско-Тихоокеанского региона; участие в международных транспортных проектах и программах.

Государственная поддержка  отечественных транспортных организаций, работающих на международных рынках транспортных услуг, осуществляется в  следующих основных направлениях: создание для российских перевозчиков благоприятных  экономических условий ведения  бизнеса на тех сегментах рынка, где они работают, прежде всего, по уровню налогообложения операторов; создание для отечественных международных  перевозчиков не менее благоприятных  режимов при выполнении таможенных и пограничных процедур, чем для  перевозчиков других стран; создание условий для приобретения российскими перевозчиками современной транспортной техники, обеспечивающей не только конкурентоспособность на международных рынках, но и принципиальную доступность этих рынков для отечественных операторов; разработка механизмов оперативного принятия ответных мер в случаях, когда российские перевозчики подвергаются дискриминации за рубежом; повышение эффективности механизмов национального регулирования сегментов рынка международных перевозок, на которых действует двусторонняя разрешительная система; проведение согласованной «наступательной» политики в международных организациях, осуществляющих допуск на международные рынки транспортных услуг; разработка и реализация мер, стимулирующих отечественных грузоотправителей к заключению договоров поставки на базисных условиях, предусматривающих перевозку экспортных грузов отечественными транспортными организациями.

Использование транзитного  потенциала России должно быть не только приоритетом развития транспортной системы, но и самостоятельной точкой роста экономики. 20

2.3. Перспективы развития рынка услуг в России в условиях вступления России в ВТО

Продолжительный процесс вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию близок к завершению. Многочисленные исследования отечественных и зарубежных специалистов доказали, что присоединение к этой организации сулит России существенные выгоды и стимулы для расширения и улучшения структуры экспорта и импорта. Как представляется, ведущая роль в этом процессе принадлежит государству, которое должно эффективно содействовать обеспечению интересов национальных производителей и экспортеров. Отметим, что при присоединении к ВТО страна-кандидат принимает на себя обязательства в двух основных сферах. Во-первых, это-приведение национального законодательства и практики его применения в соответствии с нормами и правилами ВТО. Во-вторых, - согласование в ходе переговоров индивидуальных обязательств-условий либерализации доступа на рынок товаров и услуг. Последствия принятия обязательств будут носить как качественный характер, например изменение законодательства, так и количественный, например, динамика и соотношение производства импорта, которые могут быть оценены статистически. Исследования специалистов привели достаточно к противоречивым результатам. Все они могут быть сведены к двум сценариям. 21

Катастрофический сценарий основывается на том, что Россия в  силу сложившихся исторических, социокультурных, географических и других особенностей на данном этапе развития не обладает необходимыми конкурентными преимуществами для завоевания и поддержания  технологического лидерства, то есть не является глобально конкурентоспособной. Вступление в ВТО не сможет сделать российскую экономику инвестиционно более привлекательной, чем, например, экономики стран Латинской Америки и быстро растущие азиатские рынки. Сырьевая специализация России в международном разделении труда не только не снизится, но будет возрастать, усиливая зависимость страны от конъюнктуры мировых сырьевых рынков. Дальнейшее развитие экспортоориентированных отраслей будет происходить за счет сокращения перерабатывающих производств, что усилит уже проявляющиеся симптомы «голландской болезни». Массированный рост импорта и повышение тарифов на энергоносители приведет к закрытию предприятий многих отраслей, окончательному подрыву сельского хозяйства, масштабной безработице. Потеря Социальной стабильности ослабит государственность и усилит тенденции к экономической и политической дезинтеграции страны.

Большинство сторонников  оптимистического сценария считает, что если применение принципов национального режима и режима наибольшего благоприятствования и приведет к некоторому обострению иностранной конкуренции на внутреннем рынке, то компенсирующим эффектом станет повышение транспарентности в бизнесе, возросший уровень предсказуемости действий властей и устранение неоправданных ограничений на рынке. Изменение законодательства может стать фактором повышения конкурентоспособности российских предприятий за счет устранения излишних ограничений, формирования здоровой конкурентной среды с равными и недискриминационными условиями ведения предпринимательской деятельности, а также повышения транспарентности законодательства и мер регулирования.22

Следование нормам и правилам ВТО относительно доступа на рынок  товаров и услуг не создаст  существенных негативных экономических  последствий. Как считает приверженцы  второго сценария, практически для  всех отраслей условия присоединения  или неприсоединения к ВТО  не являются ключевым фактором для динамики соотношения импорта и собственного производства.

Можно полагать, что решение  нашего правительства о присоединении  нашей страны к ВТО базировалось на идее достаточной устойчивости народного  хозяйства к такому рычагу экономического регулирования, как условия доступа  на рынок иностранных товаров. Основные тенденции развития экономики, согласно этой идее, будут определяться не факторами, связанными с присоединением или  неприсоединением России к ВТО, а  общим ходом экономического развития.23

Информация о работе Международный рынок услуг