Международный рынок услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение и анализ развития мирового рынка услуг, рассмотрение современных тенденций рынка услуг.
Постановка указанной цели обусловила следующие задачи
работы:
- мировая торговля услугами и ее значение;
- характеристика и классификация услуг;
- роль и место России на мировом рынке услуг;
- перспективы развития рынка услуг в России в условиях вступления России в ВТО.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Особенности международного рынка услуг 5
1.1.Понятие и структура международного рынка услуг 5
1.2.Особенности регулирования международного рынка услуг 10
Глава 2.Роль и место России на мировом рынке услуг 12
2.1. Россия на международном рынке туристических услуг 15
2.2.Россия на международном рынке транспортных услуг 20
2.3. Перспективы развития рынка услуг в России в условиях вступления России в ВТО 24
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Работа содержит 1 файл

Международный рынок услуг.docx

— 68.23 Кб (Скачать)

Содержание

Введение 3

Глава 1.Особенности международного рынка услуг 5

1.1.Понятие и структура международного рынка услуг 5

1.2.Особенности регулирования международного рынка услуг 10

Глава 2.Роль и место России на мировом рынке услуг 12

2.1. Россия на международном рынке туристических услуг 15

2.2.Россия на международном рынке транспортных услуг 20

2.3. Перспективы развития рынка услуг в России в условиях вступления России в ВТО 24

Заключение 28

Список использованной литературы 30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность выбранной  темы обусловлена тем, что внешнеэкономические связи становятся все более заметной составной частью хозяйственной деятельности российских предприятий и организаций. Возрастает интерес в экономическом, производственном и научно-техническом сотрудничестве с партнерами их зарубежных стран.

Наряду с мировыми рынками  товаров, капиталов, рабочей силы существует и взаимодействует с ними мировой  рынок услуг. Специфическая особенность услуги как товара состоит в том, что она не имеет вещественной формы, а выступает как результат определенной деятельности. Производство и купля-продажа услуг подчинены действию закона стоимости, и их обмен на товары в материально-вещественной форме или другие услуги производится в соответствии с количеством затраченного на их производство труда.

Одной из важнейших закономерностей  развития экономики во всем мире является взаимосвязь экономического роста  и повышения роли услуг в национальной экономики. Это находит выражение в увеличении доли трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых в сфере услуг. По международным данным статистики свыше 40% иностранных инвестиций вкладываются в развитие рынка сферы услуг, что подтверждает актуальность, интерес и видение перспективы развития данного сектора экономики.

           Целью курсовой работы является  изучение и анализ развития  мирового рынка услуг, рассмотрение  современных тенденций рынка  услуг.

Постановка указанной  цели обусловила следующие задачи  
работы:

- мировая торговля услугами и ее значение;

- характеристика и классификация услуг;

- роль и место России на мировом рынке услуг;

- перспективы развития рынка услуг в России в условиях вступления России в ВТО.

Объектом исследования являются услуги на мировом рынке, их характеристика, классификация, особенности.

Информационной базой  работы послужили публикации российских и зарубежных авторов в научных  журналах, сборниках международных  организаций, учебных пособиях, а  также статьи на официальных сайтах. При написании курсовой работы использовалась учебная и периодическая литература отечественных авторов.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Особенности  международного рынка услуг

1.1.Понятие и структура международного рынка услуг

В мировом хозяйстве складывается не только мировой рынок товаров, но и мировой рынок услуг. В  настоящее время на мировом рынке  от сделок купли-продажи товаров  в значительной мере обособилась  реализация услуг. Понятие «услуга» имеет широкий спектр определений. Под услугой принято понимать деятельность, которая не воплощается  в материальном продукте, а всегда проявляется в некотором полезном эффекте, который получает ее потребитель.

Услуги - это экономическая деятельность, непосредственно удовлетворяющая  личные потребности членов общества, домашних хозяйств, потребности разного  рода предприятий, объединений, организаций, общественные потребности или потребности  общества в целом, не воплощенные  в материально-вещественной форме. Услуги, поступающие на внешний рынок, образуют мировой рынок услуг. Он в свою очередь состоит из ряда более узких рынков.1

В соответствии с руководством МВФ  по составлению платежного баланса  все торгуемые услуги подразделяются на 11 видов, в рамках которых существуют подвиды:

- транспорт (грузовой, пассажирский);

- поездки (деловые, личные);

- связь (почтовая, курьерская, телефонная и т.п.);

- строительство;

- страхование (рисков, личное);

- финансовые услуги (между резидентами и нерезидентами, брокерские услуги, обмен валют);

- компьютерные и информационные услуги;

- роялти и другие лицензионные платежи;

- другие бизнес-услуги (посредничество, лизинг, правовые, рекламные);

- лицензионные культурные и рекреационные услуги (аудиовизуальные, выставки);

- правительственные услуги.

Виды услуг, реализуемых на мировом  рынке:

1)Социально-культурные: наука, научное  обслуживание, образование, медицина, физическая культура, социальное  обслуживание, искусство, культура, туризм, другие рекреационные услуги.

2) Производственно-сбытовые: строительство,  транспорт, связь, складское хозяйство,  коммунальное обслуживание, торговля, реклама, биржевые, посреднические, операции с недвижимостью, аренда, в том числе оборудования, услуги  по изучению рынков, контролю  за качеством, послепродажное  обслуживание.

3) Социально-бытовые: бытовые услуги, общественное питание, гостиничное  обслуживание.

4) Финансово-страховые: финансовые, банковские, страховые и т.п.

5) Профессиональные: консалтинг, инжиниринг, юридические. бухгалтерские, информационно-вычислительные услуги.

Услуги делятся также на:

- факторные услуги - платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства, прежде всего капитала и рабочей силы (доходы на инвестиции, роялти и лицензионные платежи, зарплата нерезидентов);

- не факторные услуги - остальные виды услуг (транспорт, путешествия и другие нефинансовые услуги).2

В документах Всемирной торговой организации  выделяют следующие основные формы  международной торговли услугами:

- поставка услуг через границу (трансграничная торговля), когда торговля происходит с территории одной страны на территорию другой (международный транспорт, особенно морской и воздушный, радиостанции, спутники связи и т.п.). В данном случае границу пересекает сама услуга, а не ее поставщики или потребитель;

- перемещение потребителя услуг в страну их производителя (туризм, образование, медицина);

- временное перемещение за границу физического лица -- поставщика услуг (квалифицированных служащих ТНК или лиц определенных профессий: консультантов, инженеров, врачей, спортсменов, артистов);

- коммерческое присутствие поставщика услуг на территории другой страны (банковское, страховые, аудиторские, рекламные и другие услуги).3

Выделяют следующие особенности  услуг как предмета торговли:

- отсутствие овеществленной формы (некоторые из услуг приобретают материальную форму в виде компьютерных программ на магнитных носителях, кинолент, различной документации и т. д.);

- наличие всех признаков товара (обладают общественной Потребительной стоимостью);

- услуги полезны не как вещь, а как деятельность определенного направления;

- неоднородны или изменчивы по качеству;

- производятся и потребляются одновременно;

- при экспорте им порте не проходят таможенную границу. И не подлежат таможенному оформлению;

- не все виды пригодны для вовлечения во внешнеторговый оборот (коммунальные услуги и т.п.);

- имеют тесную связь с рынком рабочей силы;

- ассортимент услуг, предлагаемых на мировых рынках, меньше их ассортимента на внутреннем рынке и меньше номенклатуры товаров, вовлеченных в международный товарооборот;

- имеют специфическую нормативно-правовую базу своего регулирования как на национальном, так и на международном уровне.4

Можно выделить следующие  отличия услуг от товаров в  материальной форме:

- услуга производится и потребляется одновременно, не подлежит хранению, неосязаема и невидима.

- торговля услугами на мировом рынке тесно связана с торговлей товарами и оказывает на нее все возрастающее воздействие. Это объясняется тем, что для эффективного экспорта товаров необходимо привлекать большее количество услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой и сервисным обслуживанием товаров.

- не все виды услуг, в отличие от товаров, пригодны для вовлечения в международную торговлю. Это в первую очередь касается таких видов услуг, как коммунальные и бытовые.

- международная торговля услугами в большей степени, чем торговля товарами, защищена государством от иностранной конкуренции.

- отсутствуют посредники.

- экспорт осуществляется путем непосредственного вывоза за границу (воплощенные услуги транспорта, информационные услуги), а также посредством перемещения потребителя услуг (нерезидента) в страну производителя и временного перемещения за границу физического лица – поставщика услуг.5

Услуги могут быть капиталоемкими, трудоемкими или наукоемкими, иметь  промышленный характер или удовлетворять  личные потребности, быть квалифицированными или неквалифицированными и т.д.

Разные услуги отличаются разностью  вовлечения в хозяйственный оборот. Меньше всего вовлечены услуги, поступающие  в личное потребление (за исключением  образования и здравоохранения).

Услуги могут осуществляться на коммерческой и некоммерческой основе, а также могут предоставляться  государственными и частными производителями.

Государственный сектор - суды, биржи  труда, больницы, военные службы, полиция, пожарная охрана, почта, образовательные  учреждения.

Частный некоммерческий сектор - музеи, благотворительные организации, церковь, больницы.

Коммерческий сектор - авиакомпании, банки, отели, страховые компании, консалтинговые фирмы, бухгалтерские фирмы, аудиторские, информационные и проч.6

В зависимости от целей  анализа в основу классификации  услуг могут быть положены различные  принципы. Так, по способам доставки потребителю  услуги классифицируются на:

-  услуги, связанные с инвестициями:

1) финансовые услуги;

2) туристические услуги;

- услуги, связанные с торговлей:

1) транспортные и сопутствующие  услуги:

(фрахт;  хранение и  складирование; погрузочно-разгрузочные  работы;  сопровождение груза  в пути;  выполнение таможенных  формальностей;)

- услуги, связанные с инвестициями и торговлей:

1) бизнес-услуги: (маркетинговые исследования; аудит; консалтинг; страхование;  рекламные услуги;  арендные операции и т.д.)

2) связь;

3) строительство и инженерно-консультационные  услуги;

4) компьютерные и информационные  услуги;

5) культурные услуги (проведение  выставок, ярмарок).

На мировом рынке услуг преобладают  развитые страны. На них приходится около 70% мирового экспорта и примерно такая же доля мирового импорта услуг. Особенно выделяются США, на которые  приходится около 18% всего мирового экспорта услуг; в их общем объеме экспорта товаров и услуг доля последних приближается к 30%.7

 

1.2.Особенности регулирования международного рынка услуг

Регулирование международной торговли услугами имеет определенную специфику. Это связано с тем, что услуги, отличающиеся крайним разнообразием  форм и содержания, образуют единый рынок, которому присущи не общие черты, но общие тенденции, дающие возможность регулировать его на глобальном уровне даже с учетом новых моментов в его развитии, которые вносят ТНК, доминирующие на нем и монополизирующие его.

 В настоящее время мировой  рынок услуг регулируется на  четырех уровнях: международном  (глобальном), отраслевом (глобальном), региональном и национальном.8

         Общее регулирование  на глобальном уровне осуществляется  в рамках ГАТС, вступившего в  действие с 1 января 1995. ГАТС - второе главное приложение к Соглашению об образовании Всемирной Торговой Организации, содержит важнейшие принципы, которые составляют основу регулирования международной торговли услугами. В его регулировании используются правила по отношению к товарам: не дискриминация, национальный режим, транспарентность (гласность и единство прочтения законов), неприменение национальных законов в ущерб иностранным производителям. Однако реализация этих правил затрудняется особенностями услуг как товара: отсутствием вещной формы большинства из них, совпадением времени производства и потребления услуг. Последнее означает, что регулирование условий торговли услугами означает регулирование условий их производства, а это в свою очередь означает регулирование условий инвестирования их производства,

 ГАТС, чтобы снять эти противоречия, было составлено в трех частях: рамочного соглашения, определяющего  общие принципы и правила регулирования  торговли услугами; специальных  соглашений, приемлемых для отдельных  сервисных отраслей, и списка  обязательств национальных правительств  по ликвидации ограничений в  сервисных отраслях. Таким образом,  из поля деятельности ГАТС  выпадает только региональный  уровень.

Информация о работе Международный рынок услуг