Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 11:59, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение и анализ развития мирового рынка услуг, рассмотрение современных тенденций рынка услуг.
Постановка указанной цели обусловила следующие задачи
работы:
- мировая торговля услугами и ее значение;
- характеристика и классификация услуг;
- роль и место России на мировом рынке услуг;
- перспективы развития рынка услуг в России в условиях вступления России в ВТО.
Введение 3
Глава 1.Особенности международного рынка услуг 5
1.1.Понятие и структура международного рынка услуг 5
1.2.Особенности регулирования международного рынка услуг 10
Глава 2.Роль и место России на мировом рынке услуг 12
2.1. Россия на международном рынке туристических услуг 15
2.2.Россия на международном рынке транспортных услуг 20
2.3. Перспективы развития рынка услуг в России в условиях вступления России в ВТО 24
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Содержание
Введение 3
Глава 1.Особенности международного рынка услуг 5
1.1.Понятие и структура международного рынка услуг 5
1.2.Особенности регулирования международного рынка услуг 10
Глава 2.Роль и место России на мировом рынке услуг 12
2.1. Россия на международном рынке туристических услуг 15
2.2.Россия на международном рынке транспортных услуг 20
2.3. Перспективы развития рынка услуг в России в условиях вступления России в ВТО 24
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Введение
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что внешнеэкономические связи становятся все более заметной составной частью хозяйственной деятельности российских предприятий и организаций. Возрастает интерес в экономическом, производственном и научно-техническом сотрудничестве с партнерами их зарубежных стран.
Наряду с мировыми рынками товаров, капиталов, рабочей силы существует и взаимодействует с ними мировой рынок услуг. Специфическая особенность услуги как товара состоит в том, что она не имеет вещественной формы, а выступает как результат определенной деятельности. Производство и купля-продажа услуг подчинены действию закона стоимости, и их обмен на товары в материально-вещественной форме или другие услуги производится в соответствии с количеством затраченного на их производство труда.
Одной из важнейших закономерностей развития экономики во всем мире является взаимосвязь экономического роста и повышения роли услуг в национальной экономики. Это находит выражение в увеличении доли трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых в сфере услуг. По международным данным статистики свыше 40% иностранных инвестиций вкладываются в развитие рынка сферы услуг, что подтверждает актуальность, интерес и видение перспективы развития данного сектора экономики.
Целью курсовой работы
Постановка указанной
цели обусловила следующие задачи
работы:
- мировая торговля услугами и ее значение;
- характеристика и классификация услуг;
- роль и место России на мировом рынке услуг;
- перспективы развития рынка услуг в России в условиях вступления России в ВТО.
Объектом исследования являются услуги на мировом рынке, их характеристика, классификация, особенности.
Информационной базой
работы послужили публикации российских
и зарубежных авторов в научных
журналах, сборниках международных
организаций, учебных пособиях, а
также статьи на официальных сайтах.
При написании курсовой работы использовалась
учебная и периодическая
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1.Особенности международного рынка услуг
1.1.Понятие и структура международного рынка услуг
В мировом хозяйстве складывается
не только мировой рынок товаров,
но и мировой рынок услуг. В
настоящее время на мировом рынке
от сделок купли-продажи товаров
в значительной мере обособилась
реализация услуг. Понятие «услуга»
имеет широкий спектр определений.
Под услугой принято понимать
деятельность, которая не воплощается
в материальном продукте, а всегда
проявляется в некотором
Услуги - это экономическая
В соответствии с руководством МВФ по составлению платежного баланса все торгуемые услуги подразделяются на 11 видов, в рамках которых существуют подвиды:
- транспорт (грузовой, пассажирский);
- поездки (деловые, личные);
- связь (почтовая, курьерская, телефонная и т.п.);
- строительство;
- страхование (рисков, личное);
- финансовые услуги (между резидентами и нерезидентами, брокерские услуги, обмен валют);
- компьютерные и информационные услуги;
- роялти и другие лицензионные платежи;
- другие бизнес-услуги (посредничество, лизинг, правовые, рекламные);
- лицензионные культурные и рекреационные услуги (аудиовизуальные, выставки);
- правительственные услуги.
Виды услуг, реализуемых на мировом рынке:
1)Социально-культурные: наука, научное обслуживание, образование, медицина, физическая культура, социальное обслуживание, искусство, культура, туризм, другие рекреационные услуги.
2) Производственно-сбытовые: строительство,
транспорт, связь, складское
3) Социально-бытовые: бытовые
4) Финансово-страховые:
5) Профессиональные: консалтинг, инжиниринг, юридические. бухгалтерские, информационно-вычислительные услуги.
Услуги делятся также на:
- факторные услуги - платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства, прежде всего капитала и рабочей силы (доходы на инвестиции, роялти и лицензионные платежи, зарплата нерезидентов);
- не факторные услуги - остальные виды услуг (транспорт, путешествия и другие нефинансовые услуги).2
В документах Всемирной торговой организации выделяют следующие основные формы международной торговли услугами:
- поставка услуг через границу (трансграничная торговля), когда торговля происходит с территории одной страны на территорию другой (международный транспорт, особенно морской и воздушный, радиостанции, спутники связи и т.п.). В данном случае границу пересекает сама услуга, а не ее поставщики или потребитель;
- перемещение потребителя услуг в страну их производителя (туризм, образование, медицина);
- временное перемещение за границу физического лица -- поставщика услуг (квалифицированных служащих ТНК или лиц определенных профессий: консультантов, инженеров, врачей, спортсменов, артистов);
- коммерческое присутствие поставщика услуг на территории другой страны (банковское, страховые, аудиторские, рекламные и другие услуги).3
Выделяют следующие
- отсутствие овеществленной формы (некоторые из услуг приобретают материальную форму в виде компьютерных программ на магнитных носителях, кинолент, различной документации и т. д.);
- наличие всех признаков товара (обладают общественной Потребительной стоимостью);
- услуги полезны не как вещь, а как деятельность определенного направления;
- неоднородны или изменчивы по качеству;
- производятся и потребляются одновременно;
- при экспорте им порте не проходят таможенную границу. И не подлежат таможенному оформлению;
- не все виды пригодны для вовлечения во внешнеторговый оборот (коммунальные услуги и т.п.);
- имеют тесную связь с рынком рабочей силы;
- ассортимент услуг, предлагаемых на мировых рынках, меньше их ассортимента на внутреннем рынке и меньше номенклатуры товаров, вовлеченных в международный товарооборот;
- имеют специфическую нормативно-правовую базу своего регулирования как на национальном, так и на международном уровне.4
Можно выделить следующие отличия услуг от товаров в материальной форме:
- услуга производится и потребляется одновременно, не подлежит хранению, неосязаема и невидима.
- торговля услугами на мировом рынке тесно связана с торговлей товарами и оказывает на нее все возрастающее воздействие. Это объясняется тем, что для эффективного экспорта товаров необходимо привлекать большее количество услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой и сервисным обслуживанием товаров.
- не все виды услуг, в отличие от товаров, пригодны для вовлечения в международную торговлю. Это в первую очередь касается таких видов услуг, как коммунальные и бытовые.
- международная торговля услугами в большей степени, чем торговля товарами, защищена государством от иностранной конкуренции.
- отсутствуют посредники.
- экспорт осуществляется путем непосредственного вывоза за границу (воплощенные услуги транспорта, информационные услуги), а также посредством перемещения потребителя услуг (нерезидента) в страну производителя и временного перемещения за границу физического лица – поставщика услуг.5
Услуги могут быть капиталоемкими, трудоемкими или наукоемкими, иметь промышленный характер или удовлетворять личные потребности, быть квалифицированными или неквалифицированными и т.д.
Разные услуги отличаются разностью
вовлечения в хозяйственный оборот.
Меньше всего вовлечены услуги, поступающие
в личное потребление (за исключением
образования и здравоохранения)
Услуги могут осуществляться на коммерческой и некоммерческой основе, а также могут предоставляться государственными и частными производителями.
Государственный сектор - суды, биржи труда, больницы, военные службы, полиция, пожарная охрана, почта, образовательные учреждения.
Частный некоммерческий сектор - музеи, благотворительные организации, церковь, больницы.
Коммерческий сектор - авиакомпании, банки, отели, страховые компании, консалтинговые фирмы, бухгалтерские фирмы, аудиторские, информационные и проч.6
В зависимости от целей анализа в основу классификации услуг могут быть положены различные принципы. Так, по способам доставки потребителю услуги классифицируются на:
- услуги, связанные с инвестициями:
1) финансовые услуги;
2) туристические услуги;
- услуги, связанные с торговлей:
1) транспортные и сопутствующие услуги:
(фрахт; хранение и
складирование; погрузочно-
- услуги, связанные с инвестициями и торговлей:
1) бизнес-услуги: (маркетинговые исследования; аудит; консалтинг; страхование; рекламные услуги; арендные операции и т.д.)
2) связь;
3) строительство и инженерно-
4) компьютерные и информационные услуги;
5) культурные услуги (проведение выставок, ярмарок).
На мировом рынке услуг
1.2.Особенности регулирования международного рынка услуг
Регулирование международной торговли услугами имеет определенную специфику. Это связано с тем, что услуги, отличающиеся крайним разнообразием форм и содержания, образуют единый рынок, которому присущи не общие черты, но общие тенденции, дающие возможность регулировать его на глобальном уровне даже с учетом новых моментов в его развитии, которые вносят ТНК, доминирующие на нем и монополизирующие его.
В настоящее время мировой
рынок услуг регулируется на
четырех уровнях:
Общее регулирование
на глобальном уровне
ГАТС, чтобы снять эти противоречия,
было составлено в трех частях:
рамочного соглашения, определяющего
общие принципы и правила