Международный рынок услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение и анализ развития мирового рынка услуг, рассмотрение современных тенденций рынка услуг.
Постановка указанной цели обусловила следующие задачи
работы:
- мировая торговля услугами и ее значение;
- характеристика и классификация услуг;
- роль и место России на мировом рынке услуг;
- перспективы развития рынка услуг в России в условиях вступления России в ВТО.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Особенности международного рынка услуг 5
1.1.Понятие и структура международного рынка услуг 5
1.2.Особенности регулирования международного рынка услуг 10
Глава 2.Роль и место России на мировом рынке услуг 12
2.1. Россия на международном рынке туристических услуг 15
2.2.Россия на международном рынке транспортных услуг 20
2.3. Перспективы развития рынка услуг в России в условиях вступления России в ВТО 24
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Работа содержит 1 файл

Международный рынок услуг.docx

— 68.23 Кб (Скачать)

 Все соглашение ГАТС направлено  на либерализацию торговли услугами  и охватывает следующие их  виды: услуги в области телекоммуникаций, финансов и транспорта. Из сферы  его деятельности исключены вопросы  экспортной продажи кинофильмов  и телепрограмм, что связано с  опасениями отдельных государств  Европы утратить самобытность  своей национальной структуры.

       Отраслевое регулирование  международной торговли услугами  осуществляется также в глобальном  масштабе, что связано с глобальным  производством и потреблением  этих услуг. В отличие от  ГАТС организации, регулирующие  такие услуги, носят специализированный  характер. Например, гражданские авиационные  перевозки регулирует Организация  международной гражданской авиации  (ИКАО), иностранный туризм - Всемирная  туристическая организация (ВТО), морские перевозки -     Международная морская организация  (ИМО).9

    На региональном уровне  международная торговля услугами  регулируется в рамках экономических  интеграционных группировок, в  которых снимаются ограничения  на взаимную торговлю услугами (как, например, в ЕС) и могут  вводиться ограничения на такую  торговлю с третьими странами.

 

Глава 2.Роль и место России на мировом рынке услуг

В процессе перехода российской экономики на рыночные основы и ее интеграции в мировое хозяйство  следует учитывать активную роль сферы услуг, а так же все аспекты  ее развития за рубежом (технические, структурные, организационные, управленческие, количественные и качественные). Первостепенная наша задача – ускорить развитие сферы  услуг.

В отдельных отраслях наблюдается  довольно устойчивый рост объемов ВВП. В производстве рыночных услуг такая  тенденция была характерна для отраслей, специализирующихся на операциях с  недвижимым имуществом, в коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка, жилищном хозяйстве, в сфере  финансов, кредита и страхования  и др. Реальный прирост объемов  ВВП в отраслях производства нерыночных услуг наблюдается только в жилищном строительстве.

Немаловажен для России и  огромный потенциал отраслей услуг  в решении проблемы занятости. Несмотря на инерционный характер процессов, связанных с изменениями в  структуре занятости населения, в экономике России, тем не менее, наблюдалась выраженная тенденция  роста доли занятых в сфере  услуг. 10

В настоящее время Россия находится в процессе присоединения  к ВТО, и переговоры по торговле услугами составляют самый трудный, завершающий  этап на пути этого присоединения. Речь идет о международных сделках, охватывающих самые разнообразные сферы деятельности – оптовую и розничную торговлю, банковское дело, страхование, аудит, транспорт  и телекоммуникации, строительство  и инжиниринг, здравоохранение и  туризм и т.д.

В процессе выработки обязательств по доступу иностранных поставщиков  услуг необходимо найти баланс между  интересами по защите своего внутреннего  рынка и потребностью в иностранных  инвестициях для создания современной  инфраструктуры; между преимуществами, которые получают российские поставщики на внешних рынках в результате присоединения  к ВТО, и степенью активности иностранцев  на территории РФ.

Все еще остается проблема соответствия международного метода статистического  учета услуг системе статистике, принятой в России. В отличие от ВТО в российской статистике производство материальных и нематериальных благ объединено, учет ведется по «списку», включающему следующие позиции:

  • транспорт и связь;
  • торговля, общественное питание, МТС и сбыт, заготовки;
  • информационно-вычислительное обслуживание;
  • сфера операций с недвижимостью;
  • ЖКХ, непроизводственные виды бытового обслуживания;
  • здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение;
  • образование, культура и искусство;
  • наука и научное обслуживание;
  • кредитование, финансы, страхование, пенсионное обеспечение;
  • аппарат управления, организация управления, кооперация и общественные организации. 11

На современном этапе  позиция России на международном  рынке услуг не слишком обнадеживающая. Россия хотя и входит в число ведущих 30 стран – участниц международной  торговли услугами, выступает в качестве нетто-импортера. Нетто-экспортером  на мировом рынке Россия остается в сфере транспортных услуг. Как  свидетельствует мировой опыт, при  проведении экономических преобразований необходимо уделять большое внимание развитию системы транспортных коммуникаций. В настоящее время Россия по степени развития основных видов транспорта существенно отстает от мирового уровня. Импорт же транспортных услуг повышается, что свидетельствует о тенденции к вытеснению с рынка российских транспортных фирм. В России транспортные расходы на единицу произведенной продукции в 6 раз больше, чем в США и в 4,5 раза больше, чем в Китае, хотя транспортные масштабы этих стран соизмеримы с российскими. Производительность труда на отечественном транспорте вполовину ниже, чем в США. Поскольку стоимость транспортировки и уровень производительности труда оказывают существенное влияние на себестоимость продукции, такое положение не может не сказаться на конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке. 12

Туризм как наиболее динамично  развивающаяся сфера услуг занимает первое место в отраслевой структуре  российской торговли услугами. На него приходится более 50% ее объема. Но поскольку  в настоящее выезд отечественных  граждан за рубеж существенно  превосходит въездной поток, туризм является и крупнейшей расходной  статьей российского баланса  услуг.

В последнее время наблюдается  благоприятная динамика отраслей услуг  в российской экономике, быстрое  формирование целого ряда услуг, прежде всего телекоммуникаций, кредитно-финансовых, деловых, расширение торговли.13

Конкурентоспособность России проявляется главным образом  в области услуг связи (в основном за счет космических разработок) и  в сфере еще имеющихся научно-технических  разработок (в торговле ройалти и лицензиями). Однако в то же время Россия отстает от западных стран на 15 – 20 лет. В условиях становления многоукладной экономики и развития рыночных отношений в стране происходят существенные изменения в сфере услуг. Значительно возрастают объемы услуг, специфически присущих рыночной экономике (банковских, финансовых, риэлторских, страховых, юридических). Страхованию в России отводилась второстепенная роль. Объем страхового обеспечения в расчете на душу населения в России остается чисто символической величиной. В структуре российской торговли услугами почти отсутствует экспорт маркетинговых, управленческих, аудиторских, консультационных, компьютерных и ряда подобных сравнительно новых видов услуг. В международном обмене услугами основным для России, в отличие от большинства развитых стран, является внешнеторговый канал – трансграничная торговля. Однако в импорте услуг существенная доля приходится на второй канал – торговлю услугами филиалов иностранных компаний, находящихся на российской территории. В России представлены филиалы многих компаний – мировых лидеров в различных отраслях услуг, опыт которых в существенной степени влияет на формирование рыночных отношений в нашей стране.

Улучшение ситуации в сфере  услуг в России во многом зависит  от иностранных вложений. Наибольший интерес для зарубежных инвесторов представляют такие отрасли деловых  услуг, как посредничество и консалтинг, а из ряда потребительских услуг  – общественное питание, торговля, гостиничная индустрия. Заметная активность наблюдается в области рекламы  и образовательных услуг. 14

 

2.1. Россия на международном рынке туристических услуг

Для большинства стран  мира, в настоящее время, туризм - один из основных источников дохода. Туризм занимает первое место в мире среди  всех остальных секторов экономики  по количеству рабочих мест. Если в 1998 г. в сфере туризма было занято 115 млн чел., то по прогнозу в 2020 году будет создано 550 млн рабочих мест.

Объем международного туристического потока неуклонно продолжает расти даже в условиях время от времени возникающих проблем в экономическом, политическом, экологическом, энергетическом и ряде других кризисов.

Почти все регионы мира последние годы демонстрируют быстрый  рост объемов туристического потока, но наиболее значительных результатов  добился Азиатско-Тихоокеанский  регион, где число путешественников стало на 255% больше, чем в 2000 г. Этот успех объясняется активными  рекламными кампаниями государств региона, а также поддержанием цен на "кризисном" уровне. Значительных результатов за последние восемь лет достигли так  же государства Восточной и Центральной  Европы.15

Значительные результаты в туризме в последние года были достигнуты во многом благодаря  большому числу масштабных событий, таких как, Летние Олимпийские игры в Китае, а также Зимние Олимпийские  игры в Канаде, Чемпионат мира по хоккею, Европейский чемпионат по футболу и другие. Более 65% всех передвижений иностранных туристов и 75% создаваемых во всем мире поездок совершаются гражданами промышленно развитых стран.

Долгосрочные перспективы  развития индустрии туризма представляются специалистам оптимистическими. Так как в 2010 г. в мире по данным путешествует 1 млрд чел., ожидается, что к 2020 г. - 1,5 млрд чел. и доходы от гостинично-туристских услуг составят примерно 2 трлн долл.

Таблица 1. Страны - лидеры выездного  туризма в 2010 г.

Страна

Количество международных поездок, млн.

Доля рынка,%

Германия

163,5

10,2

Япония

141,5

8,8

США

123,5

7,7

Китай

100,0

6,2

Великобритания

96,1

6,0

Франция

37,6

2,3

Нидерланды

35,4

2,2

Канада

331,3

2,0

Россия

30,5

1,9

Италия

29,7

1,9


 

Таблица 2. Страны - лидеры въездного туризма в 2010 г.

Страна

Количество прибытий, млн

Доля рынка,%

Китай

137,1

8,6

США

102,4

6,4

Франция

93,3

5,8

Испания

71,0

4,4

Гонконг

58,3

3,7

Италия

52,9

3,3

Великобритания

52,8

3,3

Мексика

48,9

3,1

Россия

47,1

2,9

Чехия

44,0

2,7


 

Анализируя положение  в Российской Федерации, можно обозначить, что для нее, как и для большого количества стран Европы, характерны постепенное старение общества, увеличение количества городского населения в  сравнении с сельским населением, довольно высокий уровень образованности, большое количество праздничных и выходных дней, возрастающий интерес россиян к людям в других странах и городах. Все эти факторы закладывают хорошие основы для туризма. Однако "тормозящим" фактором для развития въездного и выездного туризма является довольно низкий уровень жизни основного количества граждан страны. Если в ближайшие годы станет возможным переломить эту негативную тенденцию и стимулировать рост доходов, то российский туризм ожидает дальнейший подъем.

В приведенных ниже таблицах можно проследить потоки выездного  и въездного туризма в стране за последние годы:

Отметим что в сравнении  с 2008 г. в 2009 г. в целом выездной туризм снизился на 15,5%, люди в период кризиса  предпочли сэкономить на отдыхе. В  то же время въездной туризм снизился лишь на 8,5%.16

Хотя тройка лидеров наиболее предпочтительных для россиян туристических  направлений осталась неизменной –  это, как и в прошлом году, Египет, Турция и Китай, но произошли довольно значительные изменения и перераспределение  российских туристов, выбравших для  путешествий эти страны.

Информация о работе Международный рынок услуг