Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 20:50, курсовая работа
В международной экономике кредитные отношения играют одну из самых главных ролей. Во-первых, они вносят обязательное начало и определённую стабильность в функционирование валютно-расчетных отношений. Во-вторых, с помощью них налаживаются валютно-расчетные отношения между странами. И, в-третьих, благодаря кредитным отношениям огромный вклад вносится в сферу изучения, анализа и обобщения информации о тенденциях развития и выработки рекомендаций по важнейшим проблемам мирового хозяйства.
Введение………………………………………………………………………...3
1. Понятие и сущность международного кредита…………………………4-5
2. Принципы международного кредита……………………………………….6
2.1Срочность кредита…………………………………………….6
2.2 Возвратность кредита………………………………………6-7
2.3 Обеспеченность кредита……………………………………...7
2.4 Дифференцированный характер кредита……………………7
2.5 Платность кредита…………………………………………….8
2.6 Целевой характер кредита…………………………………....8
3. Формы международного кредита…………………………………………..9
3.1 По источникам кредитования………………………………..9
3.2 По назначению кредита………………………………………9
3.3 По видам кредитования………………………………………9
3.4 По технике предоставления кредита………………………...9
3.5 По валюте займа кредита…………………………………9-10
3.6 По срокам кредитования…………………………………….10
3.7 По обеспечению кредитования……………………………..10
3.8 Частные, правительственные, смешанные, межгосударственные кредиты……………………………………………10-11
3.9 Лизинг………………………………………………….....11-13
3.10 Факторинг……………………………………………….13-15
3.11 Форфейтирование………………………………………15-16
4. Кредитование внешней торговли………………………………………….17
4.1 Кредитование экспорта……………………………………...17
4.2 Кредитование импорта…………………………………..17-18
5. Функции международного кредита……………………………………….19
5.1 Перераспределительная функция……………………….19-20
5.2 Экономия издержек обращения…………………………20-21
5.3 Ускорение концентрации капитала………………………..21
5.4 Обслуживание товарооборота……………………………....21
5.5 Ускорение научно-технического прогресса……………21-22
6. Международные валютно-кредитные организации……………………...23
6.1 Международный валютный фонд………………………23-25
6.2 Банк международных расчётов…………………………25-26
6.3 Всемирный банк……………………………………………..26
6.3.1 Международный банк реконструкции и развития…………………………………………………………………….26-27
6.3.2 Международная ассоциация развития…………27-28
6.3.3 Международная финансовая корпорация…………28
6.3.4 Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций…………………………………………………………………28-29
6.3.5 Международный центр урегулирования инвестиционных споров…………………………………………………..29-30
6.4 Европейский банк реконструкции и развития……………..30
6.5 Региональные валютно-кредитные организации………30-32
6.6Примеры деятельности Европейского банка реконструкции и развития (отчет за 2008 год)……………………………………………….32
6.6.1Успешный проект «Пивоваренное предприятие Восточной Европе»…………………………………………………………...32
6.6.2Менее успешный проект «Mодернизация городского транспорта»……………………………………………………………………33
7. Беларусь и МВФ………………………………………………....................34
7.1Долги и кредиты Беларуси на 2009 год..................................................................................................................34-38
7.2Увеличение золотовалютных резервов Нацбанка Беларуси с помощью МВФ……………………………………………….38-39
Заключение…………………………………………………………………….40
Литература…………………………………………………………………….41
Состояние
долгов и тех, кто
их может отдавать
Кредит
можно считать успешно
Белорусские
предприятия и банки
Итак, в январе — апреле 2009 г. реальные доходы консолидированного бюджета Беларуси снизились на 16,5% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. Доходы консолидированного бюджета Беларуси в январе — апреле 2009 г. составили 47,8% ВВП по сравнению с 56% за аналогичный период 2008 г. Расходы консолидированного бюджета за январь—апрель 2009 г. составили 47,7% (за январь—апрель 2008 г. — 48,7%). Т. е. тратим мы в первой половине 2009 г. гораздо интенсивнее, чем зарабатываем. И это ведь с учетом ресурсов прошлого года, которые были потрачены в этом.
Выручка от реализации товаров и услуг организаций Беларуси за январь—апрель 2009 г. в текущих ценах уменьшилась на 0,2% по сравнению с январем—апрелем 2008 г. при росте потребительских цен за этот период на 15,2%. За апрель выручка от реализации была меньше на 8,3%, чем за март 2009 г. Это значит, что, несмотря на обильную кредитную накачку, предприятия работают, в лучшем случае, в ноль, а в большинстве своем — в минус или на склад.
Рентабельность
реализованной продукции, работ, услуг
в январе—апреле 2009 г. составила 9,8%
против 14,9% в январе—апреле 2008 г., рентабельность
продаж соответственно — 5,8% против 8,5%.
Это значит, что у более половины
предприятий нет своих
Суммарная задолженность всех субъектов экономики на 1 мая 2009 г. составила Br90,7трлн. (~$32 млрд. при планируемом годовом ВВП в 2009 г. ~46 млрд.) и по сравнению с 1 мая 2008 г. увеличилась на 37,5% при росте потребительских цен за этот период на 14,7%. На кредиторскую задолженность приходилось 50,1% всей суммарной задолженности. Задолженность по кредитам и займам на 1 мая 2009 г. составила Br45,3трлн. и выросла по сравнению с 1 мая 2008 г. в 1,5 раза. По сравнению с началом года она увеличилась на 18,6%.
Суммарная просроченная задолженность на 1 мая 2009 г. составила Br7,7трлн., что в 1,6 раз больше, чем на 1 мая 2008 г. Просроченная задолженность по кредитам и займам на 1 мая 2009 г. составила Br720,8 млрд. и выросла по сравнению с 1 мая 2008 г. в 1,5 раза. По сравнению с началом года она увеличилась в 1,5 раза, в том числе за апрель — на 9%.
Как снежный ком растут внешние долги. По сравнению с началом года внешняя кредиторская задолженность выросла на 46,3%, в том числе за апрель — на 3%. Внешняя просроченная кредиторская задолженность на 1 мая 2009 г. по сравнению с 1 мая 2008 г. увеличилась в 3 раза, внешняя просроченная дебиторская задолженность — в 2,5 раза. В такой ситуации девальвация сделает обслуживание внешнего, номинированного в твердой валюте долга, крайне проблематичным.
Государственный долг на 1.06.09 составил в эквиваленте Br23,1трлн., что на 37,7% больше, чем на 01.01.09. Внешний госдолг Беларуси в рублевом эквиваленте за пять месяцев этого года вырос на 71,7% и превысил Br14трлн. Прямой долг правительства вырос на Br13,7трлн. (рост на 73,6%), долг субъектов хозяйствования под гарантии Совмина — Br338,3 млрд. (плюс 18,3%).
В долларовом выражении внешний госдолг вырос за январь—май на 35,9% до $5,05 млрд, в том числе прямой долг правительства — $4,93 млрд (рост на 37,3%). По данным Нацбанка, основными кредиторами Беларуси по итогам мая 2009 года были Россия, МВФ, Венесуэла, Всемирный банк, Китай и Италия.
Объем
внутреннего госдолга на 1 июня 2009 г.
превысил Br9трлн, увеличившись за 5 месяца
на 5,4%, а гарантированный
Для сравнения в 2008 году госдолг Беларуси вырос на 50,2% до эквивалента Br16,8трлн. после роста на 60,3% за 2007 год. В том числе внешний госдолг на 1.01.09 года составил $3,72 млрд, (рост на 59,7%), внутренний — Br8,6трлн. (рост на 40%).
Надувают кредитный пузырь, как за здравие, а надо сдувать, как за упокой
Кредитование банковской системой отраслей экономики и населения (остатки задолженности по выданным кредитам) на 1 мая 2009 г. составило Br51 трлн. и по сравнению с 1 мая 2008 г. увеличилось в 1,6 раза при росте потребительских цен за этот период на 14,7%. По сравнению с 1.01.09 рост задолженности составил 13,9%. Для сравнения за январь — апрель 2008 г. рост составил 13%, но тогда это была фаза бума. Первая половина 2009 г. — это, без сомнения, фаза падения, этап сжатия экономики. Правительство и банки (не без принуждения) игнорируют этот принципиально важную разницу. И в этом их стратегическая ошибка. МВФ просто обязан был бы указать Совмину и Нацбанку на нее. Однако, пока мы наблюдаем процесс поддержки безрассудного роста кредитования экономики.
Слабым
утешением является тот факт, что
остатки задолженности по выданным
кредитам в национальной валюте на
1 мая 2009 г. составили Br34,2трлн. или 67% от
общей суммы кредитных
Не
радуют займы МВФ и других кредиторов.
У правительства Беларуси ни среднесрочного
плана развития, ни даже краткосрочной
антикризисной программы
Прошло
полгода после подписания Совмином
меморандума с Фондом, а мы даже
цены не либерализовали, даже розничную
торговлю не прекратили лицензировать.
Более того, многие законодательные
акты (например, по проверкам и контрольной
деятельности) предлагаются в ещё
худшей форме, чем до заявленной «либерализации».
Совмин и Нацбанк действуют по
принципу «Нам бы только день продержаться
да ночь простоять». Трудно себе представить,
что белорусские власти, получив
второй транш от МВФ, резво создадут
адекватное агентство по приватизации
и начнут продавать госактивы
и защищать права собственности.
Имитация реформ за чужой счет продолжается.
7.2Увеличение
золотовалютных резервов
Нацбанка Беларуси с
помощью МВФ
По данным Нацбанка Беларуси золотовалютные резервы, рассчитанные по стандартам МВФ, увеличились в октябре на $557.6 млн. (14,4%) и на 1 ноября составили $4436.4 млн. против $3878.8 млн. на 1 октября. Рост ЗВР стал возможен благодаря третьему траншу кредита МВФ на сумму $699,5 млн., который поступил в Беларусь в конце прошлого месяца.
Без учета последнего транша МВФ ЗВР Нацбанка за октябрь снизились на $141,9 млн., что говорит о том, что властям не удалось переломить ситуацию с поставками промежуточного импорта.
С начала года ЗВР страны выросли на $1375.3 млн. (44,9%) с $3061.1 млн. на 1 января текущего года.
В
структуре ЗВР резервные активы
в иностранной валюте на 1 ноября
составили $2997.7 млн. (в том числе
и свопы с коммерческими
СДР
(специальные права
Прочие активы за октябрь практически не изменились и составили $82,6 млн. против $82.2 млн. на 1 октября и $80.5 млн. на 1 начало года.
Стоит отметить, что заимствования на внешних рынках, а также другие поступления, которые были зачислены в состав ЗВР, с начала года составили более $3,5 млрд.
В частности Беларусь получила $2166,6 млн. кредитных средств МВФ в рамках программы stand-by. Помимо упомянутого выше очередного транша кредита МВФ, Беларусь в январе получила первый транш на $787,9 млн., в июле – второй на $679,2 млн.
Кроме
того, в феврале в Беларусь поступили
$625 млн. от продажи пакета акций ОАО
”Белтрансгаз“, в марте кредит РФ
на сумму $500 млн., а также $250 млн. предоплаты
за транзит российского газа.
Заключение
Кредитная
система играет не последнюю роль
в экономическом развитии каждой
страны и мирового воспроизводства
в целом, обеспечивая его непрерывность,
повышая эффективность
Объективной основой развития международного кредитования является выход производства за национальные границы, усиление интернационализации хозяйственных связей при углублении специализации и кооперирования производства разных стран.
Международный
кредит является важным фактором создания
крупных акционерных обществ
и затрудняет доступ мелких и средних
фирм на рынок ссудных капиталов.
Литература: