Международный кредит (курсовая)

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

В международной экономике кредитные отношения играют одну из самых главных ролей. Во-первых, они вносят обязательное начало и определённую стабильность в функционирование валютно-расчетных отношений. Во-вторых, с помощью них налаживаются валютно-расчетные отношения между странами. И, в-третьих, благодаря кредитным отношениям огромный вклад вносится в сферу изучения, анализа и обобщения информации о тенденциях развития и выработки рекомендаций по важнейшим проблемам мирового хозяйства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Понятие и сущность международного кредита…………………………4-5
2. Принципы международного кредита……………………………………….6
2.1Срочность кредита…………………………………………….6
2.2 Возвратность кредита………………………………………6-7
2.3 Обеспеченность кредита……………………………………...7
2.4 Дифференцированный характер кредита……………………7
2.5 Платность кредита…………………………………………….8
2.6 Целевой характер кредита…………………………………....8
3. Формы международного кредита…………………………………………..9
3.1 По источникам кредитования………………………………..9
3.2 По назначению кредита………………………………………9
3.3 По видам кредитования………………………………………9
3.4 По технике предоставления кредита………………………...9
3.5 По валюте займа кредита…………………………………9-10
3.6 По срокам кредитования…………………………………….10
3.7 По обеспечению кредитования……………………………..10
3.8 Частные, правительственные, смешанные, межгосударственные кредиты……………………………………………10-11
3.9 Лизинг………………………………………………….....11-13
3.10 Факторинг……………………………………………….13-15
3.11 Форфейтирование………………………………………15-16
4. Кредитование внешней торговли………………………………………….17
4.1 Кредитование экспорта……………………………………...17
4.2 Кредитование импорта…………………………………..17-18
5. Функции международного кредита……………………………………….19
5.1 Перераспределительная функция……………………….19-20
5.2 Экономия издержек обращения…………………………20-21
5.3 Ускорение концентрации капитала………………………..21
5.4 Обслуживание товарооборота……………………………....21
5.5 Ускорение научно-технического прогресса……………21-22
6. Международные валютно-кредитные организации……………………...23
6.1 Международный валютный фонд………………………23-25
6.2 Банк международных расчётов…………………………25-26
6.3 Всемирный банк……………………………………………..26
6.3.1 Международный банк реконструкции и развития…………………………………………………………………….26-27
6.3.2 Международная ассоциация развития…………27-28
6.3.3 Международная финансовая корпорация…………28
6.3.4 Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций…………………………………………………………………28-29
6.3.5 Международный центр урегулирования инвестиционных споров…………………………………………………..29-30
6.4 Европейский банк реконструкции и развития……………..30
6.5 Региональные валютно-кредитные организации………30-32
6.6Примеры деятельности Европейского банка реконструкции и развития (отчет за 2008 год)……………………………………………….32
6.6.1Успешный проект «Пивоваренное предприятие Восточной Европе»…………………………………………………………...32
6.6.2Менее успешный проект «Mодернизация городского транспорта»……………………………………………………………………33
7. Беларусь и МВФ………………………………………………....................34
7.1Долги и кредиты Беларуси на 2009 год..................................................................................................................34-38
7.2Увеличение золотовалютных резервов Нацбанка Беларуси с помощью МВФ……………………………………………….38-39
Заключение…………………………………………………………………….40
Литература…………………………………………………………………….41

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 89.05 Кб (Скачать)

      Все рассмотренные выше организации, составляющие группу Всемирного банка, предлагают широкий диверсифицированный набор финансовых продуктов и услуг, в общем адекватно отражающий потребности развивающихся стран. Помощь группы Всемирного банка и накопленный ею опыт могут принести значительную пользу странам с переходной экономикой, в том числе и России. 

6.4 Европейский банк реконструкции и развития 

      Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) образован в соответствии с подписанным 29 мая 1990 г. в Париже соглашением  для оказания содействия реформам в  странах Центральной и Восточной  Европы в связи с переходом  стран этого региона к ориентированной  на рынок экономике. Учредителями банка  являются 40 стран - все страны Европы, кроме Албании, а также США, Канада, Мексика, Венесуэла, Марокко, Египет, Израиль, Япония, Южная Корея, Австралия, Новая  Зеландия и две международные  организации — Европейское экономическое  сообщество и Европейский инвестиционный банк.

      Цель  ЕБРР - сыграть роль стимулятора  и ускорителя для привлечения  капиталов в отрасли инфраструктуры стран Центральной и Восточной  Европы. Предоставляя кредиты, банк помогает западным промышленникам идти на необходимый  риск в завоевании рынков на Востоке, а это будет способствовать скорейшему переходу восточноевропейских стран  к экономической стабильности и  введению конвертируемости своих валют.

      ЕБРР  кредитует проекты лишь в пределах 15 - 150 млн. долл.

      Ресурсы ЕБРР формируются по аналогии с МБРР. Однако доля оплаченного акционерного капитала ЕБРР выше (30 % по сравнению  с 7 %). Неоплаченные акции могут быть при необходимости востребованы, но обычно используются как гарантия при привлечении заемных средств  на мировом кредитном рынке. 

6.5 Региональные валютно-кредитные организации 

      Региональные  банки развития созданы в б0-х  гг. в Азии, Африке, Латинской Америке  для решения специфических проблем  и расширения сотрудничества развивающихся стран этих регионов.

      Межамериканский банк развития (МаБР, Вашингтон, создан в 1959 г.), Африканский банк развития (АфБР, Абиджан, образован в 1963 г.) и  Азиатский банк развития (АзБР, Манила, создан в 1965 г.) преследуют единые цели: долгосрочное кредитование проектов развития соответствующих регионов, кредитование региональных объединений. Общей чертой этих банков является существенное влияние  на их деятельность развитых стран, которым принадлежит значительная часть капитала банков и они составляют примерно 1/3 их членов.

      Региональные  валютно-кредитные и финансовые организации западноевропейской интеграции представляют собой составную часть  ее институциональной структуры. Они  преследуют цель решения интеграции и создания экономического и валютного  союза (ЕС) в соответствии с Маастрихтским  договором 1993 г., проведение согласованной  политики по отношению к развивающимся  странам, ассоциированным с ЕС. 

      К основным региональным организациям ЕС относится: 

  1. Европейский инвестиционный банк (ЕИБ, Люксембург) создан в 1958 г., предоставляет кредиты  на срок от семи до двадцати лет, а развивающимся  странам до сорока лет Цель ЕИБ  — развитие отсталых регионов стран  ЕС, реконструкция предприятий, создание совместных хозяйственных объектов, развитие приоритетных отраслей, осуществление  межгосударственных проектов, модернизация отраслевой структуры производства;
  2. Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС) создан в 1973 г. в рамках Европейской валютной системы. Он предоставляет кредиты на покрытие дефицита платежного баланса стран-членов ЕВС при условии выполнения ими программ стабилизации экономики. ЕФВС выполняет в рамках ЕВС функции кредитно-расчетного обслуживания стран-членов;
  3. Европейский фонд развития (ЕФР, 1958 г.) проводит коллективную политику ЕС по отношению к развивающимся странам, координирует двусторонние программы официальной помощи развитию этих стран;
  4. Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (1969 г.) содействует созданию общего аграрного рынка («Зеленая Европа»);
  5. Европейский фонд регионального развития (ЕФРР, 1975 г.) предоставляет кредиты за счет средств совместного бюджета ЕС с целью выравнивания региональных диспропорций в странах-членах, поскольку там насчитывается 25 беднейших районов, уровень жизни в которых в 2,5 раза ниже, чем в 25 наиболее процветающих;
  6. Европейский валютный институт (ЕВИ, Франкфурт-на-Майне, 1994 г) заменил Европейский фонд валютного сотрудничества, созданный в 1973 г —это наднациональный орган в составе управляющих двенадцати центральных банков, осуществляющий координацию денежной и кредитной политики этих банков, содействует созданию системы европейских центральных банков и переходу к единой валюте К ЕВИ перешла функция эмиссии ЭКЮ и предоставления кредитов на покрытие дефицита баланса стран членов.  С июля 1998 г ЕВИ заменен Европейским центральным банком, который выпускает евро. С 1999 г начала действовать Европейская система центральных банков, которая включает Европейский центральный банк и центральные банки стран ЕС, перешедших к евро.
 
 

6.6Примеры  деятельности Европейского банка реконструкции и развития (отчет за 2008 год) 

6.6.1Успешный проект «Пивоваренное предприятие в Восточной Европе» 

      ЕБРР  выделил кредит и долевое финансирование общим объемом около 6 млн. евро на проведение реструктуризации и расширение производства на одном из пивоваренных предприятий в Восточной Европе. Смысл проекта состоял во вложении средств в компанию, которую ее руководители стремились превратить в  успешное отечественное пивоваренное предприятие, а затем привлечь прямого  стратегического инвестора в  лице одного из мировых производителей пива.

      ДО  квалифицировал данный инвестиционный проект в целом как “успешный”. Проект выполнил поставленные задачи по расширению производства и повышению  эффективности, улучшению и стабилизации качества конечной продукции, расширению каналов сбыта и утверждению  бренда компании. Цель привлечения  стратегического инвестора была достигнута: в результате проведенных  под эгидой ЕБРР инвестиционного  конкурса и переговоров крупный  миноритарный пакет акций компании приобрел международный пивоваренный концерн. По критерию воздействия на процесс перехода проект получил  оценку “хорошо”, поскольку приход и активная поддержка стратегического  инвестора положительно сказались  на делах компании. В числе прочего  предприятие получило новую команду  руководителей. Проект резко усилил конкуренцию между местными марками  пива, а также между ними и импортом, который за последние годы усилил свои позиции на рынке пива. Важным уроком данного проекта является то, что ЕБРР следует с самого начала определять четкие требования к компании в части соблюдения согласованных сроков, что способствует заметному повышению качества корпоративного управления. Это, как видно на примере данного проекта, облегчает поиск подходящего стратегического инвестора. ЕБРР следует также выделять на долевые инвестиции достаточные ресурсы – как кадровые, так и в рамках ТС – для поддержки процесса реструктуризации, особенно при отсутствии стратегического инвестора. 

6.6.2Менее успешный проект «Mодернизация городского транспорта» 

      ЕБРР  одобрил выдачу муниципальному транспортному  предприятию кредита в 10 млн. евро на обновление его автобусного парка  путем приобретения новых автобусов  и на модернизацию ремонтного оборудования. Проект также предполагал структурную  перестройку системы общественного  транспорта в городе посредством  введения четкой и понятной схемы  муниципального подряда и единых требований к транспортному обслуживанию населения. Кредит был выделен непосредственно  муниципальному транспортному предприятию  под гарантии и обязательства  города и региона. Из фондов ТС были предоставлены средства на поддержку  структурной перестройки и на оказание содействия руководству предприятия. Запланированная программа повышения  кредитоспособности города с привлечением фондов ТС не была реализована.

      Проект  был квалифицирован как “неудачный”  с оценкой по критерию воздействия  на процесс перехода “неудовлетворительно”. Осуществление проекта тормозилось  серьезными политическими препятствиями  в системе городского управления. Вместе с тем основная часть автобусов  была закуплена со значительной экономией  средств, но предложение о приобретении на сэкономленные средства дополнительной партии автобусов меньшего размера  город не поддержал. Поэтому всего  через два года после утверждения  кредита его неиспользованная часть (33%) была аннулирована. Большинство  условий выдачи кредита, связанных  с обеспечением переходного процесса, остались невыполненными, а модернизация ремонтного оборудования проведена  не была, что поставило под сомнение сохранение преимуществ, полученных благодаря  обновлению парка.

      Главный урок, извлеченный при выполнении данного проекта, состоит в том, что перед тем как добиваться проведения тех или иных реформ, Банку следует более тщательно  и комплексно анализировать состояние  действующих институциональных  механизмов. Он должен четко выделить его составные части, определить для себя основных участников процесса реформ, оценить способность клиента  к их проведению, индивидуализировать  ответственность за выполнение проекта, проанализировать потенциальные риски, просчитать логическую последовательность и этапность реализации проекта. Чтобы выполнять отводимую им стимулирующую роль, проектные инвестиции должны сопрягаться и увязываться  с проведением соответствующих  преобразований. 
 
 

    7.Беларусь  и МВФ 

      Беларусь  вступила в МВФ 10 июля 1992 года. Она  приняла обязательства в соответствии со Статьей XIV. Представительство МВФ в Республике Беларусь открылось в октябре 1992г.

      Управляющий в МВФ от Беларуси – Председатель Правления Национального банка  Беларуси г-н Петр Петрович Прокопович; заместитель управляющего – Министр  финансов г-н Николай Петрович Корбут.

      Основные  виды деятельности МВФ в Беларуси:

      Можно определить 3 основных направления  деятельности МВФ в Беларуси важнейшим  из которых является сотрудничество с Правительством и Национальным банком Беларуси при подготовке программ экономической политики с акцентом на нижеследующие макроэкономические вопросы: налогово-бюджетная и денежно- кредитная политика, обменный курс и торговая политика с целью достижения значительного экономического роста, низкой инфляции и устойчивости платежного баланса.  

7.1Долги  и кредиты Беларуси  на 2009 год 

      Международный валютный фонд дал Беларуси в 2009 году очередные $679,2 млн. кредита.

      С ноября 2008 г. в виде кредитов и валютных поступлений от «Газпрома» правительство  Беларуси получило $3,7 млрд. С учетом динамики ВВП в 2009 г. и курса белорусского рубля сумма полученных валютных ресурсов превысила 9% ВВП. Есть много  оснований считать, что эти деньги не инвестируются в давно назревшие  реформы, а банально проедаются или  замораживаются в старых проектах.

      Белорусское правительство добровольно и  сознательно заразилось одной опасной  американской болезнью — жить в  долг. При этом наши власти совершили  целый ряд грубых ошибок. Белорусские  министры подумали, что большой разницы  между США и Беларусью нет. Раз американцы могут позволить  себе жить в долг, значит, и нам  можно. Тот факт, что Америка производит 25% мирового ВВП, а Беларусь — 0,1%, что  Америка при всех к ней претензиях остается одной из самых свободных  стран мира, с развитым финансовым и богатым внутренним рынком, а  Беларусь входит в десятку самых  экономически несвободных стран  мира, белорусских дисижнмейкеров не смутило.

      Вторая  ошибка связана с деньгами. Американский доллар он был и остается мировой  валютой. Допечатка свежего одного триллиона «зеленых» пока не привела  к инфляции в США. Доверие к  нему остается на высоком уровне, чего не скажешь о белорусском рубле. Даже белорусские вкладчики в большей степени предпочитают вклады в долларах, чем в белорусских рублях.

      Третья  ошибка связана с осмыслением  эффективности американской экономической  политики. Недавно сам Б. Обама  признал, что все те меры, которые  принимало его правительство  и до него Дж. Буш, не привели к  ожидаемому выходу из кризиса.

      МВФ стал крупнейшим кредитором Беларуси. Он согласовал выделение Беларуси $3,52 млрд. Из них два транша на общую  сумму $1,47 млрд. уже поступило ($788 млн. и $679 млн.). Вторым по величине кредитором (если брать только деньги), является Россия. В ноябре 2008 г. от нее мы получили $1 млрд. и ещё $0,5 млрд. пришло в феврале 2009 г. «Газпром» заплатил нам очередные $625 млн. за акции «Белтрансгаза» и  ещё $250 млн. получила Беларусь в качестве оплаты годового транзита за газ.

      Кредитную ловушку нашей страны углубил  венесуэльский кредит в $0,5 млрд. Белорусским  властям помог также своп валютами с Китаем в марте 2009 г.: 20 млрд. юаней (~$3 млрд.) были обменены на 8трлн. За счет этих денег можно закупать большую  долю импорта из Китая, а думать о  том, что делать китайским компаниям  с такой огромной суммой ресурсов в белорусских рублях (47,3% денег  М2 по состоянию на 1.05.09. Известно, что  объем рублевой денежной массы (М2) на эту дату составил Br16,9 трлн. и по сравнению с 1 мая 2008 г. уменьшился на 2,2% при росте потребительских  цен за этот период на 14,7%. По сравнению  с началом года он уменьшился на 17,7%. Если китайцы не смогут купить на предоставленные им «зайчики» активы (цементные заводы, тепло- и электростанции) или товары (калийные удобрения), то они могут начать «сбрасывать» их обратно в нашу экономику. Легко  представить, что произойдет с курсом белорусского рубля и ценами, если в экономике вдруг окажется столько  новых денег.  

Информация о работе Международный кредит (курсовая)