Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 02:42, курсовая работа
Международный опыт показывает, что важным признаком международных экономических отношений является международное кредитование, которое играет важную роль в международных экономических отношениях между странами. Нередко международные кредитные отношения связывают страны сильнее, чем торговые. И это объяснимо тем, что накопленные за годы, пущенные в дело кредитные ресурсы, состоящие из пенсионных, страховых и других фондов, амортизационных отчислений, оборотных, резервных и свободных средств предприятий, сбережений народных хозяйств существенно превышает в развитых странах годовой объем ВВП.
Введение 4
2. Формы и элементы международного кредита 10
2.1 Классификация форм международного кредита по основным 10
признакам 10
2.2 Международные финансовые институты 18
3.Механизм международного кредитования 21
3.1 Порядок предоставления и возврата международного кредита 21
3.2 Формирование процентной ставки по международному кредиту 24
4. Участие Республики Беларусь и стран остального мира в международном кредитовании 26
4.1Внешний долг Беларуси и стран постсоветского пространства: анализ и систематическая оценка внешнего долга 26
4.2 Участие финансовых организаций Республики Беларусь и стран остального мира в международном кредитовании 29
4.3 Международные резервные активы Республики Беларусь 36
Заключение 38
Список использованных источников 39
Приложения 41
3. Наличие максимальных преимуществ во внутрифирменных связях, конкуренции между независимыми инвесторами и реципиентами.
Современная
мировая экономика
За четверть века доля прямых зарубежных инвестиций в мировом ВВП постоянно растет. В целом, этот показатель увеличился с 0,4% в 1970 г. до 2,0% в 2002% г. Аналогичная динамика характерна и для удельного веса экспорта в ВВП, который повысился с 10,0 до 24,0% за указанный период. За 1982-2006 гг. объем привлеченных текущих инвестиций увеличился с 59 до 964,6 млрд долл., а вывезенных с 28 до 911,5 млрд долл. соответсвенно. Вместе с тем объем зарубежных инвестиций увеличился до 2001г. при среднегодовых темпах прироста в 40,2% во второй половине 90-х годов, а 2001 и 2002 гг. стали периодом сокращения объема привлеченных и вывезенных инвестиций для всех регионов мира.
Наиболее крупные страны импортеры зарубежных инвестиций: Люксембург (126 млрд долл.); КНР ( 53 млрд долл.); Франция ( 52 млрд долл.); Германия ( 38 млрд долл.); США ( 30 млрд долл.).
Наиболее крупные страны экспортеры инвестиций: США ( 114 млрд долл.); Франция ( 83 млрд долл.); Люксембург ( 67 млрд долл.); Нидерланды ( 44 млрд долл.); Германия ( 43 млрд долл.). [ 25, с.173-187]
За годы реформирования экономики Республика Беларусь привлекла большое количество иностранного капитала. Значительная часть этого объема приходится на кредиты иностранных государств и международных финансовых организаций, полученные под гарантии правительства
Основные страны, ввозимые капитал в Республику Беларусь 2006 году:
1. Швейцария – ( 49,8%)
2. Россия – ( 29%)
3. Кипр – (2,9%)
4. США – (2,4%)
5. Страны ЕС – (16,8%)
Примечание. Источник: http://www.president.gov.by
Кредитование Республики Беларусь может преследовать следующие цели:
Со всей остротой перед республикой стоит проблема инвестиций для возмещения и обновления производственного аппарата, для пополнения оборотных средств. Суть ее в наращивании объемов, повышении эффективности, создании условий для интенсификации вложений в наиболее эффективные, конкурентоспособные производства, дающие быструю отдачу, позволяющие максимально увеличить доходы предприятий, населения и бюджета. Без значительного притока инвестиций не удастся решить проблемы устойчивой макроэкономической стабилизации, реконструкции народного хозяйства и экономического роста. Основные задачи достижения параметров расширенного воспроизводства определены в Национальной программе привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 года.
Международный валютный фонд ( МВФ ) оценивает приток иностранных инвестиций ( прямых иностранных инвестиций ) в Республику Беларусь как низкий по сравнению с другими странами. [17]
Долгосрочных негарантированных кредитов резидентами Республики Беларусь ( кроме банков ) в 2006 г. было привлечено 616,8 млн. долл. США, их удельный вес составил 22,1% ( в 2005 г. – 41% ). Под гарантии Правительства Республики Беларусь организациями было получено 121 млн. долл. США, или 4,3% от общей суммы привлеченных кредитов ( 5,9% - в 2005 г.). Отличительной особенностью 2006 и 2007 стал интенсивный приток иностранного капитала в форме кредитов в банковский сектор страны. На 2007 г., в соответствии с постановлением Правительства, банки должны были за счет внешних источников привлечь не менее 1315 млн. долл. США. В итоге в 2007 г. на долгосрочной основе было привлечено иностранных инвестиций в размере 1233,1 млн. долл. США.[18, с.12]
Республика Беларусь является членом ряда международных и региональных финансовых институтов, в частности МВФ, Всемирного банка, ЕБРР и др.
По линии МВФ, членом которого республика стала в 1992 г., были получены две транши кредита СТФ и одна транша кредита “стэнд-бай”, предназначенных для финансирования дефицита платежного баланса, правительственной программы реформ и экономического развития. В 2004 году было принято решение отказаться от кредитов, выделяемых МВФ своим членам.
Всемирный банк предоставляет республике займы, техническую помощь, а также координирует получение помощи из других источников. Деятельность банка направлена на оказание помощи стране в реализации стратегии, способствующей экономическому росту и повышения уровня жизни населения. В настоящее время сумма займов Всемирного банка республике составляет около 290 млн. дол. США. При поддержке Всемирного банка реализуется проект “ Модернизация инфраструктуры в социальной сфере Республики Беларусь”.[2, с.287]
Международная финансовая корпорация (МФК), инвестиционное подразделение группы Всемирного банка, реализовало в республике проекты технической помощи, общая сумма которых составила около 10 млн. дол. США. В 2005 году МФК подписала соглашение о предоставлении ОАО "Приорбанк" кредита сроком на 7 лет на сумму 20 млн. USD. “Приорбанк” вправе направлять эти средства на финансирование проектов негосударственных предприятий - резидентов Беларуси в сфере производства товаров и услуг, а также приобретения их за рубежом, инвестиций в основной и оборотный капитал, лизинговой деятельности. В 2006 г. МФК выделила кредит в размере 35,5 млн. дол. США по производству соков в Бобруйске и создание сети дисконтных магазинов.[19]
Основными направлениями деятельности ЕБРР в Беларуси является предоставление кредитов и оказание технической помощи в проблемных областях. При содействии Банка реализовано четыре крупных проекта под гарантии государства: “ Развитие электросвязи Беларуси ”, “ Создание в г.Минске оптового рынка плодоовощной продукции ”, “ Модернизации Оршанской ТЭЦ ”, “ Реконструкции автодороги М1/Е30 Брест-Минск-граница России ”. На начало 2006 г. было профинансировано 83 субпроекта на общую сумму около 45,3 млн. дол. США. В 2003г. ЕБРР выделил ОАО "Приорбанк" синдицированный заем в размере 36 млн. дол. США в виде двух кредитов для финансирования проектов Беларуси ( участниками синдицирования также выступали шесть крупнейших банков России, Австрии, Германии и Португалии). ЕБРР финансирует различные проекты в республике через уполномоченные банки путем открытия кредитных линий. За десять лет действия этой кредитной линии было профинансировано 49 инвестиционных проектов на общую сумму 24,8 млн. дол. США. ЕБРР выделял средства в размере 25 млн. дол. США по кредитной линии ОАО "Приорбанк", ОАО “ Белгазпромбанк ” и Минскому транзитному банку для кредитования малых и средних предприятий. В целом ЕБРР за время своей деятельности в Республике Беларусь осуществил финансирование различных проектов на сумму 298 млн. евро, из которых его собственные средства составили 199 млн. евро.[2, с.287-288]
ОАО “Белвнешэкономбанк” является ведущим банком-агентом Правительства Республики Беларусь по привлечению иностранных кредитов под его гарантии для реализации проектов белорусских субъектов хозяйствования (пользователей кредитов). Иностранными банками кредиты предоставляются для финансирования поставок по контрактам с зарубежными экспортерами, правительства которых осуществляют страхование экспортных кредитов для Республики Беларусь.
Иностранные кредиты под гарантии Правительства Республики Беларусь являются долгосрочными (обычно 5 лет, в некоторых случая до 8 лет). По их погашению обычно устанавливается льготный период продолжительностью 6 месяцев. Основным преимуществом данного вида кредитования является то, что совокупная стоимость финансирования за счет иностранных кредитов оказывается ниже стоимости кредитования в белорусских банках.
Обязательным условием такого финансирования является правительственная гарантия, предоставление которой регулируется Положением о порядке привлечения, использования и погашения внешних государственных займов, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь № 826/23 от 01.06.1999г. В настоящее время “Белвнешэкономбанк” имеет возможность привлечения под гарантии правительства финансовых средств банковских учреждений Германии, Австрии, Испании, Чехии. Число иностранных банков, готовых предоставлять кредиты для перспективных валютоокупаемых проектов, постоянно увеличивается.[20]
Для Правительства Республики Беларусь 2005 г. стал дебютным с точки зрения публичного привлечен международный синдицированный кредит на срок 12 месяцев на цели покрытия дефицита бюджета в размере 65 млн. евро. На дату подписания соглашения ( 08.12.2006 ) процентная ставка по кредиту составила 7,27 годовых, а на 24.08.2007 – 8,26.[21]
Республика Беларусь в международном кредитовании чаще выступает в качестве страны-заемщика иностранного капитала, т.к за счет своих резервов ( банковских ) республика способна осуществлять кредитование предприятий, юридических и физических субъектов только внутри страны. Для преодоления данной проблемы следует модернизировать собственный кредитный аппарат: создавать условия для привлечения иностранного капитала в большем объеме за счет снижения налоговой ставки на международный капитал ввозимый в страну, предлагать проекты, которые будут привлекать иностранных инвесторов. В данной ситуации объем совокупного предложения иностранного капитала не должен превышать спрос на его т.к при несоблюдении этих условий может возникнуть инфляция. Страны-кредиторы оценивая ситуацию в стране потенциального заемщика капитала, приходят к заключения: выдавать кредит или нет, определяют ставку процента по кредиту в зависимости от платежеспособности страны, в которую будет направлены инвестиции.
Меры государственного регулирования структуры движения международного капитала должны быть дополнены тщательным мониторингом, позволяющим сделать вывод о соответствии Беларуси международным экономическим задачам.
1.Сопоставление
стоимостных характеристик
2.
Структуру использования
3.
Анализ уровня проникновения
иностранного капитала в
4. Выявление объемов привлеченного иностранного капитала отечественного происхождения и уровень нагрузки на прибыль отечественных предприятий, связанных с репатриацией доходов нерезидентов за рубеж.
Данный
комплекс мер позволит достигнуть сбалансированности
государственных и частных экономических
интересов РБ в области эффективного
использования капитала, снижения риска
эксплуатации, мобилизированного с международных
рынков для поступательного развития
экономики Республики Беларусь, снизить
риск эксплуатации отечественного экономического
потенциала.
4.3 Международные резервные активы Республики Беларусь
Международные резервные активы Республики Беларусь в национальном определении, по данным на 1 октября 2008 г. составили 4013,5 млн. долл. США, по сравнению с 1 октября 2007 г. возросли на 1531.2 млн. долл. США. [22, с.6, таблица 3.1; 3.2]
В
структуре международных
Международные резервные активы Беларуси, рассчитанные по методике МВФ1, увеличились за январь-февраль 2008 года на 170,7 млн. долл., или на 4%, до 4352,9 млн. долл. За февраль они возросли на 4,9%. Согласно методике МВФ международные резервы Республики Беларусь определяются как высоколиквидные иностранные активы, состоящие из монетарного золота, специальных прав заимствования страны у МВФ, резервной позиции республики в МВФ и валютных резервов. Они могут быть оперативно использованы для проведения интервенций на валютных рынках для стабилизации курса национальной валюты, финансирования правительством импорта товаров и услуг, расчетов по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга, а также для других целей.[24]
Информация о работе Международный кредит и его роль в развитии современной экономики