Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 19:17, курсовая работа
Целью работы является предоставить структуру, направления деятельности и роль международных экономических организаций в экономики.
В соответствии с поставленной целью, формируются следующие задачи:
- ознакомится с понятием международных экономических организаций в системе международных экономических отношений;
- определить сущность и основные цели международных экономических организаций и проследить порядок их образования;
- дать классификацию международных экономических организаций;
- показать взаимоотношения РБ с основными международными организациями.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические и методические основы сущности международных экономических организаций……………………………………………………...4
1.1 Понятие и сущность международных экономических организаций………4
1.2 Классификация международных экономических организаций……………7
1.3 Этапы развития (эволюция) МЭО……………………………………………9
2. Современные МЭО……………………………………………………………12
2.1 Международный валютный фонд (МВФ)………………………………….12
2.2 Всемирная торговая организация (ВТО)…………………………………...16
2.3 Мировой банк………………………………………………………………...22
2.3.1 Международная финансовая корпорация………………………………..22
2.3.2 Международные организации Европейского союза…………………….27
3. Взаимодействие и взаимоотношения РБ с МЭО и перспективы их развития…………………………………………………………………………..32
Заключение…………………………………………………………………39
Список используемых источников…
Создававшийся совместно с другими институтами
союза, ЕИБ функционирует по основным
направлениям достижений экономических
целей Союза, а также выполняет вспомогательную
функцию в осуществлении политики ЕС в
области оказания помощи третьим странам.
ЕИБ исполняет свои исключительные задачи,
требующие строгий контроль за операциями,
а также ориентируется при проведении
своей политики на положения Римского
договора, на основе которого был создан
банк.
Следовательно, ЕИБ определяется двумя
параметрами, которые характеризируют
его как специфического института: во-первых
в качестве института ЕС банк осуществляет
"общественные услуги", а во-вторых
в качестве собственно банка имеет прямой
доступ на финансовые рынки. Степень его
независимости, которая определяется
Уставом банка, является свидетельством
об его уникальном положении среди институтов
ЕС.
Финансовая независимость
банка предполагает наличие здоровой
финансовой структуры, которая в данном
случае определяется капиталовложениями
стран-участниц ЕС и резервами (обязательными
резервами, в размере 10% от уставного капитала,
и дополнительными резервами). Это позволяет
банку занимать средства на самых выгодных
условиях на рынках, где в основном набираются
ресурсы банка.
Эта независимость в оперативной деятельности
и в структуре, которая сочетается с очень
четко определенной ролью, что касается
целей, но гибкой в отношений средств их
достижения, позволяет ЕИБ концентрировать
свою деятельность на тех направлениях,
в которых развиваются цели Европейского
Союза и реалии экономической ситуации
в Европе.
В то время как ЕИБ
независима в процессе принятия решений
и в финансовых аспектах сущности своей
деятельности, то его роль в качестве института
ЕС требует тесную координацию с экономической
политикой Союза и поддержание тесных
связей с другими его институтами. Однако
это сотрудничество не лишает ЕИБ независимости,
предоставленной Римским договором: ни
одно решение ЕС не может быть навязано
банку.[18]
3. Взаимодействие и взаимоотношения РБ с МЭО и перспективы их развития
Республика Беларусь взаимодействует с рядом МФО, среди которых: МВФ, группа Всемирного банка (МБРР, МФК, МАИГ, МЦУИС) и ЕБРР. При этом используются прямые и косвенные методы регулирования данных процессов. Основными методами прямого (административного) взаимодействия Республики Беларусь с МФО являются: 1) обусловленность кредитования; 2) задержки инвестиционных траншей, связанные с требованиями к результативности использования предыдущих вложений.
Основные методы косвенного (экономического) взаимодействия следующие: 1) выделение ресурсов под конкретные инвестиционные программы или проекты, разработанные с учетом корпоративных интересов МФО; 2) финансирование макроэкономических программ в стране-реципиенте, направленных на осуществление структурных и институциональных реформ; 3) оказание безвозмездной помощи в рамках глобальных программ трастовых фондов МФО; 4) предоставление грантового финансирования в рамках программ технической помощи, обучения специалистов и др.; 5) проведение макроэкономических и отраслевых исследований с целью подготовки/изучения возможности (необходимости) осуществления инвестиционных проектов либо для анализа стабильности финансовой системы государства в рамках выполнения мандата МВФ по глобальному мониторингу; 6) разработка на основании анализа данных, полученных в результате исследований, рекомендаций МФО по повышению эффективности макроэкономических и внутриотраслевых преобразований в стране-реципиенте.
Взаимодействие республики с МФО осуществляется с помощью следующих организационно-экономических форм: 1) финансовое участие страны в акционерном капитале МФО; 2) участие представителей страны в ежегодных собраниях акционеров МФО, на которых принимаются решения о стратегических задачах и политике, которую осуществляет организация; 3) участие страны в оперативном управлении организацией посредством постоянных представителей; 4) участие в разработке инвестиционных проектов и ведение переговоров с экспертами МФО по предоставляемым займам; 5) предоставление информации экспертам МФО о состоянии экономики страны в рамках мандатов организаций.
Со стороны МФО механизм взаимодействия системы с Республикой Беларусь может быть представлен алгоритмом (рис. 1). Как показано на рисунке, взаимодействие Республики Беларусь с системой МФО и НФО осуществляется посредством:
1) предоставления МФО ресурсов для финансирования макроэкономических программ в области институциональных и структурных преобразований. При этом следует отметить, что ВБ, МВФ, ЕБРР координируют свои действия для максимизации воздействия на страну-объект. Так, предоставление кредитных ресурсов в рамках механизма системных преобразований МВФ было обусловлено реализацией республикой программы либерализации экономики, проведением мероприятий по приватизации государственной собственности. Идентичные требования лежали в основе условий расширенной программы инвестиций в Республику Беларусь со стороны Всемирного банка. Одним из условий расширения финансово-кредитного сотрудничеств республики с ВБ и ЕБРР является активизация взаимоотношений страны с МВФ;
2) объединения финансово-технических ресурсов и координации деятельности МФО и национальных финансовых организаций при реализации в Республике Беларусь совместных инвестиционных проектов. Так, первый национальный проект МФО в области реформирования лесного хозяйства предполагал привлечение к финансированию отрасли диверсифицированных ресурсов различных МФО для реализации отдельных подпрограмм в рамках общего стратегического направления. Кредитование лесного хозяйства осуществлялось Всемирным банком, а развитие деревообрабатывающей промышленности республики планировалось реализовать с использованием инвестиционных средств ЕБРР. К разработке проекта реформирования отрасли были привлечены эксперты из ведущих стран — экспортеров древесины. Финансирование осуществлялось на основе грантов национальными агентствами развития Голландии, Канады, Финляндии и Швеции. Активно привлекались ресурсы НФО и при разработке ряда проектов МФК и ЕБРР в Республике Беларусь;
3) прямого финансирования проектов в Республике Беларусь национальными финансовыми организациями. Так, при поддержке Агентства торговли и развития (США) был осуществлен проект по автоматизации банковской системы страны (создание клиринговой системы Национального банка Республики Беларусь), проведены исследования по изысканию возможностей для совместного с США производства дизельных двигателей, по технологическому переоборудованию нефтеперерабатывающих заводов в Республике Беларусь, сотрудничеству в фармацевтической области на общую сумму около 960 тыс. дол. США.
Рис.1. Взаимодействие Республики Беларусь с системой МФО и НФО
Активную деятельность в Республике Беларусь осуществляла также зарубежная корпорация частных инвестиций США (Overseas Private Investment Corporation, OPIC), которой было подписано двустороннее соглашение о предоставлении инвестиционного финансирования в форме прямых кредитов, кредитных гарантий, страхования политических и других рисков инвесторов с выделением приоритетов в сфере развития лесной, электронной и химической промышленности, телекоммуникаций и сельского хозяйства. Датский инвестиционный фонд для стран Центральной и Восточной Европы (IO) инвестировал в предоставление консалтинговых услуг, развитие медицины и химической промышленности 2,9 млн дол. При этом было привлечено 11,4 млн дол. датских компаний и белорусских предприятий. Активно происходило взаимодействие с экспортно-импортными банками Турции и Китая, Фондом международного сотрудничества и развития Тайваня. В 2001 г. подписано соглашение с Кувейтским фондом арабского экономического развития о предоставлении кредитных ресурсов в объеме 16,5 млн дол. США в рамках реализации проекта реконструкции Светлогорского завода полиэфирных нитей ПО "Химволокно", направленного на технологическое переоборудование завода, увеличение мощности на 4,2 тыс. тонн продукции в год с повышением ее качества до мировых стандартов.
Необходимо отметить, что сложившаяся национальная институциональная структура взаимодействия Республики Беларусь с МВФ, Всемирным банком и ЕБРР представляет собой сложный механизм межведомственной координации действий на всех этапах разработки, согласования и реализации совместных с МФО проектов и программ. Особенностью является то, что для взаимодействия с каждой МФО формируется своя институциональная структура.
Общими институциональными элементами структуры взаимодействия Республики Беларусь с МВФ, Всемирным банком и ЕБРР (рис. 2, 3, 4) являются представительства организаций в стране, которые осуществляют оперативное взаимодействие с органами власти государства, выполняют функцию передаточного звена между штаб-квартирой МФО и республиканскими учреждениями, собирают и обрабатывают информацию о стране нахождения. Управляющие в МФО от Республики Беларусь, назначаемые Президентом страны (см. указ Президента Республики Беларусь № 280 от 15 мая 1997 г. о назначении управляющих и заместителей управляющих от страны в МВФ, МБРР, МАГИ, МФК, ЕБРР), являются представителями Беларуси в органах управления организаций. На заседании Совета управляющих осуществляется выработка стратегических направлений развития МФО, их функций и задач.
Рис.2. Взаимодействие органов государственной власти Республики Беларусь с МВФ
Рис. 3. Взаимодействие органов государственной власти Республики Беларусь с группой Всемирного банка
Рис.4. Взаимодействие органов государственной власти Республики Беларусь с ЕБРР
Функции по координации взаимодействия Беларуси с МФО выполняет Главное управление международного сотрудничества и торговли Совета Министров. Непосредственное взаимодействие с МФО осуществляется согласно Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 30 октября 2002 г. № 1504 о сотрудничестве с международными организациями, призванному регулировать порядок закрепления области взаимодействия с МФО за отдельными министерствами и иными республиканскими органами государственного управления, специализированными подразделениями (департаментами) Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства иностранных дел. При этом Министерство экономики курирует группу Всемирного банка и ЕБРР (разрабатывают долгосрочные планы сотрудничества, инвестиционные предложения (на базе данных Департамента по иностранным инвестициям, которая формируется на основе информации отраслевых министерств), аккумулируют данные других ведомств по вопросам, связанным с взаимодействием с ВБ и ЕБРР, участвуют в разработке стратегии сотрудничества, осуществляют мониторинг проектов), Министерство финансов осуществляет сотрудничество с МВФ. МИД принимает участие в формировании политической и внешнеэкономической составляющей в сотрудничестве с МФО, представляет в Совет Министров аналитико-прогнозный обзор, содержащий оценку эффективности сотрудничества Беларуси с МФО.
Эти министерства совместно с Национальным банком осуществляют кредитно-финансовое сотрудничество (согласно Постановлению Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь № 826/23 от 1 июня 1999 г.), проводят экспертизу инвестиционных проектов, заключения по которой выносятся на рассмотрение Валютно-кредитной комиссии Совета Министров.
Кредитные соглашения об инвестиционном сотрудничестве заключаются между МФО и соответствующими отраслевыми министерствами.
Кроме общих институциональных элементов имеются также особенности в механизмах взаимодействия Республики Беларусь с различными МФО. Так, МВФ при осуществлении политики предоставления кредитно-финансовых ресурсов в целях создания правового поля для повышения привлекательности инвестиционного климата в стране тесно сотрудничает с законодательными органами власти (см. рис. 3).
Министерство финансов взаимодействует с МВФ по 4 основным направлениям: 1) консультации с экспертами Фонда в рамках статьи 4 Устава МВФ; 2) мониторинг миссиями Фонда экономической ситуации в стране; 3) разработка и реализация совместных программ кредитно-финансового сотрудничества; 4) техническая помощь.
Для институциональной структуры взаимодействия с Всемирным банком характерно наличие представителей МБРР в Консультативном совете по иностранным инвестициям при Совете Министров Республики Беларусь, что дает возможность ВБ оказывать влияние на улучшение инвестиционного климата в стране.
С ЕБРР Республика Беларусь осуществляет сотрудничество посредством Экспертного совета по взаимодействию с Европейским банком реконструкции и развития, созданного при Министерстве экономики для повышения эффективности взаимодействия.
Таким образом, на практике взаимодействием
с МФО занимаются множество полномочных
государственных институтов. Это актуализирует
проблему эффективности системы межведомственной
координации деятельности, результативности
разработки и реализации инвестиционных
проектов и программ. Возникает также
проблема соизмерения общенациональной
необходимости в тех или иных инвестиционных
проектах и узковедомственных корпоративных
интересов, в получении масштабных кредитно-финансовых
ресурсов за счет экономики всего государства.[19]
Заключение
Информация о работе Международные организации и их роль в регулировании мировой экономики