Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 19:17, курсовая работа
Целью работы является предоставить структуру, направления деятельности и роль международных экономических организаций в экономики.
В соответствии с поставленной целью, формируются следующие задачи:
- ознакомится с понятием международных экономических организаций в системе международных экономических отношений;
- определить сущность и основные цели международных экономических организаций и проследить порядок их образования;
- дать классификацию международных экономических организаций;
- показать взаимоотношения РБ с основными международными организациями.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические и методические основы сущности международных экономических организаций……………………………………………………...4
1.1 Понятие и сущность международных экономических организаций………4
1.2 Классификация международных экономических организаций……………7
1.3 Этапы развития (эволюция) МЭО……………………………………………9
2. Современные МЭО……………………………………………………………12
2.1 Международный валютный фонд (МВФ)………………………………….12
2.2 Всемирная торговая организация (ВТО)…………………………………...16
2.3 Мировой банк………………………………………………………………...22
2.3.1 Международная финансовая корпорация………………………………..22
2.3.2 Международные организации Европейского союза…………………….27
3. Взаимодействие и взаимоотношения РБ с МЭО и перспективы их развития…………………………………………………………………………..32
Заключение…………………………………………………………………39
Список используемых источников…
Благодаря достигнутым успехам и особому статусу многостороннего учреждения МФК имеет возможность действовать в качестве катализатора частных капиталовложений. Участие МФК в любом проекте укрепляет доверие инвесторов и способствует привлечению других кредиторов и акционеров (пайщиков). МФК мобилизует финансовые ресурсы непосредственно для рентабельных компаний в развивающихся странах, организуя синдицированные займы с участием международных коммерческих банков, выступая гарантом инвестиционных средств и выпусков корпоративных ценных бумаг. Кроме того, МФК занимается организацией частного размещения ценных бумаг.
МФК предоставляет консультации предпринимателям из развивающихся стран по широкому кругу вопросов, в том числе по реструктуризации производственных фондов и финансовой деятельности предприятий, составлению бизнес-планов, поиску рынков, видов продукции, технологий, партнеров по финансовому и техническому сотрудничеству, а также по привлечению средств на условиях проектного финансирования. МФК может оказывать консультационные услуги в рамках инвестиционных проектов или отдельно за вознаграждение, сумма которого определяется в соответствии с рыночной практикой.
Кроме того, МФК консультирует правительства развивающихся стран по вопросам создания условий, благоприятных для развития предпринимательской деятельности, а также предоставляет рекомендации по привлечению прямых иностранных инвестиций. В частности, МФК способствует развитию местных рынков капитала. Кроме того, МФК оказывает содействие в вопросах реструктуризации и приватизации государственных предприятий.
Инвестиционной деятельностью МФК управляют региональные департаменты и отраслевые департаменты. Отраслевые департаменты занимаются проектами в соответствующих отраслях по всему миру, независимо от региональной принадлежности проекта. Региональные департаменты занимаются проектами в своих географических регионах в тех отраслях, которыми не занимаются отраслевые департаменты МФК. Большая часть проектов, которыми занимаются региональные департаменты, относится к более широким направлениям деятельности, таким как сфера производства, финансовые услуги и рынки.
1 января 2000 г. МФК и Всемирный банк (МБРР) решили объединить кадровые ресурсы нескольких действующих групп и организовали 5 совместно управляемых департаментов для работы в отраслях, где существует тесная связь между вопросами экономической политики и частных инвестиций: Департамент нефтегазовой и химической промышленности, Департамент малых и средних предприятий, Департамент глобальных информационных и коммуникационных технологий, Департамент горнорудной промышленности и Департамент консультационных услуг для предприятий частного сектора.
Совместные департаменты были созданы в целях повышения эффективности продуктов, услуг и стратегий Группы организаций Всемирного банка, направленных на развитие частного сектора, путем координации инвестиций и предоставления консультаций по вопросам политики. В ходе деятельности этих департаментов не исключено возникновение конфликтов интересов, в связи с чем в Группе организаций Всемирного банка создан Отдел по решению конфликтов интересов.[15]
2.3.2 Международные организации Европейского союза
Формирование и развитие Европейского союза - это интеграция западноевропейских стран в политическом, экономическом, культурном аспектах. Различные аспекты общей политики интеграционной группировки направлены на то, чтобы создать благоприятные условия для развития реального процесса взаимопереплетения и сращивания национальных рынков товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Хозяйственные механизмы стран Западной Европы оказались в большей мере и раньше, чем у других стран, подготовленными к тесному взаимодействию друг с другом. Высокая зависимость западноевропейских стран от внешних рынков и международных условий воспроизводства, сходство их экономических структур, их территориальная близость - все это способствовало развитию интеграционных тенденций. Однако существовали и другие факторы интеграции.
После Второй Мировой Войны произошло коренное изменение социально-экономической структуры Европы. Создание Совета Экономического Взаимопомощи и отказ стран Восточной Европы от рыночной экономики стали препятствием развитию экономических связей между Восточной и Западной Европой. Компенсацией потерь восточноевропейского рынка могла служить только интенсификация взаимного сотрудничества друг с другом. Далее, одним из интегрирующих факторов было стремление западноевропейских стран укрепить позиции на мировом рынке перед мощным конкурентом - Соединенными Штатами Америки. Наконец, страны Западной Европы пытались компенсировать исчезновение колониальной системы и потерю утраченных колониальных торговых и иных связей усилением взаимозависимости.
Таким образом, совокупность общих для мирового хозяйства и специфических для послевоенной Западной Европы факторов определила особое место стран этого региона в мировой экономике, а степень переплетения их национальных интересов, национальных хозяйств оказалась выше, чем в любом другом регионе мира. [16]
В своей эволюции ЕС прошел все формы интеграции: зону свободной торговли; таможенный союз; общий рынок; экономический и валютный союз.
Зона свободной торговли в ЕЭС - начало западноевропейской интеграции положил подписанный в 1951 и вступивший в силу в 1953 Парижский договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). В 1957 был подписан Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), вступивший в силу в 1958. В этом же году образовалось Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Таким образом, Римский договор объединил три крупные западноевропейские организации. С 1993 Европейское экономическое сообщество переименовали в Европейский Союз (ЕС). На первом этапе западноевропейская интеграция развивалась в рамках зоны свободной торговли. В этот период, с 1958 по 1968, в Сообщество входили только 6 стран - Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. На начальном этапе интеграции между участниками были отменены таможенные пошлины и количественные ограничения на взаимную торговлю, но каждая страна-участница еще сохраняла свой национальный таможенный тариф в отношении третьих стран. В этот же период началась координация внутренней экономической политики. В частности, в области сельского хозяйства был введен общий режим регулирования цен и объемов производства основных видов аграрной продукции.
Таможенный союз группы стран Западной Европы - к середине 1968 г. в ЕЭС сложился развитый таможенный союз, дополненный элементами межгосударственного согласования экономической и валютной, а также внешней политики. Выгоды от формирования таможенного союза были связаны с более полным использованием преимуществ международного разделения труда. В то же время отсутствие межгосударственных и наднациональных механизмов регулирования повлекло ослабление национальных систем регулирования экономики..
С середины 70-х до середины 80- х гг. интеграция в рамках ЕС переживала длительный застой. В этот период страны-члены ЕС полностью передали свои полномочия в области внешнеторговой политики соответствующим органам ЕС. Теперь каждая из стран лишилась возможности заключать двусторонние торговые соглашения с третьими странами. В 1979 г. была создана Европейская валютная система (ЕВС) на базе единой расчетной единицы - ЭКЮ.
Общий рынок стран ЕЭС - третий этап западноевропейской интеграции (1987-1992) характеризуется созданием общего рынка. Согласно Единому европейскому акту 1986 было намечено формирование в ЕЭС единого рынка как «пространства без внутренних границ, в котором обеспечивается свободное движение товаров, услуг, капиталов и гражданских лиц» [6, с.311]. Для этого предполагалось ликвидировать пограничные таможенные посты и паспортный контроль, унифицировать технические стандарты и системы налогообложения. Поскольку мировая экономика переживала подъем, все эти меры удалось осуществить довольно быстро.
Экономический союз западноевропейских стран - четвертый этап западноевропейской интеграции - развитие экономического союза, - начался с 1993. Главными его достижениями стали завершившийся в 2002 переход на единую западноевропейскую валюту - евро, и введение с 1999 г. единого визового режима. На этом этапе идет процесс расширения ЕС. В результате в 2004 в ЕС вступили стразу 10 стран, увеличив число участников этой интеграционной группировки до 25.
Одной из организаций
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) создан в 1991 году с целью оказания поддержки странам Средней и Восточной Европы при переходе от централизованного планового хозяйства к рыночной экономике. Штаб-квартира банка находится в Лондоне.
Основной задачей ЕБРР является финансирование проектов, способствующих развитию экономики, однако, несмотря на это, Банк осуществляет свою деятельность, руководствуясь принципом самоокупаемости. Обладая высшим кредитным рейтингом (ААА), Банк может привлекать средства на международных рынках капиталов по самым выгодным ставкам.
География деятельности: Азербайджан, Албания, Армения, Беларусь, Болгария, Босния и Герцеговина, Македония, Венгрия, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Латвия, Литва, Молдова, Польша, Российская Федерация, Румыния, Словацкая Республика, Словения, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Хорватия, Чешская республика, Эстония. У банка большой опыт работы на международных рынках.
ЕБРР является крупнейшим инвестором в регионе, и помимо выделения своих средств привлекает значительные объемы прямых иностранных инвестиций. Его владельцами являются 61 страна и две международные организации. Однако, хотя его акционерами и являются представители государства, ЕБРР вкладывает капитал главным образом в частные предприятия, как правило, совместно со своими коммерческими партнерами.
Он осуществляет проектное финансирование банков, предприятий и компаний, вкладывая средства, как в новые производства, так и в действующие фирмы. Он также работает с государственными компаниями в целях поддержки процессов приватизации и структурной реорганизации на них, а также совершенствования коммунального хозяйства. ЕБРР использует установившиеся у него тесные связи с правительствами стран региона в целях реализации курса на создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности.
По линии Независимого механизма рассмотрения жалоб анализируются жалобы на финансируемые ЕБРР проекты. Данный механизм позволяет затрагиваемым тем или иным проектом ЕБРР группам местного населения подавать жалобы в ЕБРР.
ЕБРР является крупнейшим инвестором в регионе, и помимо выделения своих средств привлекает значительные объемы прямых иностранных инвестиций. Его владельцами являются 61 страна и две международные организации. Однако, хотя его акционерами и являются представители государства, ЕБРР вкладывает капитал главным образом в частные предприятия, как правило, совместно со своими коммерческими партнерами.
Он осуществляет проектное финансирование банков, предприятий и компаний, вкладывая средства как в новые производства, так и в действующие фирмы. Он также работает с государственными компаниями в целях поддержки процессов приватизации и структурной реорганизации на них, а также совершенствования коммунального хозяйства. ЕБРР использует установившиеся у него тесные связи с правительствами стран региона в целях реализации курса на создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности.
Цель создания ЕБРР -- кредитная поддержка стран Восточной и Центральной Европы при переходе к рыночной экономике.
Европейский инвестиционный банк является
автономным институтом в рамках Европейского
Союза, созданной с целью финансировать
инвестиционные проекты, которые стимулируют
сбалансированного развития Союза. Банк
основан в 1958г. в силу п.129 Римского договора.
являющийся частью решения о создании
Европейского Сообщества, ЕИБ проводит
свои операции в качестве банка, набирающего
большую часть своих финансовых средств
на рынках капиталов.
ЕИБ является собственностью
стран-участников ЕС, которые принимают
участие в формировании его уставного
капитала. Банк - финансово независимый
институт, не получающая средств из бюджета
Союза. В создании банка в 1958г. приняли
участие следующие страны: Германия, Франция,
Италия, Бельгия, Голландия, Люксембург.
В 1973г. присоединились: Объединенное королевство,
Дания и Ирландия; в 1981г. - Греция, и в 1986
- Испания и Португалия. Банк располагает
собственной административной структурой,
аппаратом принятия решений, а также контрольными
органами.
В качестве одного
из основных международных заемщиков,
который всегда получал высший рейтинг
кредитоспособности (ААА), ЕИБ в состоянии
мобилизовать большие средства на оптимальных
условиях. Эти средства банк предоставляет
на бесприбыльной основе, при этом определяет
незначительную надбавку к ссудному проценту
для покрытия административных расходов.
Информация о работе Международные организации и их роль в регулировании мировой экономики