Международные организации и их роль в регулировании мировой экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 19:17, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является предоставить структуру, направления деятельности и роль международных экономических организаций в экономики.
В соответствии с поставленной целью, формируются следующие задачи:
- ознакомится с понятием международных экономических организаций в системе международных экономических отношений;
- определить сущность и основные цели международных экономических организаций и проследить порядок их образования;
- дать классификацию международных экономических организаций;
- показать взаимоотношения РБ с основными международными организациями.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические и методические основы сущности международных экономических организаций……………………………………………………...4
1.1 Понятие и сущность международных экономических организаций………4
1.2 Классификация международных экономических организаций……………7
1.3 Этапы развития (эволюция) МЭО……………………………………………9
2. Современные МЭО……………………………………………………………12
2.1 Международный валютный фонд (МВФ)………………………………….12
2.2 Всемирная торговая организация (ВТО)…………………………………...16
2.3 Мировой банк………………………………………………………………...22
2.3.1 Международная финансовая корпорация………………………………..22
2.3.2 Международные организации Европейского союза…………………….27
3. Взаимодействие и взаимоотношения РБ с МЭО и перспективы их развития…………………………………………………………………………..32
Заключение…………………………………………………………………39
Список используемых источников…

Работа содержит 1 файл

курсовая врублевской.docx

— 472.79 Кб (Скачать)

       Классификация по характеру полномочий позволяет выделить межгосударственные и надгосударственные организации. К первой группе относится подавляющее большинство международных организаций. Целью надгосударственных организаций является интеграция. Например, Европейский Союз. С точки зрения порядка вступления в них организации подразделяются на открытые (любое государство может стать членом по своему усмотрению) и закрытые (прием с согласия учредителей).

       Также существует иная классификация международных экономических организаций: в зависимости от направлений деятельности они делятся на универсальные и специализированные.

       К универсальным международным экономическим организациям относятся:

- Экономический и Социальный совет ООН (ЭКОСОС)

- Всемирная торговая организация (ВТО)

- Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)

- Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)

- другие универсальные экономические организации

       К специализированным международным экономическим организациям относятся организации, в сферу деятельности которых входит определенный более узкий круг экономических отношений. Примерами таких организаций являются:

- Всемирная организация интеллектуальной собственности

- Международная ассоциация воздушного транспорта

- Всемирная туристическая организация

- Международный союз газовиков

- Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК)

- Международный институт статистики

- другие специализированные экономические организации

       В особую группу международных экономических организаций можно выделить международные финансовые организации:

- Международный валютный фонд (МВФ)

- Группа Всемирного банка

- Европейский банк реконструкции и развития

- Азиатский банк развития

- Арабский валютный фонд

- Евразийский банк развития

- другие международные финансовые организации. [5] 
 

1.3 Этапы развития (эволюция) МЭО

       Первый этап охватывает период с конца второй мировой войны до конца 50-х гг. Характерной особенностью данного этапа является определяющая роль США в деятельности международных экономических организаций. В этот период большинство организаций было создано по инициативе США и контролировалось ими. К таким организациям следует отнести Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), Организация экономического сотрудничества и развитие (ОЭСР) и Координационный комитет по контролю за экспортом стратегических товаров в социалистические страны (КОКОМ). Кроме того, следует также отметить, что создание ООН сопровождалось учреждением специализированных экономических структур в рамках сообщества наций. Это создавало определенный противовес монополии США в формировании мирового экономического порядка. Кроме того, важным событием было создание в 1957 г. Европейского экономического сообщества (ЕЭС), заложившего организационную основу мощных интеграционных процессов в Западной Европе.[6]

       В целом система международных экономических организаций этого периода соответствовала потребностям развития мировой экономики, прежде всего целям ведущих капиталистических стран. Характерные черты этой системы были следующие:

– во-первых, она включала в основном промышленно-развитые капиталистические страны;

– во-вторых, регулирование сводилось, в основном, к либерализации международной торговли путем снижения таможенных пошлин.

       Второй этап начался в начале 60-х годов. Он отражал существенные изменения в соотношении сил в мировом хозяйстве. Эти изменения были обусловлены усилением Западной Европы и Японии, ликвидацией колониальной системы и появлением множества новых государств, а также необходимостью определенной экономической координации со странами социалистического блока. Вследствие этого формы взаимодействия стали более разнообразными и разносторонними.

       Действующие организации (МВФ, МБРР, ГАТТ) утратили однородность состава в связи с вступлением в них большого числа освободившихся и некоторых социалистических стран. В целом промышленно развитые капиталистические страны стали занимать в них около 1/4 численного состава этих организации. Конечно, изменение количественного соотношения еще не означает качественно новой обстановки внутри них. Но прежней свободой действий ведущие державы уже не располагали. Тем более, что во многих организациях решения принимались большинством голосов, и каждая страна обладала только одним голосом. Вовлечение в орбиту международных экономических организаций большинства стран мира было весьма важным качественным изменением. Оно показывало, что мировая экономика находится в таком качественном состоянии, когда координация экономической политики и сотрудничество становится насущной потребностью любой страны мира. При этом различия политического устройства даже отходят на второй план, а на первое место выходят интересы экономической выгоды.

       Третий этап развития международных экономических организаций начался в 70-е годы. Усилилось экономическое сотрудничество капиталистических стран со странами социалистического блока. Развивающиеся страны стали требовать установления более справедливого мирового экономического порядка, эквивалентного обмена с развитыми капиталистическими странами. В результате краха Бреттон-Вудской системы, усиления Западной Европы и Японии обострились экономически противоречия между индустриальными державами. Многочисленность некоторых международных экономических организаций стала препятствовать эффективному решению некоторых мировых экономических проблем. Возросла необходимость согласования экономической политики главных капиталистических стран, поскольку их взаимозависимость в экономике еще более усилилась. Вследствие этого возник новый международный орган с ограниченным числом участников, в рамках которого легче было добиться согласованности. С 1975 г. такой орган стал действовать – стали проводиться ежегодные встречи на высшем уровне представителей стран «большой семерки»: США, Канады, Японии, ФРГ, Англии, Франции и Италии. И хотя этот форум не имеет постоянно действующих органов и аппарата, его влияние на мировые процессы велико. Несомненно, что «семерка» контролирует большую часть мировой экономики.

       Четвертый этап в развитии международных экономических организаций связан с распадом социалистической системы. В результате распался Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), а на месте СССР возникло СНГ, по сути представляющее орган координации экономической политики республик бывшего СССР. Ликвидация идеологических основ участия в международных организациях бывших социалистических стран и республик СССР обнаружила направления их экономических интересов. Страны Восточной Европы, страны Балтии устремились в европейские экономические организации. Украина, учитывая экономическую взаимозависимость с Россией, не отказалась от координации экономической политики в рамках СНГ. Но при этом всячески подчеркивала свое стремление в организации Европейского Союза. Республики Средней Азии и Казахстан пытаются формировать Центральноазиатское экономическое сообщество с общими рынками товаров, труда и капитала. Кроме того все страны бывшего социалистического лагеря участвуют в ООН и большинство – в деятельности МВФ. Кроме того, Россия как правопреемница СССР вероятно будет участвовать в ежегодных встречах «семерки», как равноправный партнер, и «семерка» со временем превратится в «восьмерку».[7]  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Современные МЭО

2.1 Международный валютный фонд (МВФ)

       Необходимость создания организации для регулирования мировой валютной системы стала обнаруживаться во время Великой депрессии, которая разрушила мировую экономику в 30-е годы.

       Всеобщее недоверие к бумажным деньгам в условиях кризиса повысило спрос на золото до уровня выше, чем существовавшие его запасы в финансовых органах. Поэтому ряд стран во главе с Великобританией были вынуждены отказаться от золотого стандарта, который определял на протяжение многих лет стоимость денег как неизменную величину. Неопределённость стоимостного измерения денег, которые не имели больше фиксированного соотношения с соответствующим количеством золота, привела к тому, что обмен деньгами между странами, которые сохранили золотой стандарт, и странами, которые отказались от него, значительно усложнился. Страны начали организовывать запасы золота и денег, на которые его можно было закупить. Сократилось количество денежных операций, ликвидировались рабочие места, снижался уровень жизни населения. Нарушилось соотношение между деньгами и стоимостью товаров, а так же между стоимостями разных валют. В таких условиях мировая экономика начала разрушаться. В 1929 - 1932 годах цены на товары в мире упали на 48%, а объём мировой торговли снизился на 63%. [8]

       Неоднократные попытки решения валютных проблем на международных конференциях и встречах не имели успеха. Необходимо было наладить сотрудничество между всеми государствами для создания новой валютной системы и организации международного института для осуществления постоянного контроля за ней.

       В начале 40-х годов Харри Декстер Уайт (США) и Джон Мейнард Кейнс (Великобритания) практически одновременно внесли свои предложения относительно создания новой мировой валютной системы и соответствующей постоянно действующей организации. После долгих переговоров, которые проходили в тяжёлых условиях военного времени, международное сообщество согласилось на принятие новой системы и создание такой организации. Решающая встреча по учреждению Международного валютного фонда (МВФ) состоялась в июле 1944 года в Бреттон-Вудсе (Нью-Гемпшир, США), где собрались представители 44 государств. МВФ начал свою деятельность в Вашингтоне в мае 1946 г. в составе 39 стран.

       Сейчас членами организации являются 183 государства. Капитал МВФ (из взносов стран-членов) на сегодняшний день 212 млрд. единиц «специальных прав заимствования», что составляет примерно 272 млрд. дол. США. Штаб-квартира МВФ находится в Вашингтоне.

       МВФ создан для регулирования отношений в сфере валютных расчётов между государствами и осуществления финансовой помощи странам-членам через предоставление им при возникновении валютных затруднений, обусловленных нарушением равновесия платёжных балансов, краткосрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд действует как специализированная организация системы ООН. Практически МВФ является институциональной основой современной международной валютной системы.

       Официально утверждены такие цели МВФ:

  • содействие международному сотрудничеству путём обеспечения механизма для консультаций и согласованных действий относительно международных валютных вопросов;
  • содействие сбалансированному росту международной торговли с целью повышения уровня занятости и реальных доходов населения, развитию производственных возможностей стран-членов;
  • содействие стабильности валют и упорядоченным валютным отношениям, и предотвращение конкурентному обесцениванию валют;
  • содействие созданию многосторонней системы платежей и переводов по текущим операциям, и стремиться к ликвидации валютных ограничений;
  • временно предоставлять общие ресурсы Фонда государствам-членам (при наличии соответствующих гарантий), для того, чтобы они могли исправить нарушения равновесия их платёжных балансов, избегая мер, которые могли бы принести вред на национальном или международном уровне;
  • сократить сроки и масштабы дефицита платёжных балансов.[9]

       Участники Бреттон-Вудской конференции поручили Фонду исполнение трёх основных функций:

  • контроль за выполнением «кодекса поведения» (тесного сотрудничества в вопросах международной валютной политики и межгосударственного платёжного оборота;

      -   предоставление членам фонда финансовых ресурсов с целью обеспечения выполнения ими «кодекса поведения»;

      -  организация форумов для взаимных консультаций стран-членов и сотрудничества по международным валютным вопросам.[10]

       Позднее страны-члены определили для МВФ и дополнительные функции и обязанности в зависимости от требований времени и обстоятельств. Сейчас МВФ имеет такие функции:

  • осуществление надзора за согласованной системой упорядоченного обмена национальных валют;

     -    предоставление кредитов своим членам на реорганизацию экономики для установления более эффективного сотрудничества;

     -    предоставление дополнительных услуг странам-членам (повышение квалификации персонала, техническая помощь в специализированных сферах, информационное обеспечение).

       Высшим руководящим органом МВФ является Совет управляющих, который состоит из представителей всех стран-членов (как правило, ответственного за проведение валютной политики министра или главы центрального банка с заместителем). Управляющие встречаются раз в год на сессиях. За исключением обязательных полномочий, таких как приём новых членов, пересмотр квот, изменение валютных паритетов и др., Совет может делегировать исполнение своих обязанностей Директорату. При Совете работают два комитета: Временный комитет и Комитет по развитию. Временный комитет консультирует Совет по управленческим вопросам текущего контроля за мировой валютной системой и её приспособлением к меняющимся условиям. Комитет развития консультирует относительно особенностей потребностей беднейших стран.

       Исполнительный комитет отвечает за текущие дела МВФ. 7 из 24 исполнительных директоров назначаются странами с наибольшими квотами (Германия, Великобритания, Китай, Саудовская Аравия, США, Франция и Япония), остальные 17 выбираются Советом управляющих с учётом принципа регионального представительства. Заседания Исполнительного совета проходят 2 - 3 раза в неделю под председательством директора-распорядителя, которого выбирает Исполнительный совет. Если президентом Мирового банка является американец, то директор-распорядитель МВФ по традиции - европеец.[11]

Информация о работе Международные организации и их роль в регулировании мировой экономики