Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 11:19, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении процесса образования международных экономических организаций и их роли в системе регулирования мирохозяйственных связей.
Исходя из цели, мы ставим перед собой следующие задачи курсовой работы:
раскрыть понятие МЭО;
описать функции МЭО;
дать классификацию МЭО;
изучить историю создания основных МЭО;
Введение 3
1 Международные экономические организации
в системе регулирования мирохозяйственных связей 4
Понятие и функции Международных
экономических организаций 4
Классификация Международных
экономических организаций 6
Этапы создания международных
экономических организаций 8
2 Основные международные экономические организации 12
2.1 Международные экономические организации,
регулирующие вопросы помощи развитию. ОЭСР 12
2.2 Международные финансовые организации. МВФ 14
2.3 Международные торговые организации. ВТО. ЮНКТАД 18
2.4 Прочие международные экономические организации.
ЮНИДО. ЕБРР. Институт международных финансов 22
Участие российской федерации в деятельности международных
экономических организаций 26
Заключение 30
Список использованных источников и литературы
Высшим органом является генеральная конференция, которая определяет главные направления политики ЮНИДО, рабочую программу Организации, утверждает ее бюджет и проводится один раз в два года. В период между сессиями генеральной конференции руководящим органом ЮНИДО является совет по промышленному развитию, в который входят 53 представителя стран-членов. Оперативное руководство деятельностью ЮНИДО осуществляет е генеральный директор, который избирается генеральной конференцией сроком, как правило, на четыре года.
Местопребывание — Вена (Австрия).
Целями ЮНИДО являются:
Можно назвать два основных направления деятельности ЮНИДО. Во-первых, Организация выполняет функции международного центра сбора и анализа информации о проблемах промышленного развития, организует обсуждение данных проблем и содействует взаимодействию стран-членов в целях их решения. Во-вторых, ЮНИДО выступает одновременно как финансирующее и как исполнительное агентство в системе международной технической помощи.
Источниками финансовых ресурсов ЮНИДО являются взносы стран-членов, комиссионные за исполнение проектов помощи других международных организаций системы ООН и дополнительные добровольные взносы стран-доноров. Общий объем финансирования проектов технической помощи ЮНИДО составил за 2004 г. 393 млн. долл. [3, с.192].
Европейский банк реконструкции и развития — ЕБРР был учрежден в 1991 г. в связи с необходимостью оказания содействия в осуществлении рыночных реформ в странах Центральной и Восточной Европы, а также в государствах, возникших на постсоветском пространстве [3, с.195].
Учреждение нового финансового института было необходимо не только для оказания финансовой помощи странам Центральной и Восточной Европы, но и для укрепления интеграционных процессов на континенте. Создание ЕБРР, по мнению его учредителей, должно было стать основанием единой европейской структуры, которая в перспективе должна привести к созданию конфедерации. Необходимо было интегрировать сотрудничество со странами Запада в рамки общего экономического пространства с помощью административных, финансовых и культурных инфраструктур.
Географическая близость всех европейских стран поставила общие региональные задачи борьбы с загрязнением окружающей среды (например, с загрязнением Балтийского моря или Дуная), создания общеевропейских систем энергетики и телекоммуникации. Решение этих проблем требовало финансирования из единого крупного международного центра, которым и должен был стать ЕБРР.
Создание ЕБРР как первого международного финансового института (МФИ), в котором США не будут играть доминирующую роль, желательно для стран Европейского сообщества с позиций поднятия их статуса в формировании глобальной и региональной экономической политики, для повышения роли Европы в расстановке сил между тремя мировыми центрами соперничества — США, Европой и Японией [14, с.175].
Членами ЕБРР являются 60 государств, включая Россию, а также две межправительственные организации — Европейский союз и Европейский инвестиционный банк. Акционерный капитал ЕБРР составляет в настоящее время около 20 млрд. евро. Квота России в акционерном капитале ЕБРР — 800 млн. евро.
Высшим органом Банка является совет управляющих. Каждый член ЕБРР назначает одного управляющего. Обычно им является министр финансов государства — члена ЕБРР. Совет управляющих определяет общую политику Банка и избирает его президента. Общее руководство операциями Банка осуществляет совет директоров ЕБРР. Каждый член Банка имеет в нем одного представителя. Непосредственное административное руководство Банком осуществляет президент ЕБРР. Он же является официальным представителем ЕБРР.
Местопребывание ЕБРР — Лондон (Великобритания).
Целями ЕБРР являются:
В интересах реализации данных целей ЕБРР выступает как непосредственный инвестор, содействует в привлечении иностранных инвестиций и в мобилизации финансовых ресурсов на внутренних рынках стран-членов, а также оказывает государствам-членам техническую помощь. На конец 2004 г. ЕБРР финансировал или участвовал в финансировании свыше 900 проектов в 27 странах. Совокупный объем финансирования проектов, утвержденных ЕБРР, составил 22,7 млрд. евро. Россия является крупным заемщиком ЕБРР. Общее количество проектов, намеченных ЕБРР к реализации в России — 109. Банк уже оказывал России содействие в развитии малого бизнеса, укреплении финансовой системы, проведении приватизации и по ряду других направлений [3, с.196-197].
Институт международных финансов учрежден в 1983 г. Объединяет свыше 270 представителей банков, брокерских компаний, инвестиционных фондов и других финансовых учреждений из 50 стран мира, включая Россию. Являясь, по сути, профессиональной ассоциацией, Институт ориентирован на реализацию двух основных задач: обеспечение высокого качества финансовых услуг и профессионального поведения своих членов. В этой связи Институт большое внимание уделяет организации обмена опытом среди своих членов, а также проведению для них учебных семинаров. Институт активно сотрудничает с Лондонским клубом кредиторов [3, с.406-407].
Итак,
к основным МЭО относятся: ОЭСР, регулирующая
вопросы помощи развитию, финансовая организация
МВФ, торговые – ВТО и ЮНКТАД и прочие
МЭО: ЮНИДО, ЕБРР и Институт международных
финансов. Безусловно, это далеко не полный
перечень МЭО, выполняющих роль регуляторов
международных мирохозяйственных связей,
но, по нашему мнению, именно они оказывают
наибольшее развитие на процесс интеграции
в современном мире.
Проблема интеграции России в мировую экономику имеет огромную актуальность. По мнению многих специалистов, Россия обладает рядом специфических черт и преимуществ, позволяющих с успехом интегрироваться в мировое хозяйство. К ним относятся:
Однако процесс интеграции России в мировое хозяйство сдерживают стратегические слабости российской экономики, сводящие к нулю эффект от конкурентных преимуществ. К данным слабостям следует отнести:
Таким образом, для преодоления разрыва, отделяющего РФ от мировых лидеров, и сокращения времени перехода к рыночной экономике, интеграции в систему мирохозяйственных связей необходимо:
Решающими факторами в усилении роли России в мировой экономике являются развитие внутреннего рынка и национального предпринимательства, повышение значимости государственного регулирования, продуманная демографическая политика и увеличение индустриально-технологического потенциала [4, с.211].
Для успешной интеграции в систему мирового хозяйства России необходимо участие в деятельности международных экономических организаций.
Ныне Россия участвует в 300 международных организациях [16]. В том числе основных, которые играют важную роль в развитии мирового хозяйства.
До начала 90-х годов Россия не являлась членом МВФ и МБРР. Участие в этих организациях в принципе открывает более широкие возможности для получения ресурсов на цели реструктурирования экономики и развития, поскольку соглашения с МВФ являются положительным сигналом для других инвесторов [17].
Однако вступление в международные организации, в частности в МВФ, налагает на Россию обязательства, выполнение которых требует принятия в ряде случаев трудных политических решений.
В 1995г. МВФ предоставил России сроком на 1 год кредит стенд-бай на сумму 4313,1 млн. СДР, что равно ее квоте, под осуществление программы стабилизации экономики. Ход реализации программы отслеживался ежемесячно, а не ежеквартально, как это обычно принято. Однако отношения России с МВФ складывались не всегда благоприятно. В некоторых случаях, оценивая усилия российского правительства по реформированию экономики как недостаточные, Фонд или отказывался предоставлять обещанные кредиты, или замораживал их предоставление.
Согласившись с просьбой России в начале 1996 г. о выделении нового крупного займа сроком на 3 года в рамках механизма расширенного кредитования, МВФ уже в июле 1996г. отложил перевод очередной, пятой части 10-миллиардного долларового кредита на сумму 330 млн. долларов. В качестве причины указывалось на невыполнение российским правительством условий, ранее согласованных с МВФ: был превышен бюджетный дефицит; пополнение доходов бюджета за счет сбора налогов оказалось значительно ниже планируемого. Однако в дальнейшем было найдено компромиссное решение. Тем не менее, уже в конце 1996г. ситуация практически повторилась. В октябре 1996г. МВФ объявил о том, что откладывает перевод шестого транша на сумму 340 млн. долларов. Это решение было принято Фондом после визита в Москву делегации экспертов для ознакомления с ходом выполнения согласованной с МВФ программы.
Став членом МБРР, Россия обрела новый источник финансовых средств. В середине 90-х банк предоставлял РФ кредиты на общую сумму до 2 млрд. долл. в год. Суммарный объем ресурсов, которые банк согласился выделить России, достиг, по данным на 1 сентября 1996г., 6,4 млрд. дол. Только Китай и Индия получают от Всемирного банка больший объем ресурсов. В основном кредиты банка предназначены для создания объектов инфраструктуры. Значительна и доля реабилитационных займов, направленных на восстановление экономики и поддержку экономических реформ в России. В ряде случаев МБРР участвует в капитале российских предприятий, приобретая часть их акций.
Сотрудничество России с Европейским банком реконструкции и развития в последние годы развивается вполне успешно. Ресурсы, предоставленные банком, используются для поддержки нефтегазовой промышленности, мелкого и среднего бизнеса. Одной из крупных программ, суммарная стоимость которой оценивается в 520 млн. долларов, стало создание региональных венчурных фондов. Основная часть средств фондов направляется в предприятия, выпускающие потребительские товары. Запрещается делать вложения в производство табачных изделий, алкогольных напитков, оружия, а также в игорные дома и ряд других сфер [17].
На сегодняшний день приоритетом для нашей страны является вступление в ВТО.
Россия, имея в ВТО статус наблюдателя, стремится стать полноправным членом этой организации. Из членства в ВТО можно извлечь ряд преимуществ. Прежде всего, на Россию распространится принцип режима наибольшего благоприятствования. В результате наше государство сможет воспользоваться постоянно снижающимися тарифами других стран. Отечественная продукция не будет попадать под дискриминационные меры. Россия сможет защищать свои торговые права от неправомерных действий других стран под эгидой процедуры разрешения споров ВТО. По подсчетам специалистов, не являясь членом ВТО, Россия ежегодно из-за разного рода ограничений по допуску российских товаров на мировые рынки, теряет от 1 до 4 млрд. долл. В отношении российского экспорта действует около 60 антидемпинговых законов в США, Канаде, странах ЕС. Россия дискриминируется по 58 позициям, в основном в области химической, металлургической и текстильной промышленности. Есть даже ограничения на экспорт охотничьих ружей в США [1, с.96]. Еще один положительный момент – снижение цен на импортные товары на потребительском рынке, а следовательно и расширение конечного спроса и емкости внутреннего рынка [12, с.40].
Информация о работе Международные экономические организации второй половины ХХв