Международные экономические организации второй половины ХХв

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 11:19, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в изучении процесса образования международных экономических организаций и их роли в системе регулирования мирохозяйственных связей.
Исходя из цели, мы ставим перед собой следующие задачи курсовой работы:
раскрыть понятие МЭО;
описать функции МЭО;
дать классификацию МЭО;
изучить историю создания основных МЭО;

Содержание

Введение 3
1 Международные экономические организации
в системе регулирования мирохозяйственных связей 4
Понятие и функции Международных
экономических организаций 4
Классификация Международных
экономических организаций 6
Этапы создания международных
экономических организаций 8
2 Основные международные экономические организации 12
2.1 Международные экономические организации,
регулирующие вопросы помощи развитию. ОЭСР 12
2.2 Международные финансовые организации. МВФ 14
2.3 Международные торговые организации. ВТО. ЮНКТАД 18
2.4 Прочие международные экономические организации.
ЮНИДО. ЕБРР. Институт международных финансов 22
Участие российской федерации в деятельности международных
экономических организаций 26
Заключение 30
Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 234.50 Кб (Скачать)

     В группу международных экономических  организаций системы ООН входят также Секретариат ООН, 7 фондов, программ и рабочих органов ООН, а также 17 специализированных учреждений ООН и 5 автономных международных организаций, связанных с ООН. В качестве примеров фондов, программ и рабочих органов ООН можно назвать Фонд развития инвестиций — создан для оказания экономического содействия развивающимся странам посредством дополнения существующих источников финансирования предоставлением помощи и займов, Программу развития ООН — крупнейшая организация системы ООН, финансирующая многоотраслевую техническую помощь, Программу ООН по окружающей среде — учреждена с целью развития международного сотрудничества, направленного на защиту и улучшение окружающей среды. В число специализированных учреждений ООН входят Всемирная организация интеллектуальной собственности — ВОИС, Международная организация труда — МОТ, Продовольственная и сельскохозяйственная организация — ФАО, Организация Объединенных Наций но промышленному развитию — ЮНИДО, группа Всемирного банка и др. Примерами автономных организаций, связанных с ООН (т.е. имеющих с ООН специальные соглашения и взаимодействующих с ней), могут являться Всемирная торговая организация — ВТО и Международное агентство по томной энергии — МАГАТЭ.

     Группа  международных экономических организаций, не входящих и систему ООН и  не связанных с ней, представлена системой Организации экономического сотрудничества и развития — ОЭСР, насчитывающей 30 государств-членов, преимущественно из числа развитых стран. Фактически главными направлениями деятельности ОЭСР являются сбор и анализ экономической информации, прежде всего в странах-участницах, а также координация помощи развивающимся странам.

     Группу  региональных экономических организаций  образуют все международные экономические  организации, действующие на региональном уровне, не связанные с системой ООН и не являющиеся международными интеграционными группировками. В качестве конкретных примеров можно назвать Азиатский банк развития, Африканский банк развития, Межамериканский банк развития.

     Второй  вид классификации международных  экономических организаций предполагает их разделение по сфере  их деятельности. По этому принципу выделяются следующие группы международных экономических организаций:

     1)   международные экономические организации, регулирующие вопросы помощи развитию, а также многостороннее сотрудничество в экономической, социальной и экологической областях;

     2) международные финансовые организации;

     3) международные торговые организации;

     4) прочие международные экономические организации.

     По  этой классификации к первой группе относятся все экономические организации, входящие в систему ООН (за исключением региональных экономических комиссий ООН), а также ОЭСР и организации, функционирующие в рамках ОЭСР.

     Вторую  группу образуют Международный валютный фонд — МВФ, группа Всемирного банка, Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям — МАИГ и Международный центр по урегулированию инвестиционных споров — МЦУИС и Банк международных расчетов — BMP.

     Третья  группа включает в свой состав Всемирную  торговую организацию (ВТО), Конференцию ООН по торговле и развитию — ЮНКТАД, Международную таможенную организацию и Международную торговую палату — МТП.

     Четвертую группу образуют, во-первых, все международные  экономические организации, действующие  на региональном уровне (конкретными  примерами здесь могут являться пять региональных комиссий ООН). Во-вторых, в эту группу входят международные и региональные объединения предпринимателей, где согласовываются позиции по важнейшим экономическим и социальным проблемам (в качестве конкретных примеров можно назвать Трехстороннюю комиссию, Тихоокеанский экономический совет. В-третьих, в данную группу входят неправительственные международные экономические организации, образованные по отраслевому или профессиональному принципам, например, Институт международных финансов, являющийся всемирной ассоциацией банков, инвестиционных фондов, брокерских компаний и других финансовых организаций [3, с.372-374].

     1.3 Этапы создания  международных экономических  организаций

     До  Великой Депрессии 30-х годов преобладали  неоклассические взгляды на экономику, которая рассматривалась как саморегулируемая система. Великая депрессия обнаружила несостоятельность "рыночного романтизма", уповавшего только на магическую силу "невидимой руки" рынка. Возникла потребность в новой теории, не только раскрывающей глубокие причины разрушительных кризисов, но и вооружившей политиков действенным инструментов экономической стабилизации. Джон Кейнс обосновал необходимость активного, государственного вмешательства в экономические процессы.

     "Великая  депрессия" выявила взаимную  зависимость экономик капиталистических стран. В этой связи действия правительства одной страны в сфере национальной экономики неизбежно воздействовали на экономические процессы в других странах. Поэтому возникла объективная необходимость межгосударственного согласования экономической политики.

     В истории формирования международных  экономических организаций выделяют несколько этапов:

     Первый  этап охватывает период с конца второй мировой войны до конца 50-х г.г. Характерной особенностью данного этапа является определяющая роль США в деятельности международных экономических организаций. В этот период большинство организаций было создано по инициативе США и контролировалось ими. К таким организациям следует отнести Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Координационный комитет по контролю над экспортом стратегических товаров в социалистические страны (КОКОМ). Кроме того, следует также отметить, что создание ООН сопровождалось учреждением специализированных экономических структур в рамках сообщества наций. Это создавало определенный противовес монополии США в формированию мирового экономического порядка. Кроме того, важным событием было создание в 1957г. Европейского экономического сообщества (ЕЭС), заложившего организационную основу мощных интеграционных процессов в Западной Европе.

     В целом система международных  экономических организаций этого  периода соответствовала потребностям развития мировой экономики, прежде всего целям ведущих капиталистических стран. Характерные черты этой системы были следующие:

     - во-первых, она включала в основном  промышленно-развитые капиталистические  страны;

     - во-вторых, регулирование сводилось,  в основном, к либерализации международной торговли путем снижения таможенных пошлин.

     Второй  этап начался в начале 60-х годов. Он отражал существенные изменения в соотношении сил в мировом хозяйстве. Эти изменения были обусловлены усилением Западной Европы и Японии, ликвидацией колониальной системы и появлением множества новых государств, а также необходимостью определенной экономической координации со странами социалистического блока. Вследствие этого формы взаимодействия стали более разнообразными и разносторонними.

     Действующие организации (МВФ, МБРР, ГАТТ) утратили однородность состава в связи с вступлением в них большого числа освободившихся и некоторых социалистических стран. В целом промышленно развитые капиталистические страны стали занимать в них около 1/4 численного состава этих организации. Конечно, изменение количественного соотношения еще не означает качественно новой обстановки внутри них. Но прежней свободой действий ведущие державы уже не располагали. Тем более что во многих организациях решения принимались большинством голосов, и каждая страна обладала только одним голосом. Вовлечение в орбиту международных экономических организаций большинства стран мира было весьма важным качественным изменением. Оно показывало, что мировая экономика находится в таком качественном состоянии, когда координация экономической политики и сотрудничество становится насущной потребностью любой страны мира. При этом различия политического устройства даже отходят на второй план, а на первое место выходят интересы экономической выгоды.

     Третий  этап развития международных экономических организаций начался в 70-е годы. Усилилось экономическое сотрудничество капиталистических стран со странами социалистического блока. Развивающиеся страны стали требовать установления более справедливого мирового экономического порядка, эквивалентного обмена с развитыми капиталистическими странами. В результате краха Бреттон-Вудской системы, усиления Западной Европы и Японии обострились экономически противоречия между индустриальными державами. Многочисленность некоторых международных экономических организаций стала препятствовать эффективному решению некоторых мировых экономических проблем. Возросла необходимость согласования экономической политики главных капиталистических стран, поскольку их взаимозависимость в экономике еще более усилилась. Вследствие этого возник новый международный орган с ограниченным числом участников, в рамках которого легче было добиться согласованности. С 1975 г. такой орган стал действовать - стали проводиться ежегодные встречи на высшем уровне представителей стран "большой семерки": США, Канады, Японии, ФРГ, Англии, Франции и Италии. И хотя этот форум не имеет постоянно действующих органов и аппарата, его влияние на мировые процессы велико. Несомненно, что "семерка" контролирует большую часть мировой экономики.

     Четвертый этап в развитии международных экономических организаций связан с распадом социалистической системы и начался в 90-е годы. В результате распался Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), а на месте СССР возникло СНГ, по сути представляющее орган координации экономической политики республик бывшего СССР. Ликвидация идеологических основ участия в международных организациях бывших социалистических стран и республик СССР обнаружила направления их экономических интересов. Страны Восточной Европы, страны Балтии устремились в европейские экономические организации. Украина, учитывая экономическую взаимозависимость с Россией, не отказалась от координации экономической политики в рамках СНГ. Но при этом всячески подчеркивала свое стремление в организацию Европейского Союза. Республики Средней Азии и Казахстан пытаются формировать Центральноазиатское экономическое сообщество с общими рынками товаров, труда и капитала. Кроме того все страны бывшего социалистического лагеря участвуют в ООН и большинство - в деятельности МВФ. Кроме того, Россия как правопреемница СССР участвует в ежегодных встречах "семерки", как равноправный партнер, и "семерка" превратилась в "восьмерку" [11].

     Таким образом, международные экономические организации играют важную роль в регуляции процессов, происходящих в системе мировых хозяйственных связей. МЭО делят на правительственные (межгосударственные) и неправительственные. Функции МЭО очень разнообразны, что еще раз подтверждает их значимость. А в странах, создавших интеграционные объединения, как правило, наблюдаются положительные сдвиги в экономике. В основу классификации МЭО могут быть положены разные принципы, но нам наиболее близок принцип разделения по сфере деятельности: МЭО, регулирующие вопросы помощи развитию, финансовые МЭО, торговые и прочие. В истории формирования МЭО выделяют несколько этапов, которые охватываю период с 50-х гг. XX века до сегодняшнего дня. 
 
 

     2 ОСНОВНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ  ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

     2.1 Международные экономические организации, регулирующие вопросы помощи развитию. ОЭСР

     Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) создана в 1961 г. на базе Организации европейского экономического сотрудничества.

     Членами ОЭСР являются 30 стран: Австралия, Австрия, Бельгия, Канада, Чешская Республика, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Исландия, Ирландия, Италия, Япония, Корея, Люксембург, Мексика, Голландия, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Республика Словакия, Испания, Швеция, Швейцария, Турция, Великобритания и США.

     Российская  Федерация подала заявку на вступление в ОЭСР. В 1994 г. РФ подписала с ОЭСР Декларацию о сотрудничестве и соглашение о привилегиях и иммунитетах [8,с.403].

     В работе ОЭСР принимают участие Комиссия ЕС [5, с.89].

     Основной  функцией ОЭСР является координация  экономической политики стран-участниц в целях смягчения возникающих в мировой системе хозяйства противоречий. Среди наиболее важных направлений деятельности ОЭСР - вопросы регулирования международной торговли, стабилизации валютно-кредитной системы, проблемы взаимоотношений с развивающимися странами. Однако принимаемые по этим вопросам решения имеют рекомендательный характер и редко влекут за собой согласованные действия.

     Официальные цели ОЭСР:

    1. содействие устойчивому экономическому и социальному развитию как участвующих, так и не участвующих в организации стран;
    2. разработка эффективных методов координации их торговой и общеэкономической политики;
    3. содействие достижению наиболее высокого уровня устойчивого экономического роста, занятости и уровня жизни в странах-членах при сохранении финансовой стабильности, внося, таким образом, вклад в развитие мировой экономики;
    4. содействие развитию мировой торговли на многосторонней недискриминационной основе в соответствии с международными обязательствами;
    5. стимулирование и координация действий в области оказания помощи развивающимся государствам.

     Руководящим органом ОЭСР является Совет, в который  входят по одному представителю от каждой страны-члена. Совет собирается либо в составе постоянных представителей (примерно раз в неделю), либо в составе министров стран-участниц. Решения и рекомендации принимаются лишь при обоюдном согласии всех членов Совета и обычно имеют рекомендательный характер. В отдельных случаях принимаются обязательные постановления, которые, однако, не распространяются на государства-члены, воздержавшиеся от голосования, и на те, чьи Конституции не позволяют принять соответствующие постановления [8,с.404].

Информация о работе Международные экономические организации второй половины ХХв