Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 11:19, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении процесса образования международных экономических организаций и их роли в системе регулирования мирохозяйственных связей.
Исходя из цели, мы ставим перед собой следующие задачи курсовой работы:
раскрыть понятие МЭО;
описать функции МЭО;
дать классификацию МЭО;
изучить историю создания основных МЭО;
Введение 3
1 Международные экономические организации
в системе регулирования мирохозяйственных связей 4
Понятие и функции Международных
экономических организаций 4
Классификация Международных
экономических организаций 6
Этапы создания международных
экономических организаций 8
2 Основные международные экономические организации 12
2.1 Международные экономические организации,
регулирующие вопросы помощи развитию. ОЭСР 12
2.2 Международные финансовые организации. МВФ 14
2.3 Международные торговые организации. ВТО. ЮНКТАД 18
2.4 Прочие международные экономические организации.
ЮНИДО. ЕБРР. Институт международных финансов 22
Участие российской федерации в деятельности международных
экономических организаций 26
Заключение 30
Список использованных источников и литературы
Основными направлениями деятельности ОЭСР являются:
В составе ОЭСР функционируют свыше 20 специализированных комитетов: по экономической политике, экономике и развитию; торговле; движению капиталов и невидимым сделкам; финансовым рынкам; налоговой политике; праву и политике в отношении конкуренции; потребительской политике; туризму; морскому транспорту; международным инвестициям и многонациональным предприятиям; по энергетической политике; промышленности; стали; по научной и технологической политике; по политике в области информации, компьютеризации и коммуникаций; по делам образования; по вопросам рабочей силы и социальной политики; по вопросам государственного управления; по охране окружающей среды; по сельскому хозяйству; по рыболовству; по товарам и др.
Комитеты ведут основную практическую работу организации определяют общеэкономическую политику стран-участниц, осуществляют наблюдение за их экономическим и финансовым положением, готовят ежегодные экономические обзоры по всем странам ОЭСР, выносят рекомендации по вопросам международного регулирования экономических процессов, оказывают консультации правительствам стран-членов по вопросам предоставления займов, субсидий и других финансовых средств развивающимся странам, а также предоставляют им техническую помощь [8, с.404-405].
В рамках ОЭСР создано несколько автономных организаций:
Финансирование ОЭСР осуществляется за счет вкладов членов организации.
Все организации группы входят в систему ООН, Основной целью всех организация группы является оказание финансовой помощи развивающимся странам [8, с.405].
Международный валютный фонд (МВФ) является Бреттон-Вудской организацией. Основан в 1944 г. Бреттон-Вудская конференция приняла Соглашение по МВФ, которое играет роль его Устава. МВФ считается специализированной организацией ООН, но по Уставу ООН не имеет право давать ему рекомендации, относящиеся к проводимой им политике. Членами МВФ сейчас являются 185 государств, в том числе Россия. Страны бывшего СССР были приняты в Фонд в 1992 г. Роль МВФ не исчерпывается его уставными функциями - она гораздо шире. Участие страны в программах МВФ и одобрение со стороны МВФ проводимой данным государством экономической политики служит сигналом для всех кредиторов о возможности предоставления ему кредитов, и наоборот.
Первоначально МВФ был создан для установления и корректировки курсов валют. С переходом к Ямайской системе свободных курсов (Ямайское соглашение 1978 г.) он лишь наблюдает за мировой валютной системой и состоянием валютных курсов. Возможности корректировки складывающейся неблагоприятной ситуации ограничены теперь разнообразными механизмами кредитования неблагополучных стран.
Практически МВФ служит институциональной основой современной валютной системы. Он призван осуществлять регулирование валютно-расчетных отношений между государствами-членами и оказывать им финансовую помощь при возникновении валютных затруднений путем предоставления займов в иностранной валюте [8, с.406].
Принципы МВФ:
Основными функциями МВФ являются:
В 1969 г. МВФ ввел так называемые специальные права заимствования (СПЗ). Это новые мировые деньги, эмитируемые МВФ. К СПЗ нужно относиться так же, как и к любой другой валюте, например, евро. Курс СПЗ ежедневно определяется по курсам 5 ведущих конвертируемых валют и сейчас равен примерно 1,2 долл. США. Хотя СПЗ не удалось стать мировой резервной валютой и их удельный вес в валютных резервах стран не велик, все основные финансовые операции МВФ по-прежнему исчисляют в СПЗ.
МВФ организован по принципу акционерного общества, и число голосов стран-участниц определяется их долей в капитале Фонда. На долю США сейчас приходится 18,2% капитала, а ЕС - 26,7%. Долю 22 развитых государств составляет 60,3% капитала Фонда, и они практически им управляют. Оперативной деятельностью МВФ руководит Исполнительный совет (Совет директоров), назначающий директора-распорядителя.
Финансовые ресурсы Фонда образуются из членских взносов стран-членов. Эти взносы представляют собой квоты, выраженные в единицах СПЗ. Величина квоты определяется уровнем экономического развития страны (объемом ВНП) и ее ролью в мировом хозяйстве и международной торговле [15, с.226]. Сейчас общая сумма квот, или капитал Фонда, оценивается примерно в 200 млрд. долл. [8, с.407]. Квота является ключевым элементом в системе взаимоотношений стран-членов МВФ. Исходя из квот, определяются не только голоса в управлении Фонда, но и возможности заимствования.
Основным источником предоставляемых Фондом кредитов является собственный капитал МВФ и мобилизуемые им заемные средства. Все они находятся на так называемом счете общих ресурсов, через который проводятся все финансовые операции Фонда.
В зависимости от целей и условий кредитования МВФ использует различные механизмы и специально организуемые им внутри себя фонды. Обычная практика кредитования заключается в том, что страна-заемщик покупает у Фонда необходимые ей валютные средства за национальную валюту. После истечения срока займа (3-5 лет, а по отдельным видам займов - 7-10) происходит обратный выкуп. Поскольку заемщиком в большинстве случаев является страна, не имеющая свободно конвертируемой валюты, то эта операция превращается в обычный кредит. За саму операцию Фонд берет 0,5% комиссионных от суммы сделки, а процентная ставка базируется на рыночных котировках.
Обычные
кредитные механизмы Фонда
В своих рекомендациях, имеющих для стран-заемщиков обязательный характер, МВФ придерживается жесткой монетаристской политики. В число его обычных требований входят следующие девять положений-критериев:
1. Макроэкономическая политика должника направлена на обеспечение активного сальдо платежного баланса как главного фактора выплаты основной части долга и процентов.
2. Стабилизация внутреннего спроса за счет ограничения государственных расходов.
3. Использование займов на финансирование производственной сферы, выплата основной части долга и процентов за счет получаемой в производственной сфере прибыли.
4. Обеспечение равновесия государственного бюджета за счет сокращения неоправданных государственных расходов и сдерживания инфляции.
5. Проведение эффективной налоговой политики, способствующей развитию инвестирования и предпринимательства и обеспечивающей сбор налогов для покрытия государственных расходов.
6. Стабилизация денежного обращения, что предполагает проведение девальвации, а в отдельных случаях денежных реформ,
7. Обеспечение максимального использования рыночных механизмов и конкуренции как средства повышения уровня конкурентоспособности народного хозяйства; отмена контроля над ценами и заработной платой, свободный допуск на внутренний рынок и конкуренция со стороны импортируемых товаров.
8. Осуществление структурной перестройки экономики как основы долгосрочного развития. В систему мер в этой области входят: разгосударствление промышленных предприятий и перевод их с бюджетного на кредитное финансирование; развитие экспортных отраслей за счет как налоговых стимулов, так и девальвации, повышающей эффективность экспертной продукции; содействие притоку прямых иностранных инвестиций путем снижения уровня налогообложения и предоставления гарантий на вывоз прибылей.
9. Обеспечение стабильности политической власти, поскольку смена власти влечет за собой решение вопроса о преемственности внешних обязательств, включая займы.
В настоящее время перед МВФ встает ряд проблем, которые требуют более оперативного решения. Многие страны (например, Мексика), послушно выполнявшие все требования и рекомендации МВФ, попадали, тем не менее, в тяжелейшие ситуации. Кроме того, МВФ не смог предотвратить валютно-финансовый кризис в Юго-Восточной Азии, едва не переросший в мировой. Причиной этих неудач является то, что МВФ, по старинке, пытается решать глобальные проблемы локальными методами) [8, с.407]. Тем не менее ныне Международный валютный фонд — это наиболее авторитетная международная организация в сфере валютно-финансовых отношений. Россия с 1992 г. является членом МВФ и пользуется его кредитами [15, с.227].
Информация о работе Международные экономические организации второй половины ХХв