Международные экономические организации второй половины ХХв

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 11:19, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в изучении процесса образования международных экономических организаций и их роли в системе регулирования мирохозяйственных связей.
Исходя из цели, мы ставим перед собой следующие задачи курсовой работы:
раскрыть понятие МЭО;
описать функции МЭО;
дать классификацию МЭО;
изучить историю создания основных МЭО;

Содержание

Введение 3
1 Международные экономические организации
в системе регулирования мирохозяйственных связей 4
Понятие и функции Международных
экономических организаций 4
Классификация Международных
экономических организаций 6
Этапы создания международных
экономических организаций 8
2 Основные международные экономические организации 12
2.1 Международные экономические организации,
регулирующие вопросы помощи развитию. ОЭСР 12
2.2 Международные финансовые организации. МВФ 14
2.3 Международные торговые организации. ВТО. ЮНКТАД 18
2.4 Прочие международные экономические организации.
ЮНИДО. ЕБРР. Институт международных финансов 22
Участие российской федерации в деятельности международных
экономических организаций 26
Заключение 30
Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 234.50 Кб (Скачать)

     Основными направлениями деятельности ОЭСР являются:

    • оказание помощи странам-членам в формулировании целей политики, направленной на достижение экономического и социального развития;
    • содействие проведению скоординированной политики, содействующей обеспечению экономического роста, а также внутренней и внешней финансовой стабильности;
    • содействие устранению препятствий на пути обмена товарами, услугами, а также текущих платежей; дальнейшая либерализация движения капиталов;
    • содействие эффективному использованию экономических ресурсов;
    • поощрение исследований и профессиональной подготовки кадров в области науки и техники;
    • содействие развитию развивающихся стран путем предоставления технической помощи;
    • осуществление отношений со всеми уровнями государственной власти стран-членов;
    • организация выполнения программы работы и контроль за деятельностью, осуществляемой от имени ОЭСР различными ее директоратами: экономики; статистики, окружающей среды; сотрудничество в области развития; торговли; финансов; налогов и предпринимательства; науки, технологии и промышленности; информатики и коммуникаций; бюджетных и финансовых вопросов; администрации и персонала;
    • поддержание связей с другими международными организациями для обеспечения эффективного сотрудничества; сотрудничество с региональными экономическими организациями;
    • обеспечение ОЭСР информацией, необходимой для выполнения ее задач, и взаимного обмена такой информацией между ее членами;
    • проведение на постоянной основе конференций, совещаний, консультаций, исследований; издание информационных материалов: монографии, периодики, технических и статистических бюллетеней, специальной литера туры и материалов конференций [5, с.90-91].

     В составе ОЭСР функционируют свыше 20 специализированных комитетов: по экономической политике, экономике и развитию; торговле; движению капиталов и невидимым сделкам; финансовым рынкам; налоговой политике; праву и политике в отношении конкуренции; потребительской политике; туризму; морскому транспорту; международным инвестициям и многонациональным предприятиям; по энергетической политике; промышленности; стали; по научной и технологической политике; по политике в области информации, компьютеризации и коммуникаций; по делам образования; по вопросам рабочей силы и социальной политики; по вопросам государственного управления; по охране окружающей среды; по сельскому хозяйству; по рыболовству; по товарам и др.

     Комитеты  ведут основную практическую работу организации определяют общеэкономическую политику стран-участниц, осуществляют наблюдение за их экономическим и финансовым положением, готовят ежегодные экономические обзоры по всем странам ОЭСР, выносят рекомендации по вопросам международного регулирования экономических процессов, оказывают консультации правительствам стран-членов по вопросам предоставления займов, субсидий и других финансовых средств развивающимся странам, а также предоставляют им техническую помощь [8, с.404-405].

     В рамках ОЭСР создано несколько автономных организаций:

  • Международное энергетическое агентство (МЭА);
  • Агентство по ядерной энергии (АЯЭ);
  • Центр исследований и нововведений в области образования (ЦИНО);
  • Центр развития ОЭСР [5, с.91].

     Финансирование  ОЭСР осуществляется за счет вкладов  членов организации.

     Все организации группы входят в систему ООН, Основной целью всех организация группы является оказание финансовой помощи развивающимся странам [8, с.405].

     2.2 Международные финансовые организации. МВФ

     Международный валютный фонд (МВФ) является Бреттон-Вудской организацией. Основан в 1944 г. Бреттон-Вудская конференция приняла Соглашение по МВФ, которое играет роль его Устава. МВФ считается специализированной организацией ООН, но по Уставу ООН не имеет право давать ему рекомендации, относящиеся к проводимой им политике. Членами МВФ сейчас являются 185 государств, в том числе Россия. Страны бывшего СССР были приняты в Фонд в 1992 г. Роль МВФ не исчерпывается его уставными функциями - она гораздо шире. Участие страны в программах МВФ и одобрение со стороны МВФ проводимой данным государством экономической политики служит сигналом для всех кредиторов о возможности предоставления ему кредитов, и наоборот.

     Первоначально МВФ был создан для установления и корректировки курсов валют. С переходом к Ямайской системе свободных курсов (Ямайское соглашение 1978 г.) он лишь наблюдает за мировой валютной системой и состоянием валютных курсов. Возможности корректировки складывающейся неблагоприятной ситуации ограничены теперь разнообразными механизмами кредитования неблагополучных стран.

     Практически МВФ служит институциональной основой  современной валютной системы. Он призван осуществлять регулирование валютно-расчетных отношений между государствами-членами и оказывать им финансовую помощь при возникновении валютных затруднений путем предоставления займов в иностранной валюте [8, с.406].

     Принципы  МВФ:

  1. Запрет на манипуляции валютным курсом или международной валютной системой для уклонения от урегулирования;
  2. Обязательство проведения интервенций на валютных рынках для прекращения валютного кризиса;
  3. Обязательство каждой страны учитывать в своей политике интервенций интересы партнеров, в особенности тех, в валюте которых она осуществляет свои интервенции [14, с.168].

     Основными функциями МВФ являются:

    • мониторинг экономической и финансовой ситуации в мировом хозяйстве и предоставление консультационного содействия странам-членам в случаях возникновения кризисных ситуаций;
    • предоставление кредитов (преимущественно краткосрочных и среднесрочных): (а) странам-членам, имеющим дефициты и смежных балансов, с целью оказания им прямой финансовой поддержки и содействия в проведении ими политики, позволяющей устранить этот дефицит; (б) странам с низким уровнем доходов с целью снижения масштабов бедности; (в) странам, пораженным долговым кризисом (последние две группы стран имеют доступ к кредитам МВФ на условиях льготной процентной ставки). Важнейшим условием получения кредитов МВФ в 80—90-е гг. являлось принятие страной-заемщиком положений вашингтонского консенсуса;
    • предоставление технической помощи странам-членам в финансовой сфере, и в том числе с целью внедрения разрабатываемых МВФ стандартов поведения, обеспечивающих стабильность мировой финансовой системы в целом [3, с.175].

     В 1969 г. МВФ ввел так называемые специальные  права заимствования (СПЗ). Это новые мировые деньги, эмитируемые МВФ. К СПЗ нужно относиться так же, как и к любой другой валюте, например, евро. Курс СПЗ ежедневно определяется по курсам 5 ведущих конвертируемых валют и сейчас равен примерно 1,2 долл. США. Хотя СПЗ не удалось стать мировой резервной валютой и их удельный вес в валютных резервах стран не велик, все основные финансовые операции МВФ по-прежнему исчисляют в СПЗ.

     МВФ организован по принципу акционерного общества, и число голосов стран-участниц определяется их долей в капитале Фонда. На долю США сейчас приходится 18,2% капитала, а ЕС - 26,7%. Долю 22 развитых государств составляет 60,3% капитала Фонда, и они практически им управляют. Оперативной деятельностью МВФ руководит Исполнительный совет (Совет директоров), назначающий директора-распорядителя.

     Финансовые  ресурсы Фонда образуются из членских взносов стран-членов. Эти взносы представляют собой квоты, выраженные в единицах СПЗ. Величина квоты определяется уровнем экономического развития страны (объемом ВНП) и ее ролью в мировом хозяйстве и международной торговле [15, с.226]. Сейчас общая сумма квот, или капитал Фонда, оценивается примерно в 200 млрд. долл. [8, с.407]. Квота является ключевым элементом в системе взаимоотношений стран-членов МВФ. Исходя из квот, определяются не только голоса в управлении Фонда, но и возможности заимствования.

     Основным  источником предоставляемых Фондом кредитов является собственный капитал  МВФ и мобилизуемые им заемные  средства. Все они находятся на так называемом счете общих ресурсов, через который проводятся все финансовые операции Фонда.

     В зависимости от целей и условий кредитования МВФ использует различные механизмы и специально организуемые им внутри себя фонды. Обычная практика кредитования заключается в том, что страна-заемщик покупает у Фонда необходимые ей валютные средства за национальную валюту. После истечения срока займа (3-5 лет, а по отдельным видам займов -  7-10) происходит обратный выкуп. Поскольку заемщиком в большинстве случаев является страна, не имеющая свободно конвертируемой валюты, то эта операция превращается в обычный кредит. За саму операцию Фонд берет 0,5% комиссионных от суммы сделки, а процентная ставка базируется на рыночных котировках.

     Обычные кредитные механизмы Фонда включают:

    • Механизмы резервных долей. Страна на время берет свои деньги из Фонда. При этом уплата комиссионных и начисление процентов не производятся.
    • Механизмы кредитных долей. Средства в иностранной валюте, составляющие 100% величины квоты страны, могут быть ею получены за четыре транша по 25% квоты. Каждый транш соответствует кредитной доле. Предоставление каждой кредитной доли обусловливается выполнением определенных условий.
    • Соглашения о резервных кредитах. Удовлетворив определенные макроэкономические условия Фонда, страна может получить оговоренную в соглашении сумму в любое время в течение действия соглашения. Это эквивалентно открытию для страны кредитной линии МВФ.
    • Механизмы расширенного и дополнительного финансирования. Кредитование среднесрочных программ с целью преодоления трудностей с платежными балансами, вызванных макроэкономическими проблемами. При обращении за таким кредитом страна должна изложить свою программу преодоления трудностей и выхода из кризиса. Кредиты предоставляются, если программа одобрена Фондом. Механизм дополнительного финансирования отличается от расширенного тем, что он предполагает финансирование не из собственных, а из заемных средств Фонда.

     В своих рекомендациях, имеющих для  стран-заемщиков обязательный характер, МВФ придерживается жесткой монетаристской политики. В число его обычных  требований входят следующие девять положений-критериев:

     1.  Макроэкономическая политика должника направлена на обеспечение активного сальдо платежного баланса как главного фактора выплаты основной части долга и процентов.

     2. Стабилизация внутреннего спроса за счет ограничения государственных расходов.

     3. Использование займов на финансирование производственной сферы, выплата основной части долга и процентов за счет получаемой в производственной сфере прибыли.

     4. Обеспечение равновесия государственного бюджета за счет сокращения неоправданных государственных расходов и сдерживания инфляции.

     5.  Проведение эффективной налоговой политики, способствующей развитию инвестирования и предпринимательства и обеспечивающей сбор налогов для покрытия государственных расходов.

     6. Стабилизация денежного обращения, что предполагает проведение девальвации, а в отдельных случаях денежных реформ,

     7. Обеспечение максимального использования рыночных механизмов и конкуренции как средства повышения уровня конкурентоспособности народного хозяйства; отмена контроля над ценами и заработной платой, свободный допуск на внутренний рынок и конкуренция со стороны импортируемых товаров.

     8. Осуществление структурной перестройки экономики как основы долгосрочного развития. В систему мер в этой области входят: разгосударствление промышленных предприятий и перевод их с бюджетного на кредитное финансирование; развитие экспортных отраслей за счет как налоговых стимулов, так и девальвации, повышающей эффективность экспертной продукции; содействие притоку прямых иностранных инвестиций путем снижения уровня налогообложения и предоставления гарантий на вывоз прибылей.

     9. Обеспечение стабильности политической власти, поскольку смена власти влечет за собой решение вопроса о преемственности внешних обязательств, включая займы.

       В настоящее время перед МВФ встает ряд проблем, которые требуют более оперативного решения. Многие страны (например, Мексика), послушно выполнявшие все требования и рекомендации МВФ, попадали, тем не менее, в тяжелейшие ситуации. Кроме того, МВФ не смог предотвратить валютно-финансовый кризис в Юго-Восточной Азии, едва не переросший в мировой. Причиной этих неудач является то, что МВФ, по старинке, пытается решать глобальные проблемы локальными методами) [8, с.407]. Тем не менее ныне Международный валютный фонд — это наиболее авторитетная международная организация в сфере валютно-финансовых отношений. Россия с 1992 г. является членом МВФ и пользуется его кредитами [15, с.227].

Информация о работе Международные экономические организации второй половины ХХв